СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы по учебной дисциплине "Основы философии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для специальности "Физическая культура"

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по учебной дисциплине "Основы философии"»

кОмитет образования и науки курской области

ОБОУ СПО “Рыльский социально-педагогический колледж”

Курской области







Утверждаю:

Директор __________ Т. А. Варфоломеева







Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ. 01 основы философии





























Рыльск 2016 г.





Рассмотрена на заседании ПЦК преподавателей ОГСЭ

Протокол № ___ от «____» _________ 201 г.

Председатель ПЦК ___________________







Рассмотрена на заседании ПЦК преподавателей ОГСЭ

Протокол № ___ от «____» _________ 201 г.

Председатель ПЦК ___________________







Рассмотрена на заседании ПЦК преподавателей ОГСЭ

Протокол № ___ от «____» _________ 201 г.

Председатель ПЦК ___________________





















Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 49.02.01 «Физическая культура».

.





Организация-разработчик: ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»





Разработчик:

Федосенко Ирина Анатольевна, преподаватель

Рыльского социально-педагогического колледжа.



























СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6-10

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12












































1. паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»



1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 «Физическая культура».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании в рамках реализации программ подготовки кадров в учреждении СПО.



1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально – экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

Уметь:

  • Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные категории и понятия философии;

  • Роль философии в жизни человека и общества;

  • Основы философского учения о бытии;

  • Сущность процесса познания;

  • Основы научной философской и религиозной картины мира;

  • Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.





1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося__72_____часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ____48__ часов;

- самостоятельной работы обучающегося __24____ часов.





2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

8

теоретические занятия

40

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24


Итоговая аттестация в 8-м семестре – дифференцированный зачет.









2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Место философии в культуре

1

1

Раздел 1.

История развития философской мысли

29


Тема 1.1.

Философия и ее роль в жизни общества


Содержание учебного материала

2

2



1

Предмет философии. Специфика философского знания. Структура философии.

2.

Философия в структуре мировоззрения. Формы мировоззрения: мифология, религия, философия и наука.

Самостоятельная работа обучающихся

1

3



Составление картотеки терминов.

Заполнение схемы: «Философия как мировоззрение».

Тема 1.2.

Философия Древнего Востока и Античности


Содержание учебного материала

3

2

1.

Основные черты философии Древнего Востока. Философские школы Древней Индии: ортодоксальные и неортодоксальные.

2.

Философские школы Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, легизм.

3.

Основные черты философии античности. Этапы развития античной философии.

Практическая работа № 1

Написание философского эссе: «Спор с философом».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление картотеки терминов.

Заполнение таблицы «Философы Древнего Востока и их учения».

2

3

Тема 1.3.

Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Содержание учебного материала

2

2

1.

Основные черты средневековой философии. Философские учения средневековья: апологетика, патристика (Аврелий Августин), схоластика (Фома Аквинский), номинализм, реализм.

2.

Основные черты философии эпохи Возрождения.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление биографических справок о жизни и творчестве философа.

Написание сообщения по предложенной теме

Ответы на вопросы для самоподготовки

2

3

Тема 1.4.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения

Содержание учебного материала

2

2

1.

Основные черты философии Нового времени. Направления философии Нового времени: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт).

2.

Направления философии Просвещения: английское Просвещение XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк), французское Просвещение XVIII в. (Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Жан-Жак Руссо, П.А. Гольбах, Д. Дидро).

Самостоятельная работа обучающихся

Составление примечаний к предложенному тексту

Распределение предложенных имен, идей, философских учений по соответствующим столбцам таблицы.

2

3

Тема 1.5.

Немецкая классическая философия

Содержание учебного материала

2

2

1.

Характеристика немецкой философии в целом. Сущность и особенности философии И.Канта.

2.

Диалектическая философия Гегеля. Метафизический материализм Л.Фейербаха.

Самостоятельная работа обучающихся

Написание философского эссе



Тема 1.6.

Постклассическая философия XIX-XX вв.

Содержание учебного материала

4

2

1.

Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы к XIX-XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX в.

2.

Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.

3.

Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.

4.

Философское открытие бессознательного. З.Фрейд. Иррационализм. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Экзистенциализм.

Тема 1.7.

Русская философия

Содержание учебного материала

2

2

1.

Возникновение русской философии. Философские концепции XIV-XVII вв. Взгляды философов XVIII в.

2.

Славянофилы и западники как этап развития русской философии. Философия В.С.Соловьева.

Практическая работа № 2: «Русский космизм».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по предложенным темам преподавателя.

1

3

Раздел 2

Основные философские категории.

30


Тема 2.1.

Бытие

Содержание учебного материала

2

2

1.

Категории философии. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие. Формы бытия: материальное и идеальное.

2.

Материя. Формы существования материи: пространство и время. Движение как способ существования материи.

Самостоятельная работа обучающихся

1

3

Подготовка тезисов: Осмысление бытия философами античности и современности

Тема 2.2.

Сознание

Содержание учебного материала

2

2

1.

Сознание. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание.



2.

Сознание как фундаментальное понятие философии. Факторы эволюции человека. Речь. Признание отличия человеческого языка от животного. Роль языка в развитии культуры человека и общества.

Практическая работа№3. Защита проекта: «Роль языка в развитии культуры человека и общества.»

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка реферата по теме: «Динамика сознания человека.»

Подготовка вопросов анкеты: «Значение сознания в развитии человека».

2

3

Тема 2.3.

Познание

Содержание учебного материала

4

2

1.

Виды познания. Подходы к проблеме познаваемости мира: познавательно –реалистический и агностический. Субъект и объект познания.

2.

Чувственное познание. Формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления.

Рациональное познание. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение.

3.

Философские направления: сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

4.

Религиозная картина мира. Христианство. Буддизм. Ислам

Самостоятельная работа обучающихся.

Составление схемы: «Структура познавательного процесса».

Заполнение таблицы: «Уровни и методы научного познания».

2

3

Тема 2.4.

Истина

Содержание учебного материала

2

2

1.

Понятие истина. Трактовки истины. Формы истины.

2.

Ложь как антипод истины. Дезинформация и ее связь с ложью. Заблуждение научного познания. Методология.

Самостоятельная работа.

Заполнение схемы: «Функции практики в процессе познания».

2

3

Тема 2.5.

Общество

Содержание учебного материала

2

2

1.

Социальная философия как философское учение об обществе. Общество как система (элементы, функции).

2.

Философские модели общественно-исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы, теория стадий роста. Культура и цивилизация.


Тема 2.6.

Человек

Содержание учебной дисциплины

2


2

1

Философская антропология как философское учение о человеке. Антропосоциогенез. Теории происхождения человека.

2

Вопрос о природе человека. Индивид, личность, индивидуальность. Ценности человеческого существования. Жизнь, смерть и бессмертие человека.

Практическая работа № 4.«Философия спорта».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить реферат по теме: «Основные пути поиска смысла жизни».


1

3

Тема 2.7.

Человек в мире культуры. Современная цивилизации

Содержание учебной дисциплины

2

2

1.

Культура и культурно-историческая жизнь. Этнос и культура.

2.

Особенности Восточной и Западной культур. Диалог культур. Россия в диалоге культур. Современная цивилизация.

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка проектов, рефератов, рецензий по теме: «Россия в диалоге культур современной цивилизации».

2

3


Раздел 3.

Социальные и этические проблемы связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии

10


Тема 3.1.

Роль техники и технологии в социальном воспроизводстве.

Содержание учебной дисциплины.

2

2

1.

Техника и технология в социальном измерении. Техника и технология в историческом процессе.

2.

Социокультурные аспекты техники и технологии в становлении информационной цивилизации.

Самостоятельная работа обучающегося.

1

3

Подготовка реферата по теме: «Личность в техногенном мире».

Тема 3.2.

Проблемы гуманизма в судьбах современной цивилизации.

Содержание учебной дисциплины

1

2

Понятие гуманизм. Аксиология – наука о ценностях. Целеполагающие нормы и ценности.

Самостоятельная работа обучающегося.

Подготовка реферата по теме: «Ценности. Виды ценностей.»

2

3

Тема 3.3.

Глобальные проблемы человечества

Содержание учебной дисциплины

2

2

1.

Глобальные проблемы современности: понятие, классификация, характеристика.

2.

Оптимистические и пессимистические концепции будущего. Пути решения глобальных проблем.

Человечество перед лицом глобальных проблем.

Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка реферата по теме: «Гуманизм современной цивилизации». Подготовка к зачёту.

2

3


Дифференцированный зачет.

1

3


Всего:

72





3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальные дисциплины»

Оборудование учебного кабинета:

1.Классная доска

2.Учебные пособия и методическая литература

Технические средства обучения:

1.Компьютер

2.Аудиовизуальные средства.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Марков Б. В. Философия. Стандарт третьего поколения – СПб.: Питер, 2012.

  2. Горелов А.А. Основы философии М.: Издательский центр «Академия», 2013

  3. Под редакцией Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. Философия М.: Издательство «Проспект», 2012

Дополнительные источники:

1.Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е дополнительное. Серия «Мир культуры, истории и философии». Издательство «Лань». СПб,2012 -352 с.

2.Зеленова.А., Владимиров. Основы философии. Учебное пособие для педучилищ М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012-160 с.

Интернет – ресурсы:

http://filam.ru/

http://www.philosophy.mirea.ru/

http://www.gumfak.ru/filosof.shtml

http://www.alleng.ru/edu/philos1.htm
























4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Умения:

  • Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Знания:

  • Основные категории и понятия философии;

  • Роль философии в жизни человека и общества;

  • Основы философского учения о бытии


  • Сущность процесса познания;


  • Основы научной, философской и религиозной партии мира;


  • Условия формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды


  • Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий



Индивидуальные задания









Тестирование


Домашняя работа


Тестовый контроль.

Практическое занятие

Практическое занятие


Домашняя работа



Практическое занятие

Тестовый контроль




Практическое занятие

Тестовый контроль










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!