Математика
Тема урока: «Деление с остатком»
3 класс
Учитель: Теслик Тамара Ивановна
Ступино
2023
Цели и задачи
Цели:
Ознакомление учащихся с приемом деления числа с остатком.
Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне через обсуждение, высказывания и применение его к личному опыту детей.
Мотивировать к учебной деятельности.
Определить содержательные рамки урока.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с правилом деления с остатком:
Выработать алгоритм деления с остатком;
Формировать практические навыки деления числа с остатком;
Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
Развивающие
Способствовать развитию творческих умений и навыков по теме для
успешного выполнения заданий;
Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности
учащихся, мышление, речь, внимание пространственное воображение;
Развивать культуру речи и эмоций учащихся.
Воспитывающие
Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;
Создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, парах, в группах.
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний. Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, учитывая позицию собеседника умение выражать свои мысли.
Ход урока.
Организационный этап.
- Доброе утро! Сегодня на уроке присутствуют гости. Ребята, вы готовы? Урок математики. Урок открытия и усвоения новых знаний?
СЛАЙД 1
Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задачи.
СЛАЙД 2
- Что для этого необходимо?
- Необходимо: наблюдать, сравнивать, доказывать и открывать.
- Как это можно назвать одним словом?
- Исследование.
- Итак: чем мы будем заниматься на уроке математики?
- Будем добывать знания своим собственным трудом.
- Почему нельзя иначе?
- Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед. Тот господин, кто всё может сделать один. В математике нет царских дорог.
СЛАЙД 3
- А что по этому поводу сказал великий философ Сократ?
- Научиться играть на флейте можно только играя самому.
- Тогда, ребята, в добрый путь, нас открытия новые ждут. Пожелайте друг другу удачи. О чём надо помнить на уроке?
- Не забывать помогать друг другу.
СЛАЙД 4
- А какой праздник 17 февраля? День доброты мало известен в России. Что такое доброта?
- Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро, душевное расположение к людям.
- Ребята, добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им. Добрый человек старается быть вежливым. Добрые дела сами по себе должны доставлять вам удовольствие, давая что-то другим или помогая, вы не должны ожидать награды. Такова настоящая доброта.
СЛАЙД 5
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавали из уст в уста.
- Давайте выполним задание и дополним пословицы.
Доброе слово лечит - злое калечит.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Делай другим добро-будешь сам без беды.
Злой не верит, что есть добрый.
Живи добрее, будешь всем милее.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Активизация знаний.
Цель: 1). Тренировать мыслительные операции.
2). Предъявлять индивидуальные задания.
3). Мотивировать к пробному заданию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.
СЛАЙД 6
Математическая разминка. (Дифференцированный устный счёт)
1). Игра «Цепочка».
а). 40 5*9-12 10 = 6; П
б). 24 2*3*1+64 = 100; Х
в). 90 5*0+70 35 = 2; С
г). 28 7 1*20 8 =10; Е
д). 5*11-5:50*1 = 1. У
- Решите выражения, расположите ответы в порядке возрастания и прочитайте слово.
- УСПЕХ.
СЛАЙД 7
2). Вычисли используя свойства умножения.
а). 5*(21*2) = 210;
б). (3*2)*(5*5) =150;
в). 12*15 =180.
3). Сравни выражения.
а). 53*46 ;
б). 36 3 3.
4). Вычисли.
а). 100-3*4 2*5 = 70;
б). 0*(69+48)+9*11-(15-13*1)-0 8 = 97.
СЛАЙД 8
5). Угадай корни уравнения.
а). х * 1 = 1;
б). х * х + х = 20.
6
-12 см
).
? см
7 ). Найди площадь закрашенной фигуры.
а
в).
). б).
СЛАЙД 9
- Посмотрите на следующий слайд. Среди выражений найдите одно, которое отличается от других.
- А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Решать примеры на деление.
- А теперь давайте сформулируем тему урока.
СЛАЙД 10
- Давайте определим цель.
- Научиться делить с остатком.
Актуализация знаний.
СЛАЙД 11
Задание для пробного действия.
Решение задачи.
Ответ: 17=5*3 (ост.2)
- Что показывают числа: 17, 5, 3, 2?
- Что означают выражения 5*3 и 5*3+2?
- Допиши по картинке равенство 17=...
- 17=5*3+2
СЛАЙД 12
- Компоненты деления с остатком.
17=5*3+2.
17 - делимое, 5 - делитель, 3 - неполное частное, 2 - остаток.
- При делении 17 на 5 с остатком можно узнать, сколько раз по 5 содержится в 17 и сколько останется.
СЛАЙД 13
- Остаток от деления всегда меньше делителя.
Деление с остатком можно записать по-разному:
17:5=3(ост.2) 17=5*3+2
- Первая запись показывает результат деления, а вторая – позволяет сделать проверку.
Первичное закрепление.
СЛАЙД 14
Решение задачи.
СЛАЙД 15
Самостоятельная работа.
1.Вычисли:
а). 16:5=
б). 10:6=
в). 13:4=
2. Исправь ошибки:
а). 7:3=2 (ост.2)
б). 13:5=2 (ост.1)
в). 15:4=4 (ост.3)
3.Вставь пропущенные числа
а). __:4=4 (ост.1)
б). 18: __=3 (ост.3)
в). 20:3=6 (ост.__)
СЛАЙД 16
- На данном слайде вы видите уравнения и задачи. Вы должны сами выбрать себе те задания, которые будете решать. Решение запишите в тетрадь. Итак, кто пойдёт к доске? (Работа в тетрадях и у доски)
- Реши уравнения:
x:3=24, 80:х=48:3
81:a=3, а:7=60:5
y*6=72, с*4=34*2
- Реши задачи:
1 вариант. В 9 одинаковых банках помещается 27 литров яблочного сока. Сколько потребуется таких банок, чтобы разлить 51 литр яблочного сока? Сколько литров сока в 5 таких банках?
II вариант. В 6 одинаковых бидонах 48 литров молока. Сколько потребуется таких бидонов, чтобы разлить 96 литров молока? Сколько литров молока в 3 таких бидонах?
Работа на карточках.
- А теперь выполним самостоятельную работу на карточках.
Продолжи предложение
При делении с остатком остаток должен быть ____________________.
Выполни деление с остатком.
38 : 9 = __ (ост. __) 57 : 7 = __ (ост. __)
17 : 4 = __ (ост. __) 66 : 8 = __ (ост. __)
36 : 6 = __ (ост. __) 29 : 3 = __ (ост. __)
Найди и запиши делимое.
__ : 4 = 9 (ост. 2) __ : 8 = 5 (ост. 4)
__ : 6 = 7 (ост. 3) __ : 3 = 5 (ост. 2)
Найди и запиши делитель.
49 : __ = 6 (ост. 1) 25 : __ = 6 (ост. 1)
66 : __ = 9 (ост. 3) 74 : __ = 9 (ост. 2)
Рефлексия.
СЛАЙД 17
- А сейчас заполним таблицу, которую вы видите перед собой.
(Работа с карточкой)
Утверждения | + или ? |
Тема урока мне понятна? | |
Я достиг цели урока? | |
Я знаю как делить с остатком? | |
Мне необходимо поработать над … | перечисли темы для доработки |