Разработка развернутого конспекта урока русского языка в 3 классе
обобщение по теме: «Имя прилагательное»
для открытого урока
Урок: русский язык.
Класс: 3
УМК: «Школа России». Русский язык, 3 класс.
Авторы УМК: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Тема: обобщение по теме: «Имя прилагательное».
Тип урока: обобщение и повторение знаний по теме: «Имя прилагательное».
Цель урока:
Прогнозируемые результаты:
Образовательные и развивающие задачи:
Дифференцированная работа по развитию творческих и исследовательских навыков
Использование метапредметных категорий.
Вовлечение учеников в процесс самостоятельного поиска.
Систематическая демонстрация того, что знания, полученные на уроке, имеют практическую значимость.
Поддержка мотивации учащихся.
Воспитательные задачи:
Прогнозирование путей дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Воспитание интереса и внутренней мотивации к учению через игру.
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Создание психологического комфорта каждому ученику и атмосферы заинтересованности.
Воспитание дружелюбного отношения друг к другу, воспитание умения работать в коллективе.
Коррекционно - развивающие:
Развивать устойчивость внимания, объём, переключение, концентрацию внимания.
Развивать зрительную память, слуховое восприятие, логическое мышление.
Обогащать словарный запас.
Методические задачи:
Объединение и решение образовательных и воспитательных задач через личный интерес ученика и его внутреннюю мотивацию.
Обеспечение яркости, эмоциональности проведения урока, поощрения учащихся.
Здоровье-сберегающие технологии, используемые на уроке:
Частая смена деятельности за счет разнообразия видов работы.
Дозирование времени на выполнение заданий.
Создание положительного психологического климата.
Ориентация учащихся на успех.
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
самоанализ и самоконтроль результата;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
умение работать индивидуально и в группе, учитывая позицию собеседника;
организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
Оборудование: раздаточный материал (карточки), маршрутные листы (двойные листы в широкую или в узкую линию), наглядность для доски, листы самооценки; презентация к уроку, проектор, экран.
Ход урока
Организационный этап
Цели:
психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии; обеспечить условия для проведения урока;
воспитывать доброжелательное отношение и уважение друг к другу.
Приветствие
Организация внимания школьников и ориентирование на успешность
Учитель:
Ребята, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. У нас на уроке гости. Давайте их поприветствуем!
Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и вы получили удовольствие от работы на уроке.
Постановка личностных целей
Учитель:
Личностные цели: (на экране)
1) приобрести способность иметь собственное мнение;
2) умение уверенно и легко выполнять различные задания;
3) умение правильно использовать терминологию;
4) умение учиться самостоятельно;
6) быть успешным на уроке.
Учитель:
Примечание для учителей
В списке личностных целей, который дублирует перечень личностных результатов, прописанных в цели урока, есть смысл из урока в урок менять количественное соотношение между целями, связанными с предметными результатами (например, под номером 2) и общечеловеческими (например, 1). Целесообразно дополнить список личностных целей самой прагматичной (5). Все это следует делать для того, чтобы пронаблюдать, какие цели чаще всего выбирают дети и почему. Тогда можно будет поразмышлять над проблемой мотивации и о ценностных ориентирах детей и их родителей (вместе с родителями на родительском собрании, с детьми на следующих уроках, а с коллегами на педсовете), чтобы оказывать влияние на формирование ценностных установок и мотивов младших школьников.
II.Этап актуализации опыта учащихся
Цели:
обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;
обеспечить условия для развития речи учащихся, аналитического и логического мышления.
Постановка цели урока
Учитель:
Часть речи это непростая,
Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,
Обозначает лишь признак предмета.
Как называется? Что же это за часть речи? [1]
(Ответы учащихся)
Определение темы урока
Учитель:
Учащиеся:
Учитель:
Верно. Мы с вами отправимся в путешествие по стране Имя прилагательное. Перед вами карта путешествия. Давайте с помощью этой карты составим план-маршрут наших действий на уроке. Посмотрите какие остановки нас ожидают впереди.
«Тропинка Чистописания» – «Дубрава Словарных слов» – «Сквер Имен прилагательных» – «Парк отдыха» – «Водопад ошибок» – «Цветочная поляна настроения».
Учитель:
(Ответы учащихся)
Учитель:
Верно, мы закрепим знания об имени прилагательном как части речи, выполним много различных заданий. Поэтому в помощь возьмем внимание, сосредоточенность, дружелюбие. В добрый путь за знаниями!
Учитель:
Но на нашем пути встретились стражники. Чтобы стражники нас впустили в эту страну, необходимо вспомнить:
Что такое имя прилагательное? Какова роль имен прилагательных в нашей речи?
(Учащиеся рассказывают правило, приводят примеры).
Орфографическая разминка
Учитель:
Молодцы! Справились с заданием. Стражники пропустили нас в страну «Имя прилагательное».
Отправляемся дальше в путь по тропинке Чистописания.
Что вы видите на тропинке? Что вам напомнили следы, которые состоят из букв?
(Следы – окончания имен прилагательных разбросаны на доске).
Учащиеся:
Учитель:
На доске и в тетрадных (маршрутных) листах запись:
Ой, ый, ий, ая, яя, ое, ее.
Учитель:
Словарная работа
Учитель:
Я буду загадывать загадки, вы отгадывать и записывать ответы на загадки в маршрутные листы и на доске в один столбик, работая над словами (ударение и орфограммы). Показ слайдов после ответа на загадку.
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Кто она? (ворона) [2]
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей.
Всех торопит (воробей) [3]
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ... (сорока) [4]
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам,
Красногрудый?
— Облетел я всю Сибирь.
— Как зовут тебя? (снегирь) [5]
Стучит по дереву с утра,
Слетают щепочки, кора.
Он леса старого приятель,
Жуков изловит пёстрый... (дятел) [6]
Кто в окошко к нам стучит –
За еду благодарит?
Желтогрудая пичужка,
Разноцветная игрушка.
Нас нисколько не боится
И на форточку садится
Очень миленькая птичка.
А зовут её ... (синичка) [7]
Серенькая птичка
Ростом невеличка,
Но выводит трели – диво,
Удивительно красиво!
Кто поёт среди ветвей?
Догадались? …(соловей) [8]
На доске и в тетрадных (маршрутных) листах запись:
Ворона
Воробей
Сорока
Снегирь
Дятел
Синица
Соловей
Учитель:
Учащиеся:
Учитель:
Проверка понимания изученного.
Цели:
установить правильность и осознанность изученного материала;
выявить пробелы осмысления изученного материала;
воспитывать положительные личностные качества: уважение друг к другу.
Учитель:
(Учащиеся подбирают имена прилагательные, вывешивая их на доску – коллективная работа).
Примечание для учителей
Образец возможной записи на доске и в тетрадных (маршрутных) листах:
Ворона большая, черная, воровливая
Воробей шустрый, маленький
Сорока болтливая, длиннохвостая
Снегирь красногрудый, красивый
Дятел пёстрый
Синица маленькая, ловкая, желтогрудая
Соловей серенький, незаметный
Учитель:
(Учащиеся выполняют задания на месте. Один учащийся выполняет у доски).
Учитель:
Примечание для учителей
Учащиеся по вариантам составляют и записывают небольшие тексты-описания с помощью опорных слов. Всего 6 вариантов. После записи, учитель предлагает учащимся прочитать полученные тексты-описания. Учащимся с ОВЗ учитель дает готовый текст-описание.
Одно предложение записывается на доске. Выполняется разбор предложения. Двое учащихся выполняют задание на крыльях доски, остальные самостоятельно в тетради. Запись сверяется с помощью сигнальных карточек. Если кто-нибудь из учащихся поднимает карточку с красным цветом, он должен аргументировать свой ответ. Идет обсуждение, выявляется причина разногласия.
В это время одному из учащихся учитель дает индивидуальное задание по карточке – выполнить морфологический разбор имени прилагательного задание самостоятельно.
Учитель:
(Динамическая пауза)
Учитель:
Я называю высказывание, если вы с ним согласны, поднимаем руки вверх, если не согласны – хлопаем в ладоши один раз.
Имя прилагательное – часть речи.
Имена прилагательные отвечают на вопросы: Что? Где? Когда?
Имена прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
Имена прилагательные бывают мужского, женского и среднего рода?
Весна, цветок, облака, солнце – это имена прилагательные.
Имена прилагательные могут стоять, как в единственном, так и во множественном числе.
Развитие умений – применение знания на практике в ходе самостоятельной деятельности (работа в парах)
Цели:
обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний, которые им необходимы для дальнейшей самостоятельной работы по изученному материалу;
обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала.
Учитель:
Учитель:
Ребята, как вы думаете, почему следующая остановка называется водопад Ошибок?
Учитель:
Я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу (см. Приложение 1).
После выполнения вы обменяетесь работами в паре и оцените работу друг друга. Для оценивания работ вам необходимо раскрасить цветок (5 – красным цветом, 4 – жёлтым цветом, 3 – синим цветом). После проверки, если наши мнения совпадут я выставлю отметки в дневник и журнал. Приступили к работе.
Примечание для учителей
Учащиеся выполняют задания. По окончанию обмениваются работами. Оценивают друг друга. Учащиеся с ОВЗ выполняют индивидуальное задание по карточке (списывают от 2 до 4 предложений, подчеркивают имена прилагательные, указывают число имен прилагательных). Учитель контролирует работу учащихся с ОВЗ, помогает.
Подведение итогов. Словесное оценивание. Домашнее задание
Учитель:
Вот и подходит наше путешествие к концу, ведь сожалению, все хорошее, когда-нибудь заканчивается. Ребята, я весь урок наблюдала за вами и видела вашу дружную работу, как грамотно вы помогали друг другу, давали возможность всем учащимся проявить себя. Поэтому вы большие молодцы! Последняя остановка – Цветочная поляна настроения.
Домашнее задание.
(индивидуальные карточки с заданием)
Рефлексия.
Цели:
инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Учитель:
- Ребята, достиг ли каждый из вас поставленных целей перед собой в начале урока и почему?
(Учитель предлагает детям по желанию поделиться вслух сделанным выводом).
Весна – не просто одно из времен года, это новая жизнь. Волшебная пора, когда оживает природа, греет ласковое солнце, поют радостно птицы на ветках, все вокруг зеленеет, цветет, благоухает. Время прекрасного настроения…
У Вас на столе лежат наборы бумажных цветов. Давайте украсим нашу поляну яркими, красивыми, нежными цветами.
Красный тюльпан, если у вас все поучилось, и вы оцениваете свою работу на отметку: «отлично».
Жёлтый нарцисс, если все получилось, но встретились незначительные трудности, и вы оцениваете свою работу на отметку: «хорошо».
Подснежники, если вы старались, но допустили ошибки и нуждаетесь в помощи одноклассников и учителя.
Учитель после подведения итога:
Всегда Вас окружали дети, как цветы,
Чтоб школа Вам была надежным домом —
Счастливым, светлым, полным доброты! [9]
Список использованных источников:
Режим доступа: http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-chasti-rechi
Режим доступа: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-voronu.html
Режим доступа: https://skazkisameli.ru/zagadki/pro-ptits/item/324-zagadka-pro-vorobya
Режим доступа: http://www.razumniki.ru
Режим доступа: http://kidsclever.ru
Режим доступа: http://mirdetstva5.ru/
Режим доступа: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-sinitsu.html
Режим доступа: https://neposed.net/kids-literature/zagadki/zagadki-o-prirode/zagadki-pro-ptits-rossii/zagadki-pro-solovya.html
Режим доступа: http://gamejulia.ru/stihi-pozdravleniya-na-den-uchitelya.html
Приложение 1.
Проверочная работа «Имя прилагательное», 1 вариант. Учени (ка, цы) ________________________ ______________________________________ Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: ______________________________________ ______________________________________ В предложении имя прилагательное является второстепенным членом предложения – _____________________. Подчеркните строчку, где все имена прилагательные стоят в единственном числе: маленький, шустрый, серый; красная, большой, красивые; высокие, смелые, добрые. Подчеркните строчку, где все имена прилагательные женского рода: большой, уютный, светлый; красивая, яркая, солнечная; большое, сладкое, зелёное. Найдите в тексте имена прилагательные, выделите окончания. Наступила ранняя весна. Побежали быстрые ручьи. Из дальних стран летят перелетные птицы. Все рады долгожданной весне! | Проверочная работа «Имя прилагательное», 2 вариант. Учени (ка, цы) ________________________ ______________________________________ Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: _____________________________________ _____________________________________ В предложении имя прилагательное является второстепенным членом предложения – _____________________. Подчеркните строчку, где все имена прилагательные стоят во множественном числе: большой, пёстрый, чёрный; красное, красивая, говорливая; маленькие, смелые, шустрые. Подчеркните строчку, где все имена прилагательные мужского рода: большой, уютный, светлый; жёлтая, яркая, солнечная; пёстрое, маленькое, круглое. Найдите в тексте имена прилагательные, выделите окончания. Пришла долгожданная весна. Небо чистое и ясное. Выглянуло яркое солнышко. Расцвели первые подснежники. Прилетели перелетные птицы. |