Конспект урока по математике
Учителя 3 класса ОШ №17 г.Горловки
Каплуновской И.А.
Тема: Внетабличное умножение и деление. Связь деления с умножением.
Цели: Познакомить с приёмом деления вида 80:20; закреплять умения решать задачи;
повторить знание таблицы умножения и деления.
Развивать мышление учащихся, навыки синтеза и анализа при рассматривании изучаемого материала; математическую речь; внимание.
Воспитывать интерес к математике, умение работать в парах, ответственность за выполняемую работу.
Оборудование: учебник «Математика» 2 ч. Под ред. М.И. Моро, М.А. Бантова, магнитные досточки у учащихся для устного счёта (либо карточкис маркером), «светофорчики», иллюстрационный материал «Ракета», «Таинственная туманность», раздаточные карточки для работы в парах; задания для работы по закреплению изучаемого материала, ноутбук, фотоплёнка (как предметно – демонстрационный материал, для решения задачи).
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I Организация класса.
II Мотивация. Создание эмоционального фона урока.
Сегодня у нас необычный урок – путешествие.
Мы отправляемся к далёким планетам в космос!
Какие качества необходимы космонавтам? Верно. Упорство, смелость, хорошая физическая подготовка, дисциплина и, конечно, знание математики!
III Актуализация опорных знаний
Устный счёт
А сейчас построим ракету!
Для этого нам необходимо вспомнить таблицу умножения и деления!
Будьте внимательны! От каждого из вас зависит работа всей команды. Если больше 3 ребят ошибутся – компьютер ЦУП (Центра управления полётом) не примет ответы и остальных!
(дети показывают ответы на магнитных досточках)
7 умножить на 8. 56
Делимое 18 делитель 3 6
1 – ый множитель 7, второй множитель 4 28
Найдите частное чисел 63 и 7 9
Найдите произведение 5 и 8 40
Сколько будет, если 25 уменьшить в 5 раз? 5
Сколько будет , если 6 увеличить в 6 раз? 36
На какое число нужно умножить 8, чтобы получилось 24? 3
(В процессе решения детьми примеров учитель открывает картинку с ракетой, прикрытой полосками с правильными ответами.)
Встали! Начинаем обратный отсчёт на старте: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 Пуск!
(на слове «Пуск!» дети поднимают. Сложенные ладошками вверх руки)
Сели. Делаем записи в ваших «бортовых журналах». (Число. Классная работа)
Записи должны быть чёткими, аккуратными и красивыми.
Минутка чистописания.
10 20 30 40 50 60 70 80 90
- Сколько десятков в числе 20? 50? 70?
- Какое число должно стоять в этом ряду после 90?
- Сколько десятков в числе 100?
Запишем! 100 = 10 дес.
Проверка домашнего задания
Кто готов объяснить, как в домашней работе решали примеры?
20 ∙ 4 90 : 9 (устное объяснение)
IV Изучение нового материала
Внимание! На пути нашего корабля возникла «таинственная туманность»
60 : 30
80 : 40
Чтобы долететь до исследуемой планеты. Нам нужно научиться решать такие примеры.
Рассмотрим примеры. (на доске)
20 ∙ 3 = 60 Какое свойство умножения помогло найти ответ в примере
3 ∙ 20 = 60 второй строки? ( Переместительное свойство умножения)
60 : 3 = 20 Какое свойство помогло составить выражение второй стро-
60 : 20 = 3 ки? (Если произведение разделить на один из множителей,
то в частном получится второй множитель.)
Сделали записи в тетрадь!
Давайте выразим числа третьей и четвёртой строки в десятках.
6 дес. : 3 = 2 дес.
6 дес. : 2 дес. = 3
Открыли учебники на с.5! (рассмотрение примера деления на дидактическом наглядном материале)
Сколько всего пучков палочек? ( 8 )
Сколько это десятков? ( 8 десятков или 80)
По сколько пучков палочек разделили в каждую группу? ( по 2 десятка или 20)
Сколько получилось таких групп? (4)
То есть 8 дес. : 2 дес. = 4
или 80 : 20 = 4
V Первичное закрепление
1) - Кто готов развеять таинственную туманность, объяснив решение примеров?
60 : 30
80 : 40
2) Внимание! Прямо по курсу новые сгустки» туманностей» с примерами! (Сильные учащиеся устно объясняют следующую группу примеров)
90 : 10
100 : 50
30 : 10
3) Корабль совершает облёт неизвестной планеты. Ой! Тут много таких странных «туманностей» ! Нужна помощь всего класса!
Разделяемся на 2 команды! Команды работают в парах. (После решения одна пара детей объявляет ответы, остальные выражают своё согласие «светофорчиками» - сегодня это у нас сигнальные огоньки!)
Примеры: 40 : 20, 90 : 30, 80 : 10 , 100 : 20, 60 : 20, 70 : 10
4) Мы приближаемся к планете. Сейчас два борт – инженера выполнят такие важные задачи, а контролировать их будут соответственно команды космонавтов.
Первая задача: Выбрать самый короткий путь к планете. (Это будет наименьшее число в решённых примерах)
80 : 40 + 80 : 4 =
100 : 20 ∙ 6 =
49 : 7 + 90 : 30 =
Вторая задача: Выбрать самые безопасные координаты для возвращения домой. Если решено будет правильно, то правильный ответ высветится зелёным цветом.
72 : 9 + 90 : 10 = закрытые кружки с ответами
30 ∙ 2 : 6 =
80 : 40 ∙ 5 – 8 = 17 10 92 Один из них зелёного цвета.
Физкультминутка с использованием ноутбука
Сели! Возвращаемся на Землю!
VI Решение задачи
(Учитель переделывает задачу № 4 на стр. 5 , предварительно демонстрируя современным детям, что такое фотоплёнка.))
В полёте мы сделали 96 фотоснимков. Мы отсняли 2 цветные плёнки, по 30 фотоснимков на каждой, и одну целую черно – белую плёнку. Сколько черно – белых снимков мы сделали?
Цв. сн. - 2 пл. по 30 ф.
Ч. б. сн. – 1 пл. по ? ф. 96 ф.
Решение
30 ∙ 2 = 60 (ф.) – цветных;
96 – 60 = 36 (ф.) – черно – белых.
Ответ: 36 снимков.
VII Рефлексия
Мы приземлились!
- Примеры, какого вида мы научились решать во время полёта?
- Интересно ли было на уроке? Что было самым трудным?
(Работа со шкалой смайлов настроения и оценки понятого на уроке)
Домашнее задание: Решить уравнения и примеры на с. 5 №2, №6