СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка бинарного урока истории Отечества-литературного чтения "Песнь о вещем Олеге. Первые русские князья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

уро проводится одним учит елем, имеющим достаточную квалификацию и опыт работы

Просмотр содержимого документа
«Разработка бинарного урока истории Отечества-литературного чтения "Песнь о вещем Олеге. Первые русские князья"»


Бинарный урок «Литературная история: первые русские князья. Вещий Олег»,

7 класс, коррекционная школа


Тип урока: Интегрированный урок (литературное чтение, история Отечества) с использованием ЭОР

Цель урока: формирование навыков анализа литературно-исторических произведений

Задачи:

Учебный аспект:

  • формировать умение осмысленного чтения баллады «Песнь о вещем Олеге»;

  • учить устанавливать связь истории, искусства и летописания изучаемого произведения,

  • сравнивать словесные образы князя Олега и кудесника с образами в изобразительном искусстве,

  • раскрыть роль художественных средств в тексте;

  • рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в произведении.

Развивающий аспект:

  • развивать внимание к языковым средствам произведения; развивать выразительное чтение лиро-эпических произведений;

  • раскрыть лексическое значение используемых в балладе историзмов и архаизмов;

  • способствовать развитию творческого подхода к выполнению учебных заданий;

  • формировать кругозор ученика и его мировоззрение, основанное на восприятии традиций отечественной и мировой культуры.

Воспитательный аспект:

  • воспитывать интерес к прошлому страны посредством чтения и анализа текста художественного произведения,

  • мотивировать обучающихся к изучению русской истории, литературы и изобразительного искусства;

  • воспитывать чувство патриотизма к своей Родине.



Ход урока

1. Проверка д/з


2. Слово учителя (слайд 2)

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться произведением А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Это произведение на историческую тему, в котором Пушкин интерпретирует события глубокой древности, описанные в летописи.


3. Чтение летописного текста «Сказания о смерти Олеге от коня»


4. Слово учителя (слайд 3)

Во время южной ссылки Пушкин побывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая «Львовскую летопись», Пушкин встретил предание о князе Олеге, которое поразило его. И в письме к своему другу Александру Бестужеву он написал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе имеет много поэтического».1 марта 1822 года Пушкин заканчивает работу над «Песнью о вещем Олеге»


5. Работа с картой Византийской империи (слайд 4)


6. Прослушивание «Песни о вещем Олеге» в исполнении артиста Станислава Маркевича, объяснение незнакомых слов (слайды 5-9)


7. Слово учителя: Олег − первый достоверный древнерусский князь, варяг. Согласно разным версиям, был не то знатным военачальником в войске Рюрика, не то его близким родственником, специально призванным править за малолетством Игоря, хотя и сейчас ещё не известно точно, чьим сыном был Игорь - Рюрика или Олега. Именно он перенёс центр княжества в Киев, назвав его «матерью городов русских»; убив Аскольда и Дира, он освободил русичей от уплаты дани хазарам. С этого времени мы можем говорить о Киевской Руси. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников. Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней, то воевали, то мирились. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда. Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу. Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы запросили мира. По обычаю, князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим.

В словаре С.И. Ожегова: «Вещий» – предвидящий будущее, пророческий. Существует легенда о смерти князя Олега.  Летопись называет причиной смерти князя укус змеи, однако по другим версиям, прокняжив 33 года, Олег уплыл за море и следы его затерялись.


8. Работа с текстом в учебнике на стр 45-56, карта «Киевская Русь в IX – XII веках»

…И вновь, как на тризну, стремишься на брань

И новой победой прославлен.

Твой меч собирает кровавую дань,

Твой недруг во прахе раздавлен.

  • Будущие поколения помнят князя и его заслуги, и в памяти их он бессмертен!


9. Работа с иллюстрацией. (слайд 10-11)

-Посмотрите на рисунок Виктора Михайловича Васнецова, изобразившего встречу Олега и кудесника в лесу. Как художник показал, что встретились два равноценных человека? (Монументальная поза кудесника, его единство с вековым лесом)

-На фоне чего изображён кудесник? (На фоне природы)

-С кем изображён князь Олег? (Вместе с дружиной)

-Почему художник изобразил Олега на фоне дружины, а кудесника-на фоне природы? (Олег силён дружиной, вся жизнь князя-битва, он в первую очередь воин. Дружина, с которой он делил тяготы и опасности, для него ближе, чем кто бы то ни было. А кудесник силён связью с силами природы)

-Ищем доказательство тому в тексте.


10. Д/з : прочитать текст в учебнике истории, изучить карту на стр.48, ответить на вопросы, доп. – самостоятельно прочитать «Песнь о Вещем Олеге» А.С.Пушкина , взяв книгу в школьной библиотеке


11. Итоги урока

(слайд 12)

Судьба не перестаёт с тобою проказить.

Не сердись на неё, не ведает бо, что творит.

Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля.

Кто посадит её на цепь?

Ни ты, ни я, никто.

Делать нечего, так и говорить нечего…»

А.С.Пушкин






















…И жил Олег в мире со всеми странами, будучи князем в Киеве. И пришла осень, и вспомнил Олег о коне своём, которого поставил кормить и не садился уже на него. Ибо спрашивал волхвов и кудесников: "Отчего я умру? " И сказал ему кудесник один: "Княже! Конь, которого любишь и на котором ездишь, от него тебе и умереть".Олег подумал и сказал: "Никогда же не сяду больше на него, более того - даже видеться с ним не буду". И велел кормить его и не водить к нему, и прошло несколько лет, как он не видел его, до тех пор, пока на греков не пошёл. Возвратился в Киев, прошло ещё 4 года, а на пятый год вспомнил о коне, от которого волхвы предрекали ему смерть. Он призвал старшего конюха и спросил: "Где мой конь, которого я велел кормить и за которым велел ухаживать? " Он сказал: "Умер". Олег же посеялся и укорил кудесника, сказав: "Всё неправильно говорят волхвы, всё то ложь, вот ведь живу я, а конь умер". И велел седлать коня: "Пойду, увижу его кости". И пришёл Олег в пустое место, где коня лежали кости голы, и лежал там белый конский череп. И сошёл с коня, и посмеялся сказав: "От сего ли лба смерть было взять мне? " И наступил ногой на конский череп, и выползла из черепа змея и ужалила Олега в ногу... И с того он разболелся и умер. И великим плачем плача, люди понесли и погребли Олега на горе Щековице. И до сих дней известно это место, называется Олеговой могилой. И было всех лет его княжения 33.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!