РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЖАС МАМАН» В ГККП «АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ, СЕЛО КРАСНЫЙ ЯР» ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Бекбауова Идия Хасановна
ГККП «Агротехнический колледж, село Красный Яр»
Аннотация: "Жас маман" жобасы аясында білім беру бағдарламаларын әзірлеуге арналған мақала. Мақалада білім беру бағдарламаларына өзгерістер енгізу бойынша жұмыс берушілер мен әлеуметтік серіктестердің ұсыныстары қарастырылады, қолданылатын нормативтік-құқықтық актілерге шолу жасалады.
Аннотация: статья посвящена разработке образовательных программ в рамках проекта «Жас маман». В статье рассматриваются предложения работодателей и социальных партнеров по внесению изменений в образовательные программы, дается обзор используемых нормативно-правовых актов.
Ключевые слова: образовательная программа, специальность, квалификация, компетенция, рабочий учебный план, рабочая учебная программа, профессиональны модуль.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования, в которой отражены объем, содержание, результаты обучения, формы аттестации, которая представлена в виде учебного плана, графика учебного процесса, сводных данных по бюджету времени, распределения по курсам общеобразовательных дисциплин и профессиональных модулей.
Образовательные программы колледжа разрабатываются на основании:
Государственного общеобязательного стандарта технического и профессионального образования (Приказ МОН РК от 31 октября 2018 года № 604)
Классификатора специальностей и квалификаций технического и профессионального, послесреднего образования (Приказ МОН РК от 27 сентября 2018 года № 500);
Методических рекомендаций по разработке рабочих учебных планов и программ с учетом академической самостоятельности организаций ТиПО;
Типовых учебных планов и типовых учебных программ утвержденных приказом МОН РК от 31 октября 2017 года № 553;
Методических рекомендаций по разработке рабочих учебных программ и учебных планов по образовательным программ, разработанным в рамках реализации проекта «Жас маман»;
Профессиональных стандартов, профессиональных стандартов WorldSkills;
Национальной и отраслевой рамок квалификаций (НРК и ОРК).
Образовательная программа по специальности 07161600 Механизация сельского хозяйства рассчитана на овладение обучающимися нескольких квалификаций 3W07161601 - Слесарь-ремонтник, 3W07161602 – Мастер по ремонту сельскохозяйственной техники и 3W07161603- Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. Трудовые функции были взяты из Профессионального стандарта «Мастер по эксплуатации и ремонту машин и механизмов» Приложение № 46 к приказу заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» от 30.12.2019 года № 269 и Профессионального стандарта «Садоводческая деятельность» Приложение № 15 к приказу Заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» от 11.12.2018 года № 339. Профессиональный стандарт содержит карточку профессии, трудовые функции по конкретной квалификации, показывает уровень соответствия национальной и отраслевой рамке квалификаций. Задачи и умения профессионального стандарта мы отразили в результатах обучения.
Также, в рабочем учебном плане мы показываем общеобразовательные дисциплины, модули, результаты обучения и распределение кредитов и часов по семестрам и курсам[1]. Структурированное описание трудовых функций мы отразили в функциональной карте (Рис.1)
Рисунок 1. Проекция функциональной карты на рабочий учебный план
Так как колледж вошел в проект Жас маман по специальности Механизации сельского хозяйства то при разработке образовательной программы мы воспользовались Методическими рекомендациями НАО «Талап» по разработке рабочих учебных программ и учебных планов по образовательным программ, разработанным в рамках реализации проекта «Жас маман» зарубежным партнером по специальностям технического и профессионального образования по кредитно-модульной технологии обучения, а также Образовательной программой № 47. Трактористы, операторы комбайнов и прочего сельскохозяйственного оборудования, разработчиками которой является Национальное управление образования Финляндии Soprano Group, Финляндия. Педагогами колледжа было проведено детальное изучение и анализ всех разделов выбранной образовательной программы зарубежного партнера, а затем составлен перечень и содержание профессиональных модулей на основании образовательной программы № 47. Трактористы, операторы комбайнов и прочего сельскохозяйственного оборудования Раздела 4. Приложения 2 (критерии оценки), Приложения 4 (структура модулей), Раздела 5. Приложения 2 (критерии оценки) [2]. Согласно разработанного учебного плана после окончания второго курса студенты осваивают часть профессиональных модулей и завершают обучение по квалификациям 3W07161601 - Слесарь-ремонтник и 3W07161603- Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства. По итогам квалификационного экзамена студенты получают документы государственного образца и могут трудоустроиться по данным квалификациям. На III курсе студенты осваивают квалификацию «Мастер по ремонту сельскохозяйственной техники». В результате полученных компетенций выпускник будет выполнять комплекс профессиональных задач на основе знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, которые позволят ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность.
Также, профессиональные модули составлены с учетом рекомендаций и предложений социальных партнеров колледжа. 10 марта в колледже прошло заседание Индустриального совета (далее –ИС), цель которого была рассмотреть действующие образовательные программы, внести рекомендации и предложения по их улучшению. Рассмотрение образовательных программ проходило по направлениям специальностей. В работе секций активное участие приняли члены ИС, работодатели, социальные партнеры, управление образования Акмолинской области, администрация колледжа, преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения.
В результате, работодатели и социальные партнеры колледжа по специальности Механизация сельского хозяйства, предложили преподавателям спецдисциплин и мастерам производственного обучения в рабочие учебные программы внести изменения по ремонту ДВС, Tier III и Tier IV, ремонту КПП, ремонту агрегатов (мосты, разд. коробки). Довели до сведения педагогов требования к специалистам по базовым знаниям электрики, базовым знаниям гидравлики, трансмиссии, навигационной системе, топливной системе (Common Rail), методике обработки почвы (традиционной, нулевой, минимальной), оросительной системе, смазочным материалам, CAN BUS, ШИМ, PWM – сигнал.
Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов востребованных на производстве образовательные программы необходимо разрабатывать в тесном сотрудничестве с работодателями.
Список использованных источников и литературы
Методические рекомендации по разработке рабочих учебных программ и учебных планов по образовательным программ, разработанным в рамках реализации проекта «Жас маман», НАО «Талап», 2021 год
Образовательная программа № 47. Трактористы, операторы комбайнов и прочего сельскохозяйственного оборудования, Национальное управление образования Финляндии Soprano Group, Финляндия, 2020 год