СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики в 9 классе по теме "Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Правильный многоугольник. Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики в 9 классе по теме "Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника"»

23 декабря 2016 год.

Урок геометрии в 9 классе.

Учитель. Шувакина Р.Н.

Тема. Правильный многоугольник. Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

Цель темы – расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках.

Цели урока:

Развивающая: развивать логическое мышление учащихся посредством использования логических операций: сравнения, обобщения, анализа и синтеза при решении задач различными способами; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, формировать ключевые компетенции учащихся .

Образовательная: создать условия для закрепления учащимися основных формул  (вычисления площадей и сторон правильных многоугольников;  радиусов вписанных и описанных окружностей)  и применения этих формул для решения практических задач.

Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, умения преодолевать трудности при достижении цели, умения работать в группе.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

 Методы обучения: сочетание репродуктивного, частично поискового и исследовательского, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: мультимедийная  доска, раздаточный материал:  конверты, карточки разрезные, индивидуальные таблицы, листы самооценки.





Урок проводится в форме соревнования двух команд «Вундеркинды»: Корнеев С.- магистр, Лозбякова В., Фильчагин М., Топоркова А.,Попов Д., Бозоян А - специалисты;

«Гении»: Бозоян Э.- магистр, Мстоян Э., Джавоян А., Брянцева Д., Чатоян А., Самохвалов Д., Джавоян Б.- специалисты.

 За каждый вид работы ученики могут заработать определенное число баллов, эта информация объявляется ученикам в начале урока и доступна в течение всего урока. Счёт игры фиксируется на доске. Весь урок сопровождается презентацией.











ХОД УРОКА.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Методы и формы.

1. Организационный момент


Распределение учителем на две группы  «Гении» и «Вундеркинды».

Раздаю листы самооценки.

Подписывают листы самооценки.


2. Определение темы урока по стихотворению





3. Целеполагание.  Мотивация



О чём же идёт речь в данном стихотворении?









Тема нашего урока сегодня «Правильные многоугольники».

Мы уже изучаем их сегодня 4-ый урок и многие свойства знаете.

На этом уроке расширим знания о многоугольниках и поучимся решать задачи.


  Со времён Пифагора известны они.

 В них равные стороны и равны углы

  Их встретим в орнаментах и на паркетах

  В стихотворениях разных поэтов

  И даже пчёлы с ними работают

  Строя в их форме домики-соты.

О. Панишева.



(о правильных многоугольниках)




Цель ставится совместно с учащимися: расширить и систематизировать знания о многоугольниках.

Методы сотрудничества,  создание ситуации успеха,  увлеченности поиском неизвестного. Проблемно-поисковые методы.


4. Актуализация опорных знаний и умений.

«Математический  футбол»


«А знаете ли вы?» 

Я поочерёдно буду задавать вопросы каждой команде.  Первым даётся право ответить специалистам, которые могут принести своей команде 3 балла. Если не ответили специалисты, отвечают магистры, и команда получает 2 балла.

--Какой многоугольник называется выпуклым? 
– Какой многоугольник называется правильным? 
– Какой треугольник является правильным? Почему? 
– Является ли правильным четырехугольником прямоугольник? Почему? 
– Является ли правильным четырехугольником ромб? 
– Является ли правильным четырехугольником квадрат? 



Технология личностно-ориентированного обучения:  В каждой команде есть магистр и специалисты.

5. Проблемная беседа.


Ребята,

А где найти применение правильным многоугольникам в жизни. (Оценивается активность в беседе до 3 баллов)

– Где вы могли видеть правильные многоугольники?



Ответы учащихся. Презентации.


1) Паркет – это покрытие плоскости  многоугольниками без пропусков и наложений.

– Из каких правильных многоугольников можно построить правильный паркет?

– Какое необходимое условие для построения паркета? (в узле 360 градусов, т.е. каждый угол содержит 360о в сумме всех многоугольников)

2) Пчелиные соты

  1. Состоят из множества шестигранных ячеек. Такое строение сот придает им необходимую прочность, кроме того, шестигранная форма ячеек требует   наименьших затрат строительного материала (воска).  На постройку одной пчелиной ячейки уходит около 13 мг воска, на постройку всей соты – 140-150 граммов.

  2. То, что творит архитектор – пчела  поистине уникально. Энергетическое строение Вселенной сегодня изучается квантовыми физиками, и оно идеально соответствует строению восковых сот.

  3. А знаете ли Вы, что если на вощине сделать угол шестигранника на несколько тысячных радиан больше или меньше, то пчела сгрызет до основания этот участок и перестроит заново.

3) Сечение гайки, болта и многих технических деталей, карандашей имеет вид правильного шестиугольника.

4) Некоторые сложные молекулы углерода (например, графит) имеет гексагональную кристаллическую решетку.

5) Из лоскутков тканей можно изготовить своими руками покрывала, наволочки, коврики, одеяла



Этапы урока

Учитель

Ученики

Методы и формы.

6.  Решение задач.


Задача №1. Около правильного многоугольника описали окружность. Можете ли вы предложить три   способа нахождения центра этой окружности? (за каждый способ – 3 балла)

(устно с экрана)





Где расположены центры вписанной и описанной окружностей?

Значит существует связь между

R , r , a.

Она выражается двумя основными формулами.

Кто сможет записать их на доске?



Из этих двух формул на прошлом уроке мы вывели 12 формул, которые назвали частными случаями. У вас на столах есть карточки с ними. Если желаете, то сейчас вы можете использовать их при решении задач в готовом виде.

Каждая команда получает по две задачи. В течении нескольких минут вы решаете их, определяете того, кто из команды объясняет на доске одну из задач, которую после решения вытащите.

Задача №2. В правильный шестиугольник ABCDEF, со стороной 8 см, вписан правильный треугольник A 1B 1C 1. Найдите отношение радиуса окружности, вписанной в треугольник A 1B 1C 1, к радиусу окружности, вписанной в шестиугольник ABCDEF. (7 баллов)

Задача №3. Жители села решил разбить клумбу в парке отдыха. Клумба имеет вид правильного шестиугольника без правильного треугольника, вершины которого совпадают с вершинами шестиугольника. Сторона шестиугольника 6 метров. Вычислите площадь этой клумбы. Определите плату за вскапывание клумбы, если за  вскапывание 1 кв. м  земли надо платить 30 рублей. (7 баллов)


  1. Точка пересечения биссектрис углов правильного многоугольника.

  2. Точка пересечения серединных перпендикуляров правильного многоугольника.

  3. Если число сторон чётное, то точка пересечения больших диагоналей.



Ответ. Они совпадают.



Записывают формулы.































Решают две задачи самостоятельно, а затем по одному человеку из команды выходят к доске и объясняют.

Команда соперников имеет право задавать вопросы по решению, а члены своей команды помогать отвечающему, конечно, поднимать руку.

Дифференцированная работа.



7.  Групповая самостоятельная работа









Взаимопроверка.


«Магистры»  каждой команды получают 4 конверта  с надписями  «Треугольник», «Квадрат», «Шестиугольник»,  «Для всех многоугольников» и разрезанные карточки со свойствами, которые нужно распределить по конвертам.









Поменяемся конвертами и проверим по верным ответам.


  

Раскладывают в конверты карточки.






Групповая самостоятельная работа;  методы: анализ, синтез, сравнение; создание ситуации  увлеченности поиском неизвестного –

5 баллов

Коммуникативные методы, сотрудничество в группе, самоуправление, создание ситуации   увлеченности поиском неизвестного



«Определите вид многоугольника, если…

- каждый его внутренний угол равен 60°, 90°,120°;

- каждый его внешний угол равен 120°, 90°, 60°;

- радиус описанной окружности в два раза больше радиуса вписанной окружности;

-каждая сторона равна радиусу описанной окружности;

-каждая сторона в два раза больше радиуса вписанной окружности;

-из каждой вершины многоугольника можно  провести две диагонали;

-из каждой вершины можно провести три диагонали, две из которых равны между собой;

-центральный угол равен 60°, 90°,120°;

-все его диагонали равны;

-середины правильного 12-угольника соединили через одну;

- сумма внешних углов равна 360°;

-сумма его внутренних углов равна сумме его внешних углов;

-центры вписанной и описанной окружностей совпадают;

-каждый его внутренний угол равен центральному углу;

-вершины правильного 8-угольника соединили отрезками через одну;

-равны все внутренние углы многоугольника;

- многоугольник вписан в окружность и все его стороны равны;

-многоугольник вписан в окружность и все его углы равны.

Проверяйте:

«Треугольник»: внутренний угол равен 60°;

внешний угол равен 120°

R = 2r;

центральный угол равен 120°.
«Квадрат»:

внутренний угол равен 90°;

внешний угол равен 90°

 a = 2R;

центральный угол равен 90°;

все диагонали равны;

сумма внутренних углов равна сумме внешних углов;

вершины правильного восьмиугольника соединили через одну.
«Правильный шестиугольник»:

внутренний угол равен 120°;

внешний угол равен 60°; 

R = a из каждой вершины можно провести три диагонали, две из которых равны между собой; центральный угол равен 60°;

вершины правильного двенадцати угольника соединили через одну.
«Для всех правильных многоугольников»:

центры вписанной и описанной окружностей совпадают; 

сумма внешних углов 360°;

каждый внутренний угол равен центральному;

равны все внутренние углы многоугольника;

многоугольник вписан в окружность и все его стороны равны;

многоугольник вписан в окружность и все его углы равны.



Этапы урока

Учитель

Ученики

Методы и формы.

8.  Самостоятельная дифференцированная работа.


Сейчас самостоятельная работа.

Задачи подобраны по уровню сложности для каждого из вас.

Задача 1. В окружность вписаны правильные треугольник и четырёхугольник. Периметр треугольника равен 6 6 см. Найдите периметр четырёхугольника.

Задача 2.Найдите площадь правильного треугольника, если радиус описанной около него окружности равен 4см.

Задача 3 . Найдите углы правильного восьмиугольника.



Задание 4. Построить правильный восьмиугольник, двенадцатиугольник.








Оськин- Мстоян













Зятева- Корнеева





Савочкин - Суконкина







Дурнова – Шамоян


Дифференцированная работа.

9. «Аукцион» 

Задание: Вспомнить как можно больше свойств и понятий, связанных с данной фигурой – 4 балла



Приём мозговая атака.

10. Конкурс «Догадался сам – объясни другому» 

оценивается в 5 баллов. Право ответа предоставляется команде, догадавшейся первой.


На рисунке изображена лишь небольшая часть

правильного многоугольника.

Как узнать простейшим способом, сколько у него сторон? Как закончить построение многоугольника?







11. Подведение итогов урока

Подведение итогов игры путём подсчёта баллов, заработанных «Магистрами»  и «Специалистами»  каждой команды.

12. Постановка домашнего задания  (Технология личностно-ориентированного обучения)

Задание ученики выбирают по желанию из предложенных:

1) повт. П.105-109.

2) Решить задачу №1092. 
3) Изготовить узор, паркет, др. из правильных многоугольников



10. Рефлексия



«Считай несчастным тот день или тот час,

в который ты не усвоил ничего нового

и ничего не прибавил к своему образованию»

Я.А.Каменский

Закончите фразы…

Сегодня на уроке:

– Мы повторили _________;      


– Мы закрепили умения _________;     


– Теперь я могу _______________.







Приложения























Листок самооценки.



Виды работ.

Оценка моей работы.

Оценка работы команды.

  1. Настрой на работу на уроке.



2.Математический футбол.



3.Применение правильных многоугольников.



  1. Решение задач и их защита.



  1. Групповая самостоятельная работа.



  1. Аукцион (свойства треугольника)



  1. Конкурс «Догадался сам – объясни нам»



Рефлексия.



Закончи фразы…

Мы повторили___________________________________________________________________________________________________________

Мы закрепили умения _____________________________________________________________________________________________________

Теперь я могу ____________________________________________________________________________________________________________




Задачи.

Задача №1. Около правильного многоугольника описали окружность. Можете ли вы предложить три   способа нахождения центра этой окружности? (за каждый способ – 3 балла)



Задача №2. В правильный шестиугольник ABCDEF, со стороной 8 см, вписан правильный треугольник A 1B 1C 1. Найдите отношение радиуса окружности, вписанной в треугольник A 1B 1C 1, к радиусу окружности, вписанной в шестиугольник ABCDEF. (7 баллов)

Задача №3. Жители села решил разбить клумбу в парке отдыха. Клумба имеет вид правильного шестиугольника без правильного треугольника, вершины которого совпадают с вершинами шестиугольника. Сторона шестиугольника 6 метров. Вычислите площадь этой клумбы. Определите плату за вскапывание клумбы, если за  вскапывание 1 кв. м  земли надо платить 30 рублей. (7 баллов)



Задача 1. Найдите углы правильного восьмиугольника.





Задача 2. В окружность вписаны правильные треугольник и четырёхугольник. Периметр треугольника равен 60 см. Найдите периметр четырёхугольника.

Задача 3.Найдите площадь правильного треугольника, если радиус описанной около него окружности равен 4см.



Задание 4. Построить правильный восьмиугольник, двенадцатиугольник.



Формулы.

Число сторон многоугольника п.

Выражение радиусов вписанной (rn) и описанной (Rn) окружностей через сторону аn многоугольника

n

R=

r=

3

R3=

r3=

4

R4=

r4=

6

R6=

r6=



Число сторон многоугольника п.

Выражение стороны ап многоугольника через радиусы вписанной (rn) и описанной (Rn) окружностей.

Rn

rn

n

an=

an=

3

a3=

a3=

4

a4=

a4=

6

a6=

a6=













Подведение итогов игры - подсчёт баллов.




«Гении»

«Вундер-

кинды»

  1. Настрой на работу на уроке.



2.Математический футбол.



3.Применение правильных многоугольников.



  1. Решение задач и их защита.



  1. Групповая самостоятельная работа.



  1. Аукцион (свойства треугольника)



  1. Конкурс «Догадался сам – объясни нам»



Итого. 







26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!