Разработка классного часа по теме "Моя Малая Родина" в 9 классе
«Любовь к родному обществу, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться культура всего общества…
Память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем»
Лихачев Д. С
Цели:
-воспитание гражданственности, патриотизма, формирование личности с активной жизненной позицией, через пропаганду школьного краеведения и любви к своей малой Родине.
Задачи:
-кратко ознакомить учащихся с историей города; подчеркнув туристическую ценность нашего региона;
-уделить внимание школьному краеведению, как одной из эффективных форм развития уважения к памяти прошлых поколений, бережного отношения к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству и малой родине;
-используя метод проекта, позволяющий проявить самостоятельность, создать кластер «Каким я вижу свой город», представив свои преобразования в городе, затрагивающие разные сферы жизни (спорт, культуру, образование, досуг…);
-развивать умение публичного выступления; задумываясь над проблемами района и своём будущем.
-выявить уровень знаний о своей малой Родине? проведя анкетирование, автоматически обработав данные в программе ХL, получив результаты в виде диаграммы.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово 1 мин.
Сегодня как никогда ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. А это невозможно без изучения прошлого и настоящего своей “малой Родины”. Ведь она играет значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое, настоящее и задумываться о будущем.
Поэтому сегодня хотелось бы ребята поговорить с вами о любви к тому месту, где мы родились и живем, которое любим только за то, что оно для нас Родное во всем.
2.Беседа с учащимися 2 мин.
Ребята, человек и индивид, проходя этапы социализации формируется в личность.
а). Но ответьте на вопрос, каждый индивид становится личностью? (ответы учеников: Личность -социально значимые качества: ответственность, индивидуальность, способная к самореализации, участие в общественных отношениях…)
б) Патриот, ребята – это кто? какими качествами он должен обладать? (Ответы учеников патриот - предан народу, любит Родину, готов на жертвы, обладает нравственными принципы.)
в) Гражданин в вашем понимании кто? (Ответы учеников: правовая связь с государством, наделён правами, принадлежит определенному государству)
в) Малая Родина в вашем сознании ассоциируется с чем? (Ответы учеников: дом город, близкие, семья, школа, друзья.)
Так вот ребята, не случайно мы вспомнили все эти понятия, они тесно взаимосвязаны и нам предстоит выяснить КАК? (учитель подводит к постановке проблемы)
3.Просмотр презентации «Туристические маршруты моей малой Родины» 6 мин.
Сейчас ребята вам предстоит посмотреть достопримечательности нашего города. Данную презентацию составили ребята из школьного краеведческого кружка «Поиск», который работает на базе нашей школы. Именно через краеведение проявляется уважение к памяти прошлых поколений.
Но, хотелось бы перед просмотром нацелить ребята вас на то, что каждая группа должна добавить те объекты, которые здесь не были показаны, и вы вспомнили о них и обязательно включили бы их в данный маршрут.
(Ребята могут назвать: здание автовокзала, городской стадион, Свято-Троицкий храм, мечеть, новый мост, МЦ «Космос», здание прокуратуры и библиотеки…
Ребята молодцы, Вы, хорошие краеведы, знаете свой город, а значит любите его!
4. Работа над проектом 6 мин.
А теперь хотелось бы сказать о том, что если мы что-то или кого-то любим, то конечно желаем данному объекту (субъекту) процветания и благополучия, речь конечно же сейчас пойдет о нашем городе.
И так, у нас 2 группы каждой из которой дается задание буквально в течение 3-4 мин. разработать мини проект, результат которого будет представлен в виде кластера «Каким я вижу свой город». Вы должны подумать какие объекты инфраструктуры и управления, какие преобразования в разных сферах (экономика, спорт, культура, образование, управление…) вы бы внедрили в жизнь нашего города (не менее 2, ответ обосновать, аргументировать, почему?) Команды предоставляют готовый кластер, защита которого 1,5-2мин.
5.Показ видеоролика «Деятельность историко - краеведческого кружка «Поиск» 3 мин.
Ребята во многих школах действуют краеведческие музеи и в нашей школе работает музей «Поиск» историко-краеведческого профиля, руководителем которого я являюсь. Музей имеет Свидетельство о присвоении звания школьный музей № 692, выданное в мае 2013г. Мои РТ за большую поисково-исследовательскую общественно-полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся.
В январе в г. Москва состоялся XVI съезд партии «Единая Россия» на котором я присутствовала в качестве делегата от нашего города. На съезде выступал председатель правительства РФ и партии «Единая Россия» Д.А. Медведева, который сделал акцент на реализации программы «Историческая память», которая направлена на развитие внутреннего туризма и краеведения, целью которой является воспитание культурного гражданина.
Предоставляем вам небольшой видеоролик о деятельности нашего кружка. Хотелось бы отметить что в результате его деятельности были не только музей, имеющий ряд тематических экспозиций, но и два «Зала Боевой Славы», отражающих историю, города, республики и страны в хронологической последовательности.
6.Анкета «Знаешь ли ты свою малую Родину?» 3 мин
Ребята, сейчас, вы ответите на вопросы анкеты «Знаешь ли ты свою малую Родину?» данные автоматически обработаются программой, результаты будут представлены в виде диаграммы.
Итог
Малая родина является значимым образом для формирования личности патриота и гражданина.
Вернемся к нашим терминам и сложим их в логической последовательности. Совместно с учителем кучащиеся называют термины по порядку и аргументируют логическую цепочку. Получается
«Малая Родина- патриот-гражданин- ЛИЧНОСТЬ». Молодцы! Каждый из присутствующих уже частично реализовался в этом направлении я уверена
А ваши проекты по преобразованию нашего города будут находиться в школьном музее в экспозиции «Наш город. История и современность.».
Это у нас будет новый проект «Каким я вижу свой город»
Приглашаем Вас в наш школьный краеведческий музей! Спасибо за работу!
Приложение 1
Метод проекта
1.Проблема проекта (зачем?) актуальность проблемы;
2.Цель проекта (Что?) целеполагание;
3.Задачи проекта (Как?) постановка задач;
4.Методы и способы (Что получится?) способы и методы планирования;
5.Результат (Почему это важно для меня?) ожидаемый результат;
Кластер
объединение несколько однородных элементов, представляющих собой самостоятельную единицу.
ПАТРИОТ:
П – позитивный
А – активный
Т – трудолюбивый
Р – радушный
И – изобретательный
О – оптимистический
Т – творческий