СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка содержания Пояснительной записки рабочей программы одного из учебных предметов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка содержания Пояснительной записки рабочей программы одного из учебных предметов»

Практическая работа №7



Тема:

«Разработка содержания Пояснительной записки рабочей программы одного из учебных предметов: «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Технология» с учетом национально-регионального компонента на основе примерной программы»

Фамилия, имя студента:



Группа (номер):




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Пояснительная записка


I. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности, обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно ­ нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.


II. Рабочая программа по «Русскому языку» составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 31.05.2021г.).

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"

3. Русский язык. Рабочие программы 1-4 классы. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М.В. Бойкина

III. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Школа России» под редакцией В. П. Канакиной. УМК «Школа России» позволяет осуществлять самостоятельную деятельность учащихся по открытию и освоению новых знаний.

1) учебник: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. Азбука (в 2частях) 1 класс. – М: Просвещение, 2020

1) учебник: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 1 класс. – М.: Просвещение, 2020.

2)      учебник: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 2 класс. – М.: Просвещение, 2020. В 2 частях.

3) учебник: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 3 класс. – М.: Просвещение, 2020. В 2 частях.

4) учебник: В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык 4 класс. – М.: Просвещение, 2020. В 2 частях.

5) Диски: Канакина В.П. и др. Русский язык. 1-4 класс. Электронное пособие.

IV. Цели:

1. ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

2. формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

3. приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Республики Коми, о языке как одной из главных духов­ но­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения.

V. Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Коми, о языке как основе национального самосознания;

2. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

3. развитие коммуникативных умений;

4. развитие нравственных и эстетических чувств;

5. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

6. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе.


VI. Место предмета в базисном учебном плане и учебном процессе

На изучение курса «Русский язык» в каждом классе начальной школы отводится 5 часов в неделю. Программа рассчитана на 675 ч: в 1 классе — 165 ч (33 учебные недели) , во 2—4 классах — по 170 ч (34 учебные недели в каждом классе)


VII. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и второй язык Республики Коми, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи. Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе.


VIII. Результаты освоения учебного предмета

В процессе изучения курса «Русский язык» обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

- становление ценностного отношения к своей Родине - Республике Коми, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру;

- осознание своей этнокультурной и коми гражданской идентичности, понимание роли русского языка как второго государственного языка Республики Коми и языка межнационального общения народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося,

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты освоения курса «Русский язык»:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- использование знаково-символических средств представления информации.

- установление причинно­следственных связей в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

Предметные результаты освоения курса «Русский язык»:

- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

- различать понятия «звук» и «буква»

- правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

- писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

- применять изученные правила правописания:

- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты

- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения

- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

- использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

- пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

- строить устное диалогическое и монологическое высказывание и составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

- определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

- писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;

- объяснять значение русского языка как второго государственного языка Республики Коми;

- распознавать части речи по грамматическим признакам

- осознавать многообразие языков и культур на территории Республики Коми, осознавать язык как одну из главных духовно ­ нравственных ценностей народа;

- осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по­ иск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия и уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа

IX. Формы, методы и технологии обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: словесные методы: (беседа, объяснение, рассказ учителя), наглядные методы: (демонстрация, наблюдение), работа с учебником и словарями, наблюдение

Технологии: игровая технология, исследовательская технология, проектная технология, проблемное обучение


X. Региональный компонент (содержание этнокультурного компонента с указанием классов, количества часов и содержания отдельных уроков)

1 КЛАСС (165 ЧАСОВ)

- «Устное творчество коми народа Загадки». (1 ч)

- «Пословицы и поговорки». (1ч)

- «Коми народные сказки. Лиса и заяц» (1ч)


2 КЛАСС (170 ЧАСОВ)

- «Произведения коми писателей и поэтов о природе» (1ч.)

- «Волшебные коми сказки» (2ч.)


3 КЛАСС (170 ЧАСОВ)

- Государственные символы РК. Города и районы Республики Коми (1ч.) (восстановление деформированных текстов) (1ч.)

- «Произведения великих коми поэтов В. И. Лыткин, И.А. Куратов, Г. Юшков» (выразительное чтение) (2ч.)


4 КЛАСС (170 ЧАСОВ)

- «Моя семья» (сочинение на коми языке) (1ч.)

- «Дары природы коми» (составление небольших текстов) (2ч.)

Анализ содержания Пояснительной записки рабочей программы предмета «Русский язык»


п/п

Критерий анализа

Содержание критерия в Пояснительной записке примерной программы

Содержание критерия в Пояснительной записке

рабочей программы (дополнения, изменения)

Цель

- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; пони­ мание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

- овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

- овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

- развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию


- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;

- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Республики Коми, о языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения.

Задачи

Задачи в примерной программе не указаны

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Коми, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе.

Назначение

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Предметные результаты

Предметные результаты представлены отдельно по каждому классу

- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;

- различать понятия «звук» и «буква»

- правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;

- писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;

- применять изученные правила правописания:

- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты

- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения

- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

- использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач

- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

- пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

- строить устное диалогическое и монологическое высказывание и составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

- определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;

- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

- писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы;

- объяснять значение русского языка как второго государственного языка Республики Коми;

- распознавать части речи по грамматическим признакам

- осознавать многообразие языков и культур на территории Республики Коми, осознавать язык как одну из главных духовно ­ нравственных ценностей народа;

- осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, по­ иск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия и уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа

Личностные результаты

—становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно­этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

- становление ценностного отношения к своей Родине - Республике Коми, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру;

- осознание своей этнокультурной и коми гражданской идентичности, понимание роли русского языка как второго государственного языка Республики Коми и языка межнационального общения народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося,

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувства других людей и сопереживания им.

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Базовые логические действия:

— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др ); устанавливать аналогии языковых единиц;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

— устанавливать причинно­следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

Базовые исследовательские действия:

— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательства­ ми на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в слова­ рях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); и др

Самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для по­лучения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий

Самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятель­ности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

— соотносить результат деятельности с поставленной учеб­ ной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- использование знаково-символических средств представления информации.

- установление причинно­следственных связей в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях

- проявлять уважительное отношение к собеседнику, со­ блюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

- признавать возможность существования разных точек зрения;

- создавать устные и письменные тексты (описание, рас­ суждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!