СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы по химии для 10-11 классов. Базовый уровень

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по химии для 10-11 классов. Базовый уровень

Просмотр содержимого документа
«пояснительная и КТП по химии 10-11»




Пояснительная записка


Рабочие программы по химии 10-11 класс составлены в соответствии с:

  • Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

  • Программа развития и формирования УУД.

  • Химия. Базовый уровень. 10-11 классы: рабочая программа к линии УМК О. С. Габриеляна : учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2017. – 76.

  • Рабочей программой по химии. 10 класс/Сост. Л.И. Асанова. – М.: ВАКО, 2017.-40с.- (Рабочие программы).

Пособие содержит рабочую программу по химии 10 класс базового уровня к УМК О.С. Габриеляна и др.-М.: Дрофа;

  • Химия. 8-11 класс: Рабочие программы по учебникам О.С. Габриеляна/ авт.-сост. Г. И. Маслакова, Н.В. Сафронов.- Волгоград: Учитель, 2014.-203.

  • Авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – О.С.Габриелян.-8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011.-78.


В рабочей программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего и основного общего образования.

Однако содержание данной рабочей программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием и,во-вторых, психологическими возрастными особенностями обучаемых.При изучении химии, где ведущую роль играет познавательная деятельность, основные виды учебной деятельности обучающихся на уровне учебных действий включают умения характеризовать,объяснять, классифицировать, владеть методами

научного познания, полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлятьи сообщать химическую информацию в устной и письменной

форме и др.

Одной из важнейших задач обучения в средней школе является подготовка обучающихся к осознанному и ответственномувыбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся

должны научиться самостоятельно ставить цели и определятьпути их достижения, использовать приобретенный в школе опытдеятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Согласно образовательному стандарту главные цели среднегообщего образования:

1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретение опыта разнообразной деятельности, опытапознания и самопознания;

3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение этих целей среднего общегообразования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

• формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;

• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное инравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения, в быту и трудовой деятельности;

• выработку у обучающихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической

деятельности;

• формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

Целями изучения химии в средней школе являются:

1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочныевыводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, - используя для этого химические знания;

3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.


Общая характеристика учебного курса

Жесткий лимит времени, отведенный на изучение химии на базовом уровне, и соответствие образовательному стандарту определили тщательный отбор содержания курса химии,который позволит:

• сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет, как в советской, так и в российской школе;

• освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;

• максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее, для профильных школ и классов;

• включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией.

Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии.

Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии.

Первая – это внутрипредметная интеграцияучебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале изучается органическая химия, а затем - химия общая.

Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение содержания предмета позволяет на завершающем этапе сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.

Вторая – это межпредметная интеграция, позволяющая на базе химии объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т. е. сформировать

целостную естественнонаучную картину окружающего мира.

Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, так как химически неграмотноеобращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.

Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, курс реализует и еще одну – интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой деятельности, т. е. полностью соответствовать идеям образовательного стандарта.

Особенности содержания обучения химии в средней (полной) школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными целями. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления

ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в рабочей программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

• «Вещество» - знания о составе и строении веществ, ихважнейших физических и химических свойствах, биологическом действии.

• «Химическая реакция» - знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами.

• «Применение веществ» - знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности,

сельском хозяйстве, на транспорте.

• «Язык химии» - система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные),

химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.


Место предмета в учебном плане

Рабочая программа по химии для среднего (полного) общего образования составлена из расчета часов, указанных в учебном плане образовательного учреждения и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю),1 час резервного времени на базовом уровне.


Требования к результатам обучения в 10-11 классах

Деятельность учителя в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;

- в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, готовностьи способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- в сфере сбережения здоровья - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков)

на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.

Метапредметные результаты освоения выпускниками Средней (полной) школы курса химии:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, обобщение и конкретизация, выявление причинно-

следственных связей и поиск аналогов;

- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически

оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникационныхтехнологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением

требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

-владение языковыми средствами, в том числе и языком химии - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числеи символьные (химические знаки, формулы и уравнения).

Предметными результатами изучения химии на базовом уровне на ступени среднего (полного) общего образования являются:

1) в познавательной сфере:

- знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;

-умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

- умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;

-умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

-готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;

-умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

-поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;

- владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности - для характеристики строения, состава и свойств атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;

-установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;

- моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;

- понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;

2) в ценностно-ориентационной сфере - анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;

3) в трудовой сфере -проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении индивидуального проекта по химии;

4) в сфере здорового образа жизни -соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Планируемые результаты

Выпускник на базовом уровне научится:

- понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины мира;

-раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;

- формулировать значение химии и ее достижений для повседневной жизни человека;

- устанавливать взаимосвязь между химией и другими естественными науками;

- формулировать основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;

- аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической химии;

- формулировать Периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности изменений в строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на основе Периодической системы как графического отображения Периодического

закона;

- характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева;

- классифицировать виды химической связи и типы кристаллических решеток, объяснять механизмы их образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной,ионной, металлической, водородной);

- объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;

- классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное к единичному;

- характеризовать гидролиз как специфичный обменный

процесс и раскрывать его роль в живой и неживой природе;

- характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный процесс и его практическое значение;- характеризовать коррозию металлов как окислительно-восстановительный процесс и предлагать способы защиты от нее;

- классифицировать неорганические и органические вещества;

- характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и органических соединений в плане от общего через особенное к единичному;

- использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ;

- использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по

их названиям;

- знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и органических веществ;

- характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);

- устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);

- экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;

- характеризовать скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов;

- характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных факторов;

- производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций;

- соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач химической тематики;

- прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии;

- прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и предлагать способы управления этими процессами;

- устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой);

- раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;

- раскрывать роль химических знаний в формированиииндивидуальной образовательной траектории;

- прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, образующих их;

- аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между неорганическими и органическими веществами;

- владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;

- характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и теории химического строения органических веществ;

- критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников;

- понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.


Система оценки достижений учащихся

Особенности оценки личностных результатов

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений.

Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня.

Особенности оценки метапредметных результатов

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по предмету химии.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации.

Особенности оценки предметных результатов по химии

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Для описания достижений обучающихся целесообразно установить пять уровней:

низкий – пониженный – базовый – повышенный - высокий

Базовый уровень достижений - овладение данным уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для оценки динамики формирования предметных результатов  целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• тематических проверочных работ;

  • тематических контрольных работ;

  • полугодовых и итоговых контрольных работ;

  • практических работ.

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Таким образом, система оценки достижения планируемых результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов.


Содержание курса

Базовый уровень. 10-11 классы

Курс четко делится на две равные по отведенному на их изучение времени части: органическую химию и общую химию. Структурирование курса органической химии определяется идеей развития учащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием.

Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь такой подход позволяет и глубже изучить сами классы. Так, основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова закрепляются при изучении углеводородов (алканов, алкенов, диенов, алкинов, аренов) и их природных источников (природного газа, нефти и каменного угля), кислородсодержащих органических соединений (спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров и углеводов) и азотсодержащих органических соединений (аминов, аминокислот, белков и нуклеиновых кислот). Завершает курс органической химии раздел «Химия и жизнь», где обучающиеся знакомятся с такими важными в практическом и биологическом отношении веществами и материалами, как пластмассы и волокна, ферменты, витамины, гормоны и лекарства.

Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея реализации практико-ориентированного значения объектов органической химии (соединений и реакций).

Идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основной и для конструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о химической картине мира, как составной части единой естественнонаучной картины мира.

В курсе общей химии вначале углубляются и расширяются знания, полученные обучающимися из курса основной школы, о строении атома и вещества на основе Периодического закона

и Периодической системы Д. И. Менделеева, общих свойствахклассов органических и неорганических соединений (кислот, оснований, амфотерных соединений) в свете теории электролитической диссоциации. Далее рассматривается классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Завершает курс знакомство старшеклассников с перспективами развития химической науки и химического производства, с проблемами охраны окружающей среды от химического загрязнения и путями их решения.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Химия. 10 класс. Базовый уровень

Введение (3ч)

Наблюдение, предположение, гипотеза. Поиск закономерностей. Научный эксперимент. Вывод.

Теория строения органических соединений

Предмет органической химии.Становление понятия «органическая химия». Витализм. Современное состояние и развитие органической химии. Классификация органических соединений по происхождению: природные, искусственные и синтетические. Понятие «органическая химия». Круговорот углерода в природе. Особенности строения и свойств органических соединений.

Теория строения органических соединений.Многообразие органических соединений. Изомеры. Изомерия. Валентность углерода, водорода, кислорода, азота и серы в соединениях. Химическое строение. Основные положения теории строения органических соединений. Гомологический ряд и гомологическая разность. Молекулярные и структурные формулы. Модели молекул: объемные (масштабные) и шаростержневые.

Демонстрации. Образцы органических соединений и материалов: природных, искусственных и синтетических. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Модели молекул представителей различных классов органических соединений.

Лабораторные опыты. Л.О. 1.Определение элементного состава органических соединений. Л.О. 2. Изготовление молекул углеводородов.

Углеводороды и их природные источники (9ч)

Природный газ. Алканы. Углеводороды.Природные источники УВ. Природный газ и его преимущества перед другими видами топлива. Алканы, или предельные УВ. Международная номенклатура ИЮПАК. Радикалы. Правила составления названий алканов. Химические свойства алканов: горение, взаимодействие с галогенами (реакция замещения), реакции полного и неполного разложения, реакции дегидрирования. Применение метана на основе его свойств.

Алкены. Этилен. Алкены. Гомологический ряд этилена. Изомерия алкенов: углеродного скелета и положения кратной связи.Правила составления названий алкенов по международной номенклатуре ИЮПАК. Получение этилена в лаборатории: реакция дегидратации этилового спирта. Физические свойства этилена.: взаимодействие с водой, галогенами, реакция полимеризации. Мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Качественная реакция на кратную связь. Применение этилена и полиэтилена.

как представитель алкенов. Получениеэтилена в промышленности (дегидрирование этана) и в Алкадиены. Каучуки.Алкадиены (диеновые УВ). Номенклатура алкадиенов. Получение алкадиенов дегидрированием алканов. Химические свойства диенов. Натуральный и синтетический каучуки. Получение синтетического каучука по методу С.В. Лебедева. Вулканизация каучуков. Резина, эбонит.

Алкины. Ацетилен.Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, присоединение галогеноводородов, воды (реакция Кучерова), галогенов. ПВХ. Качественные реакции на кратную связь: обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия. Применение этина на основе его свойств.

Арены Бензол. Получение бензола. Химические свойства бензол: горение, нитрование, бромирование. Применение бензола.

Нефть и способы ее переработки. Состав нефти, физические свойства. Фракционная перегонка, или ректификация. Фракции нефти: ректификационные газы, газолиновая фракция (бензин).Лигроиновая фракция, дизельное топливо, мазут. Продукты перегонки нефти. Крекинг и риформинг. Детонационная устойчивость, понятие об октановом числе.

Демонстрации.Шаростержневые модели первых трех представителей алканов. Горение УВ. Отношение метана, этилена, этина и бензола к растворам перманганата калия и бромнойводе. Получение этина реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. Л. О. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. Л.О. 4. Получение и свойства этина. Л.О. ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 2. Кислород- и азотсодержащие органические соединения (18ч)

Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты.Единство химической организации живых организмов. Микро- и макроэлементы в клетках живых организмов. Функциональная гидроксильная группа. Предельные одноатомные спирты. Изомерия и номенклатура спиртов (углеродного скелета, положения функциональной группы, межклассовая). Простые эфиры. Водородная связь. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием, дегидратация (внутримолекулярная и межмолекулярная), окисление альдегидов, реакция этерификации. Представители спиртов: метанол, этанол, глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенол. Фенолы. Фенол: строение, физические свойства, получение. Каменный уголь и продукты его переработки: коксовый газ, каменноугольная смола. Аммиачная вода и кокс. Коксохимическое производство. Химические свойства фенола: взаимодействие со щелочами, металлическим натрием, бромной водой, формальдегидом. Реакция поликонденсации. Фенолформальдегидная смола.

Альдегиды и кетоны.Карбонильная группа. Альдегиды и кетоны как межклассовые изомеры. Ацетон как представитель кетонов. Получение альдегидов окислением спиртов. Формальдегид. Уксусный альдегид. Химические свойства альдегидов: качественные реакции (реакции «серебряного зеркала» и взаимодействие с гидроксидом меди (II) при нагревании), гидрирование.

Карбоновые кислоты. Карбоксильная группа. Карбоновые кислоты. Нахождение карбоновых кислот в природе. Предельные одноосновные карбоновые кислоты: муравьиная, уксусная, пальмитиновая, стеариновая.. Непредельные карбоновые кислоты: олеиновая и линолевая. Физические свойства карбоновых кислот6 взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, амфотерными оксидами и гидроксидами, солями, спиртами (реакция этерификации). Сложные эфиры. Применение карбоновых кислот.

Сложные эфиры. Жиры. Мыла. Реакция этерификации. Сложные эфиры: нахождение в природе и применение. Жиры. Химические свойства жиров: гидрирование растительных масел, гидролиз, омыление. Мыла: состав, получение. Моющее действие мыла. СМС.

Углеводы. Моносахариды.Углеводы, их классификация (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Моносахариды. Глюкоза - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: взаимодействие с гидроксидом меди II, реакция «серебряного зеркала», гидрирование, реакция брожения. Применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы.

Дисахариды и полисахариды.Дисахариды: сахароза, мальтоза, лактоза. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Качественная реакция на крахмал.

Амины. Анилин. Понятие о первичных, вторичных и третичных аминах. Отдельные представители аминов: метиламин и анилин. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами, горение. Качественная реакция на анилин. Получение анилина по реакции Зинина. Применение анилина.

Аминокислоты. Белки. АК: состав, строение, номенклатура, нахождение в природе, физические свойства. Глицин и аланин как представители АК. Химические свойства АК как амфотерных соединений: взаимодействие с кислотами, основаниями и спиртами, реакция поликонденсации. Пептидная связь. Применение АК. Белки как полипептиды. Структура белковых молекул. Химические свойства белков: денатурация, гидролиз. Качественные реакции на белки (ксантопротеиновая, биуретовая, качественное определение серы в белках). Биологическое значение белков.

Нуклеиновые кислоты.НК как полинуклеотиды. Строение полинуклеотидов РНК и ДНК, их роль в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о генной инженерии и биотехнологии.

Ферменты. Понятие о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Специфические свойства ферментов: селективность, действие в определенном температурном интервале и при определении значения pH среды. Значение ферментов для жизнедеятельности организмов. Применение ферментов.

Витамины, гормоны, лекарства. Понятие о витаминах. Авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз. Функция витаминов понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Свойства гормонов: высокая физиологическая активность, дистанционное действие, быстрое разрушение в тканях, непрерывное продуцирование. Лекарства. Химиотерапия и фармакология.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты.Коллекция «Каменный уголь». Коллекция продуктов коксохимического производства. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди (II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекция искусственных волокон и изделий из них. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам (конц. азотной и серной кислотам, раствором гидроксида натрия). Переходы: этанол-этилен-этиленгликоль-этиленгликолят меди II; этанол-этаналь-этановая кислота.

Лабораторные опыты. Л.О. 6. Свойства этилового спирта. Л.О. 7. Свойства глицерина. Л.О. 8. Свойства формальдегида. Л.О. 9. Свойства уксусной кислоты. Л.О. 10. Свойства жиров. Л.О. 11. Сравнение свойств растительного мыла и стирального порошка. Л.О. 12. Свойства глюкозы. Л.О. 13. Свойства крахмала. Л.О. 14. Свойства белков.

Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений.

Тема 3. Искусственные и синтетические полимеры (3ч)

Искусственные полимеры. Понятие об искусственных полимерах как продуктах химической модификации природного полимерного сырья. Понятие о пластмассах. Целлулоид. Пироксилин. Понятие о волокнах. Ацетатное волокно, вискоза, медно-аммиачное волокно.

Синтетические органические соединения. Понятие о синтетических полимерах. Структура макромолекул полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Полиэтилен. Полипропилен. Синтетические волокна. Синтетические каучуки. Термореактивные и термопластичные полимеры.

Демонстрации.Коллекция пластмасс, синтетических волокон (ХБ и льняного, шелкового, шерстяного) и искусственных волокон (ацетатного, вискозного, медно-аммиачного) по отношению к нагреванию и химическим реактивам (конц. кислотам и щелочам).

Лабораторные опыты. Л.О. 15.Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.


Структура курса. Тематическое планировнаие


п/п


Название темы

Общее

кол-во

часов

Из них

Тема

Пр

Кр


Введение

3

3

-

-

1

Углеводороды и их природные источники

9

8

-

1

2

Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники

18

15

1

2

3

Искусственные и синтетические материалы

4

2

1

1


Итого

34

28

2

4


Резерв

1





Темы Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения объединены в одну.

Примечание:1 час резервного времени добавлен в тему 3 для написания итоговой контрольной работы за курс органической химии.


ОБЩАЯ ХИМИЯ

Периодический закон и строение атома

Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Важнейшие понятия химии: атом, относительнаяатомная и молекулярная массы. Открытие Д. И. МенделеевымПериодического закона. Периодический закон в формулировкеД. И. Менделеева.

Периодическая система Д.И. Менделеева. Периодическая система Д. И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Различные варианты Периодической системы. Периоды и группы. Значение Периодического закона и Периодической системы.

Строение атома. Атом - сложная частица. Ядро атома: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s- и р-. d-орбитали. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов.

Периодический закон и строение атома. Современное понятие химического элемента. Современная формулировка Периодического закона. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и р‑элементы; d- и f-элементы.

Строение вещества

Ковалентная химическая связь. Понятие о ковалентной связи. Общая электронная пара. Кратность ковалентной связи. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и ковалентная неполярная химические связи. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Ионная связь и ее свойства. Ионная связь как крайний случай ковалентной полярной связи.

Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов.

Агрегатные состояния вещества. Газы. Закон Авогадро для газов. Молярный объем газообразных веществ (при н. у.). Жидкости.

Водородная химическая связь. Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Механизм ее образования и влияние на свойства веществ (на примере воды).

Типы кристаллических решеток. Кристаллическая решетка. Ионные, металлические, атомные и молекулярные кристаллические решетки. Аллотропия. Аморфные вещества.

Чистые вещества и смеси. Смеси и химические соединения. Гомогенные и гетерогенные смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Массовая доля примесей. Решение задач на массовую долю примесей.

Дисперсные системы. Понятие дисперсной системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем.

Электролитическая диссоциация

Растворы. Растворы как гомогенные системы, состоящие из частиц растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. Массовая доля растворенного вещества. Типы растворов.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Уравнения электролитической диссоциации.

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Общие свойства неорганических и органических кислот. Условия течения реакций между электролитами до конца.

Основания в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства.

Соли и в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и общие свойства. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики восстановительных свойств металлов.

Гидролиз. Случаи гидролиза солей. Реакция среды (рН) в растворах гидролизующихся солей.

Химические реакции

Классификация химических реакций.Классификация по числу и составу реагирующих веществ и продуктов реакции. Реакции разложения, соединения, замещения и обмена внеорганической химии.

Тепловой эффект реакции. Экзо-и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Расчет количества теплоты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций, аналитическое выражение. Зависимость скорости реакции от концентрации, давления, температуры, природы реагирующих веществ, площади их соприкосновения. Закон действующих масс.

Катализ. Катализаторы. Катализ. Примеры каталитических процессов в промышленности, технике, быту. Ферменты и их отличия от неорганических катализаторов. Применение катализаторов и ферментов.

Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения на примере получения аммиака.

Окислительно-восстановительные процессы.Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Общие свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Взаимодействие металлов с неметаллами, водой, кислотами и растворами солей. Металлотермия.

Коррозия металлов.Способы защиты металлов от коррозии.

Общие свойства неметаллов. Химические свойства неметаллов как окислителей. Взаимодействие с металлами, водородом и другими неметаллами. Свойства неметаллов как восстановителей. Взаимодействие с простыми и сложными веществами-окислителями.

Электролиз. Электролиз растворов и расплавов электролитов напримере хлорида натрия. Электролитическое получение алюминия. Практическое значение электролиза.

Заключение. Перспективы развития химической науки и химического производства. Химия и проблема охраны окружающей среды.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы Д.И. Менделеева. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Испытание растворов электролитов инеэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Примеры реакций ионного обмена, идущих с образованием осадка, газа или воды. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными и амфотерными оксидами, основаниями (щелочами и нерастворимыми в воде), солями. Взаимодействие азотной кислоты с медью. Обугливание концентрированной серной кислотой сахарозы. Химические свойства щелочей: реакция нейтрализации, взаимодействие с кислотными оксидами, солями. Разложение нерастворимых в воде оснований при нагревании. Химические свойства солей: взаимодействие с металлами, кислотами, щелочами, с другими солями. Гидролиз карбида кальция. Изучение рН растворов гидролизующихся солей: карбонатов щелочных металлов, хлорида и ацетата аммония. Экзотермические и эндотермические химические реакции. Тепловые явления при растворении серной кислоты и аммиачной селитры. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми кусочками (гранулами) цинка и одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с раствором соляной кислоты. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью неорганических катализаторов (FeCl2, KI) и природных объектов, содержащих каталазу (сырое мясо, картофель). Простейшие окислительно-восстановительные реакции: взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (II). Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Лабораторные опыты. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. Ознакомление с дисперсными системами. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие соляной кислоты с цинком, оксидом меди (II), гидроксидом меди (II), карбонатом кальция. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с соляной кислотой в присутствии фенолфталеина, с раствором хлорида железа (III), с раствором соли алюминия. Взаимодействие раствора сульфата меди (II) с железом, известковой водой, раствором хлорида кальция. Получение гидрокарбоната кальция взаимодействием известковой воды с оксидом углерода (IV) (выдыхаемый воздух). Испытание индикатором растворов гидролизующихся и негидролизующихся солей. Реакция замещения меди железом в растворе сульфата меди (II). Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью диоксида марганца. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. Ознакомление с препаратами бытовой химии, содержащими энзимы.

Практическая работа № 1. Получение и распознавание газов.

Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задачна идентификацию неорганических и органических соединений.


Структура курса. Тематическое планирование


п/п


Название темы

Общее

кол-во

часов

Из них

Тема

Пр

Кр

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева

3

3

-

-

Строение вещества

14

12

1

1

(полугодовая)

Химические реакции

8

7

-

1

Вещества и их свойства

9

7

1

1

(итоговая)


Итого

34

29

2

3


Тематическое планирование в 2018-2019 учебном году по химии в 11 классе составлено на основе программы курса по химии для 8-11классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.-78




Тематическое планирование по химии

10 класс (базовый уровень)

2018 – 2019 учебный год

34 урока (1ч/н)

Программа

  • Химия. Базовый уровень. 10-11 классы: рабочая программа к линии УМК О. С. Габриеляна : учебно-методическое пособие / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2017. – 76.

  • Рабочая программа по химии. 10 класс/Сост. Л.И. Асанова. – М.: ВАКО, 2017.-40с.- (Рабочие программы).

Пособие содержит рабочую программу по химии 10 класс базового уровня к УМК О.С. Габриеляна и др.-М.: Дрофа.

Основная литература

Базовый учебник




урока

Дата проведения

Тема урока

Экспериментальная часть

Тип урока

план

факт

Введение (3ч)

1



Предмет органической химии


Вводный

2



Теория строения органических соединений

Д.: Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Изучение нового материала

3



Теория строения органических соединений

Комб

Тема 1. Углеводороды и их природные источники (9ч)

4



Природный газ. Алканы

Л.о.1: Определение элементного состава органических соединений.

Изучение нового материала

5



Природный газ. Алканы

Л.о. 2: Изготовление моделей молекул УВ.

Д: Горение пропан-бутановой смеси (из зажигалки)

Комб

6



Алкены. Этилен

Д.: Отношение этилена к раствору перманганата калия и бромной воде

Л. О. 3: Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Комб

7



Алкадиены. Каучуки

Д.: Разложение каучука

при нагревании

Комб

8



Алкины. Ацетилен

Д.: Отношение ацетилена к раствору перманганата калия и бромной воде.

Л.о.4: Получение и свойства ацетилена

Комб

9



Арены. Бензол


Изучение нового материала

10



Нефть и способы ее переработки

Д.: Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Л.о.5.: Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Комб

11



Обобщение и систематизация знаний по теме: Углеводороды и их природные источники


Обобщение и систематизация

12



Контрольная работа № 1 по теме: Углеводороды и их природные источники


Контроль, оценка знаний и умений

Тема 2. Кислород- и азотсодержащие органические соединения и их природные источники (18ч)

13



Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты

Д.: Горение этанола

Л.о.6: Свойства этилового спирта.

Изучение нового материала

14



Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты

Л.о.7: Свойства глицерина

Комб

15



Полугодовая контрольная работа


Контроль, оценка знаний и умений

16



Фенол

Д.: Каменный уголь и продукты его переработки. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол

Комб

17



Альдегиды и кетоны

Л.о.8: Свойства формальдегида.

Д.: Окисление спирта в альдегид. Реакция «серебряного зеркала». Окисление альдегидов и глюкозы

Изучение нового материала

18



Карбоновые кислоты

Л.о. 9: Свойства уксусной кислоты

Изучение нового материала

19



Карбоновые кислоты


Комб

20



Сложные эфиры. Жиры. Мыла

Л.о. 10: Свойства жиров.

Л.о. 11: Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка

Комб

21



Углеводы. Моносахариды

Д: Реакция «серебряного зеркала» глюкозы

Л.о. 12: Свойства глюкозы

Урок-лекция

22



Дисахариды и полисахариды

Л.о. 13: Свойства крахмала

Комб

23



Амины. Анилин

Д.: Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой

Урок-лекция

24



Аминокислоты. Белки

Д.: Доказательство функциональных групп в растворах АК.

Д.: Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера или шерсти.

Л.о.14: Свойства белков


Комб

25



Нуклеиновые кислоты


Комб

26



Обобщение и систематизация знаний по теме: Кислород- и азотсодержащие органические соединения


Обобщение и систематизация

27



Контрольная работа № 2 по теме: Кислород- и азотсодержащие органические соединения


Контроль, оценка знаний и умений

28



Практическая работа № 1 по теме: Идентификация органических соединений

ТБ

Урок-исследование

29



Ферменты

Д.: Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы

Урок - лекция

30



Витамины. Гормоны. Лекарства

Д.: Коллекция витаминных препаратов. Испытание аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.

Д.: Испытание аптечного препарата инсулина на белок.

Д.: Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка

Комб

Тема 3. Искусственные и синтетические материалы (3ч+1ч р/в)

31



Подготовка к итоговой контрольной работе


Обобщение и систематизация

32



Итоговая контрольная работа


Контроль, оценка знаний и умений

33



Искусственные и синтетические полимеры

Д.: Коллекция пластмасс, искусственных и синтетических волокон.

Л.о.15: Ознакомление с образцами пластмасс и волокон

Комб

34



Практическая работа № 2: Распознавание пластмасс и волокон

ТБ

Урок-исследование

1 час резервного времени







Тематическое планирование по химии

11 класс (базовый уровень)

2018 – 2019 учебный год

34 урока (1ч/н)

Программа

Программа курса по химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.-78

Основная литература

Базовый учебник

Химия. 11 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. –19-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.-223




урока

Дата

план

Дата

факт

Содержание

Экспериментальная часть

Тип урока

Планируемые результаты

Форма контроля

Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева (3 ч)

1



Основные сведения о строении атома


Комб

Знать основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, изотопы.

- формулировку ПЗ;

- причины особого положения водорода в ПС;

- значение ПЗ и ПС.

Уметь: определять заряд иона.

-характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева.

Текущий

2



Периодический закон и периодическая система элементов Д. И. Менделеева

Д.: Различные формы ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Л.о. 1: Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.

Комб

Текущий

3



Положение водорода в периодической системе Д.И. Менделеева.

Значение периодического закона и периодической системы


Комб

Текущий


Тема 2. Строение вещества (14 ч)

4



Ионная химическая связь

Д.: Модель кристалл.решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой.

Комб

Знать понятия: химическая связь, ЭО, полярная и неполярная ХС,

Физические свойства металлов.

Уметь: определять тип химической связи в соединениях;

-составлять схемы образования ХС.

-писать донорно-акцепторный, обменный механизмы образования ковалентной ХС, механизм образования водородной связи;

-давать характеристику металлу исходя из его физических свойств.


Текущий

5



Ковалентная химическая связь

Д.: Модель сухого льда, алмаза, графита.

Практикум

Текущий

6



Металлическая химическая связь

Л.о. 2: Определение типов к.р.

Комплексное применение знаний и умений

Текущий

7



Водородная химическая связь

Д.: Модель молекулы ДНК

Комб

Текущий

8



Полимеры

Д.: Образцы пластмасс и волокон.

Л.о. 3: Коллекция полимеров.

Изучение нового материала

Знать понятия: полимеры, пластмассы, волокна;

-классификацию полимеров;

- применение пластмасс;

-классификацию природных волокон;

-закон Авогадро;

-состав воздуха.

- жесткость воды, временная постоянная.

-кристаллические и аморфные вещества.

Уметь: решать задачи на нахождение массы и объема.

- получать в лабораторных условиях газы: водород, кислород, углекислый

газ и аммиак;

- проводить опыты на определение жесткости воды.

Текущий

9



Газообразное и жидкое состояние вещества

Д.: Модель молярного объема газов. Жесткость воды. Образцы накипи.

Л.о. 4: Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды.

Л.о. 5: Ознакомление с мин водами.

Комб

Текущий

10



Практическая работа № 1: Получение, собирание и распознавание газов

ТБ

Практикум

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ.

Текущий

11



Твердые вещества

Д.: Образцы дисперсных систем: эмульсий, гелей, аэрозолей и золей.

Комб

Текущий

12



Дисперсные системы

Д.: Образцы дисперсных систем: эмульсий, гелей, аэрозолей и золей Д.: Образцы дисперсных систем.

Л.о. 6: Ознакомление с дисперсными системами.

Комб

Знать понятия: дисперсная система, дисперсионная среда, дисперсная фаза;

-классификацию дисперсных систем и растворов (эмульсии, суспензии, гели, аэрозоли, золи)

Уметь: различать и определять золи, гели, аэрозоли, суспензии и эмульсии в повседневной жизни и в быту.

Текущий

13



Состав вещества. Смеси


Комб

Знать: закон постоянства состава вещества, доля, массовая доля выхода продукта реакции, молярная концентрация4

- рабочие формулы.


Текущий

14



Понятие «доля» и ее разновидности


Комб

Текущий

15



Полугодовая контрольная работа


Контрольный

Промежуточный

16



Решение задач на долю выхода продукта реакции от теоретически возможного



Уметь: решать задачи, на нахождение представленных величин;

-составлять формулы пересчета


17



Обобщение и систематизация знаний по теме: Строение вещества


Обобщение и систематизация знаний


Текущий

Тема 3. Химические реакции (8 ч)

18



Реакции, идущие без изменения состава веществ

Д.: Превращение кранного фосфора в белый. Получение оксида фосфора (V) и испытание его лакмусом.

Л.о. 7: Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса.

Комб

Знать понятия: ХР, аллотропия, реакции изомерии, причины многообразия веществ;

-классификацию ХР, протекающих с изменением состава веществ (разложения, замещения, обмена)

- экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект ХР.

- правило Бертолле.

Уметь: сравнивать свойства и строение аллотропных модификаций;

- давать характеристики ХР, зная классификации;

- записывать термохимические уравнения;

Решать расчетные задачи.

Текущий

19



Реакции, идущие с изменением состава веществ

Л.о. 8: Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды.

Комб

Текущий

20



Скорость химической реакции

Д.: Зависимость скорости реакции от природы веществ.

Л.о. 9: Получение кислорода разложением пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы сырого картофеля.

Л.о. 10: Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком

Комб

Знать понятия: скорость химической реакции, катализ.

- правило Вант Гоффа.

Уметь объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов.

- решать задачи на определение температурного коэффициента.

Текущий

21



Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения


Практикум

Знать понятие химического равновесия.

- роль воды в химических реакциях (электролиты, кислоты, основания и соли в свете ТЭД).

Уметь объяснять зависимость положения химического равновесия от различных факторов.

Текущий

22



Роль воды в химических реакциях


Различные случаи гидролиза солей. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов.

Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов. Получение мыла.

Л.о. 11: Различные случаи гидролиза солей.

Практикум

Текущий

23



Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Электролиз

Д.: Простейшие ОВР. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия.

Комб

Знать понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Уметь определять окислитель и восстановитель;

- распознавать ОВР и не ОВР.

- расставлять коэффициенты методом электронного баланса;
- уравнения гидролиза;

-генетические цепочки превращений.

Текущий

24



Урок-упражнение по теме: Гидролиз солей и ОВР


Комплексное применение знаний и умений

Текущий

25



Обобщение знаний по теме: Химические реакции


Обобщающий


Тематический тест

Тема 4. Вещества и их свойства (9 ч)

26



Металлы и неметаллы

Д.: Коллекция образцов металлов.

Д: Взаимодействие щелочных металлов с водой.

Д: Горение магния и алюминия в кислороде.

Д: Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания.

Д.: Коллекция образцов неметаллов

Комб

Знать: химические свойства металлов и неметаллов;

- коррозия металлов.

Уметь: осуществлять генетические цепочки превращений;

-расставлять коэффициенты в схемах уравнениях методом электронного баланса.


Текущий

27



Кислоты

Д.: Коллекция природных орг.кислот.

Взаимодействие меди с азотной кислотой (к).

Взаимодействие серной кислоты (к) с сахаром, медью и целлюлозой.

Коллекция природных орг.кислот.

Л.о. 12: Испытание растворов кислот, основания и солей индикаторами.

Л.о. 13: Взаимодействие соляной кислоты и уксусной кислоты с металлами.

Комб


Текущий

28



Основания

Д.: Испытание растворов оснований индикаторами.

Л.о. 14: Взаимодействие соляной кислоты и уксусной кислоты с основаниями.

Л.о. 16: Получение и свойства нерастворимых оснований.

Комб

Знать понятия: основания, кислоты, соли;

-классификацию кислот, оснований и солей;

-основных представителей кислот, оснований и солей;

- химические свойства кислот, оснований и солей.

Уметь: распределять формулы веществ по классам;

Давать характеристику кислотам и основаниям, согласно классификации Таблица 6,7);

-осуществлять генетические цепочки превращений:

-составлять генетические ряды и записывать УХР;

-решать задачи.

Текущий

29



Соли

Д.: Испытание растворов солей индикаторами.

Качественные реакции на некоторые катионы и анионы

Гашение соды уксусом.

Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония.

Качественные реакции на катионы и анионы.

Л.о. 15: Взаимодействие растворов соляной уксусной кислот с солями.

Л.о. 17: Гидролиз хлоридов и ацетатов.

Л.о. 18: Ознакомление с коллекциями металлов, неметаллов, кислот, оснований, минералов, содержащих некоторые соли.

Комб


30



Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений


Урок повторение

Текущий

31



Обобщение и систематизация знаний по теме: Вещества и их свойства


Обобщение и систематизация знаний


Текущий

32



Итоговая контрольная работа


Контрольный

Знать: основные понятия курса химии 11 класса.

Уметь: полученные знания применить на практике.

Итоговый

33



Практическая работа № 2 по теме: Решение экспериментальных задач на идентификации органических и неорганических соединений»

ТБ

Практикум

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ.

Текущий

34



Обобщение знаний за курс химии


Урок-игра


Текущий






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!