"В гостях у физики"
Цели и задачи: познакомить младших школьников с предметом «Физика», развить познавательный интерес к науке, к самостоятельному изучению окружающего мира и природы; воспитать убежденность в возможности познания природы, в необходимости изучения современных технологий; мотивировать процесс изучения физико-математических наук.
Описание мероприятия
Мероприятие «В гостях у физики» проходит в рамках «Недели физики» в школе. Его основная направленность – развитие интереса к предмету. На мероприятие приглашены обучающиеся начальной школы - 4 классы. Ведущими мероприятия являются обучающиеся 8 классов: Лосева К., Маленкова Я., Рахманова Ю. Старшеклассники демонстрируют занимательные опыты по физике. Некоторые сложные опыты демонстрирует учитель. В ходе занятия младшие ребята отвечая на вопросы зарабатывают баллы в виде «яблок Ньютона». В ходе рефлексии ребята пишут на яблоках, что нового они узнали. Из яблок формируется дерево, которое передается в кабинет 4 класса. В завершении мероприятия ребятам предлагается просмотр мультфильма физико-математического содержания «На задней парте».
Сценарий мероприятия
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!
Оборудование: электрофорная машина, маятник из фольги, металлический шарик, воздушный шарик, спички, свеча, бумажный кораблик, таз с водой, монета, чайный пакетик, фужер, яйцо, картошка, соленая вода
1. Появляется великий магистр наук с яблоком на шее:
- Здравствуйте, ребята! Вы прочитали название этой удивительной науки?
- Да!
- Физика – опора и основа всех без исключения наук. А перед вами я, покорный слуга Физики и магистр физических наук. Очень долго мне пришлось учиться всем премудростям физики. А в награду за мои старания, за преданность этой науке я получил орден имени Исаака Ньютона – яблоко. Сегодня, каждый из вас может получить такой мини орден, если покажет свою наблюдательность, находчивость, знания и благородство.
2. Подруга магистра Энергия: Притча о царице Физике.
“В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса. Царство ее называлось – Природа, а правила в этом царстве, гордая, мудрая царица Физика. Несмотря на свой почтенный возраст она соблюдала все законы, умело распоряжалась и управляла своим царством, ценила своих подданных и всегда привлекала новых исследователей. Люди не сразу признали власть Физики. В древние времена, людьми владел страх перед Природой. Но все вы знаете, что страх никогда не был хорошим советчиком, а уж тем более другом. Гремел гром, сверкали молнии, мороз сковывал землю, бушевали бури и штормы, а люди и не знали, почему это все происходит и часто погибали. Человеческое невежество очень огорчало царицу Физику. Царица объявила конкурс, для желающих попасть в ее войско. На конкурс пришли самые любознательные, самые терпеливые люди, Выбрав лучших, Царица начала показывать им свои хитрости: что нужно замечать повторяемость явлений, их взаимосвязь, не бояться ветра и молний, а пробовать использовать их во благо людей. Армия Физики росла с каждым столетием, в ней появились свои сержанты и командиры. ЭТО: Архимед, Аристотель, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Михайло Ломоносов, Максвелл, Циолковский и, конечно, Альберт Эйнштейн. Посмотрите, как он, похож на сказочного волшебника”.
3. Магистр:
- Ребята, моя подруга тоже изучает физику и сейчас покажет вам, чему она научилась.
4. Энергия: (показывает опыты)
- Ребята, я только учусь… Но некоторые физические законы я уже знаю. И могу вам кое-что показать. Я умею делать некоторые опыты.
5. Магистр наук:
- Спасибо моя милая Энергия. Думаю, ребятам очень понравилось твое представление физических приборов. Ребята, кто знает, что изучает физика? Это очень сложная наука, но и очень интересная. Она изучает различные явления природы: механические, тепловые, электрические, магнитные, световые и ядерные. А какие явления вы знаете?
Ученики отвечают…
6. Энергия: Друзья, я думаю, что некоторым из вас уже можно вручить Орден Исаака Ньютона. Правда, магистр? (вручает орден ученика, за лучшие ответы).
7. Магистр: Друзья мои – настало время проверить ваши знания – приготовьтесь и внимательно слушайте, сейчас мы будем разгадывать загадки, в которых спрятались физические явления. Загадки читают помощники
Загадки, о физических явлениях.
1. Летит-молчит, лежит-молчит.
Когда умрет, тогда заревет. (снег)
2. Красивое коромысло над лесом повисло. (радуга)
Никто его не видывал, а слышать, всякий слыхивал.
3. Без тела, а живет оно, без языка – кричит. (эхо)
4. Что за звездочки чудные на пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке. (снежинки)
5. Сначала – блеск, за блеском – треск,
За треском – плеск. (молния, гром, дождь)
6. Белый дым тянул за чуб, раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота: “Эй, откройте! Кто там?” (ветер)
7. Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча)
8. В огне не горит, в воде не тонет. (лед)
9. Что с земли не поднимешь? (тень)
Загадки о физических приборах.
1. Всем всегда поведает, хоть без языка,
Когда будет ясно, когда – облака! (барометр)
2. Две сестры качались, правды добивались.
А когда добились, то остановились. (весы)
Загадки, о технике
В нашей комнате одно есть волшебное окно.
В нем летают чудо-птицы, бродят волки и лисицы.
Знойным летом снег идет, а зимою сад цветет.
В том окне чудес полно, что же это за окно? (телевизор)
2. Я в Москве, он в Ленинграде, в разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом разговариваем с ним.
Кто нам помогает? (телефон)
Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (ракета)
8. Магистр: Молодцы – мои юные друзья! Я рад, что в царстве Физики через несколько лет появятся такие любознательные ученики. И возможно, кто - то из вас, самый наблюдательный и любознательный, упорный и настойчивый, откроет новые законы или частицы, а может изобретет машину или прибор.
9. Яблоня – рефлексия – дети пишут, что узнали нового? О чем рассказывает наука физика?
10. Помощник: А теперь давайте все вместе посмотрим физический мультфильм.
Рефлексия
Мероприятие «В гостях у физики» прошло успешно. Учащиеся начальных классов были очень довольны и восхищены. Они с удовольствием отвечали на вопросы. С огромным любопытством смотрели физические опыты. Больше всего ребятам понравился «запуск ракеты» в виде летающих чайных пакетиков и опыты по электризации с воздушными шариками, которые после мероприятия были им подарены. Дети с удовольствием ответили на вопрос «Что нового я узнал?» и наклеили свои яблоки на яблоню.
Думаю, что подобные мероприятия для младших школьников способствуют мотивации в учении и развитию научного любопытства. Обучающиеся старших классов принимают активное участие в мероприятии, что способствует развитию у них познавательного интереса, а также интереса к предмету «Физика». Именно так можно популяризировать сложные школьные науки и развивать научный интерес обучающихся.