Директор __________ Т. А. Варфоломеева
Рыльск 2016 г.
Протокол № ___ от «____» _________ 201 г.
Протокол № ___ от «____» _________ 201 г.
Протокол № ___ от «____» _________ 201 г.
.
Рыльского социально-педагогического колледжа.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 «Физическая культура».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании в рамках реализации программ подготовки кадров в учреждении СПО.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Место философии в культуре | 1 | 1 |
Раздел 1. | История развития философской мысли | 29 | |
Тема 1.1. Философия и ее роль в жизни общества | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1 | Предмет философии. Специфика философского знания. Структура философии. |
2. | Философия в структуре мировоззрения. Формы мировоззрения: мифология, религия, философия и наука. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Составление картотеки терминов. Заполнение схемы: «Философия как мировоззрение». |
Тема 1.2. Философия Древнего Востока и Античности | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1. | Основные черты философии Древнего Востока. Философские школы Древней Индии: ортодоксальные и неортодоксальные. |
2. | Философские школы Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, легизм. |
3. | Основные черты философии античности. Этапы развития античной философии. |
Практическая работа № 1 Написание философского эссе: «Спор с философом». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Составление картотеки терминов. Заполнение таблицы «Философы Древнего Востока и их учения». | 2 | 3 |
Тема 1.3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Основные черты средневековой философии. Философские учения средневековья: апологетика, патристика (Аврелий Августин), схоластика (Фома Аквинский), номинализм, реализм. |
2. | Основные черты философии эпохи Возрождения. |
Самостоятельная работа обучающихся Составление биографических справок о жизни и творчестве философа. Написание сообщения по предложенной теме Ответы на вопросы для самоподготовки | 2 | 3 |
Тема 1.4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Основные черты философии Нового времени. Направления философии Нового времени: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт). |
2. | Направления философии Просвещения: английское Просвещение XVII в. (Т. Гоббс, Дж. Локк), французское Просвещение XVIII в. (Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Жан-Жак Руссо, П.А. Гольбах, Д. Дидро). |
Самостоятельная работа обучающихся Составление примечаний к предложенному тексту Распределение предложенных имен, идей, философских учений по соответствующим столбцам таблицы. | 2 | 3 |
Тема 1.5. Немецкая классическая философия | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Характеристика немецкой философии в целом. Сущность и особенности философии И.Канта. |
2. | Диалектическая философия Гегеля. Метафизический материализм Л.Фейербаха. |
Самостоятельная работа обучающихся Написание философского эссе | | |
Тема 1.6. Постклассическая философия XIX-XX вв. | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. | Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы к XIX-XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX в. |
2. | Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов. |
3. | Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм. |
4. | Философское открытие бессознательного. З.Фрейд. Иррационализм. Философия А.Шопенгауэра и Ф.Ницше. Экзистенциализм. |
Тема 1.7. Русская философия | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Возникновение русской философии. Философские концепции XIV-XVII вв. Взгляды философов XVIII в. |
2. | Славянофилы и западники как этап развития русской философии. Философия В.С.Соловьева. |
Практическая работа № 2: «Русский космизм». | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по предложенным темам преподавателя. | 1 | 3 |
Раздел 2 | Основные философские категории. | 30 | |
Тема 2.1. Бытие | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Категории философии. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и небытие. Формы бытия: материальное и идеальное. |
2. | Материя. Формы существования материи: пространство и время. Движение как способ существования материи. |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
Подготовка тезисов: Осмысление бытия философами античности и современности |
Тема 2.2. Сознание | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Сознание. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание. Сознание и самосознание. | |
2. | Сознание как фундаментальное понятие философии. Факторы эволюции человека. Речь. Признание отличия человеческого языка от животного. Роль языка в развитии культуры человека и общества. |
Практическая работа№3. Защита проекта: «Роль языка в развитии культуры человека и общества.» | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка реферата по теме: «Динамика сознания человека.» Подготовка вопросов анкеты: «Значение сознания в развитии человека». | 2 | 3 |
Тема 2.3. Познание | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. | Виды познания. Подходы к проблеме познаваемости мира: познавательно –реалистический и агностический. Субъект и объект познания. |
2. | Чувственное познание. Формы чувственного отражения: ощущения, восприятия, представления. Рациональное познание. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. |
3. | Философские направления: сенсуализм, эмпиризм и рационализм. |
4. | Религиозная картина мира. Христианство. Буддизм. Ислам |
Самостоятельная работа обучающихся. Составление схемы: «Структура познавательного процесса». Заполнение таблицы: «Уровни и методы научного познания». | 2 | 3 |
Тема 2.4. Истина | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Понятие истина. Трактовки истины. Формы истины. |
2. | Ложь как антипод истины. Дезинформация и ее связь с ложью. Заблуждение научного познания. Методология. |
Самостоятельная работа. Заполнение схемы: «Функции практики в процессе познания». | 2 | 3 |
Тема 2.5. Общество | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Социальная философия как философское учение об обществе. Общество как система (элементы, функции). |
2. | Философские модели общественно-исторического процесса: формационный и цивилизационный подходы, теория стадий роста. Культура и цивилизация. |
Тема 2.6. Человек | Содержание учебной дисциплины | 2 | 2 |
1 | Философская антропология как философское учение о человеке. Антропосоциогенез. Теории происхождения человека. |
2 | Вопрос о природе человека. Индивид, личность, индивидуальность. Ценности человеческого существования. Жизнь, смерть и бессмертие человека. |
Практическая работа № 4.«Философия спорта». | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить реферат по теме: «Основные пути поиска смысла жизни». | 1 | 3 |
Тема 2.7. Человек в мире культуры. Современная цивилизации | Содержание учебной дисциплины | 2 | 2 |
1. | Культура и культурно-историческая жизнь. Этнос и культура. |
2. | Особенности Восточной и Западной культур. Диалог культур. Россия в диалоге культур. Современная цивилизация. |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка проектов, рефератов, рецензий по теме: «Россия в диалоге культур современной цивилизации». | 2 | 3 |
Раздел 3. | Социальные и этические проблемы связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии | 10 | |
Тема 3.1. Роль техники и технологии в социальном воспроизводстве. | Содержание учебной дисциплины. | 2 | 2 |
1. | Техника и технология в социальном измерении. Техника и технология в историческом процессе. |
2. | Социокультурные аспекты техники и технологии в становлении информационной цивилизации. |
Самостоятельная работа обучающегося. | 1 | 3 |
Подготовка реферата по теме: «Личность в техногенном мире». |
Тема 3.2. Проблемы гуманизма в судьбах современной цивилизации. | Содержание учебной дисциплины | 1 | 2 |
Понятие гуманизм. Аксиология – наука о ценностях. Целеполагающие нормы и ценности. |
Самостоятельная работа обучающегося. Подготовка реферата по теме: «Ценности. Виды ценностей.» | 2 | 3 |
Тема 3.3. Глобальные проблемы человечества | Содержание учебной дисциплины | 2 | 2 |
1. | Глобальные проблемы современности: понятие, классификация, характеристика. |
2. | Оптимистические и пессимистические концепции будущего. Пути решения глобальных проблем. Человечество перед лицом глобальных проблем. |
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка реферата по теме: «Гуманизм современной цивилизации». Подготовка к зачёту. | 2 | 3 |
| Дифференцированный зачет. | 1 | 3 |
| Всего: | 72 | |
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социальные дисциплины»
2.Аудиовизуальные средства.
1.Основы современной философии. Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е дополнительное. Серия «Мир культуры, истории и философии». Издательство «Лань». СПб,2012 -352 с.
2.Зеленова.А., Владимиров. Основы философии. Учебное пособие для педучилищ М.; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012-160 с.
результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.