Классный час: «Чтобы помнили».
Цель: расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, о роли советского народа в Победе над фашизмом, формировать человека-гражданина, человека-патриота своей Родины, благодарного старшему поколению, подарившему мир.
Ход классного часа.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А.Т.Твардовский
Кл.руководитель. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная Российская земля – вечная свидетельница подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины.
1 ученик. Вся страна в 1941 году поднялась на священную войну против захватчиков, не было никого, кто бы был равнодушен к общей беде. Люди разных национальностей, возрастов, убеждений сплотились, чтобы победить. Звучал призыв:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
И в каждом сердце советского человека вскипала «ярость благородная» против «насильников, грабителей, мучителей людей».
Благодаря сплоченности советских людей, их единомыслию, героизму, мы сейчас свободны, живем в своей стране. Это они сохранили для нас мир, свободу и независимость. Мы должны быть им благодарны.
Чтец. Я мог давно не жить уже:
В бою, под свист и вой,
Мог пасть в соленом Сиваше
Иль где-то под Уфой.
Но там упал ровесник мой.
Когда б не он, как знать,
Вернулся ли бы я домой
Обнять сраруху мать…
Не я – в крови, полуживой,
Растерзан и раздет,-
Молчал на пытках Кошевой
В свои шестнадцать лет.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Кл.руководитель. Давайте вспомним «сороковые-роковые», вспомним героические даты Великой Отечественной, за которыми скрываются судьбы людей, беззаветная преданность Родине, бессмертные подвиги, миллионы погибших на фронтах, в тылу, в застенках, пропавших без вести.
Сообщения учащихся, рассказы о конкретных героях учащиеся готовят по желанию самостоятельно. (Проводится как беседа с индивидуальными выступлениями). Примерный план выступлений:
1941 – Брестская крепость
оборона Москвы
1942 – Крым (Новороссийск, Севастополь, Керчь и др.)
Блокада Ленинграда
1943 – Сталинград
Курская дуга
1944 – освобождение страны, выход к границам СССР
1945 – Берлинская операция
Последние бои.
Чтец. Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг,
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг…
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…
Но сейчас в берлине под обстрелом
Полз боец и , телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
2 ученик. День Победы! Долгожданный день! Со слезами на глазах! Сколько было сделано, чтобы он пришел! Это торжество разума над безумием, гуманности над варварством. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе. Время не властно над ней, пока память живет в наших сердцах. Память о прошлом не даст повториться трагедии.
Чтец. Помните!
Через века,
через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,-
помните!
Не плачьте!
В горле
сдерживайте стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Чтец. К мерцающим звездам
ведя корабли,-
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Кл. руководитель. 60 с лишним лет мы всей страной отмечаем день Победы! Это стало традицией России. Что же происходит сегодня с нашей памятью? Какова сейчас Россия, каковы внуки и правнуки ветеранов, людей, перенесших фашизм. Что происходит с нами сейчас?
Чтец. Скажи мне:
что с тобой, моя страна?
К какой сползать нам новой
преисподней,
Когда на рынках продают
сегодня
Знамена и кресты,
и ордена?!
Неважно, как реликвию
зовут,
Георгиевский крест
иль орден Ленина,
Они высокой славою
овеяны,
За ними кровь,
Бесстрашие и труд!
Чтец. Так повелось, что в битве,
в окруженье,
Когда живому не уйти
из боя,
Последний воин защищал
в сраженье
Не жизнь свою,
а знамя полковое.
Чтец. Ну как же докричаться?
Как сказать:
Что от обиды и знамена
плачут!
И продавать их –
значит предавать
Страну свою
и собственную мать,
Да и себя, конечно же, в придачу!
Вставайте же, люди,
подлость обуздать!
Не ждать же вправду гибели
и тризны.
Не позволяйте дряни
торговать
Ни славою, ни совестью
Отчизны!
Кл.руководитель. «Вставайте же, люди, подлость обуздать…» О какой подлости говорится в стихотворении, что вы знаете о сегодняшних событиях в С-Петербурге, городе, перенесшем блокаду? Как это связано с памятью сердца? Что может быть, если не обуздать неофашизм?
Итоги:
- организовать поздравления ветеранам;
- принять участие в школьном мероприятии, посвященном дню Победы.