СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и применение в профессиональном образовании электронных образовательных ресурсов, на примере электронных библиотек

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под электронной мы понимаем библиотеку, обладающую крупной распределенной коллекцией художественной, научной, научно-популярной литературы, законодательных актов государства, документов в электронной форме, доступной через сеть Internet. Электронные библиотеки работают сегодня в отдельных зарубежных университетах.

Просмотр содержимого документа
«Разработка и применение в профессиональном образовании электронных образовательных ресурсов, на примере электронных библиотек»

УДК 377.5

Букреева Светлана Сергеевна

преподаватель правовых дисциплин

Профессиональное образовательное учреждение

потребительской кооперации «Донецкий экономико-правовой

кооперативный техникум имени Н.П. Баллина»


Разработка и применение в профессиональном образовании электронных образовательных ресурсов,

на примере Электронных библиотек.


Аннотация. Под электронной мы понимаем библиотеку, обладающую крупной распределенной коллекцией художественной, научной, научно-популярной литературы, законодательных актов государства, документов в электронной форме, доступной через сеть Internet. Электронные библиотеки работают сегодня в отдельных зарубежных университетах.


Ключевые слова: электронная, библиотека, литература, обучение, образование, студент, техникум.


Вводная часть. Электронная библиотека - информационная система, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.) локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Электронная библиотека - не только организатор доступа к удаленным ресурсам, но и производитель своих собственных ресурсов, предоставляемых в пользование широкой публике: конвертированных материалов из печатного фонда.


Основная часть. Цели создания электронных библиотек

1. Обеспечение сохранности печатного материала, в первую очередь редких и ценных документов; придание новых свойств печатным и рукописным материалам.

2. Создание условий для большей доступности содержания печатного материала; повышение качества информационного обслуживания, расширение номенклатуры информационных видов и тематики, увеличение количества пользователей при переходе к электронным ресурсам за счет предоставления в доступ текстовой информации, изображений и любых других видов мультимедийной информации.

Уровень и перспектива библиотечного обслуживания во многом зависит от тех возможностей, которыми библиотека располагает в сфере предоставления пользователям различных услуг.

Модернизация образования происходит на фоне становления книжного рынка, рынка образовательных и информационно-библиотечных услуг, и поэтому функции библиотек образовательных учреждений резко расширяются и усложняются. В контексте модернизации содержания образования меняется миссия библиотеки.

В современных условиях библиотеки образовательных учреждений выступают в новом качестве – они преобразуются в медиацентры (медиатеки). Наряду с традиционным книжным фондом в такой библиотеке теперь действуют новые рабочие зоны: видеотеки, фонотеки, диатеки, игротеки. С появлением электронных учебников (CD-ROM) необходимостью в библиотеке становится наличие компьютера с доступом в Интернет, электронного каталога, а также ксерокопировальной техники.

Сегодня развитие электронных библиотек может развиваться в трех основных направлениях:

  1. формирование собственной электронной библиотеки на базе вуза;

  2. приобретение лицензии на право пользование электронной библиотекой

внешней организации;

  1. комбинирование двух первых направлении.


Задачи, функции и классификация электронных библиотек.

Вне зависимости от того, является ли электронная библиотека локальной или она выставлена в Интернете (с различными условиями доступа), ее создание должно быть направлено на достижение основной цели, которая видится в удовлетворении информационных потребностей. Используемые технологии и методики должны соответствовать специфике обозначенных информационных потребностей, рациональной организации массива электронных документов, сформированного по избранным критериям отбора. Посредством электронных библиотек могут быть решены следующие задачи:

  • обеспечение более широкого доступа к документам, предоставление которых читателям затруднено или ограничено (редких книг, фотоальбомов, рукописных книг, диссертаций и т. п.);

  • организация фондов документов/данных, существующих исключительно в электронной форме, их каталогизация и обеспечение доступа к ним потребителям информации;

  • предоставление пользователям качественно новых возможностей работы с большими объемами электронных данных.

Как любой целостный фонд, электронная библиотека способствует выполнению следующих основных функций:

  1. информационная, направленная на удовлетворение потребности в информации различных категорий пользователей по всем отраслям знаний либо одной из предметных областей;

  2. просветительная, реализуемая, в том числе за счет популяризации электронных документов, относящихся к истории и культуре;

  3. научно-исследовательская, ориентированная на содействие глубокому изучения темы (предмета) научными работниками и специалистами, в том числе за счет предоставления полных текстов из удаленных фондов;

  4. образовательная, в рамках которой осуществляется поддержка, как основного, так и дополнительного образования путем предоставления не только мультимедийного учебного материала, но и необходимой литературы;

  5. справочная, позволяющая получать достоверные сведения, отраженные в документах определенного вида;

  6. функция сохранения творческого наследия, особенно важная в условиях электронной среды.

Несомненно, своей популярность электронные ресурсы обязаны не только общим процессам информатизации, они имеют ряд значительных преимуществ, в сравнении с традиционными библиотеками:

    • Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения — своего или библиотеки.

    • Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.

    • Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.

    • Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.

    • Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе — обслуживания инвалидов по зрению и инвалидов в связи с болезнями опорно-двигательного аппарата.

    • Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.

    • Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.

    • Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический анализ и прочие виды программной обработки.

    • Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой.


Таблица 1: Каждое направление имеет ряд достоинств и недостатков.

Рассмотрим их подробнее.



Достоинство

Недостаток

формирования собственной электронной библиотеки

Возможность самостоятельно распоряжаться, неограниченный доступ для студентов и преподавателей вуза

Высокая нагрузка на преподавателей  (необходимость постоянной работы надо учебными пособиями)  Недостаточность информации для студентов

приобретение лицензии на право пользование электронной библиотекой внешней организации

Огромный выбор учебников, учебных пособий и периодической литературы

Высокая стоимость доступа, ограничение доступа


Один из спорных моментов заключался в невозможности для образовательного учреждения самостоятельно, не нарушая закон, создать собственную электронную библиотеку. Следовательно, нужно будет привлекать стороннюю коммерческую организацию, которая прошла соответствующую государственную аттестацию.

Использование готовых электронных библиотек дает следующие возможности:

  1. индивидуального неограниченного доступа к содержимому электронно-библиотечной системы из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;

  2. одновременного индивидуального доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;

  3. полнотекстового поиска по содержимому электронно-библиотечной системы;

  4. формирования статистического отчета по пользователям;

  5. представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки);

  6. возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям.

Но при использовании электронно-библиотечной системы необходимо отметить основные противоречия:

  1. противоречие между потребностями большинства современных студентов (получать готовые решения) и возможностями, предоставляемыми электронно-библиотечной системой – поиск и переработка информации по теме;

  2. противоречие между обилием бесплатного (пиратского) контента в интернете и услугами, предоставляемыми электронно-библиотечной системой, которые не стыкуются с некоторыми нормами действующего законодательства, т.к. контент, поставляемый в любую точку доступа к сети Интернет сложно уберечь от копирования;

  3. противоречия внутри системы авторского права, которое стимулирует развитие интеллектуальной собственности и одновременно тормозит ее распространение;

  4. противоречие между количеством и качеством.


Заключительная часть. И дело не только в том, что электронно-библиотечная система, стараясь соответствовать требованиям, агрегируют достаточно новые книги, но и в том, что некоторые отрасли знаний особенно прикладных вообще не имеют новой литературы – это последствие провала, случившегося в нашей стране в 2014 году.

Мы столкнулись с кардинальными перестройками государственного строя, повлекшего за собой переиздание законов, нормативно-правовой, учебной литературы. Многие нормативно-правовые акты можно видеть исключительно в электронном варианте. В данных условиях студенты оказываются отрезанными от большинства печатных изданий, не имея возможности в учебном процессе в полной мере раскрыть для себя темы, предлагаемые учебной программой.

В тех условиях, в котором сейчас оказались наши студенты, электронные библиотеки стали бы незаменимым помощников для них и преподавателей, так как появилась бы возможность ссылаться на большое количество источников используемой литературы, для будущего самостоятельного использования в подготовке рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ.

При отсутствии возможности доступа к нормативной и учебной литературе в домашних условиях, студент, имея личный доступ к электронной библиотеке сможет посещать ее в любом месте, при наличии доступа в Интернет, в том числе непосредственно в техникуме.

Личный доступ обеспечивается абонементом, выдаваемым при поступлении в учебное заведение и заканчивающим свое действие в случаях отчисления или выпуска студента. Таким образом будет отсутствовать перегрузка электронного сервера библиотеки. И будет сохраняться бонусный аспект пользования библиотекой при обучении в нашем техникуме.


Список использованных источников:


1. Горный Е. Развитие электронных библиотек: мировой и российский опыт, проблемы, перспективы //Zhurnal.ru: вестник сетевой культуры. Москва, 2002.

2. Губанова С.А. Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных [Электронный ресурс] // Тверская областная библиотека им. А.М. Горького: [сайт]. — Тверь, 2003.

3. Земсков, А. И. Будущее электронных библиотек [Текст] / А. И. Земсков // Научные и технические библиотеки. — 2009. — № 4. — С. 26-35.

4. Иванова С.В. Культура России в Internet. [Электронный ресурс] // Псковская областная универсальная научная библиотека[сайт]. – Псков, 2008. – URL: www.pskovlib.ru/sniki/izdania/putevod-kultura.doc

5. Шрайнберг Я.Л.Электронные библиотеки России: программная стратегия и проектная тактика//Науч. и технич. б-ки.-2001.-№2-С.69-74.

6. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] - http://wikipedia.org

7. Материалы сайта “Вестник сетевой культуры” [Электронный ресурс] - http://zhurnal.ru 

8. Материалы сайта “Российский научный электронный [Электронный ресурс] ”http://elbib.ru

9. “Культура России в Internet”, эл. издание, [Электронный ресурс] - http://www.pskovlib.ru/sniki/izdania/putevod-kultura.doc




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!