СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка учебного занятия (урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка учебного занятия

Просмотр содержимого документа
«Разработка учебного занятия (урок)»

Урок русского языка в 3 классе по теме «Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».

Цель: формировать умение работать с наглядным материалом, составлять текст

Задачи:

  • познакомить учащихся с художником, его творчеством, с историей создания картины;

  • формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины;

  • формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств;

  • обогатить словарь учащихся.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Здравствуйте, дети. Как идут ваши дела? Какое у вас сегодня настроение?

  2. Вступительная беседа.

Ребята, давайте представим, что мы входим в картинную галерею. Посещаем один зал, другой, третий. И вот на глаза нам попадается картина во всю стену. Это полотно А. А. Рылова «В голубом просторе». Перед ней останавливаются и дети, и взрослые, настолько она притягивает взгляд. Давайте и мы постараемся понять тот мир, который создал Аркадий Александрович Рылов.

Аркадий Александрович Рылов - известный русский живописец-пейзажист, график и педагог. В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.

Вырос Аркадий Александрович в городе Вятка на берегу большой судоходной реки Вятка, притока Камы. Когда леса подступали к городу, он вместе с двумя своими братьями полюбил всем сердцем природу.

Когда они были примерно вашего возраста, их уже отпускали с ночевкой по реке. Как он любил это время, ведь у него была полная свобода, посиделки у костра. Он ощущал на природе полет, простор. Благодаря этим ощущениям он и стал художником.

Рылов всегда хотел быть наедине с природой. У него даже дома в горшочках росли березки, елочки, маленькие сосны. Жили муравьи, птицы и ящерицы. Он мечтал жить тихой, сосредоточенной жизнью, творить на природе. Поэтому, птицы были частыми героями его картин. Однажды летом на Каме Рылов увидел двух летящих лебедей. Громадные белые птицы, пронзительно-голубое небо, рыжая вода - это видение заворожило художника. Он создаёт картину «В голубом просторе». Аркадий Рылов написал ее в 1918 году. Создавал он её в тяжелейших условиях, зимой, работая в промёрзшей мастерской в шубе и в валенках, растапливая остатками мебели печурку, чтоб только не замёрзли руки и краски, но трудности не пугали художника. Картина получила огромный успех.

... Легко и свободно парят прекрасные белые птицы в пронзительно светлом голубом просторе. Вздыхают внизу сине-зелёные, тяжёлые морские воды. И нас словно обдувает свежим северным ветром, манит море, охватывает чувство свободы и простора.

III.        Беседа по содержанию картины.

А давайте мы с Вами вспомним, что такое пейзаж. (Изображение природы.)

Где, в каких видах искусства мы встречали этот жанр? (В живописи, в литературе,)

-        Можно ли считать картину Рылова пейзажем? Что изобразил художник? (Да, это пейзаж. Здесь дано изображение природы: небо, море, пустынный скалистый берег, гордые и прекрасные птицы.) Какое время года изображено на этой репродукции? Что нам помогает сделать такой вывод? (Это весна: птицы возвращаются с юга домой, к северным берегам. Тёмно-зелёные морские волны кажутся ещё холодными, но в них уже отражаются, их просвечивают лучи солнца, скрытого за облаками. Рыжий берег пустынен, на нём видны последние остатки снега. Небо ярко-голубого цвета, как это бывает весной.)

Назовите мне, пожалуйста, название картины («В голубом просторе».)

А теперь давайте выясним лексическое значение слова «простор»

Значение в толковом словаре.

  1. свободное, обширное пространство;

  2. свобода, раздолье.

Подберите синонимы к этому слову и определения.

Простор 

Раздолье

Даль 

Щирота

Свобода

Воля

простор

широкий

вольный

бескрайний

безграничный

необозримый

необъятный

С помощью чего здесь создается впечатление простора? (С помощью изображения безграничного неба и бескрайнего моря; с помощью изображения движения волн, птиц, корабля, их устремлённости к цели.)

Обратите внимание на формат полотна. Где на картине находится линия горизонта? Почему? Какое впечатление создаётся у нас с помощью этого приёма? (Формат картины прямоугольный, вытянутый по горизонтали. Линия горизонта расположена ниже уровня глаз зрителя, она чётко обозначена границей моря и неба. Большую часть картины занимает небо. Это и создаёт ощущение простора. Мы смотрим как бы с высоты птичьего полёта. Кажется, что мы летим вместе с птицами высоко над морем, над пустынной землёй.)

Физкультминутка

Хома, Хома, хомячок, полосатенький бочок (трут бока руками)
Хома раненько встает, (потягиваются)
Щечки моет (тереть щеки руками)
Лапки трет (движения мытья рук)
Подметает Хома хатку (метут воображаемыми метлами)
И выходит на зарядку (маршируют)
Раз (руки вперед)
Два (руки вверх)
Три (руки в стороны)
Четыре, пять (трясут кистями рук)
Хомка хочет сильным стать. (руки согнуты к плечам, кисти сжаты в кулаки, мускулы рук напряжены, как у силачей).

Продолжение по теме урока

Что изображено на переднем плане? (Лебеди летят навстречу солнцу.)

Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Владимира Алексеевича Гиляровского, посвященное А. А. Рылову. Найдите имена прилагательные, характеризующие лебедей.

Камою жёлтою лебеди белые

Тянутся к северу, в тундры холодные,

Мчатся красивые, гордые, смелые,

Вечно могучие, вечно свободные!

С жаркого юга, лучами спалённого,

К озеру в тень под берёзы плакучие

Манят их радости «шума зелёного»

Свежестью бодрою, силой могучею.

Какие лебеди?

        Лебеди

        Белые

        Красивые

        Прекрасные

        Смелые

        Гордые

        Могучие

        Вольные

        Свободные

Что они делают?

        Лебеди

        Летят

        Тянутся        

        Мчатся

Куда летят лебеди? (Лебеди летят навстречу солнцу. Оно скрыто за облаками, но о его присутствии мы можем догадаться по тени, падающей на птиц и облака.)

Где летят лебеди? (Лебеди летят по небу, над морем.)

Давайте поговорим о цвете, характеризующем небо и море.

Какие краски преобладают в картине?

Какое небо?

        Небо

        Голубое

        Ярко-голубое

        Синее

        Светло-синее

        лазурное

Посмотрите на море под птицами. Какое оно? (Море под птицами тёмное, и становится тревожно за прекрасных лебедей.)

Море        волны

Синее                тёмные

Сине-зелёное        неспокойные

Тёмно-синее            волнуются

Тёмное

Тревожное

Что мы видим на небе? (На небе облака.)

Какие они? А что они делают? Стоят ли на месте? (Облака на картине живые. Они вместе с птицами летят навстречу солнцу).

Облака

Белые

 Пушистые

Живые

 Движутся

Летят

Что ещё мы видим на картине вдали? (Берег и корабль, плывущий по морю.)

Какой вдали берег?

Берег

Скалистый

Пустынный

Рыжий

Покрыт остатками снега

 По морю плывёт корабль. Какой он? (Корабль тоже как лебедь в просторе. Его паруса похожи на перья в крыльях. Он стремится туда же, куда и лебеди, домой. Хочется оказаться на этом корабле среди начинающих бушующих морских волн и плыть вперёд с надеждой и уверенностью туда, куда так гордо несутся красивые белые птицы.)

Корабль

С белыми парусами

Освещен солнцем

 Одинокий

Какие цвета преобладают в картине? Почему художник назвал её «В голубом просторе»? (В картине два главных повторяющихся цвета - белый и синий со всеми его оттенками, они помогают построить композицию картины: сине-голубое небо - тёмно-синее море, белые лебеди и облака - белые паруса корабля. В правом нижнем углу - остров. Земля на нём коричневато-рыжеватого цвета. Но и он покрыт остатками белого снега.)

Какое настроение вызывает просмотр этой картины? (Радости, надежды, но к ним добавляется немного тревоги.)

            Выберите слова, характеризующие это эмоциональное состояние.
Радость        лёгкость

Ликование        счастье

Торжественность        надежда

Бодрость        свобода

тревога        раскрепощённость

Какие радости жизни хотел передать художник на этой картине? Приходилось ли вам испытывать что- либо подобное? (Радость голубого неба, ликование от свободного и быстрого полёта, счастье возвращения на родину, домой, ощущение лёгкости и бодрости от свежего ветра, дующего над морем.)

IV.        Составление плана сочинения.

  1. Голубой простор.

  2. Вольные птицы.

  3. Окно в прекрасный мир.

V.   Рефлексия.     Ребята, давайте подведем итог, что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?   

А как можно начать сочинение?

  После ответа на вопросы учитель предлагает детям, которые испытывают затруднения варианты для начала текста сочинения .

Перед нами картина А. А. Рылова «В голубом просторе». Передо мной необозримые дали картины А. А. Рылова «В голубом просторе». На картине художника А. А. Рылова бескрайний голубой простор.

VI.     Домашнее задание. Написать сочинение по картине А.А.Рылова




Скачать

© 2020 102 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!