7
Открытый урок по русскому языку в 5А классе по теме:
«Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Цель урока: актуализация знаний о двойной роли букв е, ё, ю, я.
Задачи урока:
развивать навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука;
развивать навыки фонетического разбора, орфоэпические;
навыки анализа, работы с тестами, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.
Тип урока: урок-исследование.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.
Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; исследовательский метод; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, учебник, ноутбук, раздаточный материал.
План урока:
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
III. Проверка знаний по теме прошлого урока (Обозначение мягкости согласных с помощью Ь – задание на карточке №1).
IV. Подведение к новой теме (задание на карточке №2).
V. Работа по теме урока
работа с учебником, с. 142.
работа по группам устно упр. 310.
составление алгоритма.
VI. Закрепление материала
работа по группам упр. 312 – письменно
работа со словами-исключениями (учебник, с. 27).
работа с заданием (дидактический материал, упр. 183).
VII. Проверка усвоенного на уроке
выполнение теста (индивидуально, один от команды на компьютере).
VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Выявление команды-победителя.
IX. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Орг.момент.
Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся в Центре подготовки космонавтов. Я начальник Центра подготовки. Прошу командиров экипажей сдать рапорт.
Сдача рапорта. Один командир от каждой группы сдает рапорт:
- Товарищ начальник центра подготовки космонавтов, команда космонавтов-исследователей к уроку русского языка построена и готова. Командир экипажа ... Рапорт сдан.
Учитель: - Рапорт принят. Экипажам занять места в центре подготовки к полету.
II. Вступительное слово учителя.
Учитель: - Сегодня у нас с вами необычный урок русского языка. Вы будете в роли космонавтов-исследователей, и команда-победитель сможет отправиться в космос для поиска планеты, где есть разумная жизнь. Только космонавт, знающий свой родной язык в совершенстве, сможет понять язык инопланетян.
На пути к цели вам встретится много трудностей, поэтому я дарю вам древнюю крылатую латинскую фразу, которая станет вашим девизом на пути преодоления преград.
(На слайде показать как эпиграф к уроку: «Per aspera ad astra! –Через тернии к звездам! (через трудности - к достижению цели)». Сенека). Давайте повторим ее вместе. Дети повторяют фразу за учителем.
Учитель: - Чтобы определить команду-победителя, вы будете снаряжать в полет своего маленького космонавта. Каждой команде я буду выдавать детали костюма за правильные ответы. Каждую деталь вы сможете прикрепить только после правильно выполненного предполетного задания. Все члены экипажа команды-победителя получат за урок пятерки в журнал. Итак, как говорил первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, «Поехали!»
III. Проверка знаний по теме прошлого урока (Обозначение мягкости согласных с помощью Ь).
Учитель: - У каждой команды есть на столе карточка №1. Командирам экипажей поднять вверх карточку. Исследуйте слова и вставьте пропущенные буквы и назовите изученную орфограмму.
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы и назовите изученную орфограмму.
Пятиконе...ая звезда
Мо...ый двигатель
Мле...ый Путь
То...ый маршрут
Хороший помо...ик
Бесконе...ое пространство
Ве...ая невесомость
Осуществимая ме...а
Безобла...ые дали
Сро...ое сообщение
(На слайде проверить результат).
IV. Подведение к новой теме (задание на карточке №2).
Учитель: - Вы хорошо справились с первым заданием. Но ваш космонавт еще совсем не готов к полету. Пора приступать к заданию №2. Командирам экипажей поднять вверх карточку №2. Каждой команде даны четыре слова. Вам необходимо выписать на карточку одно слово, которое относится к нашему полету. Напишите в транскрипции подчеркнутый гласный звук у выписанного слова.
Карточка №2
I команда | II команда | III команда | IV команда |
Комета Единица Проверяем Подъезд | Ёж Полёт Поёт Забьет | Польют Золотую Люстра «Союз» | Скамья Яхта Вселенная Пять |
Комета ком[э]та | Полёт пол[о]т | «Союз» «Со[й,у]з» | Вселенная Вселенна[й,а] |
1 звук 2 звука
(на слайде показать).
Какие буквы подчеркнуты в словах? (е, ё, ю, я)
Вспомните, ребята, что вы знаете о роли этих букв в фонетике? Буквы необычные, потому что они ведут себя в разных позициях по-разному. У какой команды эта буква обозначает один звук в выписанном слове? А у какой - два? Значит, у этих букв двойная роль. А теперь попробуйте отыскать слова в карточке, в которых эти буквы обозначают два звука.
Нам необходимо сформулировать предполетное задание! (Запись числа и темы на доске и в тетрадях).
Какую задачу нам необходимо решить, связанную с предполетным заданием? (Дети говорят: «Узнать, при каких условиях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук или два звука»). То есть нам нужно определить фонетические позиции, при которых эти буквы обозначают один или два звука.
Выдать первую деталь космонавта: шлем.
V. Работа по теме урока
работа с учебником, с. 142.
Подтвердим ваше предположение правилом в учебнике с. 142. Чтение правила.
Учитель: - Посмотрите на слова, которые вы выписали. У этих команд – два звука, а у этих – один. А как узнать, когда один звук?
Вывод: выясняем первую роль букв е, ё, ю, я.
Запись алгоритма в тетрадь.
Таблица-схема №1
работа по группам устно упр. 310.
Читаем задание к упр. 310. Выполняем устно.
Вывод: выясняем вторую роль букв е, ё, ю, я.
Таблица-схема №2
Выдать вторую деталь космонавта: скафандр
VI. Закрепление материала
Учитель: - Какие звуки не обозначают мягкости предшествующего согласного? Какие слова вы не выписали?
работа со словами-исключениями (учебник, с. 27).
И, ю, е не обозначают мягкости: брошюра, жизнь, жюри, меньше, парашют. Вспомните, изучая какую тему, вы встретили эти слова-исключения? Найдите в учебнике (с. 27).
Выдать третью деталь космонавта: перчатки.
Физминутка.
Дети встают. Задание на внимание. Я вам буду называть слова. Если в слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, то вы хлопаете 2 раза. Если в слове буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают1 звук, то вы топаете 2 раза.
Илья, Катя, Матвей, Мария, Артем, Настя, Юля, София, Витя, Ярослав.
Ребята, что за слова я называла? Чьи имена не назвала? Почему?
работа с заданием (Дидактический материал, упр. 183).
Выпишите из орфографического словаря 5 слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, и 5 слов, в которых эти буквы обозначают мягкость предшествующего согласного и один гласный звук.
Выдать четвертую деталь космонавта: ботинки.
VII. Проверка усвоенного на уроке
Сколько правильных ответов, столько тюбиков взять.
VIII. Подведение итогов.
Рефлексия.
Ребята, продолжите фразу и запишите в тетради.
- Чему была посвящена наша предполетная подготовка? (Двойной роли букв е, ё, ю, я).
- Когда буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука? (Когда стоят в начале слова, после гласных и после разделительных знаков).
- Какие затруднения мы испытали? (Гласных букв 10, а звуков только 6).
- Что помогло нам их преодолеть? (умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука).
Учитель: - Ребята, вы очень хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Мы с вами определили тему урока, поставили задачу, отвечали на вопросы, составили алгоритм работы, выполняли упражнения. Теперь пришло время узнать, какая команда прошла весь курс подготовки к полету и смогла лучше снарядить своего космонавта. Давайте с вами посмотрим на наших космонавтов.
Члены всего экипажа команды-победителя получают за урок пятерки. А те, кто в других командах все делал быстро и правильно, тоже получают хорошие оценки, из вас будет сформирована запасная команда-дублер на случай, если кто-то из победителей не сможет полететь.
IX. Домашнее задание (на слайде):
Любой ли человек может стать настоящим космонавтом? Дома подумайте и напишите 5-6 предложений о том, какими качествами должен обладать настоящий космонавт. Когда выполните задание, не забудьте надписать над словами с буквами е, ё, ю, я транскрипцию звука.
Учитель: - Благодарю вас за урок!