СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка методического пособия, как эффективное средство моделирования устного ответа в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как подготовиться к ВПР по ностранному языку, используя игровые технологии!?

Просмотр содержимого документа
«Разработка методического пособия, как эффективное средство моделирования устного ответа в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку»»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Троицкая средняя общеобразовательная школа»









Тема проекта:

«Разработка методического пособия, как эффективное средство моделирования устного ответа в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку»






Выполнила:

Калабина Анастасия Сергеевна

учитель немецкого языка

МКОУ Троицкая СОШ









с. Троицкое 2023-2024

Содержание:

I. Введение…………………………………………………………………………….3

II. Основная часть

1.1. Теоритическое обоснование создания методического пособия…………..5

1.2.Методическое пособие визуально-лексических шаблонов как систематизация изученного лексического материала…………………………………………………6

III. Заключение…………………………………………………………………………8

IV. Список литературы и источников………………………………………………10

V. Приложение………………………………………………………………………..11























Введение

Актуальность: В последние года я и мои ученики столкнулись с необходимостью сдавать ВПР по немецкому языку. Большое затруднение вызвало задание по устной речи: «Описание картинки». Ребятам сложно было запомнить речевые клише, хотя мы их записывали в словарь, разбивая по разделам (место, одежда и т.д.), распечатывали на листах, заучивали клише и составляли описание картинки письменно и устно. Но не каждый ребенок может запомнить слова, записывая и читая их. Некоторым этого недостаточно, необходима дополнительная работа. Кому-то просто скучно сидеть и учить слова. Поэтому я решила разработать интересную игровую форму для выполнения задания по устной речи в ВПР. Т.к. она лучше вовлекает учащихся в учебную деятельность.

Цель: создать методическое пособие в игровой форме, которое станет эффективным средством моделирования устного ответа в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку

Задачи:

1) познакомиться с требованиями, предъявляемыми к заданию ВПР по устной речи;

2) сделать подборку визуальных шаблонов (15 картинок по разной теме) и подобрать необходимый лексический материал по каждому пункту плана описания картинки;

3) создать иллюстративное методическое пособие по теме исследования;

4) провести апробацию на учениках 6-7 класса.

Объект исследования: устный ответ на ВПР по немецкому языку.

Предмет исследования: моделирование устного ответа на ВПР по немецкому языку с помощью визуально-лексических шаблонов.

Гипотеза исследования: использование визуально-лексических шаблонов в игровой форме помогает быстро и качественно подготовиться к ВПР по немецкому языку в разделе «Устная речь».

Результат исследования: создано методическое пособие в игровой форме, которое стало эффективным средством моделирования устного ответа в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку.

Материал проекта, представлен в виде игры и инструкции для использования учащимися, учителями и родителями.

Данная работа может быть полезна не только для учителей немецкого языка, но и для учителей других иностранных языков. Например, по английскому тоже проходят ВПР. Останется только перевести материал на свой язык!

Этапы проекта:

1) Начальный (аналитико-организационный) этап

На этом этапе мной были изучены требования, предъявляемые к устному

заданию в рамках ВПР по немецкому языку, составлен план исследования, определен основной инструментарий для его проведения.

Основной метод исследования на данном этапе – сбор и теоретический анализ информационных источников по теме.

2) Практический этап

На этом этапе мной была проведена работа по подбору тематических картинок, соответствующей лексики, систематизирован материал, разработаны правила игры, продумано и создано её оформление.

Основные методы исследования, использованные на данном этапе:

Методы сбора информации: отбор материала для игры на основе сопоставительного анализа жанровых фотографий, подбор иллюстративного материала.

Методы обработки и анализа данных: сравнение, классификация, анализ, систематизация.

Практический метод: классификация визуального материала и подбор к нему лексического (разработка визуально-лексических шаблонов), разработка правил игры и оформление игры.

3) Практико-обобщающий этап

На третьем этапе предполагается обобщение и описание результатов работы, систематизация и анализ результатов проекта, соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации проекта, формулирование выводов, оформление работы.


I. Основная часть

1.1. Теоретическое обоснование создания методического пособия

Свой проект я начала с того, что подробно изучила требования, предъявляемые к устному ответу в рамках ВПР по немецкому языку, чтобы еще раз четко выяснить, каким образом можно успешно выполнить задание «Описание картинки».

В чем же суть задания по устной речи? Предлагается на выбор 3 фотографии, на которых изображены люди, животные, выполняющие определенное действие. В задании указан план, состоящий из пяти пунктов, по которому нужно построить описание фотографии. Время на выполнение задания ограничено: 1, 5 минуты.

Необходимо в нескольких предложениях (не меньше 7–8) осветить все пункты плана: место действия, чем занимается персонаж, как он выглядит, насколько понравилась фотография и почему. Т.е. по некоторым пунктам плана необходимо сказать 2-3 предложения.

Например, в пункте описания внешности человека можно рассказать о том какой человек и зверь (большой, веселый, старый и т.д), указать его возраст, описать волосы (причёску), одежду. Это уже 4 предложения!

Ответ на вопрос «Нравится ли тебе фотография?» требует обоснования, что тоже вызывает у большинства затруднения. Поэтому в своей работе я предлагаю несколько вариантов ответа на этот вопрос в качестве образца.

Я выяснила, что если при описании фотографии составить менее 6 предложений и не раскрыть 2 и более пунктов плана, то задание полностью оценивается в 0 баллов.

Задание будет считаться выполненным частично, если не раскрыт 1 пункт плана или дано 6 развернутых предложений, или из 7 предложений, но они не развернуты. Максимальное количество баллов, которое может быть набрано в данном задании- 8баллов.

Проанализировав книгу М. А. Лытаевой, Е. В. Люкиной, О. В. Гутброда “Немецкий язык. 10 типовых вариантов», материал для подготовки к ВПР в Интернете, я пришла к выводу, что все представленные фотографии можно объединить по следующим темам:

1. Учеба.

2. Спорт.

3. Отдых.

4. Работа.

5. Праздники.

6. Путешествия.

7. Природа.

8. Животные.

9. Транспорт.

Вывод: значит необходимо подобрать лексический материал, соответствующий пунктам плана и основным заявленным темам, т.е. создать своеобразный конструктор визуально-лексических шаблонов для моделирования устного ответа в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку. Подготовленные наборы фотографий дадут возможность кратко визуально представить весь изученный материал и позволят тренировать имеющуюся лексику и клише по разным темам.


1.2. Методическое пособие визуально-лексических шаблонов как систематизация изученного лексического материала

Я решила собрать фотографии на различные темы, отличающихся разным количеством людей, их действиями, местом, где происходит событие, чтобы у учащихся было достаточно материала для тренировки.

Картинки взяла с сайта https://de-ege.sdamgia.ru/, т.к. по моим наблюдениям за всё время проведения ВПР они встречались на данном сайте. Конечно, в будущем я планирую пополнить ряды картинок.

Затем я начала подбирать лексику по каждому пункту плана, стараясь дать как можно больше возможных вариантов, исходя из имеющихся фотографий.

По пункту плана «Место», прописала слова-существительные, указав предлог и артикль. Тем самым, снизив грамматические ошибки, во время выполнения устного задания.

Для пункта плана, в котором нужно было описать, что делают изображенные персонажи, я подбирала глаголы, соответствующие определенной тематике.

Мой опыт показал, что по пункту плана, в котором нужно было описать внешность изображенного человека, можно сказать от 3-4 предложений и более, то я решила подобрать лексику, которая бы описывала волосы, глаза, лицо, рост, фигуру, также человеческие эмоции и одежду. Раскрывая данный пункт плана, можно набрать половину количества необходимых предложений при выполнении устного задания.

И конечно, сложность вызывает последний пункт плана, где нужно высказать свое мнение о картине, объяснить понравилась ли она или нет?

Поэтому я накидала различные варианты по данному пункту. Они облегчат жизнь ученикам.

Т.к. говорить развернутыми предложениями трудно, мы начинаем употреблять в этом задании простые предложения, последнее строим развернутым. Тем самым задание выполняется частично. Ученики имеют возможность получить 4-7 баллов за данное задание.

После того как учащиеся с легкостью справляются с описанием картинки простыми предложениями, задание усложняем, строим развернутые предложения.

Вывод: работа с методическим пособием визуально-лексических шаблонов в игровой форме строится на основе метода наглядного моделирования, с его помощью формируется способность к планированию и проговариванию предложений. Материал подобран по различным лексическим темам, что дает возможность обобщать, классифицировать и сравнивать предметы, обучать построению фраз. В результате конструирования учащийся создает сначала простые предложения, затем развернутые фразы и в итоге получается законченный рассказ.









III. Заключительный этап

Цель проекта достигнута: создать методическое пособие в игровой форме, которое станет эффективным средством моделирования устного ответа в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку.

Его эффективность доказана результатами сдачи ВПР. Если сравнивать результаты 2021-2022 и 2022-2023 года, то в последней был успешнее.

учебный год

Количество человек, выполнявших работу

не справились

справился на 3

справился на 4

необ. кол-во баллов

2020-2021

4

2

2

0

«3»- 13б.

«4»- 21б.

2021-2022

4

1

3

0

2022-2023

6

1(не хватило 1балла)

4

1

Результаты подтверждают заявленную гипотезу в начале исследования: умение пользоваться визуально-лексическими шаблонами помогает быстро и качественно подготовиться к ВПР по немецкому языку в разделе «Устная речь».

Конечно, я понимаю, что заучивание определенных речевых клише – это лишь небольшой шаг, позволяющий нам решить конкретную задачу, а именно описать фотографию. Для того чтобы говорить, легко формулировать своё мнение и аргументировать его, необходимо регулярно тренироваться.

Советы, которые я могла бы дать всем для успешного выполнения задания раздела «Говорение» по немецкому языку:

— Вовремя подготовки задания на черновике нужно записать ключевые слова (слова - место, действия и т.д.), не нужно писать целое предложение, так как на подготовку дается всего полторы минуты.

- Во время говорения опираться на план, записанные слова на черновике и следить за количеством предложений. (загибать пальцы)

Не забываем, что первое предложение не считается!

— Нужно заранее выучить готовые речевые клише, так как каждое задание имеет одинаковую схему.

—Нужно заранее продумать логические переходы, для этого потребуются слова-коннекторы (например: без сомнения- ohne Zweifel, более того –außerdem) , союзы (und, denn), выражения (Ich denke, dass ……)

—При тренировке дома, в классе сначала свои устные ответы записывайте в тетрадь и обязательно проговорите их вслух (не про себя, а именно ВСЛУХ).

- Занимайтесь понемногу, но систематично!























IV. Список литературы и источников

1. М. А. Лытаева Е. В. Люкина О. В. Гутброд “Немецкий язык. 10 типовых вариантов”, М.: "Просвещение", 2019 г.

2.Красникова И. В. Вся базовая немецкая лексика: справочник в виде карт памяти / И. В. Красникова. – М. : Эксмо, 2014. – 208 с. – (Справочники по иностранным языкам)

3.Словари

4. Интернет-ресурсы:

http://www.deutschegrammatik20.de/das-e-book-ubungsbuch-deutsche-grammatik-2-0/

https://auf-deutsch.eu/ru/govorenie/opisanie-kartinki-na-nemetskom/opisanie-kartinki-na-nemetskom-vpr-7-klass/

https://de7-vpr.sdamgia.ru/test?theme=3




















Приложение 1

Вариант 1

Foto 1 Foto 2 Foto 3


Foto 4 Foto 5 Foto 6


Foto 7 Foto 8 Foto 9

Foto 10 Foto 11 Foto 12

Приложение 2

Вариант 2

Foto 1 Foto 2 Foto 3

Foto 4 Foto 5 Foto 6

Foto 7 Foto 8 Foto 9


Foto 10 Foto 11 Foto 12



Приложение 3

Для варианта 1

Wer ist das?

Ort

Aktivität

Gefällt Ihnen das Foto oder nicht?

ein Junge

auf der Straße

fotografiert

Das Foto gefällt mir.

ein Mädchen

auf der Brücke

spielt auf dem Computer

Das Foto gefällt mir nicht.

eine Frau

zu Hause

sitzt am Tisch


ein Mann

im Zug

schaut aus dem Fenster


ein Mädchen und ein Eichhörnchen

in der Schule

liegt in einer Hängematte


eine junge Frau

in der Klasse

liest ein Buch



im Park

malt im Album



in der Wohnung

steht an der Tafel



am See

rechnet



in der Küche

macht Yoga



im Kinderzimmer

füttert das Eichhörnchen



auf dem Sportplatz

kocht Suppe



in der Sporthalle

badet



im Wohnzimmer

rollt von der Rutsche




spielt Klavier




spielt Ball




malt




trainiert




macht Sport




Warum?

…,denn ich mag fotografieren.

…, denn ich mag am Computer spielen.

…, denn ich liebe lesen/ malen.

…, denn ich lese nicht gern.

…, denn ich mag Tiere.

…, denn ich mag erholen.

…, denn es ist schön.

…, denn ich mag Musik/ Sport.

…, denn der Junge ist gut/lustig

…, denn ich mag auf dem Zug fahren.

…, denn das Mädchen ist nett/gut/ lustig.

…, denn ich mag in der Sporthalle gehen.



Aussehen der Person

Welcher? Welche?

Wie alt ist er?

Kleidung

Haare, Augen, Gesicht , Frisur

schön

Er ist…Jahre alt.

eine (weiße) Jacke

lange

jung

Sie ist …Jahre alt.

blaue Handschuhe

kurze

nett

Es ist …Jahre alt.

blaue Hosen

blonde

lustig


einen Pullover

schwarze

nachdenklich


ein rosa

T-Shirt

glatte

Haare

glücklich


ein Schulkleid

Augen

freundlich


einen blauen Rock

ein ovales Gesicht

liebevoll


ein weißes T-shirt

ein rundes Gesicht

ruhig


ein weisses Hemd

blaue Augen

froh


eine Mütze

Sie hat Zöpfe.

stark


einen Badeanzug

Sie hat eine schöne Frisur

klein


einen Sportanzug


gross


ein Kleid


dünn


Shorts




Sportschuhe


Для варианта 2

Wer ist das?

Ort

Aktivität

Gefällt Ihnen das Foto oder nicht?

ein Junge

auf der Straße

telefoniert

Das Foto gefällt mir.

ein Mädchen

am Weihnachtsbaum

steht mit einem Geschenk

Das Foto gefällt mir nicht.

eine Frau

zu Hause

sitzt am Tisch


ein Mann

im Geschäft

spielt mit dem Hund


ein Mädchen und ein Hund

in der Schule

backt Keks


eine junge Frau

in der Klasse

liest ein Buch



im Park

malt im Album



in der Wohnung

wäscht den Boden



am See

fährt ein Rad



in der Küche

angelt



im Kinderzimmer

spielt eine Pfeife



im Dorf

malt



im Zimmer

verkauft die Waren



im Wohnzimmer

bläst Seifenblasen


Warum?

…,denn ich mag …..

…, denn ich liebe …..

…, denn ich mag Tiere.

…, denn es ist schön.

…, denn der Junge/Mann ist gut/lustig

…, denn das Mädchen/ die Frau ist nett/gut/ lustig.



Aussehen der Person

Welcher? Welche?

Wie alt ist er?

Kleidung

Haare, Augen, Gesicht , Frisur

schön

Er ist…Jahre alt.

eine (weiße) Jacke

lange

jung

Sie ist …Jahre alt.

einen Schal

kurze

nett

Es ist …Jahre alt.

blaue Hosen

blonde

lustig


eine Bluse

schwarze

nachdenklich


eine Schürze

glatte

Haare

glücklich



Augen

freundlich



ein ovales Gesicht

liebevoll


ein weißes T-shirt

ein rundes Gesicht

ruhig


ein weisses Hemd

blaue Augen

froh


eine Mütze

Sie hat Zöpfe.

stark


Jeans

Sie hat eine schöne Frisur

klein




gross


ein Kleid


dünn


Shorts
















Приложение 4

Инструкция по изготовлению и использованию методического пособия в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку

1. Распечатать основные листы (Приложение 1-2)

2. Изготовить конверты, подписать их или наклеить информацию (указать номер варианта игры и пункт плана)

Пункты плана: 1. Wer ist das? – Кто это?

2. Ort. - Место.

3. Aktivit ät. – Действие.

4. Aussehen der Person. – Внешность.

- какой?- Welcher? Welche? (веселый, молодой)

- возраст - Wie alt ist er? (сколько лет?)

- одежда- Kleidung

- волосы, глаза, лицо, прическа т.д.- Haare, Augen, Gesicht , Frisur

5. Gefällt Ihnen das Foto oder nicht? – Нравится ли вам фото или нет?

6. Warum? – Почему?

Нужно приготовить на один вариант 8 маленьких конвертов и один большой (для 4 –го пункта)

Слова для описания пунктов 5-6 складываем в один конверт.

3. Распечатать слова и предложения к пунктам плана и разложить их по конвертам.

Теперь всё готово, можно и поиграть!!!

























Приложение 5

Инструкция по использованию методического пособия в рамках подготовки к ВПР по немецкому языку

Правила игры просты!

1. Игроки получают основной лист и конверты со словами к каждому пункту плана.

2. Ведущий называет номер фотографии, задача игроков описать фото по плану, пользуясь карточками из конверта.

3. После того как игрок составит описание по карточкам, он должен произнести его вслух.

Выигрывает тот, кто, первым правильно следуя плану, опишет фото.



Примечание!

Тренируясь выполнять устное задание, можо отрабатывать каждый пункт плана отдельно!

Например, брать основной лист и конверт со словами, обозначающими места и раскладывать их к картинкам на основном листе.

Проверяя, ведущий называет номер фото, игрок слово-место и т.д.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!