СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока в 6 классе по теме «Несклоняемые имена существительные»

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 6 классе по теме «Несклоняемые имена существительные»

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока в 6 классе по теме «Несклоняемые имена существительные»»

Разработка открытого урока в 6 классе

по теме «Несклоняемые имена существительные»


Цели урока:

а) Познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;

б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН (знание, умение и навыки) через решение учебных проблем.


Ход урока

1.Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний.

1)-На доске записаны слова «собеседник», «сотрудник».

- Какими частями речи они являются?

-Каким способом образованы данные слова?

Докажите это. (два ученика выходят к доске и выполняют задание)

-Каково значение приставки СО-?

-Сегодня мы с вами будем сотрудниками и собеседниками, т.е. будем вместе повторять пройденное по имени существительному и изучать новое.

-Повторение начнем с загадок.

1) Его тратят и теряют,

    Им дорожат, его упускают,

    Его не ценят,

    О нем сожалеют.  (Время)


2) В землю теплую уйду,

    к солнцу колосом взойду.   (Семя)


3) Тебе дано, а люди пользуются?     (Имя)


- К какой группе имен существительных относятся эти слова? ( Это разносклоняемые имена существительные.)

-  В чем их особенность?  (В род., дат., предл. падежах ед.ч. они имеют окончания сущ. 3-его склонения, а в тв. падеже принимают окончания существительных 2-ого склонения; появление суффикса –ен-.)

Выполните задание СЛАЙД№1

-Молодцы!

- Думаю, что домашнюю работу вы сделали верно, без ошибок.

- Итак, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных, что нужно знать? (Склонение, падеж.)


3)Работа в группах. Раздать карточки №1 по группам из 4 человек.

Задание: изменить существительные по падежам, определить – меняется ли форма слова или не меняется. 

1 группа – КУПЕ
Выйти из …, идти по …, сесть в …, вагон с …, ехать в …. 
2 группа – ПАЛЬТО
Выйти без …, пришить к …, почистить …, мечтать о …, поехать в ... 
3 группа – МЕТРО
Встретить у …, подъехать к …, спуститься в …, жить рядом с …, ехать на ….
4 группа – РАДИО
Антенна у …, слушать по …, включить …, магнитофон с …, работать на …


Проверка (дети представляют результаты групповой работы).

Итак, что у вас получилось?


- Склоняются ли имена существительные – КУПЕ, ПАЛЬТО, МЕТРО, РАДИО?  (Понятно ли значение слов?)
- Как вы думаете, как называются существительные, которые не склоняются? (несклоняемые) 

- Знакомо ли вам это понятие? (нет)

III. Постановка темы, целей

- Сформулируйте тему урока. Слайд Запишите тему урока.
- Определите цели урока( дополнив фразу: «На уроке мы узнаем…»)Мы узнаем, какие сущ. наз-ся несклон. и почему. Будем учиться находить их в предложениях и употреблять в речи.

 Слайд

Молодцы!
IV. Изучение нового материала 

Формулировка определения. 

- Сформулируйте определение несклоняемых существительных.

Несклоняемые имена существительные – это имена существительные, которые… (не изменяются по падежам)
2. Работа с учебником (стр. 72). 
- Сравните составленное вами определение с определением, которое даётся в учебнике (дети читают, сравнивают).первый абзац.
- Правильно ли вы размышляли? 
Несклоняемые имена существит.объединяются в определенные группы.

Познакомимся с группами несклоняемых существительных СЛАЙД

1. Заимствованные существительные с конечным гласным   -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)  

Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.

Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.

Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.

Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .

2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола  и  оканчивающиеся на согласный:  мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс  

3. Русские и украинские фамилии   на –О и –ЫХ(-ИХ):  Рудых, Малых,  Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н.Приходько.


Выполним упражнение 218 ( часть)

Физкультминутка: Я попросила вас выучить стишок. Выучили?.

Машет крыльями калибри

Мах-мах-мах

Скачет быстро пони

Скок- скок- скок

Прыгает в саванне кенгуру

Прыг-прыг-прыг

По воде идет фламинго

Шлеп-шлеп-шлеп

Весело нам машет шимпанзе

-Какие слова вы услышали? колибри, пони, кенгуру, фламинго, шимпанзе


V .Закрепление темы.Работа по карточкам самостоятельно и взаимопроверка.

Найди несклоняемое существительное.Определи падеж нескл. сущ. СЛАЙД


Вечером мы собрались с другом в кино. На улице было прохладно, поэтому приятель был в новом сером пальто. Я завязал на шею кашне. По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе, эскимо. До начала сеанса зрители собрались в фойе кинотеатра. Фильм был про огромного шимпанзе. Возвращались мы на такси.


Сколько нескл.нашли? укажите количество.( их-10) Скажите, о чем идет речь в тексте?( о походе в кино, и о чем был фильм ) Любите ли вы смотреть кино? Чему был посвящен 2016 год? А этот год чем знаменателен? Как вы думаете, почему год посвящен экологии?


СЛАЙД -Записать слова, распределив их по темам.


Работа в парах с тестом. По 4 задания.


1. Найдите правильный ответ:

1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.

3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.


2. Укажите "лишнее слово":

1) домино;

2) окно;

3) пальто;

4) трико.


3) Укажите существительное женского рода:

1) авеню;

2; жюри

3) кофе;

4) кашне.


4) У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?

1) в ателье – Д.п.

2) без пальто – Р.п.

3) по радио – П.п.

4) у табло – Д.п.


- Давайте проверим тестовую работу.

На обратной стороне теста напишите крупно правильные номера ответов. У вас должно получиться следующее число= 2212


СЛАЙД Вставьте в словосочетания, подходящие по смыслу нескл. имена сущ.


Рефлексия

СЛАЙД

Что нового узнали на уроке?

Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным и трудным?

Определите ключевые слова урока.

Какой вывод можно сделать по теме? Д/з Оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!