СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка конспекта урока на тему: "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока на тему: "Лишайники"

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока на тему: "Лишайники"»

Тема урока: «Лишайники»

Цели урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования – лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.

Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.

Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные результаты:
– формирование умения выделять существенные признаки лишайников, как уникальной группы живых организмов
– формирование умения объяснять значение лишайников в жизни человека и природы

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

  2. формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения.

Познавательные УУД:

  1. Формирование умения анализировать, сравнивать , обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

  2. формирование умения владеть смысловым чтением, Задавать вопросы на основе извлечённой из текста информации.

  3. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Коммуникативные УУДформирование умения слушать и понимать речь других людей, организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости

Задачи урока:

  • Обучающие: расширить представление о многообразии живых организмов, формах их взаимоотношений. Выделить главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Познакомить с типами лишайников, их строением, особенностями жизнедеятельности. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека.

  • Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи, делать выводы, развивать логическое мышление и речь.

  • Воспитывающие: формировать умение работать в группе, находить согласованные решения, воспитание культуры поведения на уроке.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, таблица “Лишайники”, коллекция фотографии различных лишайников, листы самоконтроля и самооценки учащихся на уроке.

Тип урока: комбинированный

Эпиграф: «Чем больше мы познаем законы природы, тем всё более, невероятными становится для нас чудеса»

Ход урока

Технологические этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Перечень УУД формируемых на этапах урока

  1. Орг. момент

Создание благоприятного психологического настроя на работу.

(1 мин)


Приветствие учащихся

Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя обучающихся на урок.

Организация ребят для работы в группах.


Приветствие учителя


Личностные:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. Следование в поведении моральным и этическим нормам.


  1. Проверка Д/З

(10 мин)

Организация ребят для работы в группах.

Беседа по вопросам разноуровнего характера.

1 группа:

Каково строение грибов?

Как размножаются грибы?

На какие классы подразделяют царство грибы?

2 группа :

Что такое симбиоз?

Почему грибы нельзя отнести к растениям?

Что общего у грибов и животных?

3 группа:

Ребята, давайте вспомним, - какие царства живой природы мы с вами знаем?

Составьте схему на основе ваших знаний.



Ответы на вопросы.













У доски работает ученик.

В результате на доске образуется схема.

Живые организмы

Прокариоты Эукариоты


Бактерии Растения

Животные

Грибы


Коммуникативные:

Раскрывают полученные знания, оформляют мысли в устной форме















Познавательные УУД

Преобразуют информацию из одной формы в другую

  1. Мотивация и актуализация знаний

(2 мин)

Чтобы наш урок был интересным, я предлагаю вспомнить вашу дорогу в школу. Обращали ли вы внимание на кору деревьев, покрытую налетом зеленоватого цвета? Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?

Часто встречаемые ответы детей. Мхи, растения, грибы, лишайники.

Познавательные УУД

Высказывают предположение на поставленный вопрос.

Проявляют познавательную инициативу.

  1. Выявление места и причины затруднения

(2 мин)

Создается проблемная ситуация.

А мы можем отнести эти организмы (лишайники) к какой-нибудь уже известной вам группе живых организмов?

С какими трудностями вы столкнулись?

Учащиеся работают в группах, не могут дать однозначного ответа. Формулируют затруднения.


Мы не знаем, к какой группе живых организмов отнести лишайники.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно формулировать учебную проблему (формулировка вопроса урока).

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

(3 мин)


Ну а теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.


Тема: лишайники.

Что нужно знать об организме, чтобы отнести его к какому-нибудь царству?

Попробуйте сформулировать гипотезу (работа в группах)







Определите цель нашей работы?



 



А теперь предложите план нашей работы. Работа в группах. Из предложений учащихся составляется план работы.

 

 

 















Где мы можем найти нужную информацию?

Ученики предлагают свои варианты, выбираем одно.

Работа в группах. Ответы учащихся.

 

Предложения учащихся: Если мы будем знать строение и способ питания, то сможем определить, к какой группе живых организмов относятся лишайники.

Учащиеся предлагают: изучить особенности строения и жизнедеятельности лишайников.



Составляем план работы:

  1. Изучить строение лишайников.

  2. Изучить способ питания лишайников.

  3. Узнать, где обитают лишайники.

  4. Выяснить значение лишайников в природе и для человека.

  5. Сформулировать вывод о принадлежности лишайников к какой-нибудь группе живых организмов.



Предложения учащихся: Учебник, интернет, справочники, энциклопедии, дополнительная литература, спросить у взрослых.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности.



Познавательные УУД

Формируем умение анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.

 

 

 



Регулятивные УУД

Формирование умение составлять план решения проблемы (выполнение проекта).















Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной форме, слушать других.

  1. Реализация построения проекта

(8 мин).

 


Сейчас каждая группа получит свое задание.

Распределите ваши роли в группе. Используя необходимую информацию, проанализируйте её, подготовьте выступление от группы и по одному вопросу для одноклассников. Оформите страничку, которую мы назовем “Лишайники”.

Откройте учебник на с66.Текст учебной статьи называется “Лишайники”.

Раздаются пакеты с заданиями.

Учитель, при необходимости, консультирует учащихся, контролирует ход работы.

1-я группа работает над материалом “Понятие о лишайнике”.

Анализирует материал “Строение лишайников”.

2-я группа анализирует изображение внутреннего строения лишайника по рис №58 и тексту учебника “жизнедеятельность лишайников”.

3 – я группа изучает материал: 1.“Неприхотливость лишайников”

2.Анализирует материал о значении лишайников в природе и жизни человека

Итак, мы познакомились с новым материалом, заслушали выступающих, оценили странички рукописной книги. Вспомните, для чего мы все это делали?

Какой же вывод вы можете сделать на основе полученной информации?

 



Вы сделали совершенно правильный вывод! А теперь немного отдохнем!









Физкультминутка


Учащиеся работают в группах по заданиям, готовят выступающих, оформляют страничку “Лишайники”, используя дополнительный материал, фотографии лишайников.

 

 

 

 



 

Заслушивают выступающих, отвечают на вопросы, оценивают подготовленные рукописные странички . Складывают странички вместе, получая рукописную книгу. Торжественно вручают учителю.

 

 







 Учащиеся отвечают:

Чтобы решить проблему! Мы не знали, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники.

Такое строение и способ питания не имеет ни один организм. Таким образом, лишайники нельзя отнести ни к одному царству живой природы, т. к. это симбиотические организмы, состоящие из нитей грибницы и клеток водорослей



(комплекс упражнений под музыку)


  Коммуникативные УУД

1. формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

2. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.



Познавательные УУД

1. формирование умения владеть смысловым чтением , выделять главное.

2. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

3. Озвучивают результаты работы, сравнивая с изображением на интерактивной доске

Регулятивные:

формирование правильной осанки

 


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5 мин.)

Учитель проводит конкретизацию первичных знаний, просит ответить на вопросы. 

Ребята, что нового вы узнали?
Как называется наука, которая изучает лишайники?

На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете красную, если неверно, то синюю.

1.Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (красный)

2.Различают 2 основных типа слоевищ лишайников (синий)

3.Наиболее простой тип лишайника кустистый (синий)

4.Автотрофный компонент лишайника — гриб (синий)

5.Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (красный)

 Игра “Загадочные термины” – цибгарни (грибница);
– соловродь (водоросль);
– елягь (ягель);
– ярпилема (пармелия);
– ишилканай (лишайник)
– тывилсоета (листоватые)
– канипыне (накипные)
– сетускиты (кустистые)

Почему Климент Аркадьевич Тимирязев назвал лишайники «СФИНКСАМИ» (сфинкс – человеколев)?

Ребята обсуждают вопросы, дают ответы, высказывают предположения.

Регулятивные УУД

Умение давать развернутые ответы. Самоконтроль.













Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной форме.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(5 мин.)

Ребята, у вас на столах лежат листы самоконтроля. Работайте над ними самостоятельно, а затем мы проведем самоконтроль и самооценку.

На работу дается 3 мин, а затем на экране высвечиваются правильные ответы.

Тест «Лишайники»

1 группа

1. Какие два компонента сочетают в себе лишайники?

А) Гриб и бактерия

Б) Бактерия и водоросль

В) Гриб и водоросль

Г) Водоросль и водоросль

2. Взаимополезное сожительство двух компонентов в лишайнике - это…

А) Симбиоз

Б) Паразитизм

В) Биоиндикация

Г) Фотосинтез

3. Тело лишайников называется …

А) Таллом

Б) Мицелий

В) Микориза

Г) Спорангий

4. Какого типа слоевищ не существует у лишайников?

А) Накипная

Б) Листовая

В) Кустистая

Г) Побеговая

2 группа

5. Самая сложноорганизованная форма слоевища – это …

А) Накипная

Б) Листовая

В) Кустистая

Г) Побеговая

6. В слоевище различают…

А) Корковые слои и древесину

Б) Корковые слои и сердцевину

В) Древесину и сердцевину

Г) Корковые слои и проводящие ткани

7. Чем крепится лишайник к дереву?

А) Корнями

Б) Водорослями

В) Сердцевиной

Г) Ризоидами

8. Хлорофилл содержится в …

А) Гифах гриба

Б) Клетках водорослей

В) Рибосомах

Г) Ядре

3 группа

9. По способу питания лишайники относят к …

А) Гетеротрофам

Б) Автотрофам

В) Миксотрофам

Г) «Прожорливым» организмам

10. Где не растут лишайники?

А) На почве

Б) На деревьях

В) На скалах

Г) В воде

11. Какой из лишайников употребляют в пищу олени?

А) Ягель

Б) Леканора

В) Пармелия

Г) Гипогимния

12. К какому царству живых организмов относят Лишайники?

А) Бактерии

Б) Грибы

В) Растения

Г) Животные



Самостоятельная работа учащихся.

 

 













Проводится самоконтроль и самооценка. Учащиеся подсчитывают свои баллы.

Регулятивные УУД

1.формировать умение адекватно оценивать свои знания и умения.











2. формировать умение определять степень успешности своей работы

9. Включение в систему знаний и повторения

(3 мин.)

Сообщение ученика.




























Проведение мини – исследования.

Двум ученицам вашего класса было дано опережающее задание, они исследовали лишайники нашего села и пришли к очень интересным выводам.

Ими была проведена работа, по качественной оценки загрязнения воздуха с помощью лишайников. Исследования проводились в двух местах:

1 девочка - провела исследование у автомобильной дороге

2девочка - провела исследование в лесном массиве.

Давайте заслушаем итоги исследования первой девочке.



А теперь заслушаем, вторую девочку, что у нее получилось. 



















Ребята, значит, мы с вами можем сделать вывод.

Обобщение учителем. (Чем сильнее загрязнён воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев).


Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения уснеи и пармелии. А вот ксантория довольно стойко переносит загрязнения воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха.


Для определения частоты встречаемости вида лишайника осматривали все выбранные деревья от основания ствола и до нижних ветвей. Степень покрытия определяли на выбранных деревьях на одной высоте примерно 30-150 см. В результате проведённых исследований получены следующие результаты, на 100 квадратных сантиметрах лишайники занимают 14 % от общей площади у автомобильной дороге.



В результате моего исследования, получены следующие результаты на 100 квадратных сантиметрах лишайники занимают 45% от общей площади. Проведя исследования, можно сделать следующий вывод:

Лесной массив является экологически благополучной, т.к. сильных загрязнений воздушной среды не выявлено. А у автомобильной дороги лишайников в малом количестве, это говорит о сильном загрязнении.

Учащиеся обобщают полученные знания, делают выводы.

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, выявлять причины и следствия простых явлений.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 мин.)

Учитель предлагает вспомнить тему урока, цели, проблему над которой работали ученики, оценить меру продвижения каждого учащегося к цели, поставленной в начале урока

Ребята, мы на сегодняшнем уроке выполнили серьезную работу. Мы не только изучили новые для нас организмы, но познакомились с основными этапами проектной деятельности.

 

В конце урока определите, как вы оцениваете свою работу? Отметьте в ваших листах самооценки.

1. Я работал активно/ пассивно.
2. Своей работой я доволен/ не доволен.
3. Урок для меня показался интересным/ скучным.
4. Материал урока мне был понятен/ не понятен; 
5. Материал урока я усвоил / не усвоил.

Уч-ся отмечают наиболее трудные и понравившиеся этапы урока,

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

Определили тему проекта, проблему, гипотезу, план работы, источники информации, создали продукт – странички рукописной книги “лишайники”, сумели сделать вывод.

Ребята работают в листах самооценки.

Личностные УУД

Называют тему урока, цели, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы.

Познавательные УУД

Анализ, построение логической цепи рассуждений.

Личностные УУД

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

(5 мин)

Учитель подводит итоги урока, отмечает, что по результатам самооценки и самоконтроля 6 учеников получили “отлично”, шесть учеников получили “хорошо”

Комментирует Д/з

1) Параграф №15,вопросы после параграфа.(для тех, кто недостаточно усвоил материал по результатам самоконтроля и самооценки).

2) Попробуйте найти лишайники возле своего дома. Зарисуйте их в тетради, определите форму слоевища . Сделайте вывод в тетради о чистоте окружающей вас воздушной среды.(для тех, кто усвоил материал на хорошо)

3) Для тех, кто материал усвоил отлично: Составьте кроссворд на тему “лишайники”.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД

Осуществляют взаимный контроль записей домашнего задания в дневнике.




Скачать

© 2022 137 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!