СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы коррекционных занятий с обучающимися с ЗПР (1-4 кл) средней общеобразовательной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционных занятий с обучающимися с ЗПР (1-4 классы) средней общеобразовательной школы

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы коррекционных занятий с обучающимися с ЗПР (1-4 кл) средней общеобразовательной школы»



«Согласовано» Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

_____________Кривенкова Е.Л. ______________Н.В.Котова

Приказ №200 от 31.08.2020




Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области






Рабочая программа

по курсу

«Коррекционно-развивающие занятия

учителя-дефектолога с обучающимися с нарушением интеллекта

(задержка психического развития, умственная отсталость)»

в 1-4 классах

















Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики учащихся школы с нарушениями интеллекта. Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа разработана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов.

Основная цель программы: развитие познавательной сферы учащихся.

Задачи программы:

  • осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений

  • формирование сенсорных навыков, развитие основных видов ощущений

  • развитие пространственных и пространственно-временных представлений;

  • развитие памяти и мнестических процессов;

  • развитие внимания и его свойств;

  • развитие наглядно – образного и элементов словесно – логического мышления;

  • развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение, классификация;

  • развитие умения переносить усвоенный способ действия;

  • развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;

  • развитие речи.


Подбор учебного материала осуществлялся с учетом следующих принципов:

  • принцип наглядности – использование в работе наглядных пособий и специального коррекционного оборудования;

  • принцип доступности – используемый материал адаптирован как с учетом возраста, так и с учетом имеющегося дефекта;

  • принцип активного взаимодействия – все занятия строятся на взаимодействии с учащимися в форме игр, упражнений и т.д.


Общая характеристика программы

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.

Отечественные психологи и дефектологи (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Г.А.Мишина, Л.Б.Баряева, Е.А.Стребелева и др.) отмечали, что наиболее заметные трудности в развитии психики детей с нарушениями интеллекта проявляются в познавательной сфере: внимании, памяти мышлении и т.д..

Так, ощущения детей с нарушениями интеллекта характеризуются неточностью, малой интенсивностью и продолжительностью. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, также не сформировано восприятие пространства, что отрицательно сказывается на формировании графических навыков, письма и чтения.

Внимание детей с нарушением интеллекта характеризуется неустойчивостью (колебанием), сниженной концентрацией, которая ведет к снижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля. Недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий. Ребенок с задержкой психического развития или умственной отсталостью удерживает одновременно малый объем информации. У учащихся отмечается низкая избирательность, трудности организации, переключения внимания с одного вида или найденного способа деятельности на другой.

У таких детей выражено преобладание кратковременной памяти над долговременной. Характерным признаком являются отклонения в развитии процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение). Отмечаются низкая продуктивность запоминания и его неустойчивость, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, преобладание механического запоминания над словесно-логическим; быстрое забывание и низкая скорость запоминания.

Их мышление поверхностно, инертно, некритично. Не все виды мышления, особенно словесно-логическое, достигают должного уровня. Мыслительные операции протекают с большим своеобразием. Наблюдается фрагментарность анализа и синтеза, сравнение предметов по несущественным признакам, чрезмерное расширение или, наоборот, неправомерное ограничение оснований для обобщения. При переходе из одной системы знаний и навыков к другим дети склонны применять старые, уже отработанные способы, не видоизменяя их, что в итоге приводит к трудностям переключения с одного вида деятельности на другой. Особенно ярко инертность проявляется при предъявлении заданий, которые требуют самостоятельного поиска способа его решения.


Место коррекционной программы в учебном плане

Программа КРЗ, являясь одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации и включения детей в социум.

Программа рассчитана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов, 34 часа в год для каждого.

Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изо-терапии даёт учителю – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа КРЗ обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с интеллектуальными нарушениями с целью дальнейшей их социализации.

В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.

Планируемы результаты освоения программы



Результаты освоения программы включают в себя достижение учащимися с нарушением интеллекта следующих видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их практического применения.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с нарушениями интеллекта.

Планируемые результаты освоения программы для 1 класса

(1-ый год обучения)


Предметные

Личностные

Минимальный уровень

Достаточный уровень


Формирование умения дать название предмета; понятия — слева, справа, перед, за.


Формирование умения выделять фигуры из фона; запоминать 2-4 предметов без учета месторасположения.

Формирование умения подчинять свое поведение определенным правилам.




Планируемые результаты освоения программы для 2 класса

(2-ой год обучения)


Предметные

Личностные

Минимальный уровень

Достаточный уровень


Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за.


Формирование умения выделять в явлении разные особенности (сопоставление погодных и природных явлений); запоминать 4-5 предметов без учета месторасположения.

Формирование умения подчинять свое поведение определенным правилам и следовать им.


Планируемые результаты освоения программы для 3 класса

(3-ий год обучения)

Предметные

Личностные

Минимальный уровень

Достаточный уровень


Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за.


Формирование умения анализировать простые закономерности; выделять фигуры из фона; запоминать 5-6 предметов без учета месторасположения.

Формирование умения подчинять свое поведение определенным правилам, следовать им; формирование умения простого анализа поступков (что такое «хорошо», что такое «плохо»)

Планируемые результаты освоения программы для 4 класса

(4-ый год обучения)

Предметные

Личностные

Минимальный уровень

Достаточный уровень


Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за.


Формирование умения анализировать простые закономерности; выделять в явлении разные особенности; вычленять в предмете разные свойства и качества; выделять фигуры из фона; запоминать 5-6 предметов без учета месторасположения.

Формирование умения подчинять свое поведение определенным правилам, следовать им; формирование умения простого анализа поступков (что такое «хорошо», что такое «плохо»)



Содержание программы

Введение

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

Интеллектуальное развитие

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).

Развитие речи

Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.

Итоговое повторение













Тематический план





1 класс (первый год обучения)

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Интеллектуальное развитие

6

Развитие умения выделять в явлении разные особенности

1

Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества

1

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы

1

Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам

1

Различение предметов по цвету, размеру, форме, количеству

2

Развитие внимания

6

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

1

Графический диктант

1

Составление простых узоров из карточек по образцу

2

Знакомство с игрой “Муха”-1-й уровень

2

Развитие восприятия и воображения

6

Развитие пространственной ориентировки

2

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за)

2

Составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений

2

Развитие памяти

6

Развитие двигательной и вербальной память

2

Упражнения на запоминание различных предметов

2

Игры “Муха ” 1 уровень

2

Развитие речи

8

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

2

Активизация моторно-двигательной артикуляции

2

Чтение сказок. Оценка поступков героев

2

Итоговое повторение

1




2 класс (второй год обучения)



Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Интеллектуальное развитие

10

Развитие умения выделять в явлении разные особенности

2

Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества

2

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы

2

Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам

2

Различение предметов по цвету, размеру, форме, количеству

2

Развитие внимания

6

Развитие навыков сосредоточения внимания

1

Развитие навыков устойчивости внимания

1

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

1

Графический диктант

1

Составление простых узоров из карточек по образцу

2

Развитие памяти

8

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти

1

Активизация зрительной и слуховой памяти

1

Развитие двигательной и вербальной память

1

Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания

1

Развитие прочности запоминания словесного материала

1

Упражнения на запоминание различных предметов

1

Игры на развитие памяти

2

Развитие речи

8

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

2

Активизация моторно-двигательной артикуляции

2

Чтение сказок. Оценка поступков героев

2

Итоговое повторение

1


3 класс (третий год обучения)

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Интеллектуальное развитие

8

Развитие наглядно-действенного мышления с обобщением на наглядном уровне

1

Развитие способности анализировать простые закономерности

2

Развитие умения выделять в явлении разные особенности

1

Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества

1

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы

1

Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам

1

Различение предметов по цвету, размеру, форме, количеству

1

Развитие внимания

8

Развитие навыков сосредоточения внимания

1

Развитие навыков устойчивости внимания

1

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

1

Графический диктант

1

Составление простых узоров из карточек по образцу

1

Знакомство с игрой “Муха” 1-й уровень

1

Игры на развитие внимания

2

Развитие восприятия и воображения

6

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема

2

Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

2

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за)

2

Развитие памяти

6

Развитие прочности запоминания словесного материала

2

Упражнения на запоминание различных предметов

2

Игры на развитие памяти

2

Развитие речи

4

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

1

Активизация моторно-двигательной артикуляции

1

Итоговое повторение

1


4 класс (четвертый год обучения)

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям

1

Интеллектуальное развитие

8

Развитие наглядно-действенного мышления с обобщением на наглядном уровне

2

Развитие способности анализировать простые закономерности

1

Развитие умения выделять в явлении разные особенности

1

Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества

1

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы

1

Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам

2

Развитие внимания

8

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

2

Графический диктант с выявлением закономерностей

2

Составление простых узоров из карточек по образцу

2

Игры на развитие внимания

2

Развитие памяти

10

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти

1

Активизация зрительной и слуховой памяти

1

Развитие двигательной и вербальной память

1

Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания

2

Развитие прочности запоминания словесного материала

2

Упражнения на запоминание различных предметов

1

Игры на развитие памяти

2

Развитие речи

6

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

2

Активизация моторно-двигательной артикуляции

2

Итоговое повторение

1



Материально-техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.

В ходе изучения данной учебной дисциплины необходимо применять:

- учебно – методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с нарушением интеллекта, наборы игр и упражнений;

- комплексные программы развития познавательной сферы и личности;

- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);

- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее).

Для реализации программы курса применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).




Скачать

© 2020 146 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!