Контрольная работа по теме:
«Световые явления» (7 класс).
Пояснительная записка
Контрольная работа по теме: «Архимедова сила. Плавание тел.»
составлена на основе:
заданий КИМ ГИА
Ковалёва, Г.С. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст]/ Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, . – (Работаем по новым стандартам).
Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся:
предметные
- принципа Гюйгенса; закона отражения и преломления света;
- физических понятий: преломление света, полное отражение, падающий луч, отраженный и преломленный лучи, фокус, главный оптический центр;
- физических величин, характеризующих:
показатель преломления, фокусное расстояние линзы, скорость распространения света.
- определять из графического рисунка, входящие в него элементы;
- строить изображение в собирающей и рассеивающей линзах;
- строить изображения в плоском зеркале;
применять на практике:
- закон отражения и преломления света.
метапредметные
- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических законов или закономерностей и применять имеющие знания для их объяснения;
- распознавать в ситуациях практико-ориентированного характера проявление изученных понятий и закономерностей;
- применять имеющие знания для объяснения физических законов и закономерностей в ситуациях практико-ориентированного характера;
- использовать при выполнении учебных задач справочные материалы о физических величинах;
- объяснять с опорой на рисунки физические законы и явления;
- различать для данного светового явления основные свойства или условия его протекания;
- объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления;
- применять оптические схемы для построения изображения предмета в плоском зеркале, собирающей и рассеивающей линзах;
- осознано читать и понимать текст заданий;
- составлять краткую запись условия задачи, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения величины.
- составлять план решения задачи и последовательность действий.
Характеристика контрольной работы
Вариантов – 4
Количество заданий - 8
Распределение заданий по уровню сложности
Распределение заданий по уровню сложности | Задания | Количество заданий | % соотношение к общему кол-ву |
Репродуктивный уровень | №№1 - 3 | 3 | 37,5% |
Конструктивный уровень | №№ 4 - 7 | 4 | 50 % |
Творческий уровень | № 8 | 1 | 12,5 % |
Характеристика заданий с позиции выявляемых образовательных результатов
предметные результаты:
- анализировать условия задачи и ответить на вопрос (№ 1);
- посторенние изображения предмета в плоском зеркале (№ 2);
- анализ условий изображения предмета в линзах, установление закономерности фокусного расстояния, оптической силы линзы (№ 3);
- уметь применять закон отражения света в плоском зеркале (№ 4);
- уметь строить изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах (ход лучей)(№ 5, 6);
- уметь определять характеристики изображения предмета в тонкой линзе (№ 5,6);
- уметь установите соответствие между физическими величинами (процессами) и их возможными изменениями (поведением луча) при применении закона преломления и отражения света (№7);
- решать комбинированные задачи (№ 8);
- уметь закон отражения и преломления света (№ 8).
метапредметные результаты
- уметь исследовать закономерности физических величин (процессов) зависимости величин (хода лучей) (№№ 1, 2, 3, 4, 7);
- пользовать табличными величинами (№ 7, 8);
- отвечать на поставленный вопрос (№ 1, 7);
- переводить информацию из рисунков (№1, 5, 6); уметь различать для данного светового явления основные свойства или условия его протекания (№ 7);
- объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления (№ 7);
- применять оптические схемы для построения изображения предмета в плоском зеркале, собирающей и рассеивающей линзах (№ 1, 2, 5, 6).
- составлять план решения комбинированных задач и последовательность действий (№ 8);
- следовать при выполнении задач определённым алгоритмам (№№ 4-6)
Содержание контрольной работы
ИНСТРУКЦИЯ
Работа содержит 8 заданий:
1- 5 задания – тест с выбором ответов;
6 задание – построение изображения предмета в тонкой линзе;
7 задание – установление соответствие между физическими величинами (процессами) и их возможными изменениями (поведением луча);
8 задание - решение задачи с развернутым ответом.
На выполнение отводится 45 минут.
Задания рекомендуется выполнять по порядку.
Если задание не удалось выполнить сразу, перейдите к следующему.
Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Бланк оформления контрольной работы
Вариант №
№ задания | Код ответа | Формулы, пояснение решения задания |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
Задание 7.
Задание 8.
Вариант 1.
Часть 1
1. Источник света S освещает отверстие. Размеры отверстия велики. Источником света будет освещена точка….. 1) А 2) В 3) С 4) все точки Ответ________ поясните его (1 балл) | |
2. На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Изображение источника обозначено цифрой….. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ________ поясните его (1 балл) | |
3. Оптическая сила линзы равна 5 дптр. Чему равно фокусное расстояние линзы? Ответ________ поясните его | 1) 5 м 2) 0,2 м 3) 2 м 4) 0,5 м (1 балл) |
4. Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен 300. Угол падения равен…… | 1) 150 2) 300 3) 450 4) 600 Ответ________ поясните его (2 балл) |
5. Каким будет изображение предмета в линзе, если предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы? 1) мнимым, увеличенным 2) мнимым, уменьшенным 3) действительным, увеличенным 4) действительным, уменьшенным Ответ________ поясните его (2 балла) | |
6. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокус, если изображена главная оптическая ось линзы, S – светящаяся точка, S# - её изображение. Определите также тип линзы и тип изображения. (2 балла) | |
7. На границе раздела двух сред, например воздух- вода, световые лучи частично поглощаются, отражаются и преломляются. Если угол падения луча увеличить, то как изменится угол между падающим и отражёнными лучами, угол преломления, угол между отражённым и преломлённым лучами?
Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.
| Физическая величина | Характер изменения |
| А) угол между падающим и отражённым лучами Б) угол преломления В) угол между отражённым и преломлённым лучами | 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется (2 балла) |
| | | |
| | |
Ответ
Часть 2
8. Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 500, угол между отраженным лучом и преломленным 1000. Чему равен угол преломления? (Сделайте примерное построение).
(3 балла)
Вариант 2.
Часть 1
1. Если рассматривать дно водоёма на глубине 2 м, то будет казаться, что глубина…. Ответ________ поясните его | 1) равна 2 м 2) больше 2 м 3) много больше 2 м 4) меньше 2 м (1 балл) |
2. На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Изображение источника обозначено цифрой….. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ________ поясните его (1 балл) | |
3. На экране с помощью собирающей линзы получено четкое изображение удаленного предмета в классе – оконной рамы. Чему равно фокусное расстояние линзы, которой пользовались в этом опыте, если расстояние от линзы до экрана 8 см? | 1) 0,16 м 2)0,0 8 м 3) 0,12 м 4) 0,04 м Ответ________ поясните его (1 балл) |
4.Угол между падающим и отраженным лучами равен 1200. Угол падения на плоское зеркало равен…. | 1) 300 2) 600 3) 900 4) 1200 Ответ________ поясните его (2 балл) |
5. Каким будет изображение предмета в линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом линзы? 1) мнимое, прямое 2) мнимое, перевернутое 3) действительное, прямое 4) действительное, перевернутое Ответ________ поясните его (2 балла) | |
6. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокус, если изображена главная оптическая ось линзы, S – светящаяся точка, S# - её изображение. Определите также тип линзы и тип изображения. (2 балла) | |
7. Сопоставьте приведённые процессы с поведением луча света в них. Занесите результат в таблицу.
| Процессы | Поведение луча |
| А) луч света переходит из оптически менее плотной среды в более плотную среду Б) луч света переходит из оптически более плотной среды в менее плотную среду В) луч света отражается, т.е. остаётся в той же оптической среде | 1) луч света не меняет своего удаления от перпендикуляра 2) луч света меняет свое направление, приближаясь к перпендикуляру 3) луч света меняет свое направление, удаляясь от перпендикуляра (2 балла) |
| | | |
| | |
Ответ
Часть 2
8. Угол между падающим лучом и отраженным 600, угол между отраженным и преломленным 1000. Чему равен угол преломления? (Сделайте примерное построение).
(3 балла)
Вариант 3.
Часть 1
1. Источник света S освещает отверстие. Размеры отверстия велики. Источником света будет освещена точка….. 1) А 2) В 3) С 4) все точки Ответ________ поясните его (1 балл) | |
2. На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Изображение источника обозначено цифрой….. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ________ поясните его (1 балл) | |
3. Фокусное расстояние собирающей линзы равно 25 см. Чему равна оптическая сила этой линзы? Ответ________ поясните его | 1) 25 дптр. 2) 4 дптр. 3) 0,25 дптр. 4) 0,4 дптр. (1 балл) |
4. Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен 400. Угол падения равен…… | 1) 200 2) 400 3) 500 4) 800 Ответ________ поясните его ( 2 балл) |
5. Каким будет изображение предмета в линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусным расстояние линзы? 1) мнимым, увеличенным 2) мнимым, уменьшенным 3) действительным, увеличенным 4) действительным, уменьшенным Ответ________ поясните его (2 балла) | |
6. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокус, если изображена главная оптическая ось линзы, S – предмет, S# - его изображение. Определите также тип линзы и тип изображения. (2 балла) | |
7. На границе раздела двух сред, например воздух- вода, световые лучи частично поглощаются, отражаются и преломляются. Если угол падения луча уменьшить, как изменится угол между падающим и отражёнными лучами, угол преломления, угол между отражённым и преломлённым лучами?
Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.
| Физическая величина | Характер изменения |
| А) угол между падающим и отражённым лучами Б) угол преломления В) угол между отражённым и преломлённым лучами | 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется (2 балла) |
| | | |
| | |
Ответ
Часть 2
8. Световой луч падает на плоскую границу раздела двух сред и образует с ней угол 150. Угол между отраженным лучом и преломленным 600. Чему равен угол преломления? (Сделайте примерное построение).
(3 балла)
Вариант 4.
Часть 1
1. Кажущие размеры предмета в воде…. Ответ________ поясните его (1балл) | 1) не изменяются 2) увеличиваются 3) уменьшаются 4) могут увеличиваться, могут уменьшаться в зависимости от угла зрения |
2. На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Изображение источника обозначено цифрой….. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 Ответ________ поясните его (1 балл) | |
3. На экране с помощью собирающей линзы получено четкое изображение удаленного предмета в классе – оконной рамы. Чему равно фокусное расстояние линзы, которой пользовались в этом опыте, если расстояние от линзы до экрана 12 см? | 1) 0,16 м 2)0,0 8 м 3) 0,12 м 4) 0,04 м Ответ________ поясните его (1 балл) |
4. Угол между падающим и отраженным лучами равен 900. Угол падения на плоское зеркало равен…. | 1) 300 2) 600 3) 450 4) 900 Ответ________ поясните его (2балла) |
5. Каким будет изображение предмета в линзе, если предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы? 1) мнимым и увеличенным 2) мнимым и уменьшенным 3) действительным и увеличенным 4) действительным и уменьшенным Ответ________ поясните его (2 балла) | |
6. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокус, если изображена главная оптическая ось линзы, S – светящаяся точка, S# - её изображение. Определите также тип линзы и тип изображения. (2 балла) | |
7. Луч света падает на поверхность воды под угол. Угол падения луча постепенно увеличивается. Как изменяются при этом угол между отражённым лучом и поверхностью воды, угол преломления и показатель преломления воды?
Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.
| Физическая величина | Характер изменения |
| А) угол между отражённым лучом и поверхностью воды Б) угол преломления В) показатель преломления воды | 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется (2 балла) |
| | | |
| | |
Ответ
Часть 2
8. Луч света падает на границу раздела сред воздух жидкость пол углом 450 и преломляется под углом 300. Каков показатель преломления жидкости? Чему равен угол между отраженным и преломленным лучами?
(3 балла)
Инструментарий оценки образовательных достижений учащихся
(схема поэлементного анализа выполнения контрольной работы)
№ задания | Какие элементы знаний, умений выполняются | Стоимость каждого элемента (баллы) | Общая стоимость заданий ( баллы) |
1 | Ответить на вопрос по рисунку и сделать пояснения | | 1 |
1.1 | Ответ на вопрос по рисунку | 0,5 | |
1.2 | Сделать пояснение на закон прямолинейного распространения света | 0,5 | |
2 | Ответить на вопрос по рисунку и сделать пояснения на построения изображения предмета в плоском зеркале | | 1 |
2.1 | Ответ на вопрос по рисунку | 0,5 | |
2.2 | Сделать построение изображения предмета в плоском зеркале или пояснения | 0,5 | |
3 | Определить оптическую силу линзы или фокусное расстояние линзы | | 1 |
3.1 | Записать формулу оптической силы линзы | 0,25 | |
3.2 | Сделать преобразования формулы в соответствии с условиями задачи | 0,5 | |
3.4 | Сделать вычислить оптическую силу линзы или фокусное расстояние линзы | 0,25 | |
4 | Определить угол падения | | 2 |
4.1 | Сделать чертеж хода лучей по условию задачи, проанализировать чертеж | 0,75 | |
4.2 | Записать закон отражения света | 0,5 | |
4.3 | Определить угол падения | 0,75 | |
5 | Построить изображение предмета в тонкой линзе | | 2 |
5.1 | Сделать чертеж хода лучей в тонкой линзе | 1,5 | |
5.2 | Определить характеристики полученного изображения предмета | 0,5 | |
6 | Определить оптический центр линзы, фокус, тип линзы и изображения предмета | | 2 |
6.1 | Сделать построение лучей в тонкой линзе | 1 | |
6.2 | Определить оптический центр линзы, фокус, тип линзы и изображения предмета | 1 | |
7 | Установить соответствие между физическими величинами (процессами) и их возможными изменениями (поведением луча); | | 2 |
7.1 | Если правильно определен один пункт | 0 | |
7.2 | Если правильно определены два пункта | 1 | |
7.3 | Если правильно определены три пункта | 2 | |
8 | Решить комбинируемую задачу на определение Угла преломления или угол между падающим и преломлённым лучами | | 3 |
8.1 | Сделать рисунок, указав ход лучей в соответствии с условиями задачи | 1 | |
8.2 | Записать закон отражения света | 0,5 | |
8.3 | Определение угол преломления или угол между падающим и преломлённым лучами | 1,5 | |
Критерии оценивания результатов:
6 – 8 баллов - отметка «3»
9 - 12 баллов – отметка «4»
13 – 14 баллов – отметка «5»
5 баллов и ниже – отметка «2»