Просмотр содержимого документа
«Разработка презентации для изучения особенностей растительного и животного мира Курского края»
Цели и задачи урока:
- Образовательная: познакомить с многообразием растений родного края, основными экогруппами (растения леса, степи, поля, луга);
- сформировать представление о причинах разнообразия растительных сообществ – взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами;
- узнать о растениях занесённых в Красную книгу;
- выявить значимость растений для хозяйственной деятельности человека;
- Развивающая: развивать умения и навыки по изучению природы родного края; умения работать с атласом, картой, учебником;
- прививать развитие познавательного интереса к школьному краеведению;
- Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность, бережное отношение и любовь к природе родного края.
Факторы влияющие на растительность
Климат почвы рельеф
(тепло и влага)
деятельность
грунтовые воды человека
Леса
Лесами наша область небогата. Только на северо-западе области, в Железногорском и Дмитриевском районах, леса занимают 13 – 14% площади. На остальной же части области лесистость составляет 6 – 7, а в юго-восточных – всего 1 – 2%.
В области отдельными островками распространены дубравы: по крутым берегам речных долин (нагорные дубравы), в поймах (пойменные дубравы), в оврагах и балках (байрачные леса).
Травянистый покров дубрав
одуванчик лекарственный
медуница
примула лесная грибы
ландыш майский
Работа с гербарием:
Найдите среди гербариев, растения дубрав. Покажите и зачитайте названия.
Сосновые леса
Естественные сосновые леса встречаются лишь на крайнем северо-западе области, в урочище Обжи.
Но по песчаным террасам Сейма, Свапы и Псла растут прекрасные сосновые леса, насаженные человеком. Особенно много их в Льговском (Банищанские леса), Кореневском (Краснооктябрьский лес) и Беловском (урочище Песчаное) районах.
Работа с гербарием:
Какие лишайники встречаются в сосновых лесах? (найти и сказать)
Лесополосы
- Лесополосы состоят из различных древесных пород: вяза, тополя, шиповника, жёлтой акации, лоха серебристого, берёзы.
На поймах, где почва сильно увлажнена, растут леса или кустарниковые заросли, состоящие из ольхи клейкой и различных видов ив – ольшаники и ивняки.
- Ивняки создают непроходимые заросли по берегам рек
- В высоких ольховых лесах всегда сыро и душно
Растительность лугов, озёр, рек, прудов, болот
аир обыкновенный
Задание: пользуясь атласом Курской области стр.19, на контурной карте отметьте карандашами разных цветов «островки» дубовых, сосновых, ольховых лесов.
Степи. В зависимости от времени года в степи одни растения сменяются другими.
Заповедник им. В.В. Алёхина
На двух участках целинной степи располагается Центрально-Чернозёмный заповедник им. В.В. Алёхина. Первый его участок – Стрелецкая степь находится в 20 км к югу от Курска, по дороге на Обоянь.
На побережье р. Млодати в Обоянском районе расположен второй участок – Казацкая степь – с примыкающим к ней Казацким лесом.
Задание:
Нанесите на контурную карту степные участки Центрально-Чернозёмного заповедника им. В.В. Алёхина
Красная книга растений области
В настоящее время на территории области около 200 видов флоры являются редкими, более 60 видов - охраняемыми
Задание:
Пользуясь атласом и учебником на стр. 66 – 68, запишите в тетрадь по 5 растений, занесённых в Красную книгу области.
Культурная и сорно-полевая растительность
Растения в жизни человека и его хозяйственной деятельности
Закрепление изученного материала
Вопросы:
- Какие растительные сообщества встречаются на территории Курской области?
- Перечислите ярусность дубрав.
- В каком году был создан Центрально-Чернозёмный заповедник?
- Кто был основателем этого заповедника?
- Пользуясь своими записями в тетради назовите растения, занесённые в Красную книгу Курской области.
- Каково значение растений?
Домашнее задание
- Повторить изученный материал урока в учебнике «География Курской области» на стр. 57 – 69, ответить устно на вопрос №4, на стр. 69;
- Подготовить по 10 вопросов (загадки) о растениях.