СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по теме "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"»

7


Открытый урок по русскому языку в 5А классе по теме:

«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»


Цель урока: актуализация знаний о двойной роли букв е, ё, ю, я.

Задачи урока:

  • развивать навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука;

  • развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические;

  • навыки анализа, работы с тестами, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Тип урока: урок-исследование.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; исследовательский метод; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, учебник, ноутбук, раздаточный материал.





План урока:

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Проверка знаний по теме прошлого урока (Обозначение мягкости согласных с помощью Ь – задание на карточке №1).

IV. Подведение к новой теме (задание на карточке №2).

V. Работа по теме урока

  • работа с учебником, с. 142.

  • работа по группам устно упр. 310.

  • составление алгоритма.

VI. Закрепление материала

  • работа по группам упр. 312 – письменно

  • работа со словами-исключениями (учебник, с. 27).

  • работа с заданием (дидактический материал, упр. 183).

VII. Проверка усвоенного на уроке

  • выполнение теста (индивидуально, один от команды на компьютере).

VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление команды-победителя.

IX. Домашнее задание.













Ход урока:

I. Орг.момент.

Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся в Центре подготовки космонавтов. Я начальник Центра подготовки. Прошу командиров экипажей сдать рапорт.

Сдача рапорта. Один командир от каждой группы сдает рапорт:

- Товарищ начальник центра подготовки космонавтов, команда космонавтов-исследователей к уроку русского языка построена и готова. Командир экипажа ... Рапорт сдан.

Учитель: - Рапорт принят. Экипажам занять места в центре подготовки к полету.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: - Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Вы будете в роли космонавтов-исследователей, и команда-победитель сможет отправиться в космос для поиска планеты, где есть разумная жизнь. Только космонавт, знающий свой родной язык в совершенстве, сможет понять язык инопланетян.

На пути к цели вам встретится много трудностей, поэтому я дарю вам древнюю крылатую латинскую фразу, которая станет вашим девизом на пути преодоления преград.

(На слайде показать как эпиграф к уроку: «Per aspera ad astra! –Через тернии к звездам! (через трудности - к достижению цели)». Сенека). Давайте повторим ее вместе. Дети повторяют фразу за учителем.

Учитель: - Чтобы определить команду-победителя, вы будете снаряжать в полет своего маленького космонавта. Каждой команде я буду выдавать детали костюма за правильные ответы. Каждую деталь вы сможете прикрепить только после правильно выполненного предполетного задания. Все члены экипажа команды-победителя получат за урок пятерки в журнал. Итак, как говорил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, «Поехали!»

III. Проверка знаний по теме прошлого урока (Обозначение мягкости согласных с помощью Ь).

Учитель: - У каждой команды есть на столе карточка №1. Командирам экипажей поднять вверх карточку. Исследуйте слова и вставьте пропущенные буквы и назовите изученную орфограмму.

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы и назовите изученную орфограмму.

  1. Пятиконе...ая звезда

  2. Мо...ый двигатель

  3. Мле...ый Путь

  4. То...ый маршрут

  5. Хороший помо...ик

  6. Бесконе...ое пространство

  7. Ве...ая невесомость

  8. Осуществимая ме...а

  9. Безобла...ые дали

  10. Сро...ое сообщение

(На слайде проверить результат).

IV. Подведение к новой теме (задание на карточке №2).

Учитель: - Вы хорошо справились с первым заданием. Но ваш космонавт еще совсем не готов к полету. Пора приступать к заданию №2. Командирам экипажей поднять вверх карточку №2. Каждой команде даны четыре слова. Вам необходимо выписать на карточку одно слово, которое относится к нашему полету. Напишите в транскрипции подчеркнутый гласный звук у выписанного слова.

Карточка №2

I команда

II команда

III команда

IV команда

  1. Комета

  2. Единица

  3. Проверяем

  4. Подъезд

  1. Ёж

  2. Полёт

  3. Поёт

  4. Забьет

  1. Польют

  2. Золотую

  3. Люстра

  4. «Союз»

  1. Скамья

  2. Яхта

  3. Вселенная

  4. Пять

Комета

ком[э]та

Полёт

пол[о]т

«Союз»

«Со[й,у]з»

Вселенная

Вселенна[й,а]


1 звук 2 звука

(на слайде показать).

Какие буквы подчеркнуты в словах? (е, ё, ю, я)

Вспомните, ребята, что вы знаете о роли этих букв в фонетике? Буквы необычные, потому что они ведут себя в разных позициях по-разному. У какой команды эта буква обозначает один звук в выписанном слове? А у какой - два? Значит, у этих букв двойная роль. А теперь попробуйте отыскать слова в карточке, в которых эти буквы обозначают два звука.

Нам необходимо сформулировать предполетное задание! (Запись числа и темы на доске и в тетрадях).

Какую задачу нам необходимо решить, связанную с предполетным заданием? (Дети говорят: «Узнать, при каких условиях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук или два звука»). То есть нам нужно определить фонетические позиции, при которых эти буквы обозначают один или два звука.

Выдать первую деталь космонавта: шлем.

V. Работа по теме урока

  • работа с учебником, с. 142.

Подтвердим ваше предположение правилом в учебнике с. 142. Чтение правила.

Учитель: - Посмотрите на слова, которые вы выписали. У этих команд – два звука, а у этих – один. А как узнать, когда один звук?

Вывод: выясняем первую роль букв е, ё, ю, я.

Запись алгоритма в тетрадь.





Таблица-схема №1





работа по группам устно упр. 310.

Читаем задание к упр. 310. Выполняем устно.

Вывод: выясняем вторую роль букв е, ё, ю, я.

  • составление алгоритма (запись в тетрадях).

Таблица-схема №2

Выдать вторую деталь космонавта: скафандр

VI. Закрепление материала

  • работа по группам упр. 312 – письменно

Учитель: - Какие звуки не обозначают мягкости предшествующего согласного? Какие слова вы не выписали?

  • работа со словами-исключениями (учебник, с. 27).

И, ю, е не обозначают мягкости: брошюра, жизнь, жюри, меньше, парашют. Вспомните, изучая какую тему, вы встретили эти слова-исключения? Найдите в учебнике (с. 27).

Выдать третью деталь космонавта: перчатки.

Физминутка.

Дети встают. Задание на внимание. Я вам буду называть слова. Если в слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, то вы хлопаете 2 раза. Если в слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают1 звук, то вы топаете 2 раза.

Илья, Катя, Матвей, Мария, Артем, Настя, Юля, София, Витя, Ярослав.

Ребята, что за слова я называла? Чьи имена не назвала? Почему?

  • работа с заданием (Дидактический материал, упр. 183).

Выпишите из орфографического словаря 5 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, и 5 слов, в которых эти буквы обозначают мягкость предшествующего согласного и один гласный звук.

Выдать четвертую деталь космонавта: ботинки.

VII. Проверка усвоенного на уроке

  • выполнение теста (индивидуально)

Сколько правильных ответов, столько тюбиков взять.

VIII. Подведение итогов.

Рефлексия.

Ребята, продолжите фразу и запишите в тетради.

- Чему была посвящена наша предполетная подготовка? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).

- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).

- Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).

- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).

Учитель: - Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, поставили задачу, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли упражнения. Теперь пришло время узнать, какая команда прошла весь курс подготовки к полету и смогла лучше снарядить своего космонавта. Давайте с вами посмотрим на наших космонавтов.

Члены всего экипажа команды-победителя получают за урок пятерки. А те, кто в других командах все делал быстро и правильно, тоже получают хорошие оценки, из вас будет сформирована запасная команда-дублер на случай, если кто-то из победителей не сможет полететь.

IX. Домашнее задание (на слайде):

Любой ли человек может стать настоящим космонавтом? Дома подумайте и напишите 5-6 предложений о том, какими качествами должен обладать настоящий космонавт. Когда выполните задание, не забудьте надписать над словами с буквами е, ё, ю, я транскрипцию звука.

Учитель: - Благодарю вас за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!