СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по экологии для СПО

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока предназначена для студентов 1-х курсов СУЗов. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по экологии для СПО»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАРАЧАЕВО-

ЧЕРКЕССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ УМАРА ХАБЕКОВА»




















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА





по дисциплине: Экология

тема «Город как среда обитания человека»






















Разработала: Семенова Н.В.









Черкесск, 2018

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дисциплина: Экология

Тема урока: Город как среда обитания человека

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-диспут

Цели урока:

  • Образовательная:

- познакомить учащихся с различными компонентами городской среды обитания;

- рассмотреть антропогенные факторы, оказывающие наибольшее влияние на здоровье человека;

  • Развивающая:

-содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей обучающегося;

-развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию;

  • Воспитывающая:

-создать условия для выражения обучающимися собственного мнения;

-формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в городе;

Форма организации: фронтальная, групповая.

Методы обучения: информационно-иллюстрированный, проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: урбанизация, городская среда обитания, гиподинамия

Средства обучения:

-опорный конспект;

-кроссворд «Тема урока»;

- таблица «Плюс и минусы урбанизации»

- памятка «Город будущего»;

- презентация

- наглядные пособия

Планируемые образовательные результаты:

1.Умения анализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; (Л4)

2. Умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; (М4)

3. Сформировать представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»; (П1)

























СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

Организационный момент

Подготовка обучающихся к работе на уроке.

Приветствие, активизация обучающихся, создание предпосылок для вызова мотивации к работе на уроке.

Приветствие. Активизирует внимание обучающихся, настроить обучающихся на работу.

Приветствие. Доклад дежурного. Настраиваются на работу на уроке.

Презентация

Постановка проблемной учебной задачи

Целеполагание, знакомство обучающихся с целями и задачами урока, создание мотивации к дальнейшей работе на уроке.

Знакомство с целями и задачами урока.

Вместе формулируем тему урока.

Вместе формулируем тему урока.

Презентация, кроссворд.

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Знакомство с новым материалом.

Переосмысление информации, соотнесение ее с имеющимися знаниями. Знакомство с новым учебным материалом.

Направляет работу обучающихся. Объясняет новый материал. Создает атмосферу вопросно-ответного пространства.

Переосмысливают информацию, соотносят ее с уже имеющимися знаниями. Обобщают информацию. Записывают определения в тезаурус. Оформляют план-конспект.

Презентация, таблица, схема.

Первичное осмысление и закрепление

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Добиться поставленных результатов.

Проверка правильности изученного материала.


Выполняют задания, анализируют полученную информацию, обсуждают вопросы.

Презентация, памятка.

Итоги урока. Рефлексия.

Анализ и оценка успешности достижения цели и задач урока. Добиться поставленных результатов. Наметить перспективу последующей работы.

Формирование выводов по уроку.

Дает анализ и оценку успешности достижения цели и задач урока. Намечает перспективу последующей работы.


Презентация, таблица.

Домашнее задание

Мобилизация обучающихся на выполнение домашнего задания. Объяснение алгоритма выполнения домашнего задания.

Самоанализ деятельности.

Предлагает выразить собственное мнение к теме и материалу урока.

Выражает свое мнение к теме и материалу урока.

Презентация














Ход урока


Название этапа

Длительность этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

Здравствуйте! Садитесь.

Дежурный доложите информацию о готовности аудитории и обучающихся к занятию.

Приветствуют преподавателя

Доклад дежурного.


Актуализация знаний

10 мин

Для того, чтобы вы поняли о чем пойдет сегодня речь, отгадайте небольшой кроссворд, и заодно вспомним пройденный материал.

1. Фамилия немецкого естествоиспытателя, который первым ввел термин экология (Э. Геккель)

2. Как называется воздушная оболочка Земли (атмосфера)

3. Загрязнение окружающей среды, вызванное деятельностью человека (антропогенное)

4. Форма искусства, возникшая у древних народов в результате осознания людьми нравственной составляющей их духа (Эпос)

5. Фамилия русского философа, который внес большой вклад в развитие экологической культуры населения (Н.А. Бердяев)

Итак, сегодня мы с вами поговорим о городе, как среде обитания человека. Наш урок будет проходить в виде диспута, т. е. высказывая свои точки зрения, постараемся ответить на главный вопрос: «Урбанизация это добро или зло?», а так же подумаем какой он Город Будущего?


Слушают преподавателя

Отгадывают кроссворд.



Изучение нового материала

30 минут

Первое упоминание о городах относится к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это Вавилон, Мемфис и Фивы в Египте, Спарта и Афины в Греции

 Древняя Русь была страной городов. Норманны называли Русь «Гардарикой», что означает «страна городов». Ещё до нашествия монголов на Руси насчитывалось около трёхсот городов. Наиболее крупные из них создавались на реках – вдоль торговых путей

Так что же такое - город? Как вы думаете?

Город – это населенный пункт, жители которого, как правило, не занимаются сельским хозяйством.


Стоит отметить, что в начале двадцатого века в России преобладало сельское население. В настоящее время в нашей стране преобладает городское. По данным Росстата на первое января 2017 года в России численность городского населения составляла сто девять миллионов человек, сельского – тридцать семь целых восемь десятых миллиона человек.  Так, доля городского населения в стране составляла более семидесяти четырёх процентов от общей численности населения, сельского же – около двадцати шести процентов.

Что касается КЧР, то доля городского населения – 199,4 тыс.чел., а сельского – 267

В мире – 54% населения планеты проживают в городах

Процесс увеличения количества городов и сосредоточения в них политической, экономической и культурной жизни государства называется урбанизацией.

И сегодня мы с вами поговори о плюсах и минусах жизни в городе. Выясним, как влияет городская среда на здоровье человека.

Как вы уже заметили, вы поделены на группы, т.е. каждый стол будет представлять жизнь в городе с позиции: экологов, медиков и ученых, архитекторов и деятелей искусства и горожан.


И для начала мы выслушаем точку зрения горожан ( см. приложение).

Итак, плюс жизни в городе: Улучшение условий жизни человека

А как вы думаете, какие неудобства подстерегают жителей городов?

Экологи

Вывод: загрязнение воздуха и воды

Медики

Вывод: к плюсам относится – то, что город является очагом зарождения нового в науке, медицине, технике и производстве.

Минус: повышение уровня заболеваемости

Архитекторы

Вывод: город – это центр культур и искусства

Подводя итог всему сказанному, и обращая внимание на сравнительную таблицу, мы можем сказать что качество городской жизни имеет прямую связь с тем, насколько обоснованным является уровень увеличения поселений, положительные и отрицательные стороны урбанизации. Если резко повышается этот уровень, качество городской жизни значительно падает, в городе исчезают рабочие места. Поэтому здесь важное место занимают инфраструктура города и уровень торговли, уровень дохода городских жителей, их обеспеченность. Также еще одним фактором городской жизни является экологическая безопасность, ее уровень.

Чтобы понять, что такое урбанизация, необходимо посмотреть на ее положительные и отрицательные стороны. Например, у России сейчас протекает тяжелый переходный период, когда в селе происходят необратимые процессы. Только с помощью определенной государственной политики, сбалансированного расселения народа в городах возможно сохранить общенациональные традиции, культуру.


Наш город Черкесск не большой, но не менее прекрасный и любимый. За последнее время облик города существенно изменился. Предлагаю вам провести виртуальную экскурсию по Черкесску

Видео о г.Черкесске

В будущем именно вы станете хозяевами города, от вас зависит, каким он будет. Я предлагает вам помечтать, каким будет Черкесск через сто лет.

 Учитель пишет на ватмане название города, размещая его вертикально (как в кроссворде). Ученики должны подобрать к каждой букве этого слова определения, каким город должен стать.

Чистый

Единый

Развитый

Красивый

Естественный

Стильный

Современный

Квалифицированный


Обучающиеся слушают преподавателя.

Записывают определения терминов






























Обучающиеся слушают сокурсников.

Обобщают полученную информацию











Транспортные проблемы





Обучающиеся слушают преподавателя.

























Смотрят видео







продумыва

Итоги урока. Рефлексия

3 минуты

Давайте обсудим, что для вас сегодня из полученной информации было известным, новым, интересным, а также, о чем хотелось бы узнать больше.


Обучающиеся пытаются ответить на поставленный вопрос с места (коллективная работа).


Домашнее задание

1 минута

Домашнее задание учебник «Экология» под ред. Титова Е.В., стр. 58-62

Слушают преподавателя, после чего записывают домашнее задание.















Горожане

Ни для кого не секрет, что жизнь в столичных городах и в маленьких провинциях зачастую разнится. В города стремятся уехать до 60% молодёжи из сельских регионов. Жизнь в городе кажется безбедной и полной побед. В особенности такие мысли посещают тех, кто переезжает из села в мегаполисы. Конечно же, жизнь в крупных городах имеет немало плюсов:

1. Интересные и полезные знакомства. Действительно, познакомиться с интересными людьми и установить перспективные связи в большом городе гораздо проще, чем в маленьком. Мегаполис притягивает людей, особенно амбициозных, образованных, активных и целеустремлённых.

2. Возможность получить хорошее образование и престижную профессию. В мегаполисе больше высших учебных заведений, а подготовка кадров на высшем уровне, и поэтому здесь так много иногородних студентов, каждый из которых мечтает, окончив университет, получить путёвку в жизнь и построить карьеру.

3. Проживание в городе дисциплинирует. Приходится рано вставать каждый день, чтобы успеть на работу, следить за собой и поддерживать себя в форме, чтобы хорошо выглядеть.

4. Развитая инфраструктура. В крупном городе в каждом районе есть школы и детские сады, поликлиники и больницы, крупные магазины, торговые центры и прочие учреждения, необходимые людям для полноценной жизни. Жителям маленьких городов порой приходится ехать в крупные областные центры для получения квалифицированной медицинской помощи, решения жилищных вопросов и по другим поводам.

5. Разнообразные варианты досуга. В любом городе имеются кинотеатры, торгово-развлекательные центры, рестораны, бары, сети быстрого питания и кафе, музеи, аквапарки, ночные клубы, театры, зоопарки и многое-многое другое. Индустрия развлечений развита, и постоянно открываются новые заведения, в которых можно весело, интересно и даже с пользой провести время.

6. Доступность разных категорий товаров. Многие производители и поставщики ориентируются именно на крупные города, и поэтому можно смело сказать, что в них возможно приобрести практически всё, включая ультрасовременные гаджеты, экзотические продукты и необычные вещи.

7. Работа. В мегаполисе возможностей построить карьеру гораздо больше, так как здесь функционирует множество предприятий и различных учреждений, которым необходимы сотрудники, в том числе молодые, активные и креативные. В посёлках вакансий намного меньше.

8. Возможность открыть дело и развивать бизнес. Если вы – предприимчивый и сообразительный человек, то вполне сможете стать предпринимателем. Заработок в мегаполисах на порядок выше, чем в небольших поселениях, это факт. Поэтому и уровень жизни лучше, что открывает возможности развития, улучшения статуса и материального положения.

9. Возможность путешествовать. Во всех мегаполисах есть международные аэропорты, железнодорожные и автовокзалы. Кроме того, тут находятся посольства и туристические агентства, поэтому организовать поездку за границу отсюда намного проще, чем из посёлка.









Экологи

С приходом промышленной революции роль городов стала возвышаться за счет миграции населения из сельской местности в городскую. Тут и начался процесс урбанизации. Наверняка, в те времена, когда создавались фабрики и заводы, никто и подумать не мог, что всё это может привести к тяжелым последствиям для нашей планеты. Но и нельзя исключать того что роль и польза городов достаточна высока, ведь город является культурным и образовательным центром, условия для жизни в городе намного лучше, чем в деревне, да и возможностей больше. Но если задуматься о росте городов и как этот процесс отражается на нашей планете, то перед нами откроется не самая радужная картина. Современная урбанизация является главным фактором негативного человеческого воздействия на окружающую среду.  В результате урбанизации происходит значительное давление на литосферу. Это приводит к изменению рельефа, образованию карстовых пустот, нарушению бассейнов рек. Кроме этого происходит опустынивание территорий, которые становятся непригодными для жизни растений, животных и людей.


Происходит интенсивное уничтожение флоры и фауны, понижается их разнообразие, возникает своеобразная «городская» природа. Уменьшается количество природных и рекреационных зон, зеленых насаждений. Негативное влияние происходит от автомобилей, которые переполняют городские и загородные транспортные магистрали.

Реки и озера загрязняются промышленными и бытовыми сточными водами. Все это приводит к сокращению акваторий, вымиранию речных растений и животных. Загрязняются все водные ресурсы планеты: подземные воды, внутриконтинентальные гидросистемы, Мировой океан в целом. Одним из последствий является дефицит питьевой воды, в том числе это приводит к смерти тысяч людей на планете.

Загрязнение воздуха одна из первых экологических проблем, которые были обнаружены человечеством. Атмосферу загрязняют выхлопные газы автомобилей, выбросы промышленных предприятий. Все это приводит к запыленности атмосферы, кислотным дождям. В дальнейшем грязный воздух становится причиной болезней людей и животных. Поскольку интенсивно вырубаются леса, то на планете уменьшается количество растений, которые перерабатывают углекислый газ.

Мусор – еще один источник загрязнения почвы, воды, воздуха. Различные материалы перерабатываются в течение длительного времени. На распад отдельных элементов требуется 200-500 лет. А пока идет процесс переработки, выделяются вредные вещества, которые вызывают заболевания.

Существуют и другие экопроблемы городов. Не менее актуально шумовоерадиоактивное загрязнениеперенаселение Земли, проблемы функционирования городских сетей. Устранением данных проблем должны заниматься на высшем уровне, однако небольшие шаги могут выполнять и сами люди. К примеру, выбрасывать мусор в урну, экономить воду, использовать многоразовую посуду, сажать растения.


Архитекторы

Архитектура современного города отличается многообразием и стремительностью, развиваясь наравне с техническим прогрессом. По построенным в определенную эпоху зданиям можно наблюдать различные стили, ценности и стремления человека к удовлетворению собственных потребностей.

История застройки городов, ордерная система Древние города Греции и Римской империи до сих пор считаются шедеврами далекой эпохи, гимном красоте и величию созидающего человека. Знаменитые здания и памятники античной архитектуры являются достоянием мировой культуры и наследием прогрессивного человечества. Поэтому очевидна связь архитектуры исторического города с архитектурой современного города, ведь планирование территории поселения и возведение в нем зданий, называемое градостроительством, осуществлялось с давних времен.

Однако принципы эти для различных эпох и стран сильно отличались. За последние десятилетия многими зодчими было построено множество интересных и оригинальных объектов архитектуры.

Современные города — чудо инженерной мысли. Для максимальной выразительности художественного образа архитекторы успешно используют в проекте принципы гармоничного сочетания с окружающим пространством, асимметрии, контрастного противопоставления различных плоскостей и др. Все современные здания — это, как правило, небоскребы или высокие многоэтажки, которые возводятся в США, ОАЭ, Индии, Сингапуре и т. д. При их возведении используются передовые научно-технические разработки, разнообразные строительные и отделочные материалы, оригинальные возможности фактуры и цвета. Некоторые созданы архитекторами с мировым именем, другие — талантливыми молодыми зодчими.

По всему миру можно найти интересные и оригинальные города, и сказать, какие среди них лучшие, достаточно сложно. 21-й — век глобализации в архитектуре, искусстве и других направлениях, в нем происходит стирание различий между западными и восточными стилями, мегаполисы тянутся вверх, а здания в них соревнуются не только по высоте, но и по оригинальности и вычурности.

Чикаго — является одним из первых высотных мегаполисов, первые многоэтажные здания здесь были построены еще в 19 в. Город считается образцом модернизма в области архитектуры.

Пекин, Хошимин, Шанхай и другие города Азии представляют собой смешение зданий, построенных в колониальном стиле, и современных небоскребов, вознесшихся к небу за последние 20 лет. Токио — был практически возрожден из руин после Второй мировой войны, его архитектурной особенностью стало строительство высотных зданий с учетом передовых технологий и инноваций.

Дубай стремительно взлетает вверх и одновременно покоряет морские просторы, т. к. многие небоскребы строятся

на искусственных насыпных островах. Большинство проектов выглядит футуристично и фантастично, самый известный из них — башня "Бурдж-Халифа" высотой 828 м, построенная архитектором из США Э. Смитом.

Архитектура современных городов — искусство и наука, для которых характерно смешение стилей и нарушение классических традиций и стереотипов. Многие из возведенных неординарных зданий одним своим внешним видом могут вызвать бурю положительных эмоций, заставляя восхищаться, и одновременно шокируют оригинальностью и необычностью.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!