СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка и построение урока по ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка и построение урока по ФГОС»



Статья

Автор: Симонова ОН

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра.

Джон Дьюи

Разработка и построение урока по ФГОС

Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный, т. е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

1) применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

2) создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли; соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и не-

знание и др.

Отказ от построения урочной формы образовательной деятельности по традиционной схеме обусловил проектирование для основной школы семи типов уроков по ФГОС.

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

возраста ребенка;

1. специфики учебного предмета;

2. меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться следующие приемы:

1. предъявить противоречивые факты, теории;

2. обнажить житейское представление и предъявить научный

3. «яркое пятно», «актуальность».

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современного урока по ФГОС в основной школе

выстраивается таким образом, чтобы обеспечить:

1. личностно ориентированный характер воспитательно образовательного процесса.

2. приоритет самостоятельной работы детей над деятельностью учителя.

3. превалирование практической части над теоретической, утверждение деятельностного характера обучения.

4. последовательное развитие и совершенствование УУД, способности к самооцениванию и саморазвитию.

5. налаживание доверительного общения между учителем, который теперь выступает в роли наставника, и детским коллективом.

В системе школьных занятий значительная доля отведена урокам, посвященным овладению новым программным материалом. Структура урока «открытия» нового знания по ФГОС является очень значимой, поэтому современным педагогам важно не только следовать ей, но и детально проработать план подготовки занятий такого типа, от которых во многом зависит уровень вовлеченности школьников в процесс обучения в целом, а также готовность участия во внеурочной деятельности, разработанной педагогом.

Рассмотрим 2 типа уроков:

1.Построение содержательной структуры современного урока «открытия» новых знаний по ФГОС невозможна без тщательной подготовки, которая ложится на плечи каждого педагога-новатора. Для занятий данного типа следует выделять две цели: содержательную, которая заключается в расширении понятийной базы учащихся, и деятельностную, основанную на обучении детей применять новые способы действия, реализовать усвоенные знания на практике.

2.Структура комбинированных уроков, проектируемых в соответствии с ФГОС, во многом созвучна с этапами модульных занятий, являющихся структурными единицами модульного обучения – модели организации образовательного процесса, базирующегося на идее разделения предметного содержания на блоки, освоение которых предусматривает высокий уровень вовле-

ченности учащихся.

Тип урока отражает методические цели и задачи. В контексте учебно-воспитательного процесса, урок – это целостный, логически завершенный и ограниченный по времени отрезок. В нем гармонично взаимосвязаны задачи, цели, методы, формы, средства и содержание работы учащихся и учителя. Поскольку в планировании уроков педработник учитывает не только образовательный стандарт, но и психологические закономерности обучения, в со-ставлении самоанализа допустима творческая составляющая. Учитель должен понимать, что урок будет соответствовать требованиям ФГОС, если в нем четко определены и прослеживаются:

 цель. Урок проводится в разрезе реализации развивающих, образовательных, воспитательных и практических целей;

 структура. По мере проведения урока должны быть реализованы все задуманные на этапе планирования моменты: временные затраты на упражнения, приветственный и заключительный этапы, дополнительные вопросы.

Принимаются во внимание логика построения урока, его тип и этапы, методы проведения;

 организация. Моделирование работы учителя и учеников должно соответствовать типу урока;

 педтехнологии. Уровень сложности заданий, виды деятельности и тип урока должны соответствовать задачам и целям урока;

 рефлексия и оценивание. Ученики должны оценить достигнутый в ходе занятия результат, сложность и полезность информации.

ФГОС прочно вошел в систему средней школы, поставив перед администрацией и педагогическим коллективом немало задач, главной из которых является формирование

универсальных учебных навыков.















Литература

1 .Методсовет (методический портал учителя). URL: metodso-Завуч.инфо www.zavuch.info/

2 .Сайты учителей начальных классов. URL: uchportal.ru/dir/5-2-2

3. Сеть творческих учителей. URL: it-n.ru/

4. Начальная школа. URL: www.nachalka.com/начальной школой.

5. Управление начальной школой.URL: www.pervoklassnik.resobr.ru/

6. Раннее развитие детей. URL: www.danilova.ru/ (советы родителям и ученикам). Педагогических идей. Открытый урок. http://festival.1september.ru/

9. Портал для учителей «В помощь современному учителю» .

10. Издательский дом «1 сентября». Газеты и журналы по предметам. URL: http://www.1september.ru/

11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL:http://school-collection.edu.ru/

сообщество(педсовет)

13 .Методисты. Профессиональное сообщество педагогов. URL:http://metodisty.ru/index.php

14 .Завуч. URL: http://www.zavuch.info/

15. Открытый класс. URL: http://www.opencl ass.ru/

16 .Учительский портал. URL: http://www.uchportal.ru/(электронная

библиотека)

18. Международный союз образовательных сайтов (Веб-круг друзей) . URL: http://webkolo.clan.su/

19 .Образовательный портал ВНЕУРОКА. URL: http://vneuroka.ru/

20. Менеджер образования. URL: https://www.menobr.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!