СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?", посвященной Дню славянской письменности.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" посвящена Дню славянской письменности. Мероприятие по данной разработке было проведено среди обучающихся пятых классов в мае 2015 года. Материалы о проведении игры размещены на сайте школы №17 г. Новый Уренгой. Мероприятие было познавательным и вызвало большой интерес у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?", посвященной Дню славянской письменности.»



Методическая разработка,

посвященная Дню славянской письменности,

для обучающихся 5 - 6 классов

Абдуллина Лариса Рафиковна,

учитель русского языка и литературы

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Цель: создать условия для закрепления знаний и представлений учащихся об истории возникновения славянской письменности и её значении

Задачи:

  1. Повышение познавательногоинтереса к истории письменности и культуре своего народа

  2. Развитиелогического мышления, творческих способностейобучающихся

  3. Воспитание бережного отношения к слову, любви к Родине

Оборудование: выставка книг по славянской письменности и культуре, презентация к мероприятию, атрибуты телеигры «Что? Где? Когда?», звукозапись музыкального сопровождения игры

Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего

Наша страна отметила 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. В годы войны знаменитая поэтесса Анна Ахматова написала такие строки:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово!

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

О чем говорит поэтесса в этих стихах? (ответы зрителей и участников игры)

Не случайно сегодняшняя игра посвящена русскому слову. Почему? (ответы зрителей и участников игры)

Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить народ, государство.

Русь – так называлось в древности наше государство, а населяли его наши предки – славяне. И говорили они на славянском языке. К кому слову восходит слово «славяне»?

Представление игроков

Славные люди сегодня собрались и у нас за игровым столом. Сегодня за столом знатоков играют … (представление игроков) Они будут отвечать на вопросы, которые поступили для игры. Всего12 вопросов, среди которых есть 2 «Блицвопроса». Игра продолжается до 6 очков. Есть две подсказки: помощь зрителей и Интернет-подсказка. В течение минуты команда знатоков даёт ответ.

Объявляются раунды, крутится волчок со стрелкой, указывающей на конверты с вопросами. Начинается игра. Ведущий предупреждает, что в каждом слове вопроса может содержаться подсказка для ответа.

Интеллектуальная игра

Вопросы в конвертах (желательно, чтобы вопросы шли в указанном порядке)

1)Блиц вопрос (всего 3 вопроса, на обдумывание 10 секунд)

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии.Отсюда братья отправились к славянам)



2)Вопрос задает отец братьев Кирилла и Мефодия:

24 мая – день памяти святых и равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия. В какой стране 24 мая отмечается как государственный национальный праздник?

(Отец братьев был болгарином, мать гречанкой.Через Болгарию кириллица распространилась на Русь. Ответ – в Болгарии)



3) Вопрос задает патриарх Всея Руси:

Почему в 1988 году 24 мая в нашей стране объявили всероссийским праздником?

(988 год – год празднования тысячелетия крещения Руси, поэтому 24 мая был объявлен всероссийским праздником, до этого праздник у нас в стране отмечался в отдельных городах)



4)Блиц вопрос (всего 6 вопросов, на обдумывание 10 секунд)

  1. Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

  2. Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

  3. Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

  4. Сколько букв в кириллице было до Указа Петра Первого? (43 буквы)

  5. Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

  6. Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)



5) Перед вами лежат листы с глаголицей. Рассмотрите внимательно буквы глаголицы. Какие христианские символы лежат в основе глаголицы? Что они обозначают?

(В основе глаголицы лежат христианские символы: круг, треугольник и крест)



6)Вопрос от археологов. Рассмотрите рисунки (птица, мышь, лягушка и три стрелы)

Древние люди в то время, когда не было письменности, для того чтобы отправить послание, использовали предметы, которые нужно было расшифровать.

Однажды могущественному персидскому царю пришел посланник с дарами: птица, мышь, лягушка и три стрелы.Персы сразу предположили, что скифы преклоняются перед своими врагами и отдают во власть им свои земли, воду, небо, а стрелы – от сопротивления. А один из самых умных мужей царя сказал, что знает скифов как гордый и бесстрашный народ и послание означает совсем другое? Внимание, вопрос.Что говорили скифы своим врагам?

(Их послание твердит: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам в небеса, не зароетесь, подобно мышам в землю и не ускачете, как лягушки в озера, то падете под ударами наших стрел»)

7)Вопрос от археологов и искусствоведов-знатоков пещерных рисунков.

Вы знаете, что такое пиктография? Пиктография (от латинскогоpictus– «рисованный, живописный» и греческогоgrapho– «пишу») – древнейший вид письма, письмо рисунками.

Древние люди, рассказывая о своей жизни, изображали предметы и ситуации (например, человека, лодку, охоту и тому подобное). «Читающий» пиктограмму должен правильно понять изображенное.

Рассмотрите рисунок.Внимание!Перед вами пиктографическое письмо, через минуту передайте рассказ эскимоса-охотника.

(Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на моржа, заночевал)

Согласитесь, такие методы передачи информации не очень удобны.

Некоторые виды пиктографии используются и в наши дни. Например, на вывесках: изображены ботинки –значит, здесь чинят обувь, нарисованы часы– значит, здесь мастерская по ремонту часов и т. д. Иногда пиктограммы рассчитаны на людей, не знающих языка: например, в гостиницах для иностранцев у кнопок звонков в номере – изображение уборщицы, официанта и т. п.

8) В 863 году произошло важное событие. Братья Кирилл и Мефодий составили алфавит. Сначала это была глаголица, от слова «глагол», что обозначает “речь”, “слово”. Глаголица просуществовала всего три века.

Вопрос от составителей азбуки.

Вам даны слова, переведите их с древней глаголицы на русский, только будьте осторожны, так как на конце слов после согласной ставится буква (ы).


Внимание, вопрос! Глаголица от «глагол», что означало «слово». Во всех трех словах, написанных на глаголице, есть буквы от этого слова. Через минуту прочитайте эти слова.


1.  


2. 


3. 


(Игроки видят, что вторая буква во всех словах одинаковая, скорее всего гласная, все слова состоят из 3 букв – лов, лоб, сон)



9) Вопрос задает графический дизайнер.Что обозначают пословицы, в которых использованы названия букв старославянской азбуки?

Стоять фертом(стоять руки в боки, как буква Ф, держаться высокомерно, гордо)

Юс да ижица – конец делу ближится(дело походит к концу, подходит к завершению, т.к. это последние буквы алфавита)

Спервааз да буки, а потом и науки(сначала азбуку выучить, а потом заниматься науками)



10)Вопрос от логопеда. Объясните, почему после Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук Ы.

(В древнерусском языке Ж, Ш, Ц были мягкими, поэтому в большинстве слов после Ж, Ш, Ц пишется И)

11)Вопрос от владельца магазина меховыми изделиями.

Внимание, черный ящик! Числительное «сорок» отличается от других числительных, называющих десятки.Каково его происхождение?Что находится в черном ящике?

(Числительное «сорок» первоначально обозначало мешок, куда можно было уложить 40 соболиных или беличьих шкурок – именно такое количество шкурок было необходимо, чтобы сшить шубу.В черном ящике находится обыкновенный мешок)

12) Вопрос от литературного героя Буратино. Выражение «Зарывать талант в землю» означает «прятать свои способности». Откуда пошло это выражение?

(Выражение «зарывать талант в землю» произошло из буквального значения слова, где слово «талант» употреблено как «крупная денежная единица».Есть притча. Один человек, уезжая, оставил своим рабам немного денег. Талант – так называлась монета. Два первых раба пустили деньги в дело, а третий зарыл свой талант в землю. Когда хозяин вернулся, первый раб вернул ему десять талантов, второй – четыре, а третий – все тот же один талант.С тех пор о человеке, не сумевшем развить свои способности, свой дар, говорят, что он зарыл свой талант в землю.

По другой версии, рабы в знак протеста зарывали деньги в землю, чтобы не обогащать рабовладельца, своего хозяина)

Подведение итогов игры

Проводится опрос среди зрителей с использованием планшетов для определения самого интересного вопроса, самого лучшего игрока.

Заключительное слово ведущего

Иван Бунин «Слово»


Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.


– О чем стихотворение великого писателя?



Использованные источники:

  1. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.М.: «Просвещение», 1966

  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: «ЭКСМО – ПРЕСС», 1999

  3. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: «Просвещение», 1989

  4. ЗапаскоЯким. Художественное наследие Ивана Федорова. Львов: издательство при Львовском университете «ВИША ШКОЛА», 1974

  5. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому – книга. М.: «Школьная библиотека», 2006

  6. Успенский Л. По дорогам и тропам языка.М.: «Детская литература», 1980

  7. Шанский Н. М. В мире слов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985

  8. Энциклопедия для детей. Том10. Языкознание. Русский язык. М.: «Аванта+», 2001

  9. Материалы Интернета

https://ru.wikipedia.org/

http://www.ellada-russia.ru/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!