Разработка открытого урока в 6 классе
по теме «Несклоняемые имена существительные»
Цели урока:
а) Познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи;
б) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
в) способствовать развитию речи учащихся, расширять их словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок-усвоение новых ЗУН (знание, умение и навыки) через решение учебных проблем.
Ход урока
1.Орг. момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2.Актуализация знаний.
1)-На доске записаны слова «собеседник», «сотрудник».
- Какими частями речи они являются?
-Каким способом образованы данные слова?
Докажите это. (два ученика выходят к доске и выполняют задание)
-Каково значение приставки СО-?
-Сегодня мы с вами будем сотрудниками и собеседниками, т.е. будем вместе повторять пройденное по имени существительному и изучать новое.
-Повторение начнем с загадок.
1) Его тратят и теряют,
Им дорожат, его упускают,
Его не ценят,
О нем сожалеют. (Время)
2) В землю теплую уйду,
к солнцу колосом взойду. (Семя)
3) Тебе дано, а люди пользуются? (Имя)
- К какой группе имен существительных относятся эти слова? ( Это разносклоняемые имена существительные.)
- В чем их особенность? (В род., дат., предл. падежах ед.ч. они имеют окончания сущ. 3-его склонения, а в тв. падеже принимают окончания существительных 2-ого склонения; появление суффикса –ен-.)
Выполните задание СЛАЙД№1
-Молодцы!
- Думаю, что домашнюю работу вы сделали верно, без ошибок.
- Итак, чтобы правильно написать безударные падежные окончания имен существительных, что нужно знать? (Склонение, падеж.)
3)Работа в группах. Раздать карточки №1 по группам из 4 человек.
Задание: изменить существительные по падежам, определить – меняется ли форма слова или не меняется.
1 группа – КУПЕ
Выйти из …, идти по …, сесть в …, вагон с …, ехать в ….
2 группа – ПАЛЬТО
Выйти без …, пришить к …, почистить …, мечтать о …, поехать в ...
3 группа – МЕТРО
Встретить у …, подъехать к …, спуститься в …, жить рядом с …, ехать на ….
4 группа – РАДИО
Антенна у …, слушать по …, включить …, магнитофон с …, работать на …
Проверка (дети представляют результаты групповой работы).
Итак, что у вас получилось?
- Склоняются ли имена существительные – КУПЕ, ПАЛЬТО, МЕТРО, РАДИО? (Понятно ли значение слов?)
- Как вы думаете, как называются существительные, которые не склоняются? (несклоняемые)
- Знакомо ли вам это понятие? (нет)
III. Постановка темы, целей
- Сформулируйте тему урока. Слайд Запишите тему урока.
- Определите цели урока( дополнив фразу: «На уроке мы узнаем…»)Мы узнаем, какие сущ. наз-ся несклон. и почему. Будем учиться находить их в предложениях и употреблять в речи.
Слайд
Молодцы!
IV. Изучение нового материала
Формулировка определения.
- Сформулируйте определение несклоняемых существительных.
Несклоняемые имена существительные – это имена существительные, которые… (не изменяются по падежам)
2. Работа с учебником (стр. 72).
- Сравните составленное вами определение с определением, которое даётся в учебнике (дети читают, сравнивают).первый абзац.
- Правильно ли вы размышляли?
Несклоняемые имена существит.объединяются в определенные группы.
Познакомимся с группами несклоняемых существительных СЛАЙД
1. Заимствованные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И,-У, -Ю и конечным ударным гласным – А (нарицательные и собственные)
Животный мир: кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, пони.
Одежда, пища и жилище человека: кашне, трико, пенсне, манто, портмоне, хаки, пальто, манго, какао, кофе, эскимо, салями, иваси, филе, жалюзи, фойе, трюмо, пианино, кашпо, домино, фортепьяно, радио.
Город: авеню, шоссе, табло, шоу, панно, ателье, кафе, метро, такси, кино.
Имена, фамилии, названия: Тбилиси, Конго, Токио, Сочи, А. Дюма, Чиполлино, Пеппи, Маугли, Буратино. .
2. Заимствованные существительные, обозначающие лиц женского пола и оканчивающиеся на согласный: мисс, мадам, Э.Войнич, М.Поппинс
3. Русские и украинские фамилии на –О и –ЫХ(-ИХ): Рудых, Малых, Левченко, Дайнеко, Головных, Тихих, А.Н.Приходько.
Выполним упражнение 218 ( часть)
Физкультминутка: Я попросила вас выучить стишок. Выучили?.
Машет крыльями калибри
Мах-мах-мах
Скачет быстро пони
Скок- скок- скок
Прыгает в саванне кенгуру
Прыг-прыг-прыг
По воде идет фламинго
Шлеп-шлеп-шлеп
Весело нам машет шимпанзе
-Какие слова вы услышали? колибри, пони, кенгуру, фламинго, шимпанзе
V .Закрепление темы.Работа по карточкам самостоятельно и взаимопроверка.
Найди несклоняемое существительное.Определи падеж нескл. сущ. СЛАЙД
Вечером мы собрались с другом в кино. На улице было прохладно, поэтому приятель был в новом сером пальто. Я завязал на шею кашне. По дороге мы зашли в кафе и заказали какао, желе, эскимо. До начала сеанса зрители собрались в фойе кинотеатра. Фильм был про огромного шимпанзе. Возвращались мы на такси.
Сколько нескл.нашли? укажите количество.( их-10) Скажите, о чем идет речь в тексте?( о походе в кино, и о чем был фильм ) Любите ли вы смотреть кино? Чему был посвящен 2016 год? А этот год чем знаменателен? Как вы думаете, почему год посвящен экологии?
СЛАЙД -Записать слова, распределив их по темам.
Работа в парах с тестом. По 4 задания.
1. Найдите правильный ответ:
1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.
2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.
3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.
2. Укажите "лишнее слово":
1) домино;
2) окно;
3) пальто;
4) трико.
3) Укажите существительное женского рода:
1) авеню;
2; жюри
3) кофе;
4) кашне.
4) У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?
1) в ателье – Д.п.
2) без пальто – Р.п.
3) по радио – П.п.
4) у табло – Д.п.
- Давайте проверим тестовую работу.
На обратной стороне теста напишите крупно правильные номера ответов. У вас должно получиться следующее число= 2212
СЛАЙД Вставьте в словосочетания, подходящие по смыслу нескл. имена сущ.
Рефлексия
СЛАЙД
Что нового узнали на уроке?
Какое задание на уроке вам показалось наиболее интересным и трудным?
Определите ключевые слова урока.
Какой вывод можно сделать по теме? Д/з Оценки.