СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка интегрированного урока по ИЗО и Музыке "Колокольный звон"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка интегрированного урока по ИЗО и Музыке "Колокольный звон"»

Открытый интегрированный урок

музыки и ИЗО

по теме: «Колокольные звоны России»

5 класс

Предмет: музыка, изобразительное искусство

Класс, профиль: 5 класс

Ф.И.О. педагогов: Жиркова А.Е. учитель ИЗО

Артамонова Л.Д.- учитель музыки


Программно-методическое обеспечение:

УМК

 Музыка: 5 класс: Искусство: Музыка.5 кл. Науменко Т.И., Алеев В.В. Дрофа, 2016.

Изобразительное искусство: 5 класс: Изобразительное искусство: 5 кл. Шпикалова.Т.Я., Ершова Л.В., Поровская П.В., Просвещение, 2019

Тип урока: интегрированный урок

Вид урока: расширение и углубление знаний

Педагогические технологии: творческие мастерские

Тема урока: Колокольные звоны России

Цель урока: формирование у обучающихся принципов уважительного и патриотического отношения к русской культуре. Расширение знаний обучающихся об истории возникновения колоколов, колокольчиков, видах колокольного звона и их значение в жизни русского народа.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с историей возникновения колоколов на Руси;

  • познакомить с особенностями звукоизвлечения и разнообразием колокольных звонов;

  • познакомить учащихся с различными видами колоколов;

  • раскрыть значение колокольного звона в Православной традиции.

Воспитательные:

  • способствовать патриотическому воспитанию детей;

  • воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли;

  • формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства;

  • пробуждать интерес к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины.

Развивающие:

  • сформировать собственный слушательский опыт и личное мнение об услышанных колокольных звонах в главной и сопровождающей роли;

  • способствовать развитию музыкального слуха и чувства ритма;

  • способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств к родной культуре;

  • способствовать духовно- нравственному воспитанию личности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, видеоматериал, аудиозаписи фрагментов  колокольных звонов, музыкальные инструменты (колокольчики), шаблоны бумажных колокольчиков.

Музыкальный ряд: аудиозапись колокольного звона, диски «Вечерний звон» стихи И. Козлова, Пролог и Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский, репродукция И.Левитана «Вечерний звон», И.Репина «Протодьякон», Б.М. Кустодиев «Масленница»


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

Проверка готовности рабочих мест.


  1. Вводная беседа.

УчительИЗО: «Здравствуйте, ребята!»

Учитель музыки: «Доброе утро!

УчительИЗО: Мы уже знаем, что музыка связана с изобразительным искусством также тесно, как и с литературой и историей.

Учитель музыки: Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определенные картины.

УчительИЗО: А всматриваясь в картины, мы можем услышать в своем воображении ту или иную музыку.

Учитель музыки: Поэтому урок музыки

УчительИЗО: и изобразительного искусства

Учитель музыки: пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое, состоящее из двух искусств.

  1. Мотивация: звучит колокольный звон, презентация

- Наши предки, как и мы с вами, слышали их голоса.

- Издревле о них слагались легенды и песни, считалось, что их голоса становятся глуше, не звучат, если отливали их люди злые и нечестные.

- В народе сохранились предания о том, что иногда они начинали звучать сами по себе, предупреждая людей об опасности.

- Наукой многократно доказано, что они способны лечить и возвращать душевный покой.

Звучит колокольный звон: (30 сек)


Учитель музыки: Ребята, скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (Ответ: Это колокольный звон)

Правильно. А где можно услышать колокола? (ответ: на улице, в церкви. По ТВ и т.д)


  1. Сообщение темы и цели урока


Слайд с темой урока


Учитель ИЗО: Вы уже, конечно, догадались, что наш урок будет посвящен замечательному явлению – колокольному звону и его значению в жизни русского человека.

О, Русь благословенная моя!

Познать тебя не хватит целой жизни.

Таких церквей златые купола

И многовещный звон колоколов отчизны.

Тот небесный гул, идущий от небес,

Он гласом Божьим нисходил к народу.

Призывом к дальней жизни без мирских страстей,

И родником, где пьют живую воду.

Знакомый звон, любимый звон-

Руси наследие святое

Мое причастие к тебе да будет вечным,

Как и все живое.


Учитель музыки: Какие чувства вызвало у вас стихотворение Евдокии Растопчиной, посвященное колокольному звону? (ответ: чувство радости, восхищения, любви. гордости)

- Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет? (ответ: нет. Это было придумано давно)

Учитель Изо: как же появились колокола?

«Давным-давно в небольшом городе жил епископ Паулин (епископ Павлин, живший в Италии, в конце V века). Служил он в старинном храме. Храм стоял на красивой площади, и все птицы слетались к нему,а люди спешили по своим делам. Епископ Паулин все время призывал прихожан – придите помолиться Богу, но тщетно. Однажды Паулин отлучился из города, а возвращался домой по большому красивому лугу, где росло множество цветов. Стрекотали кузнечики, летали стрекозы и бабочки, высоко в небе пел жаворонок. Устал Паулин и решил прилечь на траву. Трава была мягкая, солнце ласково грело, и он не заметил, как уснул. Спит Паулин, а день клонится к вечеру. Вдруг он слышит, будто кто-то в колокольчик звонит, да так мелодично, звонко, радостно. И голос слышит: “Вставай, Паулин, а то на службу опоздаешь!”. Видит он, что маленький белый ангел с прозрачными радужными крылышками раскачивает лиловый полевой колокольчик, и цветок звенит так, что замирает сердце. Вскочил епископ и быстро зашагал в город, еле успел к службе. Паулин не мог забыть ангела с колокольчиком, и пришла ему мысль- сделать большой колокольчик и повесить повыше, на башенке храма. Однажды утром из храма раздался колокольный звон, и люди, услышав его, побросали свои дела и поспешили в церковь. Звонил колокол над городом, Дом Божий наполнялся народом, а епископ Паулин- радовался. С тех пор храм никогда не пустовал.”


Учитель ИЗО:

- Слово «колокол» произошло от старинного русского слова «коло» (СЛАЙД с колоколом) что обозначает круг, окружность. На Руси колокола появились в конце X века.

- Впервые колокола появились в Западной Европе в конце IV в или в начале V века. Святой Павлин во сне увидел полевые цветы- колокольчики, (СЛАЙД цветы) которые издавали приятные звуки. После этого сна епископ велел отлить колокол, имевший форму этого цветка.


Учитель музыки: 

-Как вы думаете, звон колоколов одинаковый или нет? (ответы детей)

- Как вы думаете, от чего зависит звучание колокола? (от сплава металлов, от размера и силы удара).

- Я бы ещё добавила к этому списку толщину стенок колокола. (СЛАЙД)

- Сейчас мы послушаем, как звенят колокола (слушание записи)


Колокольный звон пытались изображать не только инструментами, но и голосами. Русские люди очень талантливые и поэтому они легко придумали, как голосом изобразить звучание колокола, тому пример – русская народная песня «Вечерний звон». Давайте её послушаем. (СЛАЙД)

  1. Есть ли что-то необычное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов)

  2. В какой момент это происходило? (в начале и в конце фрагмента) 

  3. Обратили ли вы внимание на моё "видеодополнение" к вступлению песни? (да, на слайде появлялись колокола) Одинаковые? (разные по размеру) 

  4. Почему я не взяла одинаковые колокола? (у каждого свой голос, а певцы старались изобразить звучание разных колоколов - и больших, и маленьких) 

  5. Но только ли из изображения колокольного звона состояла песня? (нет, ещё пели слова, как в обычной песне) О чём была эта песня? (о воспоминаниях, о родном крае, который человек покинул)

  6. А участвовали ли в исполнении музыкальные инструменты? (нет, только голоса)

  7. Что же выступало в роли сопровождения, аккомпанемента для мелодии? (изображение колокольного звон)

Скажите ребята ноты звукоряда. (Ответ детей)

Учитель ИЗО: А теперь посмотрим на работу великого художника И. Левитана «Вечерний звон». Скажите пожалуйста как звучит картина? Громко или тихо? Вы чувствуете перезвон колоколов в этой картине?


Учитель музыки:

Ребята, а как вы думаете: русские композиторы, использовали в своих произведениях звон колоколов? (СЛАЙД показ композиторов)


Сегодня на уроке мы постараемся увидеть, как и с какой целью использовали   звучание колоколов композиторы.

     Мы с вами уже знакомились с произведениями М.П. Мусоргского из его оперы «Борис Годунов».   Вся   сила таланта русского композитора раскрылась в этой опере, написанной по   трагедии А. С. Пушкина.

Словарь. Опера – музыкально-драматическое произведение, в котором сочетаются вокальная и оркестровая музыка, сценическое и декорационное искусство.

     Давайте обратимся Пролог из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргский

Видеозапись: фрагмент второй картины оперы «Борис Годунов».


Давайте послушаем Песню Варлаама и оперы «Борис Годунов», попробуем представить портрет Варлаама, слушая пение представьте как он выглядит, его образ. (ответы детей) А теперь посмотрим на репродукцию И.Репина «Протодьякон». Соответствует ли представленный вами музыкальный образ с работой художника?

- В музыке, как и в живописи есть свои краски, но не красные, синие и желтые, а свои определенные – динамические, ритмические, ладовые, тембровые, темповые и т.д. Мы остановимся на тембровых красках. Что такое тембр? (Ответы детей) У вас есть тембр голоса? Сейчас все закрыли глаза, до кого я коснусь тот громко говорит слово «КОЛОКОЛ», а вы должны узнать по тембру голоса кто это сказал. (Игра «Тембр голоса») Делаем вывод у каждого из нас есть свой определенный тембр голоса как и у всех музыкальных инструментах.

- Учитель ИЗО:

  • Благовестники - праздничные колокола, несущие благие вести. Среди остальных они самые большие.

  • Воскресные колокола - чуть меньше и немного легче, чем благовестники. Звонили в них по воскресеньям и великим праздникам.

  • Постные колокола - в них звонили во время православного поста.

  • Полиелейные - звучали в дни полиелейного Богослужения

  • Будничные колокола - звонили в простые, не праздничные дни

  • Часовые колокола - "отбивали" часы, отмеряя время.

Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому Православный колокольный звон служит не только указанием времени Богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда  появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

- Колокольные звоны во все времена были особым языком, способным передать на большие расстояния важную информацию.

Учитель Музыки

( 9 слайд)

Благовест - особенно торжественный праздничный колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один самый большой колокол.

Трезвон - один из праздничных звонов, при котором ударяют в разные колокола одновременно в 3 приёма с паузами.

Перезвон - удары в разные колокола поочерёдно, обычно от большого колокола к малым. Этот звон может быть не только светлым, но и скорбным.

Набат - сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Интересно, как передавался этот звон: начинался набат в районе несчастья, его подхватывали соседние церкви, за теми - соседние к ним.

Учитель ИЗО:

- Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольнею или звонницею, которая строится над входом в храм или же рядом с храмом. А кто звонит в колокол? (Ответ: звонарь) (СЛАЙД звонарь)


6.Закрепление изученного материала

Учитель ИЗО: а сейчас каждая группы выполнят свои задания.

-Первая группа: используя цвет, ритм, орнамент и узор раскрасит и нарисует колокола которые звучат в праздничным , светлым звоном.

-Вторая группа вы должны нарисовать звон набата, сигнальный, тревожный звон в, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги.

Соберем свои колокольчики в собственную звонницу. Пусть звучат они иными голосами, небесными, истинными голосами нашего родного края. Звуки колоколов и музыки можно не только услышать, но и увидеть в картинах и рисунках через свет, через световой спектр и через ритм.

7.Итог урока


Учитель музыки:

А когда еще звучит звон колокольчиков в вашей повседневной жизни? (ответы детей) А самые торжественные в школьной жизни это Звонок 1 сентября на начала учебного года и в конце учебного года звенит последний звонок, символом которого является звон колокольчика.

- Колокольный звон всегда  несёт в себе частичку теплоты и чистоты души человеческой. Нам бы хотелось,  чтобы с этого урока каждый из вас унёс с собой что – то доброе, светлое и  чистое,  как звон колокольчика.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!