Экологический урок, посвященный Году водоохранных зон в Татарстане.
Учитель биологии МБОУ «СОШ №24» г.Альметьевск РТ Абдуллина Л.Р.
Цель :
- донести до сознания школьников понимание охраны и бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы ;
- побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Задачи:
- расширить и обогатить кругозор учащихся о воде.
- раскрыть проблемы загрязнения и охраны вод.
- развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы.
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
- разработать план мероприятий по оздоровлению экологической водной среды своей местности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг о водных объектах, презентация «Вода-источник жизни»
Ход мероприятия:
Вводное слово учителя: Указом Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова 2016 год объявлен Годом водоохранных зон. Это очень важно в плане экологии. Ключевые задачи года - сохранение и восстановление водных объектов, среды обитания, биологических ресурсов, животного и растительного мира, защита и рациональное использование водно-ресурсного потенциала, благоустройство береговых территорий, обеспечение общедоступности водных объектов.
Вступление учащихся:
1 ученик:
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете.
Антуан де Сент – Экзюпери
2 ученик:
Сегодня мы поговорим о воде ,ее значении и свойствах. Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода.
3 ученик:
В природе путешествует вода, она не исчезает НИКОГДА:
То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким равнинам,
Вдруг в небо взовьется, дождями прольется,
Нас окружает везде и всегда, это волшебница, чудо-ВОДА!
Учитель: Ребята, а где в природе встречается вода и вся ли вода пригодна для питья?
4 ученик:
Вода – это источник жизни и всего живого. Однако 97% всех водных ресурсов – это запасы Мирового океана, не пригодные для
питья. Приблизительно 2,1% воды сосредоточено в полярных льдах и ледниках.
Вся пресная вода в озерах, реках и в составе
грунтовых вод составляет лишь 0,6% от ее общего количества.
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о значении воды.
5 ученик:
Человек на 60-70% состоит из воды, однако с возрастом ее количество в организме человека уменьшается.
Общий объем воды, необходимый человеку в сутки, равен 2-2,5 л.
Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15-20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце.
6 ученик:
По оценкам Всемирной организации здравоохранения ( ВОЗ ), 80% заболеваний в мире вызваны низким качеством воды
Наличие в питьевой воде таких вредных веществ, как хлор и хлорорганические соединения, железо, жесткость, нефтепродукты, может привести к аллергическим заболеваниям, болезням крови, онкологии,
мочекаменной болезни, нарушениям водно - солевого обмена.
Учитель: Вода! Необыкновенное чудо. А вы знаете сколько нужно человеку воды?
8 ученик:
В 1890 г. горожанин расходовал в сутки 11 литров воды. В 1914 г. – уже 66 литров. На сегодняшний день – около 300 литров.
Для сохранения нормальной работоспособности человеку нужно около 1,5-2,5 литров воды в сутки. Для того чтобы жить, нам нужна прежде всего пресная вода.
По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки
Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды
Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды
Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды
Разовый смыв в туалете – 8-10 литров воды
Во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды
Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды
Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту
Через незакрытый кран выливается около 1000 литров за час
Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки!!!
С водой тесно связано все наше существование. Однако вода, используемая для питья, приготовления пищи, напитков и многих других пищевых продуктов – только маленькая часть обширного спектра ее применения. Без воды невозможно существование промышленного производства:
на производство 1 тонны стáли уходит до 280 тонн воды,
чтобы получить 1 килограмм бумаги требуется 700 литров воды,
для изготовления 1 автомобиля необходимо количество воды, в 50 раз
превышающее его вес.
9 ученик:
На планете год от года
Человек вредит природе,
И не понял он, чудак,
Что природа – не пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет,
Мусором, отходами
Речки засоряет.
Учитель: Ребята, что вы можете рассказать о загрязнении вод?
10 ученик: Загрязнители попадают в пресную воду различными путями: в результате несчастных случаев, намеренных сбросов отходов, проливов и утечек.
Крупнейший потенциальный источник загрязнения — фермерские хозяйства. Часть покрывающего почву необработанного навоза животных проникает в источники пресной воды.
Твёрдые и жидкие загрязняющие вещества попадают из почвы в источники водоснабжения в результате т. н. выщелачивания. Небольшие количества сваленных на землю отходов растворяются дождём и попадают в грунтовые воды, а затем в местные ручьи и реки. Жидкие отходы быстрее проникают в источники пресной воды. Растворы для опрыскивания сельскохозяйственных культур либо теряют свою активность при контакте с почвой, либо попадают в местные реки, либо выщелачиваются в земле и проникают в грунтовые воды. До 80% таких растворов тратятся впустую, так как попадают не на объект опрыскивания, а в почву.
В большинстве случаев загрязнение пресных вод остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, а также плавающие на поверхности нефтепродукты и неочищенные стоки. Есть несколько природных загрязнителей. Находящиеся в земле соединения алюминия попадают в систему пресных водоёмов в результате химических реакций
Все большую актуальность приобретает загрязнение подземных вод. С помощью современных технологий человек все интенсивнее использует подземные воды, истощая и загрязняя их.
Учитель: Вот некоторые факты о современном состоянии воды, а также прогнозы на будущее:
по подсчетам ООН, к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих средний или сильный недостаток воды;
в развитых странах до 30% воды теряется при доставке потребителю, а в крупных городах потери составляют 40-70%;
в развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливаются в водоемы и реки без какой-либо очистки;
ежегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды. 90% из них – дети до 5 лет.
Учитель: Представь, что на Земле вдруг пропала вся вода. Вот как тогда выглядела бы наша планета
11 ученик:
Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
Учитель: Трудно не согласиться с А. де Сент-Экзюпери, который сказал о воде: «Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь… Ты - самое большое богатство на свете…» Из космоса наша планета похожа на огромную каплю воды, космонавты рассказывают, что это необыкновенное зрелище, когда наблюдаешь Землю с иллюминатора космического корабля, которая влечет к себе своей живой голубизной. Так давайте же сохраним этот удивительный шедевр космического произведения искусства.