Открытый интегрированный урок
музыки и ИЗО
по теме: «Колокольные звоны России»
5 класс
Предмет: музыка, изобразительное искусство
Класс, профиль: 5 класс
Ф.И.О. педагогов: Жиркова А.Е. учитель ИЗО
Артамонова Л.Д.- учитель музыки
Программно-методическое обеспечение:
УМК
Музыка: 5 класс: Искусство: Музыка.5 кл. Науменко Т.И., Алеев В.В. Дрофа, 2016.
Изобразительное искусство: 5 класс: Изобразительное искусство: 5 кл. Шпикалова.Т.Я., Ершова Л.В., Поровская П.В., Просвещение, 2019
Тип урока: интегрированный урок
Вид урока: расширение и углубление знаний
Педагогические технологии: творческие мастерские
Тема урока: Колокольные звоны России
Цель урока: формирование у обучающихся принципов уважительного и патриотического отношения к русской культуре. Расширение знаний обучающихся об истории возникновения колоколов, колокольчиков, видах колокольного звона и их значение в жизни русского народа.
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси;
познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;
познакомить учащихся с различными видами колоколов;
раскрыть значение колокольного звона в Православной традиции.
Воспитательные:
способствовать патриотическому воспитанию детей;
воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли;
формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства;
пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины.
Развивающие:
сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли;
способствовать развитию музыкального слуха и чувства ритма;
способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств к родной культуре;
способствовать духовно- нравственному воспитанию личности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, видеоматериал, аудиозаписи фрагментов колокольных звонов, музыкальные инструменты (колокольчики), шаблоны бумажных колокольчиков.
Музыкальный ряд: аудиозапись колокольного звона, диски «Вечерний звон» стихи И. Козлова, Пролог и Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский, репродукция И.Левитана «Вечерний звон», И.Репина «Протодьякон», Б.М. Кустодиев «Масленница»
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка готовности рабочих мест.
Вводная беседа.
УчительИЗО: «Здравствуйте, ребята!»
Учитель музыки: «Доброе утро!
УчительИЗО: Мы уже знаем, что музыка связана с изобразительным искусством также тесно, как и с литературой и историей.
Учитель музыки: Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины.
УчительИЗО: А всматриваясь в картины, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.
Учитель музыки: Поэтому урок музыки
УчительИЗО: и изобразительного искусства
Учитель музыки: пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое, состоящее из двух искусств.
Мотивация: звучит колокольный звон, презентация
- Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса.
- Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные.
- В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности.
- Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.
Звучит колокольный звон: (30 сек)
Учитель музыки: Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (Ответ: Это колокольный звон)
Правильно. А где можно услышать колокола? (ответ: на улице, в церкви. По ТВ и т.д)
Сообщение темы и цели урока
Слайд с темой урока
Учитель ИЗО: Вы уже, конечно, догадались, что наш урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека.
О, Русь благословенная моя!
Познать тебя не хватит целой жизни.
Таких церквей златые купола
И многовещный звон колоколов отчизны.
Тот небесный гул, идущий от небес,
Он гласом Божьим нисходил к народу.
Призывом к дальней жизни без мирских страстей,
И родником, где пьют живую воду.
Знакомый звон, любимый звон-
Руси наследие святое
Мое причастие к тебе да будет вечным,
Как и все живое.
Учитель музыки: Какие чувства вызвало у вас стихотворение Евдокии Растопчиной, посвященное колокольному звону? (ответ: чувство радости, восхищения, любви. гордости)
- Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (ответ: нет. Это было придумано давно)
Учитель Изо: как же появились колокола?
«Давным-давно в небольшом городе жил епископ Паулин (епископ Павлин, живший в Италии, в конце V века). Служил он в старинном храме. Храм стоял на красивой площади, и все птицы слетались к нему,а люди спешили по своим делам. Епископ Паулин все время призывал прихожан – придите помолиться Богу, но тщетно. Однажды Паулин отлучился из города, а возвращался домой по большому красивому лугу, где росло множество цветов. Стрекотали кузнечики, летали стрекозы и бабочки, высоко в небе пел жаворонок. Устал Паулин и решил прилечь на траву. Трава была мягкая, солнце ласково грело, и он не заметил, как уснул. Спит Паулин, а день клонится к вечеру. Вдруг он слышит, будто кто-то в колокольчик звонит, да так мелодично, звонко, радостно. И голос слышит: “Вставай, Паулин, а то на службу опоздаешь!”. Видит он, что маленький белый ангел с прозрачными радужными крылышками раскачивает лиловый полевой колокольчик, и цветок звенит так, что замирает сердце. Вскочил епископ и быстро зашагал в город, еле успел к службе. Паулин не мог забыть ангела с колокольчиком, и пришла ему мысль- сделать большой колокольчик и повесить повыше, на башенке храма. Однажды утром из храма раздался колокольный звон, и люди, услышав его, побросали свои дела и поспешили в церковь. Звонил колокол над городом, Дом Божий наполнялся народом, а епископ Паулин- радовался. С тех пор храм никогда не пустовал.”
Учитель ИЗО:
- Слово «колокол» произошло от старинного русского слова «коло» (СЛАЙД с колоколом) что обозначает круг, окружность. На Руси колокола появились в конце X века.
- Впервые колокола появились в Западной Европе в конце IV в или в начале V века. Святой Павлин во сне увидел полевые цветы- колокольчики, (СЛАЙД цветы) которые издавали приятные звуки. После этого сна епископ велел отлить колокол, имевший форму этого цветка.
Учитель музыки:
-Как вы думаете, звон колоколов одинаковый или нет? (ответы детей)
- Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара).
- Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. (СЛАЙД)
- Сейчас мы послушаем, как звенят колокола (слушание записи)
Колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола, тому пример – русская народная песня «Вечерний звон». Давайте её послушаем. (СЛАЙД)
Есть ли что-то необычное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)
В какой момент это происходило? (в начале и в конце фрагмента)
Обратили ли вы внимание на моё "видеодополнение" к вступлению песни? (да, на слайде появлялись колокола) Одинаковые? (разные по размеру)
Почему я не взяла одинаковые колокола? (у каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов - и больших, и маленьких)
Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня? (нет, ещё пели слова, как в обычной песне) О чём была эта песня? (о воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул)
А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты? (нет, только голоса)
Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии? (изображение колокольного звон)
Скажите ребята ноты звукоряда. (Ответ детей)
Учитель ИЗО: А теперь посмотрим на работу великого художника И. Левитана «Вечерний звон». Скажите пожалуйста как звучит картина? Громко или тихо? Вы чувствуете перезвон колоколов в этой картине?
Учитель музыки:
Ребята, а как вы думаете: русские композиторы, использовали в своих произведениях звон колоколов? (СЛАЙД показ композиторов)
Сегодня на уроке мы постараемся увидеть, как и с какой целью использовали звучание колоколов композиторы.
Мы с вами уже знакомились с произведениями М.П. Мусоргского из его оперы «Борис Годунов». Вся сила таланта русского композитора раскрылась в этой опере, написанной по трагедии А. С. Пушкина.
Словарь. Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором сочетаются вокальная и оркестровая музыка, сценическое и декорационное искусство.
Давайте обратимся Пролог из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский
Видеозапись: фрагмент второй картины оперы «Борис Годунов».
Давайте послушаем Песню Варлаама и оперы «Борис Годунов», попробуем представить портрет Варлаама, слушая пение представьте как он выглядит, его образ. (ответы детей) А теперь посмотрим на репродукцию И.Репина «Протодьякон». Соответствует ли представленный вами музыкальный образ с работой художника?
- В музыке, как и в живописи есть свои краски, но не красные, синие и желтые, а свои определенные – динамические, ритмические, ладовые, тембровые, темповые и т.д. Мы остановимся на тембровых красках. Что такое тембр? (Ответы детей) У вас есть тембр голоса? Сейчас все закрыли глаза, до кого я коснусь тот громко говорит слово «КОЛОКОЛ», а вы должны узнать по тембру голоса кто это сказал. (Игра «Тембр голоса») Делаем вывод у каждого из нас есть свой определенный тембр голоса как и у всех музыкальных инструментах.
- Учитель ИЗО:
Благовестники - праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.
Воскресные колокола - чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам.
Постные колокола - в них звонили во время православного поста.
Полиелейные - звучали в дни полиелейного Богослужения
Будничные колокола - звонили в простые, не праздничные дни
Часовые колокола - "отбивали" часы, отмеряя время.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.
- Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.
Учитель Музыки
( 9 слайд)
Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.
Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.
Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным.
Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним.
Учитель ИЗО:
- Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. А кто звонит в колокол? (Ответ: звонарь) (СЛАЙД звонарь)
6.Закрепление изученного материала
Учитель ИЗО: а сейчас каждая группы выполнят свои задания.
-Первая группа: используя цвет, ритм, орнамент и узор раскрасит и нарисует колокола которые звучат в праздничным , светлым звоном.
-Вторая группа вы должны нарисовать звон набата, сигнальный, тревожный звон в, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги.
Соберем свои колокольчики в собственную звонницу. Пусть звучат они иными голосами, небесными, истинными голосами нашего родного края. Звуки колоколов и музыки можно не только услышать, но и увидеть в картинах и рисунках через свет, через световой спектр и через ритм.
7.Итог урока
Учитель музыки:
А когда еще звучит звон колокольчиков в вашей повседневной жизни? (ответы детей) А самые торжественные в школьной жизни это Звонок 1 сентября на начала учебного года и в конце учебного года звенит последний звонок, символом которого является звон колокольчика.
- Колокольный звон всегда несёт в себе частичку теплоты и чистоты души человеческой. Нам бы хотелось, чтобы с этого урока каждый из вас унёс с собой что – то доброе, светлое и чистое, как звон колокольчика.