СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы для 1 класса по внеурочной деятельности "Тайны красивой речи".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальных классах развитие речи обучающихся имеет важное значение, так как успех вего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание родного языка - ключ к успеху в изучении предметов школьного курса. Данная программа по внеурочной деятельности позволит спланировать и успешно организовать работу по развитию познавательной активности и речи младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы для 1 класса по внеурочной деятельности "Тайны красивой речи".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»

города Рыльска Курской области





Принято на Утверждено

заседании педагогического приказ № _____

совета от « » февраля 2016 г.

протокол № Директор школы _______В.В.Милонов

от « » февраля 2016 г.








Рабочая программа

по внеурочной деятельности кружка


«Тайны красивой речи»

1 «Б» класс


Составитель:

Е.С.Барановская,

учитель-логопед

первой квалификационной

категории







2016-2017 учебный год


Структура рабочей программы внеурочной деятельности


1.Пояснительная записка

2.Содержание программы

3.Предполагаемые результаты освоения программы

4. Календарно-тематическое планирование

5. Материально-техническое обеспечение программы














































Пояснительная записка

Речь в нашей жизни – это всегда самостоятельная деятельность каждого человека. В начальных классах развитие речи обучающихся имеет важное значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание родного языка – ключ к успеху в изучении предметов школьного курса.

Овладение речью – это способ познания действительности.

Наиболее существенный источник материала для связной речи – это жизненный опыт детей: их детство, школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, ещё не богаты, и, сколько бы ребёнок ни читал и ни слушал правильную содержательную речь окружающих его взрослых, он не сможет ею овладеть без собственного речевого опыта. Поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся у детей представлений, что тесно связано с развитием речи ребёнка, с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу надо с первых дней ребёнка в школе.

Цель программы: развитие у обучающихся творческих способностей, познавательных интересов, самостоятельной мыслительной и речевой деятельности, формирование у них высокой культуры речевого поведения.

Программа не противоречит сформулированным в Стандарте требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям ее реализации учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования. Развитие речи самоценно на ступени начального общего образования как фундамент всего последующего образования.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю и являются продолжением коррекционно-логопедической программы.

В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность, однако игровая не утрачивает своей силы и актуальности. Поэтому игра во внеурочной деятельности особенно успешно способствует развитию познавательной активности и речи ребёнка. Школьник становится субъектом деятельности. В данном курсе развития речи, который в доступной для детей форме раскрывает основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли и чувства, поведение людей, осуществляется личностный подход, предоставляется возможность для самореализации, для развития своих задатков и способностей.

На занятиях используются различные формы работы: игра, сказка, спектакль, театральная гостиная, сценическая миниатюра, театральное представление, викторина, утренник, экскурсия и другое, предлагаются разные виды деятельности: игровая, трудовая, учебная, исследовательская.

Содержание программы призвано обеспечить:

  • Овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи и правильно понимать чужие.

  • Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника­тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способ­ностей к творческой деятель­ности

  • Развитие детского речевого творчества.

  • Формирование у обучающихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка, литературы.

  • Развитие воображения, мышления, умения делать логические выводы.

  • Пробуждение наблюдательности, познавательной активности.

  • Формирование нравственных ценностей духовной культуры.

  • Развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, самоуважения.

В программе рассматриваются наименее разработанные в методике начального обучения вопросы развития связной речи. Задания расположены в порядке возрастания сложности и имеют широкий диапазон трудностей, что позволяет ребёнку совершенствоваться.

Центральным понятием является понятие «текст», так как конечная цель освоения русского языка в школе – научить связно выражать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить воспринимать текст, передавать его содержание и создавать свой собственный текст, речевое произведение, высказывание.














Предполагаемые результаты освоения программы

Разнообразные виды работ направлены на формирование комплекса речевых умений:

В 1-м классе

  • внимание в устной речи к темпу, громкости, отчётливости произведения, манере поведения во время разговора

  • устные ответы на вопросы, объединённые одной темой;

  • составление предложений по сюжетным картинкам;

  • составление нескольких предложений, объединённых одной темой, под руководством учителя;

  • устное изложение текста по вопросам учителя;

  • составление рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учащимися (по серии картинок, по наблюдениям и впечатлениям, по нескольким опорным словам, продолжение рассказа, сказки по его началу, сочинение загадок, считалок и т.д.)

Особое место в программе занимает воспитание культуры речевого общения, детское сочинительство, задания, направленные на развитие воображения, фантазии.

Система творческих работ направлена на то, чтобы обучающиеся овладели следующими предметными умениями:

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

  • строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

  • составлять тексты в устной и письменной формах;

  • понять тему сочинения, раскрыть её;

  • передать в своём сочинении определённую идею;

  • собирать и отбирать материал для сочинения;

  • составлять план своего рассказа;

  • правильно, логически последовательно выражать свои мысли.

  • обогащать жизненный опыт;

  • активизировать словарный запас.

Курс является межпредметным, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка у детей развивается стремление к получению знаний по природоведению, изобразительному искусству, литературе, театру и т.д.

Требования Стандарта задают ориентиры оценки не только предметных умений, но и личностных и метапредметных результатов освоения программы.

К предполагаемым личностным результатам обучающихся, освоивших данную программу, относятся умения:

  • гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;

  • сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;

  • понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;

  • уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

К предполагаемым метапредметным результатам обучающихся относятся универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями:

  • находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь организовать собственную деятельность;

  • планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.


Формы подведения итогов:

  • праздник читательских удовольствий,

  • составление сборников творческих работ и презентация детских книг,

  • подбор материала и выпуск газет к предметной неделе гуманитарных наук,

  • конкурс театрального мастерства,

  • концерты для детей и родителей,

  • выступления перед воспитанниками детского сада,

  • выставка детских работ,

  • школьные и районные смотры юных талантов и др.







Содержание программы

1. «Эти таинственные слова» (9 часов).


Толкование слова, словарный запас, составление азбук в стихах на примере азбук Маршака, Заходера и др.


Виды деятельности: составление толковых словариков, рисование непонятных слов; игры в слова; конкурс на лучшее стих в азбуку, решение «загадочных» упражнений по русскому языку.


2. «Текст» (4 часа).


Текст, признаки текста, тема, заголовок. Основная мысль текста.


Виды деятельности: выделение «опорных» слов, составление текстов по заголовку, выпуск логопедической газеты (работа в группах по рубрикам).































Календарно – тематическое планирование

1 класс ( 13 часов)



ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Количество часов

Содержание

Виды деятельности

Дата

План

Факт

1

Эти таинственные слова


10


Толкование слова,

словарный запас,

составение азбук в стихах на примере азбук Маршака, Заходера и др.


Составление толковых словариков, рисование непонятных слов;

Игры в слова;

Конкурс на лучшее стих в азбуку,

Решение «загадочных» упражнений по русскому языку



1

Нарисуем непонятные слова


1

2

Отгадай слово

1



3

Как составить толковый словарик

1



4

Соберём свой словарик

1


5

Весёлый алфавит

1


6

Весёлые правила

1


7

Загадки слов

1


8

Мы любим шутки, любим смех

1


9

Кто дарит нам сказки?

1


2

Текст


4

Текст, признаки текста, тема, заголовок.

Основная мысль текста.

Выделение «опорных» слов, составление текстов по заголовку, выпуск логопедическойгазеты

(работа в группах по рубрикам)



10

Такое одинаковое и разное предложение


1

11

О ком и о чём

1


12

О чём можно узнать из заглавия


1


13

Ключ к тексту

1












Материально-техническое обеспечение программы

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечания

Печатные пособия

Беккерман. Ю.И. Уроки развития связной речи в начальной школе. С-П, 1997г.

Бондаренко А.А. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. Новосибирск, 1995г.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение, М.: Просвещение, 1991

Есенина С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. М. Грамотей, 2006г.

Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования. Серия «Стандарты второго поколения». Просвещение, 2009г.

Коган М.С. Игровая кладовая. Сибирское университетское издательство. Новосибирск, 2004г.

Ладыженская Т.А. Речевые секреты. М. «Просвещение», 1992г

Ладыженская Т.А. Речевые уроки. М. «Просвещение», 1995г.

Львов М.Р. Школа творческого мышления. М., 1993г.

Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников. Пенза, 1995г

Пашкевич Т.Д. Понять…Принять…Поддержать… Барнаул, 2009г

Пикулёва Н. Слово на ладошке. М., 1994г.

Синицына Е. Умные Загадки (серия – «Через игру к совершенству». М. «Лист», 1997г.

Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие. Литературные викторины для дошкольников и младших школьников. М. «Новая школа», 1996г.

Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Ленинград, 1991г.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок.- М.: АРКТИ,2007.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме)







Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, коррекционно-развивающие программы


Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Принтер (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

Размер не менее 150×50 см

С диагональю не менее 72 см

Экранно- звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности). Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы.



Например, могут быть использованы фрагменты музыкальных произведений, записи голосов птиц и др.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.


Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставка для книг, держатели для плакатов и т.п.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!