Министерство образования и науки Астраханской области
ГАПОУ «Астраханский социально – педагогический колледж»
Специальность 44.02.02. «Преподавание в начальных классах»
Сообщение
По общеобразовательной дисциплине: МО ЦО
«Разработка требований к электронным средствам учебного назначения»
Выполнила студентка
Группы 3 ШК
Калинина А.А.
Проверил преподаватель:
Кульченко О.Н.
Астрахань 2021
Требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) можно разделить на группы:
- дидактические (научность, доступность, проблемность, наглядность, активизация, систематичность и последовательность, прочность усвоения, единство обучения, развития и воспитания);
- специфические (адаптивность, интерактивность, визуализация, интеллектуальное развитие, системность, полнофункциональность, целостность и непрерывность);
- методические (взаимосвязь и взаимодействие, разнообразие тренировки);
- психологические (вербально-логическое и сенсорно-перцептивное восприятие, устойчивость и переключаемость внимания, память, теоретическое понятийное и практическое наглядно-действенное мышление, воображение, мотивация, учет возраста);
- технические (надежные и универсальные ПК, устойчивые и защищенные ЭОР, простые, тестируемые, различные носители);
- сетевые (архитектура «клиент-сервер», телекоммуникации, сетевые ОС и Интернет-навигаторы, средства администрирования процесса обучения, коллективной работы, внешней обратной связи);
- эргономические (дружественность, выбор темпа, последовательности, адаптация к индивидууму);- эстетические (упорядоченность, выразительность элементов, цвета, размера, расположения, сочетания возрасту);
- документация (полнота для эффективности эксплуатации, мобильности использования компонентов);
- по уровням образования (общее - специальное, профессиональное, дополнительное) и типам занятий (лекции, семинары, лабораторные, консультации, аттестация).
Процесс создания образовательных электронных изданий должен обеспечивать производство образовательных электронных изданий (ОЭИ), отвечающих системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических требований. Как и сами ОЭИ, требования к ним можно классифицировать согласно нескольких различных критериев.
Все требования к образовательным электронным ресурсам можно разделить на две основные группы: требования, инвариантные относительно уровня образования, имеющие отношение ко всем, без исключения, ОЭИ и специфические требования, предъявляемые к ОЭИ для общего среднего, высшего профессионального, дополнительного образования, а также обучения людей с ограниченными возможностями.
Основные этапы разработки электронных средств учебного назначения:
1. Изучение и анализ состава и технических возможностей средств ИКТ, имеющихся в конкретном учебном заведении.
2. Анализ содержания дисциплины, выявление наиболее сложных разделов и тем; определение видов занятий, на которых целесообразно использовать средства ИКТ для выполнения следующих задач:
* предъявление нового учебного материала, хранящегося в базах данных, системах гипермедиа и мультимедиа;
* компьютерная визуализация учебной информации, моделирование протекания различных процессов и явлений;
* имитация работы изучаемых объектов, машин;
* автоматизация процессов расчета, контроля, управления учебной деятельностью и др.
3. Изучение и анализ передового опыта, выбор нужного типа электронного средства учебного назначения, адаптация существующих программных продуктов (если есть такая возможность) или разработка авторских педагогических приложений.
4. Формирование структуры, состава и содержания электронных средств учебного назначения.
5. Проверка выполнения комплекса специальных требований. Разрабатываемые программные средства должны соответствовать основным требованиям:
· психолого-педагогическим требованиям;
· техническим требованиям;
· эргономическим требованиям;
· эстетическим требованиям;
· требованиям к оформлению документации.
Психолого-педагогические требования включают в себя дидактические и методические требования, обоснование выбора тематики, проверку эффективности применения.
Технические требования содержат условия обеспечения устойчивой работы системы, компьютера, всего комплекса программных и программно-аппаратных средств, защиты от несанкционированных действий.
Эргономические требования учитывают возрастные особенности обучаемых, обеспечивают повышение уровня мотивации обучения, определяют требования к изображению информации и режимам работы.
Основные функции компонентов процесса обучения информатике с применением электронных средств учебного назначения:
· функциональное назначение электронного средства учебного назначения (электронного учебника и т.п.).
· функциональное назначение базы знаний учебного назначения.