СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка классных часов по духовно= нравственному воспитанию начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка классных часов по духовно= нравственному воспитанию начальной школе»

КПК 2 УРОК

Классный час «Добро и зло» (дорогою добра)

Цели и задачи:

на примере литературных произведений объяснить смысл понятий «добро» и «зло»;

воспитать стремление «идти дорогою добра»,

сформировать такие нравственные качества, как доброта, сочувствие, милосердие,

развить память, мышление, внимание, речь, творческие способности.

Оборудование: карточки с картинками, карточки с пословицами наоборот, рисунок солнышка, лучики с положительными и отрицательными чертами характера, видеозапись с добрыми поступками и «бумерангом добра», песня «Дорогою добра», альбом, добрые раскраски, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.) Классный час начинается с энергизатора. Это короткое упражнение снимает напряжение, помогает получить удовольствие от процесса обучения.

Сегодня у нас состоится диалог, я уверена, что он пройдет удачно.

Пошлем друг другу лучик добра по кругу - поделитесь теплом и добротой.

- Ребята, тему сегодняшнего занятия попробуйте расшифровать сами.

- Для этого нужно взять только первую букву каждого слова, обозначающего предмет на картинке ( на слайдах )

Дерево

Облако

Рыба

Осы

Гусь

Орех

Юла



Дерево

Олень

Белка

Речка

Арбуз

- Правильно, ребята, тема нашего занятия: «Дорогою добра».

- Итак, сегодня мы поговорим о добре и зле.

- Как вы объясните, что такое «добро»? (Добро- это нечто хорошее, полезное, нужное, приносящее радость)

-А что такое зло? (Зло- вредное, дурное, приносящее несчастье, неприятности)

-Эти понятия несложно различить, поэтому следующее задание не должно вызвать у вас затруднение.

3.) Прием «Кружочки» направлен на осознании разделения добра и зла в жизни.

У вас есть 2 кружочка – светлый и темный – это добро и зло.

Как бы вы хотели, чего бы было в вашей жизни больше? Почему?

-Я предлагаю вам вспомнить некоторые сказочные ситуации и определить, где добро, а где зло. Если ситуация олицетворяет добро, то вы должны показать светлый кружочек, а в случае зла - тёмный.

1. Гуси- лебеди унесли мальчика в избушку Бабы Яги.

2. Лиса обманула доверчивого волка, в результате чего он остался без хвоста.

3. Принц женился на бедной Золушке.

4. Айболит приходил на помощь больным зверям по первому зову.

5. Карабас Барабас избивал своих кукол.

6. Жаба хотела насильно выдать замуж Дюймовочку замуж за своего сына.

7. Алёнушка заботилась о своём братце Иванушке.

8. Старуха Шапокляк делала пакости.

9. Крокодил Гена, Чебурашка и их друзья построили Дом Дружбы.

10. Королевич Елисей отправился на поиски своей пропавшей невесты.

-В сказках очень легко отличить добро от зла, оно всегда торжествует.

-А вот в жизни, к сожалению, всё гораздо сложнее.

-Иногда поступки кажутся на первый взгляд положительными, но при лучшем рассмотрении оказываются отрицательными.

-Послушайте рассказ Э.Шима «Жук на ниточке».

Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.

В общем, вредят, как могут.

Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утречком, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.

Тряхнёшь деревцо – и жуки вниз посыплются, только собирай.

Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.

Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.

Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.

Вдруг дедушка как крикнет:

– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!

Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.

– Это же вредитель, – говорит.

– Знаю, что вредитель!

– Чего же вам жалко?

– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!

– Меня?!

– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.

– Чего же меня жалеть, если я человек?

– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

Вопросы:

-Как вы считаете, добрый или злой поступок совершил мальчик?

-Что считал по этому поводу сам мальчик?

-Что сказал ему дедушка?

-Легко ли вам сразу было определить, хорошо или плохо поступил мальчик?

-Из этого поучительного рассказа вы должны запомнить одну очень важную вещь: издеваться нельзя ни над кем, даже над самым заклятым врагом!

-А сейчас ещё одна жизненная ситуация.

В.Осеева «Навестила»

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:

– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…

– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.

– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

Вопросы:

-Оказала, ли Муся хоть какую-нибудь помощь Вале?

-Выполнила ли она поручение одноклассниц?

-Можно ли сказать, что Муся сделала доброе дело, навестив больную девочку?

-Да, оказывается совсем не просто быть добрым. Этому необходимо учиться всю жизнь. Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место пожилому человеку; на словах любить природу, но не замечать урны для мусора и мучить животных.

-Путь к доброте нелёгкий. Но дело это стоящее и важное, потому, что, если человек творит добрые дела, то он счастлив, и всем вокруг него хорошо.

-Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Притча о двух волках».

-А ещё нужно помнить, что всё то добро, которое вы совершили, обязательно к вам вернётся!

Тренинг «Листопад доброты»

Дети встают в круг, у каждого в руках лепесток. На несколько секунд все задумываются над вопросом: что же я могу сделать доброго? Затем дети бросают лепесток и называют своё желание.

-Про добро сложено много пословиц, давайте вспомним некоторые из них.

-Попробуйте догадаться, как нужно читать эти пословицы.

ТЁДЙОП ЕН МУ АН ЕОНРУД – УМОРБОД ЬСИЧУ

ЬСИНОРОТС ОГОДУХ А ,ЬСИЖРЕД ОГОРБОД

ТИЧУ И УРБОД КЕВОЛЕЧ ЙЫРБОД

-Добро- как солнышко, согревает, радует и поднимает настроение.

-Давайте создадим наше солнышко, лучиками которого будут добрые слова.

-Выберите из предложенных вам слов нужные и приклейте их вместо лучиков к нашему солнышку добра. (Дружелюбие, грубость, забота, внимание, безразличие, нежность, равнодушие, отзывчивость, сострадание, вежливость, трудолюбие)

-Вот и подходит к концу наше занятие. Пусть каждый из вас продолжит фразу: «Сегодня я понял…»

-Подводя итог, я хочу сказать: «Все мы люди разные, но в каждом из нас заложено зёрнышко добра. У кого-то оно маленькое, у кого-то побольше. Прорастая, это зёрнышко даёт свои добрые плоды, и опять же, у всех они разные. Один человек так и светится добротой, словно солнышко, другой более сдержанный, третий прячет свою доброту и проявляет её лишь изредка. Но не найдётся ни одного человека, кто хоть раз не совершил добрый поступок.»

-Предлагаю вам вспомнить и нарисовать ситуацию, в которой вы сделали что-то хорошее (дарили цветы маме, мыли посуду, мирились с товарищем, кормили бездомное животное). (Под песню Энтина «Дорога добра»)

-А в заключение хочу дать вам напутствие словами Юрия Энтина

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправиться с утра?

Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг, иди всегда дорогою добра!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!