СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка технологических карт по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта. Урок 85. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть "Последний поклон".

Просмотр содержимого документа
«Разработка технологических карт по литературе»

Урок 85. Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон».

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Учитель

Замотаева Айгуль Раисовна

Педагогическая цель

Познакомиться с биографией В.П. Астафьева, историей создания книги «Последний поклон»; выразительно читать текст; выделять главное в сообщении; художественно пересказывать текст.


Задачи урока

Образовательная: создать условия для ознакомления с фактами из биографии писателя; показать автобиографический характер сборника рассказов «Последний поклон», своеобразие его композиции и языка.

Развивающая: продолжить развитие умений работать с текстом учебника, способствовать формированию представления о В. П. Астафьеве как современном русском писателе.

Воспитательная: формировать познавательные интересы, направленные на изучение русской литературы; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции.


Тип, вид урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемы результаты

(предметные)

Учащийся научится владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;


Личностные результаты

Умение осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.


Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, смысловое чтение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Коммуникативные : развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества со взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Формы и методы обучения

Фронтальная ( обсуждение), групповая (выразительное чтение по ролям).

Понятия и термины

Автобиографичность, эпизод, фабула.

Образовательные ресурсы

1. Астафьев, В. П. Последний поклон / В. П. Астафьев. – Режим доступа : http://lib.ru/PROZA/ASTAFIEW/poklon.txt

2. Полухина, В. П. Произведения о Великой Отечественной войне / В. П. Полухина // Литература. 6 класс. Методические советы. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_6kl_Metod/6.html


Оборудование

можно использовать презентацию с сайта Захаровой Л.И.




Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

1

2

3

4

5

I.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку.

Наблюдение, устные ответы

II. Актуализация учебной деятельности и пробное учебное действие.


Фронтальная беседа.

Проверка домашнего задания.

Организовывает актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Проверяют и объясняют домашнее задание.

Ведут диалог с учителем.


Устные ответы

III. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Фронтальная беседа.

Создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)


- Посмотрите на содержание урока, с тем чтобы определить тот круг новых знаний и умений, которые необходимо будет освоить.

1. Учебная статья «Виктор Петрович Астафьев».

2. История создания книги «Последний поклон».

- Итак, как мы сможем сформулировать тему урока?


Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы.



Формулируют тему урока. Поясняют важность изучения новой темы. Формулируют цель урока. Решение учебной задачи.

Выступает ученик с докладом о творчестве писателя.

Устные ответы


IV. Овладение новой учебной единицей

Работа по учебнику

Нам предстоит познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Это произведение вошло в его книгу «Последний поклон». Вот как рассказывает о замысле книги сам автор:

«Я жил в родной деревне, смотрел на своих односельчан, занятых земельным и рабочим повседневным делом, и думал … кто расскажет о их вечной жизни и о труде, которым земля и всё на земле держится?

… словом, думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне, стараясь не особо-то унижать и не до небес возвышать их словом. Они были интересны мне и любимы мной такими, какие есть на самом деле, и жизнь их обыкновенная была привлекательней всех выдуманных, из папье-маше слепленных, бутафорской краской выкрашенных героев, у которых всегда грудь вперёд и «передовая мысль» наготове.

Вот и начал я помаленьку да полегоньку писать рассказы о своём детстве, о селе родном и его обитателях, о дедушке и бабушке, ни с какой стороны не годных в литературные герои той поры. Первоначально цикл рассказов и назывался «Страницы детства». Рассказы писались легко, быстро, радуя сердце. С появлением рассказов «Конь с розовой гривой» и «Монах в новых штанах» я понял, что из всего этого может получиться книга. И она получилась. В 1968 году в Перми вышла книга под названием «Последний поклон». Я долго искал это название, а оно уже было в книге – так называлась одна из глав. И однажды мой товарищ ткнул пальцем в это название».

Просит выразительно прочитать учебную статью «Виктор Петрович Астафьев».


Слушают учителя. Составляют опорную запись в тетради.













































Читают статью и делают записи в тетрадях.


Письменная работа

V. Физ.минутка


Проводит релаксационные упражнения:

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь!

(1-2- стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4- основная стойка.)


Выполняют упражнения.

Наблюдение

VI. Первичное закрепление. Реализация построенного проекта.

Фронтальная беседа.

Просит дать художественный пересказ эпизода.







Зло в этом мире существует, но только подчёркивает силу добра. Никакое предательство, никакая подлость, по убеждению автора, не остаются безнаказанными. Добро человеческое «никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть».

Повесть много раз была переиздана, однако её первое издание, по признанию многих, остаётся самым ярким. Талантливая работа пермских художников Веры и Алексея Мотовиловых делает книгу настоящим произведением искусства.

Просит выразительно прочитать очерк «Русская мелодия».


Просит рассмотреть внимательно иллюстрации А. Мотовилова к повести «Последний поклон» и фотографии Енисея и Красноярска В.П. Астафьева.

Сообщение учителя.

На родине Виктора Астафьева – в деревне Овсянка под Красноярском – установлена бронзовая скульптурная композиция работы Владимира Зеленова, выполненная в натуральную величину. В Овсянке открыт мемориальный музейный комплекс, посвящённый писателю.

Памятник Виктору Астафьеву установлен и в Красноярске. Авторы работы – московский скульптор Игорь Линевич-Яворский и народный архитектор Арэг Демирханов.

Астафьев не хотел, чтобы после смерти ему пели дифирамбы и возводили монументы. Тем не менее это происходит. Однако почитатели творчества писателя уверены, что главным памятником Виктору Астафьеву навсегда останутся его книги.

Художественный пересказ «Далёкая и близкая сказка» с включением выразительного чтения эпизода от слов «Не знаю, сколько я просидел на крутом яру Енисея…» до слов «… это и была моя родина, близкая и тревожная».


Слушают учителя















Выразительно читают очерк «Русская земля»


Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои мнения, формулируют предположения.





Слушают и делают записи в тетрадях.




Устные ответы





























Письменная работа

VII. Закрепление изученного.


Фронтальная беседа.

- Каков смысл названия книги «Последний поклон»?

Последний поклон – это всегда поклон родному миру, это радостное чувство, сопутствующее всему тому хорошему, что было в этом мире, и это горечь о том злом, дурном, жестоком, что в этом мире есть, и за всё дурное в родном мире его сыну ещё больней.

- Назовите имя иллюстратора произведения книги «Последний поклон». Почему В.П. Астафьев так ценил первое издание?

- Что вам более запомнилось в рассказе «Далёкая и близкая сказка»?

- Какую цель реализовали в ходе анализа текста?

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения.

Устные ответы

VIII. Рефлексия


Фронтальная работа

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

Д.З. 1. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

2. Подготовить вопросы к рассказу «Конь с розовой гривой».

3. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о русской печи.

4. Лексическая работа: объяснить значение слов возводить, ковырять, туесок, ништяк, студёная вода, бадога.

5. Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Бабушки Петровны испугался! Эх ты!» до слов «Может, ещё шанег прихватишь либо пирог».


Высказывания учащихся.

Отвечают на вопросы. Оценивают свое состояние.

Записывают дом.задание.

Устные ответы





Очерка «Русская мелодия».

Я держу в руках книгу, мою повесть «Последний поклон». «Мою», — говорю я и задумываюсь: какая же она моя, когда ушла от меня и принадлежит смутно мною видимому читателю, лицо которого я пытаюсь и не могу себе представить, ибо многолик он, наш читатель, и «моей» повесть была до тех пор, пока я работал ее, писал, выдумывал.
Я и заглядываю-то в нее теперь редко, и, как правило, в первое издание книги, осуществленное Пермским издательством в 1968 году.
Что влечет меня к этой книге? Чем она, уже «ушедшая», чарует меня? А тем, что есть у нее еще один автор — художник Алеша Мотовилов, и это он сделал из моей повести книгу, а до этого она была просто рукописью, напечатанной на машинке. Сейчас же она «построена», как дом; в ней есть крыша, крыльцо, сени и даже кружевные занавески на окнах, а дом весь заселен народом, птицами, скотом. Есть тут и лес, и горы, и река…
Всему этому существуют специальные названия: обложка, форзац, фронтиспис, титул… Но как-то не подходят, не годятся эти слова для книги, построенной Алешей, — настолько она одухотворена, мелодична и красива.
Вот я написал «мелодична» и только тут понял, что в работе художника, так же как и писателя, должен быть свой «голос», своя «мелодия», и, если они соединяются вместе, голос автора и художника, — получается произведение, звуки которого тронут, непременно тронут душу человека, коему и назначается труд художника.
Алеша вместе со своей женой Верой долго работал над моей книгой.
Он не умел, а может, не хотел уходить от текста и добивался точного, образного совпадения с героями книги, пейзажем и в то же время не следовал слепо натуре…
Создавая книгу, выстраивая ее, он не изменял своему видению мира, своему глазу и ощущениям своим, но и не игнорировал того материала, над которым работал, — иначе говоря, не подавлял автора, и не «высовывался» вперед, как это нередко делают сейчас художники-графики, заботясь прежде всего о своей «оригинальности», а на автора им вроде бы уж и наплевать. Потому-то такие художники готовы оформлять кого угодно, когда и сколько угодно.
Алеша не мог оформлять кого угодно, ему надобно было «почувствовать» писателя, полюбить его книгу и как бы соединиться с автором воедино.
Кому как, а мне такие художники ближе, и оттого, наверное, когда я открываю «Поклон» в Алешином исполнении, то как бы еще и нутром вижу, как женщина пьет жадно из медной кружки, и чувствую сухость в горле, ощущаю, как воскресает мое иссохшее нутро; слышу, как топают кони, бегущие с водопоя, и каркают нахохленные вороны на кольях опустевшего огорода…
Я слышу музыку прожитого художником времени, от которого осталась вот эта тихая симфония в рисунках, и чувствую мир его живым и трепетным.
В работе, и только в работе душа человеческая. Алеша сделал много за свою короткую и неброскую жизнь, но до обидного мало успел он поработать в графике, где с первой же книги был замечен, и для «Последнего поклона» я уже другого художника не мыслил и не выбирал.
Жизнь человека кажется очень длинной, и мы не так уж часто балуем друг друга вниманием, дружескими разговорами и встречами. Мало мы виделись с Алешей, но одна встреча навсегда осталась в моей памяти.
Алеша с женой и двумя сыновьями заехал в деревушку Быковку, и мы бродили по речке, рыбачили, говорили, варили уху. Ребята его, Аркаша и Дима, поймали по хариусу, сидели у костра, слушали — внимательные зоркие ребята, Алеша, намолчавшись в своей келье-мастерской, говорил и говорил, и Вера поглядывала на него неодобрительно: вот, дескать, понесло мужика, а то смеялась, махала на него рукой. Он был работяга-затворник, и такие часы и минуты случались у него не так уж часто, и оттого так оживилось его смуглое лицо, а серые глаза искрились, жили и все-все видели вокруг и в себе. Он был красив в те минуты, полные раскованности, и еще был красив оттого, что говорил о красоте земной, о древней резьбе по дереву, увиденной им в Чердыни, о родине своей — Урале, о лесах, реках и горах…
И вот его уже нет. Но остались сыновья — Аркаша и Дима, которые пошли по линии отца и матери; остались книги и картины, одна из них висит у меня в квартире на стене — небольшой пейзаж, исполненный гуашью, на нем наивная голубая речка, коровы, пасущиеся на косогоре, лесок за ним, желтые копны на яру и по-над речкой сизый ольшаник, а из него течет тропинка на косогор и дальше к небу, где загадочно проступают высокие горы…
В тот приезд в Быковку написал Алеша пейзаж, но это не быковский пейзаж, то есть он «быковский» и в то же время как бы всеместный, и предосенняя грусть его, и загадочная даль, и отобранные, точно построенные детали, знакомые и родственные каждому, — это наша русская земля, просторная и прекрасная, как жизнь…
В день моего отъезда из Перми Алеша принес мне эту картину, как всегда стесняясь чего-то, тихонько, чтобы никто не видел, подарил ее…
Больше я Алешу никогда не видел, но есть у меня книга, им сделанная, и картина. Это — добрая память о нем.
Да вот беда: память никогда не заменит живого человека, и грустно мне, и горько, что не побродить уж нам вместе по тропинкам родной земли и невозможно уж сказать себе:
«Вот когда закончу эту книгу — попрошу, чтобы ее оформил Алеша: уж очень русская мелодия звучит в его рисунках…»

http://mobooka.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!