СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка разноуровневой контрольной работы по физике в 7 классе " Световые явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка разноуровневой контрольной работы по физике в 7 классе " Световые явления"»

Контрольная работа по теме:

«Световые явления» (7 класс).

Пояснительная записка

Контрольная работа по теме: «Архимедова сила. Плавание тел.»

составлена на основе:

  • заданий КИМ ГИА

  • Ковалёва, Г.С. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций [Текст]/ Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, . – (Работаем по новым стандартам).

Цель контроля: выявить уровень образовательных результатов учащихся:

предметные

  • знания:

- принципа Гюйгенса; закона отражения и преломления света;

- физических понятий: преломление света, полное отражение, падающий луч, отраженный и преломленный лучи, фокус, главный оптический центр;

- физических величин, характеризующих:

показатель преломления, фокусное расстояние линзы, скорость распространения света.

  • умения:

- определять из графического рисунка, входящие в него элементы;

- строить изображение в собирающей и рассеивающей линзах;

- строить изображения в плоском зеркале;

применять на практике:

- закон отражения и преломления света.


метапредметные

  • познавательные УУД:

- анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических законов или закономерностей и применять имеющие знания для их объяснения;

- распознавать в ситуациях практико-ориентированного характера проявление изученных понятий и закономерностей;

- применять имеющие знания для объяснения физических законов и закономерностей в ситуациях практико-ориентированного характера;

- использовать при выполнении учебных задач справочные материалы о физических величинах;

- объяснять с опорой на рисунки физические законы и явления;

- различать для данного светового явления основные свойства или условия его протекания;

- объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления;

- применять оптические схемы для построения изображения предмета в плоском зеркале, собирающей и рассеивающей линзах;

- осознано читать и понимать текст заданий;

- составлять краткую запись условия задачи, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения величины.


  • регулятивными УУД:

- составлять план решения задачи и последовательность действий.

Характеристика контрольной работы

Вариантов – 4

Количество заданий - 8


Распределение заданий по уровню сложности

Распределение заданий по уровню сложности

Задания

Количество заданий

% соотношение к общему кол-ву

Репродуктивный уровень

№№1 - 3

3

37,5%

Конструктивный уровень

№№ 4 - 7

4

50 %

Творческий уровень

№ 8

1

12,5 %

Характеристика заданий с позиции выявляемых образовательных результатов

предметные результаты:

- анализировать условия задачи и ответить на вопрос (№ 1);

- посторенние изображения предмета в плоском зеркале (№ 2);

- анализ условий изображения предмета в линзах, установление закономерности фокусного расстояния, оптической силы линзы (№ 3);

- уметь применять закон отражения света в плоском зеркале (№ 4);

- уметь строить изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах (ход лучей)(№ 5, 6);

- уметь определять характеристики изображения предмета в тонкой линзе (№ 5,6);

- уметь установите соответствие между физическими величинами (процессами) и их возможными изменениями (поведением луча) при применении закона преломления и отражения света (№7);

- решать комбинированные задачи (№ 8);

- уметь закон отражения и преломления света (№ 8).

метапредметные результаты

  • познавательные:

- уметь исследовать закономерности физических величин (процессов) зависимости величин (хода лучей) (№№ 1, 2, 3, 4, 7);

- пользовать табличными величинами (№ 7, 8);

- отвечать на поставленный вопрос (№ 1, 7);

- переводить информацию из рисунков (№1, 5, 6); уметь различать для данного светового явления основные свойства или условия его протекания (№ 7);

- объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления (№ 7);

- применять оптические схемы для построения изображения предмета в плоском зеркале, собирающей и рассеивающей линзах (№ 1, 2, 5, 6).

  • регулятивные:

- составлять план решения комбинированных задач и последовательность действий (№ 8);

- следовать при выполнении задач определённым алгоритмам (№№ 4-6)


Содержание контрольной работы


ИНСТРУКЦИЯ

Работа содержит 8 заданий:

1- 5 задания – тест с выбором ответов;

6 задание – построение изображения предмета в тонкой линзе;

7 задание – установление соответствие между физическими величинами (процессами) и их возможными изменениями (поведением луча);

8 задание - решение задачи с развернутым ответом.

На выполнение отводится 45 минут.

Задания рекомендуется выполнять по порядку.

Если задание не удалось выполнить сразу, перейдите к следующему.

Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.


Бланк оформления контрольной работы


Вариант №


задания

Код ответа

Формулы, пояснение решения задания

1




2




3




4




5




6





Задание 7.



Задание 8.










Вариант 1.


Часть 1


1. Источник света S освещает отверстие. Размеры отверстия велики. Источником света будет освещена точка…..

1) А 2) В

3) С 4) все точки

Ответ________ поясните его

(1 балл)

2. На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Изображение источника обозначено цифрой…..

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Ответ________ поясните его

(1 балл)

3. Оптическая сила линзы равна

5 дптр. Чему равно фокусное расстояние линзы?

Ответ________ поясните его


1) 5 м 2) 0,2 м

3) 2 м 4) 0,5 м

(1 балл)

4. Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен 300. Угол падения равен……


1) 150 2) 300

3) 450 4) 600

Ответ________ поясните его (2 балл)

5. Каким будет изображение предмета в линзе, если предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы?

1) мнимым, увеличенным

2) мнимым, уменьшенным

3) действительным, увеличенным

4) действительным, уменьшенным

Ответ________ поясните его (2 балла)

6. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокус, если изображена главная оптическая ось линзы, S – светящаяся точка, S# - её изображение. Определите также тип линзы и тип изображения.

(2 балла)

7. На границе раздела двух сред, например воздух- вода, световые лучи частично поглощаются, отражаются и преломляются. Если угол падения луча увеличить, то как изменится угол между падающим и отражёнными лучами, угол преломления, угол между отражённым и преломлённым лучами?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.



Физическая величина

Характер изменения


А) угол между падающим и отражённым лучами

Б) угол преломления

В) угол между отражённым и преломлённым лучами

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

(2 балла)








А

Б

В




Ответ




Часть 2


8. Луч света падает на плоскую границу раздела двух сред. Угол падения равен 500, угол между отраженным лучом и преломленным 1000. Чему равен угол преломления? (Сделайте примерное построение).

(3 балла)



























Вариант 2.


Часть 1


1. Если рассматривать дно водоёма на глубине 2 м, то будет казаться, что глубина….

Ответ________ поясните его


1) равна 2 м

2) больше 2 м

3) много больше 2 м

4) меньше 2 м

(1 балл)

2. На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Изображение источника обозначено цифрой…..

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Ответ________ поясните его

(1 балл)

3. На экране с помощью собирающей линзы получено четкое изображение удаленного предмета в классе – оконной рамы. Чему равно фокусное расстояние линзы, которой пользовались в этом опыте, если расстояние от линзы до экрана 8 см?


1) 0,16 м 2)0,0 8 м

3) 0,12 м 4) 0,04 м

Ответ________ поясните его

(1 балл)

4.Угол между падающим и отраженным лучами равен 1200. Угол падения на плоское зеркало равен….


1) 300 2) 600

3) 900 4) 1200

Ответ________ поясните его (2 балл)

5. Каким будет изображение предмета в линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусом линзы?

1) мнимое, прямое

2) мнимое, перевернутое

3) действительное, прямое

4) действительное, перевернутое

Ответ________ поясните его (2 балла)

6. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокус, если изображена главная оптическая ось линзы, S – светящаяся точка, S# - её изображение. Определите также тип линзы и тип изображения.

(2 балла)


7. Сопоставьте приведённые процессы с поведением луча света в них. Занесите результат в таблицу.



Процессы

Поведение луча


А) луч света переходит из оптически менее плотной среды в более плотную среду

Б) луч света переходит из оптически более плотной среды в менее плотную среду

В) луч света отражается, т.е. остаётся в той же оптической среде

1) луч света не меняет своего удаления от перпендикуляра

2) луч света меняет свое направление, приближаясь к перпендикуляру

3) луч света меняет свое направление, удаляясь от перпендикуляра

(2 балла)








А

Б

В




Ответ




Часть 2


8. Угол между падающим лучом и отраженным 600, угол между отраженным и преломленным 1000. Чему равен угол преломления? (Сделайте примерное построение).

(3 балла)































Вариант 3.


Часть 1


1. Источник света S освещает отверстие. Размеры отверстия велики. Источником света будет освещена точка…..

1) А 2) В

3) С 4) все точки

Ответ________ поясните его (1 балл)

2. На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Изображение источника обозначено цифрой…..

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Ответ________ поясните его (1 балл)

3. Фокусное расстояние собирающей линзы равно 25 см. Чему равна оптическая сила этой линзы?

Ответ________ поясните его


1) 25 дптр. 2) 4 дптр.

3) 0,25 дптр. 4) 0,4 дптр.

(1 балл)

4. Угол между падающим лучом и плоским зеркалом равен 400. Угол падения равен……


1) 200 2) 400

3) 500 4) 800

Ответ________ поясните его ( 2 балл)

5. Каким будет изображение предмета в линзе, если предмет находится между фокусом и двойным фокусным расстояние линзы?

1) мнимым, увеличенным

2) мнимым, уменьшенным

3) действительным, увеличенным

4) действительным, уменьшенным

Ответ________ поясните его (2 балла)


6. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокус, если изображена главная оптическая ось линзы, S – предмет, S# - его изображение. Определите также тип линзы и тип изображения.

(2 балла)


7. На границе раздела двух сред, например воздух- вода, световые лучи частично поглощаются, отражаются и преломляются. Если угол падения луча уменьшить, как изменится угол между падающим и отражёнными лучами, угол преломления, угол между отражённым и преломлённым лучами?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.



Физическая величина

Характер изменения


А) угол между падающим и отражённым лучами

Б) угол преломления

В) угол между отражённым и преломлённым лучами

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

(2 балла)








А

Б

В




Ответ




Часть 2


8. Световой луч падает на плоскую границу раздела двух сред и образует с ней угол 150. Угол между отраженным лучом и преломленным 600. Чему равен угол преломления? (Сделайте примерное построение).

(3 балла)


























Вариант 4.


Часть 1


1. Кажущие размеры предмета в воде….

Ответ________ поясните его (1балл)

1) не изменяются

2) увеличиваются

3) уменьшаются

4) могут увеличиваться, могут уменьшаться в зависимости от угла зрения

2. На рисунке показан источник света S и плоское зеркало. Изображение источника обозначено цифрой…..

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

Ответ________ поясните его (1 балл)

3. На экране с помощью собирающей линзы получено четкое изображение удаленного предмета в классе – оконной рамы. Чему равно фокусное расстояние линзы, которой пользовались в этом опыте, если расстояние от линзы до экрана

12 см?


1) 0,16 м 2)0,0 8 м

3) 0,12 м 4) 0,04 м


Ответ________ поясните его (1 балл)

4. Угол между падающим и отраженным лучами равен 900. Угол падения на плоское зеркало равен….


1) 300 2) 600

3) 450 4) 900

Ответ________ поясните его (2балла)

5. Каким будет изображение предмета в линзе, если предмет находится за двойным фокусным расстоянием линзы?

1) мнимым и увеличенным

2) мнимым и уменьшенным

3) действительным и увеличенным

4) действительным и уменьшенным

Ответ________ поясните его (2 балла)

6. Определите построением, где находится оптический центр тонкой линзы и ее фокус, если изображена главная оптическая ось линзы, S – светящаяся точка, S# - её изображение. Определите также тип линзы и тип изображения.

(2 балла)

7. Луч света падает на поверхность воды под угол. Угол падения луча постепенно увеличивается. Как изменяются при этом угол между отражённым лучом и поверхностью воды, угол преломления и показатель преломления воды?

Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при этом. Занесите результат в таблицу. В ответе цифры могут повторяться.



Физическая величина

Характер изменения


А) угол между отражённым лучом и поверхностью воды

Б) угол преломления

В) показатель преломления воды

1) увеличивается

2) уменьшается

3) не изменяется

(2 балла)








А

Б

В




Ответ




Часть 2


8. Луч света падает на границу раздела сред воздух жидкость пол углом 450 и преломляется под углом 300. Каков показатель преломления жидкости? Чему равен угол между отраженным и преломленным лучами?

(3 балла)



































Инструментарий оценки образовательных достижений учащихся

(схема поэлементного анализа выполнения контрольной работы)

№ задания

Какие элементы знаний, умений выполняются

Стоимость каждого элемента

(баллы)

Общая стоимость заданий

( баллы)

1

Ответить на вопрос по рисунку и сделать пояснения


1

1.1

Ответ на вопрос по рисунку

0,5


1.2

Сделать пояснение на закон прямолинейного распространения света

0,5


2

Ответить на вопрос по рисунку и сделать пояснения на построения изображения предмета в плоском зеркале


1

2.1

Ответ на вопрос по рисунку

0,5


2.2

Сделать построение изображения предмета в плоском зеркале или пояснения

0,5


3

Определить оптическую силу линзы или фокусное расстояние линзы


1

3.1

Записать формулу оптической силы линзы

0,25


3.2

Сделать преобразования формулы в соответствии с условиями задачи

0,5


3.4

Сделать вычислить оптическую силу линзы или фокусное расстояние линзы

0,25


4

Определить угол падения


2

4.1

Сделать чертеж хода лучей по условию задачи, проанализировать чертеж

0,75


4.2

Записать закон отражения света

0,5


4.3

Определить угол падения

0,75


5

Построить изображение предмета в тонкой линзе


2

5.1

Сделать чертеж хода лучей в тонкой линзе

1,5


5.2

Определить характеристики полученного изображения предмета

0,5


6

Определить оптический центр линзы, фокус, тип линзы и изображения предмета


2

6.1

Сделать построение лучей в тонкой линзе

1


6.2

Определить оптический центр линзы, фокус, тип линзы и изображения предмета

1


7

Установить соответствие между физическими величинами (процессами) и их возможными изменениями (поведением луча);


2

7.1

Если правильно определен один пункт

0


7.2

Если правильно определены два пункта

1


7.3

Если правильно определены три пункта

2


8

Решить комбинируемую задачу на определение

Угла преломления или угол между падающим и преломлённым лучами


3

8.1

Сделать рисунок, указав ход лучей в соответствии с условиями задачи

1


8.2

Записать закон отражения света

0,5


8.3

Определение угол преломления или угол между падающим и преломлённым лучами

1,5



Критерии оценивания результатов:

6 – 8 баллов - отметка «3»

9 - 12 баллов – отметка «4»

13 – 14 баллов – отметка «5»

5 баллов и ниже – отметка «2»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!