СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка образовательной экологичкой программы «Зеленый патруль» летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание программы «Зеленый патруль», реализующейся в пришкольном лагере «Солнечный город» в 2017 году, актуализирует проблему загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и даёт возможность каждому участнику овладеть простыми, но очень действенными способами и приёмами снижения негативного воздействия на природу, которые можно использовать в повседневной жизнедеятельности. Программа посвящена воспитанию современного нового человека, тому, что ему необходимо знать, уметь, ценить, чтобы создать свой яркий и успешный мир.

Просмотр содержимого документа
«Разработка образовательной экологичкой программы «Зеленый патруль» летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Школа № 34»


летний пришкольный лагерь «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД» с дневным пребыванием детей


Программа

«ЗЕЛЕНЫЙ ПАТРУЛЬ»








БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ













Руководитель программы:

Хисамутдинова Ф.Р.,

заместитель директора по воспитательной работе


Разработчики программы:

Воронцова Е.Г.,

учитель изобразительного искусства



г. Нижневартовск

2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ ………………………………………….3


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………….8

- актуальность программы;

- новизна программы;

- понятийный аппарат программы.

2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ ………………….9

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ …………………………………………...9


4. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ ………………………………………………………..9

- цель;

- задачи;

- предполагаемые результаты программы.


5. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………………………………………………………………………………...10


6. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………...11

- логика развития содержания по этапам (направлениям программы;

- модель игрового взаимодействия;

- система мотивации и стимулирования участников программы;

- содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений.


7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ………………………………………..16

- портнеры реализации программы;

- специфика регионального взаимодействия.


8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ...………………………….…..17


9. ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ …………………………………………………………………….....……….18



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………...19

использованной при разработке программы и необходимой в ходе её реализации

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………21


Информационная карта

образовательной экологической программы

«Зеленый патруль»


Полное название программы

Образовательная экологическая программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёный патруль»


ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности

Воронцова Екатерина Георгиевна, учитель изобразительного искусства

Ф.И.О. руководителя программы

Хисамутдинова Филия Равиловна, заместитель директора по воспитательной работе


сайт учреждения, электронный адрес

Сайт: http://86sch34-nv.edusite.ru,

E-mail: [email protected],


полное наименование организации, адрес

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение «Средняя Школа № 34», Адрес: 628617, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра, г. Нижневартовск, ул. Пермская 19


Учредитель

Администрация г. Нижневартовска


Нормативные документы

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

  • Конституция Российской Федерации

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Семейный кодекс РФ

  • Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС)

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011. - 24 с. (Стандарты второго поколения)

  • Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Законы ХМАО: «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе», «О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи».

  • Постановления, Распоряжения Губернатора, Правительства ХМАО: «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни, развитию и воспитанию детей», «О спортивно-оздоровительной программе для детей ХМАО «Губернаторские состязания», «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО», «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.

  • Окружная программа «Дети Югры»

  • Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

  • Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа

  • Устав школы.

Основная направленность программы (согласно приказа минобрнауки России от 29 августа 2013 г. №1008)

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

Краеведческая

Художественная

Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и др.)

В программе принимают участие дети и подростки в возрасте от 6 до 17 лет, преимущество отдается детям из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемым детям

Максимальное количество участников программы

75 человек

Краткая аннотация содержания программы

Содержание программы «Зеленый патруль», реализующейся в пришкольном лагере «Солнечный город» в 2017 году, актуализирует проблему загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и даёт возможность каждому участнику овладеть простыми, но очень действенными способами и приёмами снижения негативного воздействия на природу, которые можно использовать в повседневной жизнедеятельности. Программа посвящена воспитанию современного нового человека, тому, что ему необходимо знать, уметь, ценить, чтобы создать свой яркий и успешный мир.

Обоснование актуальности программы

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана важностью экологического просвещения подрастающего поколения. К началу 90-х годов ХХ века в отечественной педагогике задачи экологического образования и воспитания детей широко обсуждаются и становятся одними из ведущих направлений государственной политики. Утилизация мусора как экологическая проблема также актуальна для человечества достаточно давно.

Предполагаемый социальный эффект программы

В результате реализации программы, приобретенные детьми умения и навыки в области экологического проектирования будут успешно применяться в практической деятельности. А также использовать эффективный способов утилизации бытовых отходов - вторичное его использование, что позволит в 10 раз снизить объёмы отходов.

Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей

Цель:

Создание оптимальных условий, обеспечивающих социальное становление и развитие личности, ориентированной на получение экологическое образования через организацию познавательной, проектной, творческой и спортивно-оздоровительной деятельности в период летних каникул

Задачи:

1. Внедрить инновационные формы экологического образования: (проектная деятельность, сюжетно-ролевые игры) в условиях пришкольного лагеря дневного пребывания.

2. Разработать систему мероприятий по укреплению физического и психического здоровья детей, приобретению знаний о личной гигиене, режиме питания, отказа от вредных привычек.

3. Организовать взаимодействие с социальными институтами, организациями города, родительской общественностью.

4. Создать условия для развития навыков самоуправления в детском коллективе.

Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)

1. Вовлеченность в проектную деятельность составляет 100% воспитанников. Создание не менее 4 коллективных проектов экологической направленности. Повышение интереса воспитанников к профессиям экологической направленности.

2. Приобретение знаний о ценностях здорового образа жизни, как необходимого условия успешной социализации. Овладение знаниями и навыками ЗОЖ на высоком уровне – более 50% воспитанников.

3. Повышение уровня взаимодействия с родительской общественностью и социальными институтами в направлении профориентации воспитанников: привлечение к мероприятиям не менее 20% родителей воспитанников лагеря, увеличение количества социальных партнеров (не менее 5 на летний период)

4. Повышение степени социальной активности воспитанников, социального взаимодействия внутри отрядов и между отрядами. Охват социальным проектированием не менее 50% воспитанников, реализация не менее 4 социальных проектов, охват постоянными поручениями не менее 50% воспитанников.

Содержание программы:

Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации программы:

  • подготовительном;

  • организационном;

  • основном;

  • итоговом

I. Подготовительный этап включает:

– подбор кадров;

– комплектование отрядов;

- разработку документации.

II. Организационный этап включает:

– знакомство;

– выявление и постановку целей развития коллектива и личности;

– сплочение отрядов;

– формирование законов и условий совместной работы;

– подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

– применяют полученные знания на практических занятиях;

– помогают в проведении мероприятий;

– учатся преодолевать трудные жизненные ситуации;

– развивают свои коммуникативные и творческие способности;

– развивают способность доверять себе и другим;

– укрепляют свое здоровье.

IV. Итоговый

– организация и проведение Галла-концерта;

– награждение победителей и активных участников смены «Зелёный патруль - 2017»;

– подведение итогов смены;

– выработка перспектив деятельности организации;

– анализ предложений детей, родителей, педагогов по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем;

– сдача документации в Департамент образования города Нижневартовск.

План – график (план - сетка) программы

Базовый образовательный компонент программы, «Зелёный патруль», включается в тематические программы детских лагерей и отражается в сводной план-сетке детского лагеря.

Кадровое обеспечение программы:

  • перечень специалистов, реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация);

описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования.

В реализацию программы включены специалисты МБОУ СШ №34. Курирует программу методист управления образовательных программ. Содержательные компоненты программы реализует школа, отдел детского творчества, библиотека, отдел художественного оформления и дизайна, управление информации и связей с общественностью, учебно-методический центр. Все воспитатели детских лагерей реализуют базовый компонент программы. Курирует воспитателей представитель административной группы лагеря. Все воспитатели проходят подготовку к реализации программы (цикл методических занятий «Образовательная программа «Зелёный патруль») в рамках занятий ежегодно проходят семинары по обмену опытом.

Ресурсная обеспеченность программы

- Баннеры, информационные стенды,

- Наградной и сувенирный материал,

- Бумага цветная, белая,

- Ручки, карандаши, краски, скотч, кисти,

- Памятки участнику смены,

- Дайджест «В помощь отрядному педагогу»,

- Видеофильмы, связанные с содержанием программы,

- Маркированные контейнеры (для помещения и улицы),

- Аппаратура для проведения массовых мероприятий,

- Спортивное снаряжение,

- Интеллектуальные, развивающие игры (экологической направленности),

- Литература по экологии и биологии

Наличие социальных партнёров, в том числе родительского сообщества при реализации программы

Окружной, городской бюджет, частичная родительская плата.

Механизм оценки эффективности реализации программы:

Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно–педагогических действий (количественные, качественные)

Механизм оценки эффективности реализации Программы включает в себя следующие мероприятия:

- Психологическая диагностика мотивационной и эмоциональной сферы;

- Рост количества желающих участвовать в программе «Зелёный патруль»;

- Повышение активности участия обучающихся в олимпиадах эколого-биологической направленности;

- Положительные отзывы родителей и участников программы;


Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учёт, стимулирование применения

- Методика совместной творческой деятельности детей и взрослых

Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):

  • развития творческого потенциала детей;

  • уровня их спортивных достижений;

  • профилактики ЗОЖ;

  • снижения уровня агрессивности в детской среде;

  • профориентации;

  • самоуправления;

  • иные

На основании личностно-ориентированного подхода разработана и действует система активизации личностного роста детей. В рамках программы предусмотрена динамика изменения позиции личности. В рамках программы, ребята-участники смены, поступившие в детский лагерь «Солнечный город», соревнуются между собой в спорте, творчестве, интеллекте, но при этом соблюдают принципы культуры мира и честной игры. Исходя из идеи смены, система стимулирования на уровне лагеря имеет два аспекта: индивидуальный и командный.

Индивидуальный зачет заключается в получении «ЭКО - значков» - баллов, за участие и победу в мероприятиях, выполнение заданий, разгадывание загадок и т.д.

Коллективный зачет – производится в конце смены за общее количество собранных значков в отряде (3 отряда).

Системность заключается в том, что участник смены будет «работать» и на себя, а на коллектив.

В течении смены также будет действовать внутренняя валюта (ЭКОСЫ). «Экосы» можно будет зарабатывать, участвуя в разнообразных мероприятиях. По итогу смены, заработанные «экосы» можно будет обменять на аукционе на желаемые подарки.

Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:

- на уровне ребенка;

- на уровне родителей (лиц, их заменяющих);

- на уровне администрации учреждений, реализующих программы детского отдыха и оздоровления;

- на уровне социального заказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в чьем ведении находятся вопросы оздоровительного отдыха детей и подростков.

- Положительные показатели уровня достижения приоритетных для программы результатов, согласно результатам диагностики;

- удовлетворённость подростка событиями смены и своим участием в них;

- качество ключевых дел программы согласно заданным требованиям;

- востребованность педагогического опыта детского лагеря другими ДОЛ в рамках проведения смен экологической направленности.

Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)

-

Возможность тиражирования программы

Тиражирование программы возможно

Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)

-

Сроки реализации

С 01 июня по 24 июня 2017года (1 смена) 21 день


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. Эта программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.

В условиях современного мира человечеству предстоит решать проблему огромной значимости – как выжить на Земле, на которой экологический кризис представляет реальную угрозу для планеты. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе – части этого мира должно формироваться с детских лет. Экология сегодня – это не только биологическая наука о связях организмов с окружающей средой, а практика выживания человека в сложных экологических условиях. Экологическое образование и воспитание должно осуществляться в комплексе, через различные виды деятельности и систематически, т.е. во время учёбы и во время отдыха детей.

В период летних каникул в оздоровительных лагерях отдыхает большое количество детей. Учебный год позади, но образовательный процесс еще продолжается. Время личностного роста, формирование мировоззрения, развитие интеллекта ребенка нельзя останавливать. И данная программа лагеря экологического направления является логическим продолжением образовательного процесса.

Актуальность программы в том, что она направлена на развитие личностного потенциала ребёнка, на создание условий для его социализации, на формирование умения строить взаимоотношения с другими детьми, быть мобильным, конкурентно способным. Программа направлена на укрепление и сохранение здоровья, на развитие нравственно-эстетических норм поведения. А также на ценность значения природы в жизни каждого. Ну и конечно одним из факторов разработки данной программы является Указ Президента Российской Федерации от 05 января 2016 года №7, где 2017 год объявлен Годом Экологии. Так как это одно из важнейших событий, основной целью которого является привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации.

Новизна программы для педагогов заключается в отработке новых форм психолого-педагогической сопровождения детей и подростков во временном коллективе на протяжении всей смены. В гармоничном сочетании в себе творческо-познавательной, оздоровительной и игровой деятельности учащихся посредством вовлечения их в исследовательскую и проектную работу. И в этом году летний лагерь имеет свою особенную специфику – экологическую направленность.

Для всех участников созданы равные условия и возможности на отдых и укрепление физических сил вне зависимости от благосостояния семьи. Программа пребывания в лагере насыщена разными спортивными, познавательными, развивающими мероприятиями и играми. Мы надеемся, что наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к защите окружающей среды, к коренным традициям и ремеслам ХМАО, чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества дадут хорошие результаты.

Понятийный аппарат программы.

Модуль – целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции.

Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Профориентационная деятельность – целенаправленная деятельность по формированию у воспитанников внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.

Спортивно-оздоровительная деятельность – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья. Принятие профилактических мер, с целью устранения причин и последствий болезней.

Эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующий ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов, и явлений реальности.

Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей (индивидуально-личностные (жизнь человека, права ребёнка, честь, достоинство); семейные (отчий дом, родители, семейный лад, родословная семьи, её традиции); национальные (образ жизни, поведения, общения; Родина, святыни страны, национальная геральдика, родной язык, родная земля, народная культура, единство нации); общечеловеческие (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее).

Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.5

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Экологическое воспитание - процесс формирования осознанного гуманно-деятельного отношения к природе, включающего интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, обеспечивающие нравственную позицию ребенка, которая проявляется в отношении к животным и к среде их обитания. Такое поведение формируется на основе осознания дошкольниками закономерностей, существующих в природе, влияния деятельности человека на природу, понимания необходимости ее охраны.


2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАК УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Лагерь дневного пребывания организуется на базе МБОУ СШ №34 в период летних каникул (1 смена – 21 день), формируется из учащихся в возрасте от 6 до 17 лет. Необходимым условием организации полноценного отдыха является вовлечение в досуговую летнюю деятельность ребят из многодетных, малообеспеченных семей, опекаемых и неблагополучных семей и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Основным составом лагеря являются обучающиеся МБОУ «СОШ» № 34. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20-23 человека. В лагере ведётся работа по трём направлениям: спортивно – оздоровительное, краеведческое, экологическое.


3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Педагогической идеей программы является легенда, которая закладывается в организацию смены, согласно которой все дети, посещающие площадку, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры «на страже окружающей среды», со своими законами и правилами

4. ЦЕЛЕВОЙ БЛОК ПРОГРАММЫ

Цель:

Создание оптимальных условий, обеспечивающих социальное становление и развитие личности, ориентированной на получение экологическое образования через организацию познавательной, проектной, творческой и спортивно-оздоровительной деятельности в период летних каникул

Задачи:

1. Внедрить инновационные формы экологического образования: (проектная деятельность, сюжетно-ролевые игры) в условиях пришкольного лагеря дневного пребывания.

2. Разработать систему мероприятий по укреплению физического и психического здоровья детей, приобретению знаний о личной гигиене, режиме питания, отказа от вредных привычек.

3. Организовать взаимодействие с социальными институтами, организациями города, родительской общественностью.

4. Создать условия для развития навыков самоуправления в детском коллективе.

Предполагаемые конечные результаты:

1. Вовлеченность в проектную деятельность составляет 100% воспитанников. Создание не менее 4 коллективных проектов экологической направленности. Повышение интереса воспитанников к профессиям экологической направленности.

2. Приобретение знаний о ценностях здорового образа жизни, как необходимого условия успешной социализации. Овладение знаниями и навыками ЗОЖ на высоком уровне – более 50% воспитанников.

3. Повышение уровня взаимодействия с родительской общественностью и социальными институтами в направлении профориентации воспитанников: привлечение к мероприятиям не менее 20% родителей воспитанников лагеря, увеличение количества социальных партнеров (не менее 5 на летний период)

4. Повышение степени социальной активности воспитанников, социального взаимодействия внутри отрядов и между отрядами. Охват социальным проектированием не менее 50% воспитанников, реализация не менее 4 социальных проектов, охват постоянными поручениями не менее 50% воспитанников.


5. КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, имел мотивацию к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

- постановка реальных целей и планирование результатов программы;

- заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

- удовлетворенность детей и взрослых формами работы;

- творческое сотрудничество взрослых и детей.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, наблюдений и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном городе (крае), которые помогут бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Предполагается, что дети приобретут коммуникативные навыки, чего требует и социальный заказ общества. Дети должны почувствовать и свою социальную значимость.

Диагностические мероприятия включают:

- вводная диагностика для изучения ожиданий детей от пребывания на площадке;

- отбор, тестирование детей и подростков, отдыхающих на площадке (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);

- текущая диагностика пребывания на площадке, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;

- заключительная, экспресс-диагностика, для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере. (Приложение)


6. СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Содержание деятельности оздоровительной площадки включает следующие этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап (май):

  • Проведение совещаний при начальнике и заместителя начальника лагеря по подготовке лагеря к летнему сезону;

  • Подготовка методического материала для работников лагеря;

  • Разработка образовательной программы «Зеленый патруль»;

  • Подбор кадров;

  • Разработка документации для деятельности (план - сетка, положения, должностные обязанности, инструкции и т.д.);

  • Подготовка материально - технического обеспечения.

2. Организационный период (июнь) смены характеризуется запуском игрового сюжета:

  • Знакомство;

  • Проведение входящей диагностики детей и педагогов, организаторских и творческих способностей;

  • Запуск программы «Зеленый патруль»;

  • Формирование органов соуправления;

  • Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  • Выбор органов соуправления;

  • Выбор ролей, вида деятельности;

  • Оформление стенда в холле, по теме квеста;

3. В основной период смены развивается сюжет квеста – по теме проекта

    • Реализация основной идеи;

    • Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективнотворческих дел;

    • Работа органов соуправления;

    • Работа творческих объединений

    • Корректировка программы относительно практического развития событий.

4. В итоговый период смены:

    • Подведение итогов по реализации программы;

    • Анализ результатов индивидуальных достижений;

    • Проведение итоговой диагностики детей и педагогов;

    • Психолого-социально-педагогический анализ результатов; • Происходит награждение активных участников игры


Модель игрового взаимодействия

Учитывая возрастные особенности детей, воспитание творчески активной личности, будет проходить через сюжетно - ролевую игру в форме КВЕСТА, как ведущий тип деятельности. Уже в названии скрыт её смысл и цель.

Легенда «Стражи окружающей среды»

На территории лагеря расположена заброшенная космическая база, в которой расположено три капсулы с мини-лабораториями. А вот где именно она расположена? Никто не знает…

Много есть версий о появлении этой базы. Кто-то говорит, что это строители оставили недостроенные объекты, кто-то утверждает, что это часть старой космической базы, а кто-то говорил, что она исчезает во времени и возвращается обратно… много версий…

Но дело не в этом… Не важно, как она появилась, важнее другое. Важно то, что в одиночестве найти эту базу и её капсулы вряд ли получится.

Для того чтобы обнаружить базу и капсулы, нам необходимо будет выполнять индивидуальные и коллективные задания, которые приведут нас к цели. И воспользовавшись капсулами с мини-лабораториями мы попытаемся защитить нашу планету от экологической катастрофы.

Выполнив миссию по защите планеты, вы получите звание стражей окружающей среды - «ЗЕЛЁНЫЙ ПАТРУЛЬ». И будите награждены памятными подарками и званием

Система мотивации и стимулирования участников программы

Система мотивации развивается по двум направлениям – индивидуальный зачет и коллективный зачет.

Индивидуальный зачет заключается в получении «ЭКО - значков» - баллов, за участие и победу в мероприятиях, выполнение заданий, разгадывание загадок и т.д.

Коллективный зачет – производится в конце смены за общее количество собранных значков в отряде (3 отряда).

Системность заключается в том, что участник смены будет «работать» и на себя, а на коллектив.

В течении смены также будет действовать внутренняя валюта (ЭКОСЫ). «Экосы» можно будет зарабатывать, участвуя в разнообразных мероприятиях. По итогу смены, заработанные «экосы» можно будет обменять на аукционе на желаемые подарки.


Содержательные и организационные особенности деятельности детских объединений

Для создания «ситуации успеха» для каждого ребенка помимо отрядов в лагере создаются вне отрядные детские объединения, где каждый ребенок может попробовать себя в новой социальной роли:

 Отдел журналистики;

 Научно-исследовательский отдел;

 Отдел здоровьесбережения и безопасности;

 Отдел организации досуга.

СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ









Каждый отряд, экипаж, имеет свою игровую комнату, воспитателя, управляющего (командир отряда – начальник патруля), художника, 2-3 патрульных (воспитанники от каждого отряда).

Отрядные газеты (в форме символа: лист дерева, цветок, капля воды, дерево, облако) отражают жизнь каждого отряда. План мероприятий на смену выполнен в виде «Древа».

Девизом смены является лозунг: «Береги свою планету».

Кредо – участие во всех делах, достойный выход из сложных жизненных ситуаций. Участвуя в делах лагеря, каждый ребенок сможет проявить свои творческие, интеллектуальные, физические способности, почувствовать себя в различных социальных ролях: Активная жизнь в лагере дает возможность каждому участнику смены пройти определенные этапы личного роста.

У стражей окружающей среды существует также наградной отдел, и «Главнокомандующий», который подает в этот отдел приказ о заслугах отдельных патрульных.

Наградами являются:

  • грамоты;

  • дипломы;

  • ценные подарки;

  • кубки;

  • экосы;

  • значки

Художественное оформление смены

Информационный блок – стенд

  • «День за днём» - карта квеста, представляет собой Ленту времени – фото отчёт по дням смены.

  • «Всё лето вместе!» - визитные карточки экипажей

  • «Сверим наши часы» - распорядок дня;

  • «Маршрутный лист» - план на день

  • «Олимпион» - отражение спортивной работы

  • «МЖК в объективе» - отражение чистоты и порядка в кабинетах, на территории.

  • Музей


Оформление смены

  • Название смены

  • Девиз

  • Гимн

  • План-сетка

  • Экран состязаний между отрядами

  • Орг. комитет

  • Структура со управления

  • Режим лагеря

  • Устав - правила жизни

  • Символика России (гимн, герб, флаг)

  • План на день каждого отряда

    • План на день

    • «Доска почета»

    • Экран чистоты

    • Лозунг дня

    • Творческие объединения

Оформление отрядных уголков

  • Название

  • Девиз (слоган)

  • Песня (речёвка)

  • Режим дня

  • План на смену

  • План на день

  • Расписание работы отряда

  • Структура самоуправления

  • Законы отряда

  • Правила жизни

  • Достижения детей (портфолио, личный рост каждого ребенка)

  • Доска славы, лица членов отряда

  • Забор гласности

  • Диагностика настроения


7. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. ПАРТНЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


Штатные единицы

Количество

1

Начальник лагеря

1

2

Воспитатели из числа учителей МБОУ «СШ №34»

3

3

Педагог-организатор

1

4

Спортивный инструктор

1


СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ СМЕНОЙ



Начальник лагеря, педагог-организатор, педагог ДО:

  • организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;

  • разрабатывает авторскую программу;

  • обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;

  • оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

  • руководит работой педагогического и вспомогательного персонала;

  • отвечает за художественное оформление в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а также за оформление мероприятий, проводимых в лагере;

  • составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;

  • составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.


Воспитатели:

  • обеспечивает реализацию плана работы;

  • обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;

  • несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь;

  • организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.


Спецкадры (фельдшер, уборщица):

  • осуществляют специализированную деятельность в рамках функциональных обязанностей.


Спортивный инструктор:

  • ответственность за жизнь и здоровье детей на спортплощадках;

  • планирование и проведение утренней гимнастики и часов здоровья;

  • подготовка и проведение спортивных командных и личных турниров.


8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СИСТЕМА АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  1. Наличие программы деятельности оздоровительной площадки, плана-сетки смены.

  2. Должностные инструкции всех участников процесса.

  3. Проведение установочного совещания для всех работающих в течение смены.

  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

  5. Проведение планёрок.

  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

9. ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММ

Лагерь организуется на базе филиала МБОУ «СШ» №34. Выполнение программы смены обеспечиваются материально-техническими средствами (спортивная и игровая площадки, спортивный и актовый залы, спортивный инвентарь, технические средства, игровые комнаты, медицинский кабинет).

Материально-техническое обеспечение программы:

    • библиотека;

    • медицинский кабинет;

    • столовая;

    • домашний кинотеатр;

    • интерактивная доска;

    • компьютерный класс;

  • спортивный зал: канат, «шведская стенка», тренажер, обручи, скакалки, мячи, маты, воротца для подлезания и прыжков;

  • баннеры, информационные стенды;

  • наградной и сувенирный материал;

  • бумага цветная, белая;

  • ручки, карандаши, краски, скотч, кисти;

  • памятки участнику смены;

  • дайджест «В помощь отрядному педагогу»;

  • видеофильмы, связанные с содержанием программы;

  • маркированные контейнеры (для помещения и улицы);

  • аппаратура для проведения массовых мероприятий;

  • интеллектуальные, развивающие игры (экологической направленности);

  • литература по экологии и биологии.


Смета расходов.

1 смена:

Количество детей – 75 ч.

Длительность смены – 21 день .


п/п

Наименование

КОСГУ

(классификация операций сектора государственного управления)

Сумма

Хозяйственные расходы

344

2000 рублей

Канцелярские товары

344

2000 рублей

Издательская, печатная продукция.

Изготовление лагерной атрибутики

226

9000 рублей

Настольные игры

310

7000 рублей

Спортинвентарь

310

5000 рублей

Мягкий инвентарь (галстуки – желтые, зеленые, синие, головные уборы с логотипом лагеря и цветовым отличием отряда – панамы).

343

10000

Стенды

310

3000

Расходный материал для оргтехники

340

2000

Художественно-эстетическое оформление развлекательных мероприятий.

343

6000

Медикаменты

340

4000


Итого:


50.000 рублей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ И НЕОБХОДИМОЙ В ХОДЕ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

  1. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. – М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. - 120 с.

  1. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.

  2. Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.

  3. Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.

  4. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

  5. Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

  6. Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.

  7. Ромашина Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме, Москва: «Глобус», 2007

  8. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

  9. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2008 г.

  10. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

  11. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  12. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. СПб, 2007.

  13. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

  14. Сеть Интернет.











ПРИЛОЖЕНИЕ

В лагере устанавливается следующий трудовой распорядок:


08.15

приход дежурных воспитателей, индивидуальный прием детей

8.30 – 8.45.

ЗАРЯДКА

08.45–09.00.

ЛИНЕЙКА

09.00–10.00

ЗАВТРАК

10.00–13.00

коллективные творческие дела, медицинские процедуры, прогулки

13.00–14.00

ОБЕД

14.00–14.30

свободная деятельность по интересам

14.30

уход детей домой

14.30–15.00

совещание педагогов, анализ дня


Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего праздничному дню, уменьшается на 1 час.

КАРТЫ НАБЛЮДЕНИЙ:


Эмоциональное состояние

Дата ________ Отряд _______________________________

ФИ ребенка

удовольствие

раздражение

радость

грусть, печаль

восторг

гнев

интерес

безразличие, скука

спокойствие, уверенность

тревожность, страх


















































































































































































































Наблюдательность _________________________________



Особенности поведения


Дата ________ Отряд _______________________________

Наблюдательность _________________________________


ФИ ребёнка

Веж-ливость

Организо-ванность

Инициа-тивность

Отзыв-чивость

Ответст-венность

Дисцип-лини-рован-ность

Ябидни-чество

Скверно-словие

Лепо-сть

Лжи-вость

Беспо-мощь-ность

Упрям-ство

Жад-ность

Конф-ликт-ность
































































































































































































































































































Социальная адаптированность

Дата ________ Отряд _______________________________

Наблюдательность _________________________________


ФИ ребёнка

Личная гигиена

Содержание в порядке личных вещей

Бережное отношение к личным вещам

Навыки содержания в порядке своего личного пространства

Навыки культуры питания

Правовое сознание (знание своих прав)

Экономическое сознание

Культура взаимоотношений с окружающими людьми













































































































































































Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.



Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.

Задачи диагностического исследования:

  1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

  2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, от­вергнутые);

  3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор "товарищи для досуга").



Материалы для проведения диагностики.

Социоматрица

Дата ________ Отряд _______________________________

Наблюдательность _________________________________


Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Итого

1













2













3













4













5













6













7













8













9













10













11













Кол-во выборов













Кол-во взаимных выборов













Порядок исследования.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.
Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».

Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.



Возможны три основных способа выбора:

  1. Количество выборов ограничивается 3—5;

  2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

  3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ.
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.



Бланк социометрического опроса

ФИ ребёнка ___________________________________________________________ Дата_______________________________

Возраст _________________ Отряд ___________________________________________________________________________

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплочённее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1. представь, что ваш отряд отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашего отряда? ______________________________________________

2. если бы вашему отряду пришлось участвовать в обще лагерной олимпиаде по каким-либо предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды? _________________________

3. кого из отряда ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? _________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих товарищей из отряда, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!


Обработка данных и интерпретация результатов

1. Составление социоматрицы.

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Интерпретация результатов:

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!