СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка научной конференции для 5 класса о первом полете в космо

Нажмите, чтобы узнать подробности

это про 12 апреля 1961 года - самый счастливый день всего советского народа.

Просмотр содержимого документа
«Разработка научной конференции для 5 класса о первом полете в космо»


Научная конференция для учащихся 5-6 классов «Первый полет человека в космос»

Автор: Димитрова Людмила Петровна, учитель математики МБОУ «Пугачевская СОШ Оренбургского района».

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Цель данной работы: обобщить и расширить представления обучающихся об освоении космического пространства, побуждение дальнейшего познавательного интереса к научным знаниям о космосе, о профессиях в космонавтике, развитие метапредметных и коммуникативных умений обучающихся.

Задачи: − развитие познавательной активности обучающихся;

формирование умений производить простые логические действия (анализ, сравнение)

распространение знаний о космических достижениях нашей страны.

Планируемые результаты:

  • Личностные

- проявление патриотизма и гражданской солидарности;

- проявление интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,

  • познавательные УУД

- анализировать, выделять главное, делать выводы в процессе беседы и игровой деятельности,

  • регулятивные УУД

- умение настраиваться на занятие, устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, проявлять навыки самоорганизации.

  • коммуникативные УУД

-учиться взаимодействовать с учителем и одноклассниками, умение строить понятные для собеседника высказывания;

-учиться строить совместную деятельность во время работы в группах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточный материал.

Аудиозаписи песен: «Знаете, каким он парнем был», «Трава у дома», «Амурский вальс»

Межпредметные связи: история, литература, русский язык, астрономия, математика, музыка, физика.

Информационные ресурсы: презентация к уроку для 5-6 классов, рабочие листы по количеству команд, «Школьная энциклопедия по физике», Усачев Ю. «Один день в космосе» -для 9 класса.

Содержание разработки

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Описание подготовки воспитательного мероприятия

-Учащимся 5-6 классов предлагается принять участие в научной конференции на тему: Первый полет человека в космос. Для участия в конференции необходимо задать вопрос в письменной форме и опустить его в ящик в кабинете математики до 5 апреля.

-В качестве экспертов участвуют учащиеся 9 класса , которые желают принять участие, с ними будет проведена консультация по вопросам, которые заданы младшими учениками.

Учащиеся 5-6 классов разбиваются (по желанию) на команды по 4 человека, которые будут располагаться за одним столом и вместе выполнять логическое задание.

-Создание рабочих листов; - пригласить учителей в жюри, которые будут проверять их и выдавать цифры пароля.

- Разработка наградных материалов для победителей;

- оборудование рабочего места команды



Учащиеся 5-6 классов составляют вопросы и складывают их в ящик до.5.04.24

9 класс вместе с учителем изучает вопросы и распределяет их для подготовки ответов до 11.04.24

2. Организация детей.

Рассаживание по командам

https://easyen.ru/load/scenarii_prazdnikov/den_kosmonavtiki/videorolik_ko_dnju_kosmonavtiki/473-1-0-86672

Учащиеся в это момент могут посмотреть видеоролик о Ю.А. Гагарине

3. Мотивация

Начало урока.


Дорогие ребята, вы уже учитесь в 5 классе и пятый год мы вместе отмечаем этот особый и замечательный праздник ,День космонавтики, или более современное название этого праздника. Международный день полета человека в космос. Поздравляю всех нас с этим праздником.


Именно 12 апреля 1961г. Начался новый отсчет измерения открытий и достижений в космосе , или начало космической эры.

Давайте включим «машину времени» и окажемся в день 12 апреля 1961г.


1.Слайд «12.04.1961. 10.02»


Радиосигнал сигнал «Родина слышит…»

Голос Ю. Левитана «Говорит ТАСС»

https://www.youtube.com/watch?v=mBvgB_QNbos&t=45s

После этих победных слов на огромных просторах нашей станы от Чукотки и до Калининграда началось ликование, люди вышли на улицы и площади, с флагами и транспарантами. Все радовались этой новости, как дети, поздравляли друг друга, многие обнимались с незнакомыми людьми, пели песни и танцевали. Страну охватило народное единство и чувство счастья. А еще возник необычайный интерес к Юрию Гагарину, к космосу, к космической технике и всему, что было связано с космическими полетами.


Видеоклип Русского Православного ТВ песни А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был…»

https://www.youtube.com/watch?v=oR9eu42hdfE


Вопрос учащимся: Кому посвящена песня А. Пахмутовой и Н. Добронравова?

Кто знает эту песню или слышали её?


Вот и сегодня в нашей школе состоится научная конференция , тема которой «Первый полет человека в космос».

Роль корреспондентов будут исполнять ученики 5 класса, а роль экспертов учащиеся 9 класса.



Слушают информацию

































Должны ответить, почему сегодня

Мы слушаем эту песню. Предлагают формулировку темы урока.

3. Содержание воспитательного мероприятия

Итак, начинаем заседание нашего научного сообщества.


Вопрос №1.Почему первый космический корабль, на котором Юрий Гагарин полетел в космос назывался «Восток»?


2 Слайд «Фотография корабля Восток»


Ответ : Название «Восток» появилось в результате голосования по выбору названия пилотируемого корабля, которые предложил Главный конструктор С. П. Королев, было несколько: Восток, Восход, Взлёт, Встречный. В конструкторском бюро проголосовали за «Восток»

Вопрос №2. Что было на завтрак у Юрия Гагарина перед полетом?


3 Слайд :фото «космического питания»

Юрию Гагарину перед полётом на космическую орбиту выдали алюминиевые тубы с едой по 160 граммов каждая, а также хлебные шарики, копчёную колбасу и лимонные дольки.

По информации издания «Родина», в качестве основного блюда Гагарин выбрал щавелевое пюре с мясом, а на десерт – шоколадный соус и черносмородиновый сок.

Как позже рассказывал первый космонавт, всё то, что он успел съесть за 108 минут полёта, ему понравилось.


Вопрос №3.Как во время полета узнавали о самочувствии Гагарина в космосе?

4 Слайд. Фото Гагарина во время полета.

Ответ. Юрий Гагарин постоянно был на связи с центром управления полетом, примерно через 10 минут он докладывал о прохождении орбиты и о своем самочувствии.


Вопрос №4. Какую музыку слушал Гагарин в космосе ?

Видеоролик . «Амурский вальс». Фотографии Дальнего Востока с космического корабля с музыкальным сопровождением.

Ответ. В 9:07 «Восток-1» стартовал с Байконура и вскоре уже был на орбите Земли. Когда корабль пролетал над территорией Дальнего Востока, он поймал радиосигнал — в эфире звучал вальс «Амурские волны». Эту композицию можно считать первой в космосе.


Вопрос №5. Почему корпус космического корабля серебристого цвета?

5 слайд.

Дело в том, что перед запуском ракеты, в неё заливают топливо, которое имеет температуру от -182 °C до -218 °C. Под действием десублимации, корпус начинает покрываться слоем инея в 2-3 см инея.


Вопрос №6.Почему при спуске на Землю Гагарин произнес фразу «Я горю, прощайте товарищи!»?

Слайд: Фото спуска космического корабля.

6 слайд. Как оказалось, причина такой паники не была опасной и к, счастью, оказалась всего лишь нормальным явлением. Все дело в том, что внешняя обшивка корпуса космического корабля вдруг начала полыхать именно в тот момент, как корабль проходил через плотные слои атмосферы планеты Земля. Такая реакция, считающаяся в более поздних полетах в космос обыкновенной, еще в то время была не понятна, ведь до этого самого полета никто попросту не видел на практике, каким образом происходит спуск летательного аппарата через атмосферу планеты.

Вопрос №7. Почему посадка наиболее опасная часть полета?

10 Слайд .Фото спуска космического корабля.

Посадка космических кораблей – чрезвычайно сложный вопрос в теоретическом плане, а уж в практическом и подавно. Когда корабль входит в плотные слои атмосферы, быстро накаляется его термозащитная оболочка, что заставляет обтекающий воздух ярко светится. Тот свет вокруг корабля, что кажется розовым, постепенно сгущается, пока не станет багровым. Жаропрочная смазка обгорает слой за слоем, плавятся антенны радиопередатчиков. Корабль «омывает» сильно нагретый газ, так что колоссальная кинетическая энергия аппарата переходит в тепловую. Все то, что попадает в плотные слои атмосферы без жаропрочной смазки и тормозных устройств, сгорает.


Вопрос №8. Какие первые слова сказал Гагарин, когда вернулся из полета на Землю?

7 Слайд. Фото Земли из Космоса

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!» 


Вопрос №9. Почему во время приема пищи в космосе нельзя раскрывать рот?

8 Слайд .Фото: космонавты принимают пищу.

На Земле гравитация помогает удерживать пищу и жидкости в вашем желудке там, где они находятся. При попадании воздуха он просто поднимается, так как легче твердого и жидкого содержимого, и выходит изо рта в качестве отрыжки.


Вопрос №10.Почему в космос для тренировок не берут гантели?

9 Слайд. Спортивный тренажер для космонавтов.

Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями.

Гантели потеряют вес в условиях невесомости, их масса мала, использовать их нецелесообразно. Эспандер можно использовать и в невесомости – ведь физические усилия приходится применять при растяжении его пружин.


Вопрос №11.На какой высоте был полет Гагарина?

10 Слайд. Схема полета Гагарина вокруг земли.

Старший лейтенант Юрий Гагарин на корабле "Восток-1" облетел Землю на высоте 302 километра со скоростью около 28 тысяч километров в час.


Вопрос №12.Какой прибор определяет состояние невесомости на космическом корабле?

Видео: «Трюки в невесомости»

https://www.youtube.com/watch?v=29DKNlUyVZw


Космонавты узнают об этом при помощи «индикатора невесомости» — маленькой мягкой игрушки, выполняющей скорее функцию талисмана, нежели физического прибора. Она подвешивается на резинке к пульту космонавта. Такие игрушки-амулеты есть у каждого экипажа — это тоже традиция. На выведении перегрузки действуют на игрушку так же, как и на космонавтов. 


Вопрос 13. Какая погода была на космодроме в день полета Юрия Гагарина?

11Слайд . фото Байконура 12.04.1961г.

Из воспоминаний Ю.А. Гагарина в книге «Дорога в космос».

Погода благоприятствовала полёту. Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака.

— Какое жизнерадостное солнце! — воскликнул я.

Вопрос 14. С кем из космонавтов дружил Юрий Гагарин?

13,14 Слайд. Фотография с Алексеем Леоновым

Юрий Гагарин был очень общительным человеком и у него было очень много друзей. А самым близкими были Герман Титов и Алексей Леонов. Тот самый Леонов, который в марте 1965г. самым первым вышел в открытый космос.


Учащиеся 5-6 кл.

по одному из каждой команды задают вопросы, соблюдая очередность команд.


Учащиеся-эксперты отвечают на вопросы.



4.Первичное закрепление.

1.Командная игра : собери логическую цепочку. Вопрос-событие-иллюстрация.( Листы с заданиями разрезаны на карточки, которые содержат вопрос, ответ и иллюстрацию).

2. Каждая команда составляет единый ответ на продолжение фраз:


- Я хочу быть космонавтом, потому что…

- Я считаю, что космонавт – это….

- Я горжусь тем, что….

14Слайд

Вопрос экспертам.(предлагается в момент игры)

Составьте коллективный ответ на вопрос:Как вы считаете, что приобрела наша страна после полёта Юрия Гагарина в космос?


Учащиеся 5-6 класса выполняют игру.

5.Итог. Рефлексия

До сегодняшнего дня много космонавтов разных стран побывали в космосе. Не только космонавты нашей страны, но и американцы, японцы, китайцы, французы. В космос могут летать только очень подготовленные и образованные космонавты.

Ответь на вопросы.

15 слайд.

1.Как вы думаете, нужно ли продолжать осваивать космос?

2.Как вы считаете, что приобрела наша страна после полёта Юрия Гагарина в космос?


Подведение итогов. Жюри оценивает качество выполненной работы.

Объявление победителей в игре. Вручение заранее подготовленных грамот и благодарностей участникам мероприятия за самый интересный вопрос и лучшему эксперту.

- К сожалению, наше занятие подходит к концу. - Какие эмоции вы испытываете?

- Что нового вы узнали и запомнили?

Дополнительно при наличии времени исполняем песню В. Мигули.«Трава у дома»

Учащиеся отвечают на вопросы.



















Учащиеся исполняют песню.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!