СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Разновидности проектной деятельности в работе учителя начальных классов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал поможет раскрыть положительные качества проектной деятельности для учащихся , о его результативности. А также, вы узнаете разновидности проектной деятельности и  то, что нужно учитывать над  над созданием проекта.

Просмотр содержимого документа
«"Разновидности проектной деятельности в работе учителя начальных классов".»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 12»

Доклад

на

Г М О

на тему:

«Разновидности проектной деятельности в работе учителя начальных классов»



Подготовила

Маммаева А.Р.

г. Избербаш 2018г.

Разновидности проектной деятельности в работе учителя начальных классах.

Педагоги в школе отмечают, что у многих младших школьников отсутствует познавательный интерес к поиску ответов на вопросы, возникающие в процессе обучения. Самым продуктивным способом развития и стимулирования навыков поиска информации является проектная деятельность. Создание проекта школьником также способствует развитию отношений между родителями и ребенком.

Я считаю, что проектная деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Актуальность проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что, выполнение проекта позволяет ученику развить такие виды деятельности как:

• мышление;

• поиск информации;

• анализ, экспериментирование;

• принятие решения;

• самостоятельная работа и работа в группах;

• применение и углубление знаний, а также позволяет, проявить и развить творчество, активность, инициативу.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Проект может выполняться в индивидуальном порядке либо парой или группой школьников. Для его создания отводится определенное время, за которое надо решить конкретную проблему, выходящую за рамки учебной дисциплины

Любой школьный проект, независимо от темы и формы, можно создать в 4 этапа: подготовительный, ориентировочный, организационный и продуктивный.


1. Подготовительный этап
Сначала надо выбрать тему и конкретизировать ее. Важно выбирать те темы, которые интригуют и вызывают непроизвольный интерес у учащегося. Чем уже будет тема исследования – тем лучше. Так, тема « Народные промыслы Дагестана » будет слишком обширной – школьник не сможет объять необъятное даже при помощи родителей. Пусть это будет более конкретная тема, например, «Кубачинские златокузнецы».


2. Ориентировочный этап
Определить цели и задачи исследования. Школьник должен четко знать, что он проектирует и для чего. В той же теме «Кубачинские златокузнецы» целью может быть: показать, что в настоящее время обработка металла со времен средних веков продолжается. Соответственно, задачами исследования будут:
- изучить информацию о народных ремеслах в Кубачинском селении;
- выявить характерные особенности Кубачинских мастеров.


3. Организационный этап
Самый большой объем работ предстоит именно на этом этапе. Нужно для начала составить план работы, собрать всю нужную информацию из различных источников: фильмы по теме, книги, наблюдения, интернет-ресурсы, интервью и так далее. В процессе работы школьник изучает кратко историю вопроса, выявляет интересные малоизвестные факты, которыми школьник позже сможет поделиться с другими. Это очень подогревает его интерес к работе над проектом.


4. Оформление работы

Это продуктивный этап. Школьник вместе с товарищами и при помощи родителей оформляет работу, подготавливается к защите и к возможным вопросам. Оформление должно быть максимально наглядным – с иллюстрациями, презентациями и так далее. Безусловно, родительская помощь важна, но ученик сам должен проделать всю работу, чтобы успешно представить свой проект.


Включать школьников в проектную деятельность надо постепенно, с первого класса. Вначале детям можно предложить доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. В своей работе руководствуюсь следующими принципами:

1.Учет интересов детей

Ситуация, когда учеников «строят» и заставляют делать проект, который им не интересен, не даст хорошего результата. В проекте ребенок решает личностно – значимую для себя задачу. Если нет личной заинтересованности, то и проект не состоится.


2.Учение через деятельность

Приобретение новых знаний в процессе проектной деятельности , систематическое отслеживание учителем и учениками результатов работы.

3.Сотрудничество участников педагогического процесса

К работе над проектами привлекаю родителей, которые на протяжении всей работы мотивируют детей, советуют, наблюдают, помогают в сборе информации, оформлении. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя часть работы детей над проектами. С этой целью провожу родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, а для родителей, чьи дети уже участвуют в проекте, провожу специальные консультации.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.


Итак, какие же виды проектной деятельности можно выделить.

Творческий . Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть стенгазета, презентация, мультфильм, выставка, иллюстрированная книга, карта местности, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и так далее.

Конечно, с первоклассниками работать над проектами нелегко, т.к. они пока способны работать только индивидуально, но постепенно у них начинают формироваться навыки работы в группе. Часто, работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению, не умеют «услышать» друг друга. В таких ситуациях я стараюсь научить детей взаимоуважению, пониманию, умению слушать, общаться.

Ролевой проект, здесь учащиеся берут на себя роли литературных, исторических или сказочных персонажей).

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты могут брать на себя роли и даже выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? И т.д.

Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в общественной среде. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Например, в четвертом классе предыдущего выпуска мы организовали выпуск ежемесячной газеты «Вести класса». Где дети сами создавали тексты, рисунки, кроссворды. Учащиеся обсуждали содержание газеты, готовили статьи, рисунки, работали над её оформлением. Такой проект увлекает, развивает, сплачивает детей. Выпуск газеты - это идеи, это творчество. Газета может:

- сообщать новости, которые происходят в классе, школе и за ее пределами;

- рассказывать о том хорошем, что есть в школе и классе;

- выявлять недостатки с целью их устранения;

- обсуждать волнующие проблемы;

- рассказывать о достижениях;

- быть средством отдыха и развлечений;

- пропагандировать литературное творчество;

- расширять кругозор учащихся, пробуждать интерес  к новым знаниям.

Дети знакомятся с профессиями людей, которые выпускают газеты. Так у нас были свои редакторы, корреспонденты, художники. Дети учатся самостоятельно находить и отбирать информацию, учатся планировать содержание деятельности,  время,  вести  интервью.

Исследовательский проект, по структуре напоминает научное исследование, Дети - прирожденные исследователи. Только нужно по- настоящему увлечь их. Если предоставить возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования и незаметно направить их в нужное направление, то успех гарантирован. Конечно, нам, учителям, нужно создавать благоприятные условия для развития творческой личности. Такой проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Свое знакомство с проектами я начала с предыдущим выпуском в четвертом классе. Ребята занимались еще по старой программе. В школе нам предложили участие в городском конкурсе «Азбука Дагестана». Я предложила ребятам собрать и оформить материал о нашем крае . Им идея понравилась. Ребята разделились на группы: одни подбирали материал о жизни животных (горных, лесных, водных), другие собирали материал о достопримечательностях Дагестана, третьи добывали информацию об объектах мирового или культурного наследия.. Потом, мы все это редактировали , компоновали снимки и оформляли стенгазету. Работа кипела две недели. Мы вместе учились создавать первую презентацию. Можно сказать, что мы работали в группах над краткосрочным проектом. С новым набором первоклашек я пока лишь планирую более плотную работу над проектами.

Из вышесказанного уже понятно, что проектную деятельность можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Проекты по продолжительности можно классификацировать.

Мини - проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 - 6 уроков.

Средней продолжительности - несколько месяцев.

Долгосрочные - несколько лет.


По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов. Это монопроекты и межпредметные проекты.

1. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать и информацию из других областей знаний и деятельности.

2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутренними;

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными;

- конкурсными (на грант).


Проектная деятельность, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

  Проектная деятельность, с точки зрения учителя, - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем реализации задач, вытекающих из неё

Таким образом, благодаря использованию проектной деятельности, повышается уровень творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость

Если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.

Вывод: использование проектной деятельности повышает интерес обучающихся к изучению школьных дисциплин, за счет интеграции учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс, повышает мотивацию, создает положительный психологический климат в детском коллективе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!