СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснение новой темы

Просмотр содержимого документа
«Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные»

Разносклоняемые и несклоняемые имена существительных (5 класс)

Цели урока:

1.Образовательная. Формирование понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности. Познакомить обучающихся с разносклоняемыми существительными, определить признаки, по которым разносклоняемые существительные объединены в тип склонения.

2. Развивающая. Развитие речи, логического и аналитического мышления, коммуникативных умений, навыка применения теории в практической деятельности по выработке орфографической грамотности.

3. Воспитательная. Воспитание интереса к родному языку, его истории. Воспитание ответственного отношения к учению.

Оборудование:

мультимедийная презентация, фонограмма, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Приветствие

— Прозвенел звонок. Мы снова
на уроке русского языка.
Буква к букве — будет слово,
Слово к слову — речь готова,
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она,
Если грамотна она!
— Быть грамотными учимся мы
на уроках русского языка!

2. Актуализация прежних знаний

Проверим готовность к уроку. Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число. А теперь мы с вами немного поиграем.

Разминка: игра «Волшебный шар». Ученики бросают мягкий шар друг другу, называя имена существительные разных родов и чисел. Цель игры — активизировать знания детей и подготовить их к уроку.

В продолжение я предлагаю нарисовать на доске ментальную карту (mind map) про характеристики имен существительных с пропусками, чтобы школьники могли сами додумать, какие они бывают, как называются, что сказать и записать в пропусках.

3. Объяснение нового материала

Склонение – постоянный морфологический признак существительных. Существительные с одинаковыми падежными окончаниями в ед. и мн. ч. относятся к одному типу склонения.

Существует 3 типа склонений, к которым принадлежит основное количество существительных. На тип склонения указывает род и окончание существительного в форме Им. п. ед. ч.

Склонение

Род

Им. п. ед. ч.

Примеры

1-е

женский

-а, -я

сестра, вишня

мужской

старшина, судья

2-е

мужской

поезд, вокзал

средний

-о, -е

облако, здание

3-е

женский

карусель, совесть



Возьмем существительное «время» Определите род (средний), а теперь окончание (-я).

Ну и куда мы его отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание –я.

Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. А нет для него места! 

На тип склонения имени существительного указывает только форма ед.ч. Если у существительного окончания только мн.ч., то тип склонения не определяется: сутки, шахматы, плоскогубцы.

Большинство существительных относятся к одному из трёх типов склонения, однако есть особые группы: разносклоняемые и несклоняемые существительные.

К особой группе разносклоняемых существительных относятся существительные среднего рода, оканчивающие на -мя (вымя, знамя, время, имя, бремя, пламя, семя, племя, стремя, темя) и существительное мужского рода путь. Изменяясь по падежам (склоняясь) разносклоняемые существительные приобретают окончания 3-го и 2-го склонения.

Падеж

10 сущ. на -мя

сущ. путь

Им./В. п.

Р./Д./П. п.

Т. п.

-ем

-ём

Существительные на -мя во всех падежах, кроме Им. и В. п., имеют суффикс -ен-..

К разносклоняемым существительным относятся:

  1. десять существительных на –мя.(не путать с окончанием!)

Но я не стану вам их просто перечислять, вы сами их найдёте и выпишите из стихотворения, которое я вам прочитаю, себе в тетрадь.

Есть история про племя.

Лишь весной настанет время,

Племя мирно сеет семя,

Хоть пахать и сеять  - бремя.

У коровы полно вымя.

Папуаске нужно имя

Для сынишки сочинить

И корову подоить.

Но вожак их – ногу в стремя,

Прилепив перо на темя,

Над собою поднял знамя,

Раздувая распри пламя:

Призывает всех опять

Не работать – воевать.

Но не хочет племя вновь

Проливать напрасно кровь.

(бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя);

Значение каких слов вам непонятно? В каком словаре узнаём значение? (В Толковом)

Бремя – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид живот­ных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость при­мыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вер­шина.

СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верхо­вой конской сбруи: железная дуга, дужка с проуши­ной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

  1. существительное путь.

Разбираемся сначала с первой группой слов. Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.

Тут мы берем любое существительное на -мя (какое понравится).

Например, время.

И.п. – время.

Тут просто, основа врем, а окончание –я.


Ставим в Родительный падеж.

Р.п. – времени.

Вот тут начинается что-то непонятное. Вы заметили, что основа удлинилась? Почему? Была врем, стала времен. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.

Д.п. – времени

В.п. – время

Т.п. – временем.

П.п. – о времени

Кстати! - Правильно говорить: Сколько времени, потому что форма Р.п.-времени, если разговор идет об отрезке времени, имеющем границы. Но если мы хотим узнать, сколько показывают часы, необходимо говорить: Который час?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Физкультминутку сделаем вместе с разносклоняемыми существительными - выполняем следующие действия:

Размахивать знаменем

Разбрасывать семена

Согнуться под бременем

Почесать темя

Отправиться в путь

Громко назовём своё имя.

Существительные, имеющие одинаковую форму во всех падежах называются несклоняемыми. В основном несклоняемыми являются иноязычные существительные, оканчивающиеся на -е, -и, -о, -у, -ю: пальто, жюри, фламинго, метро, радио. Также несклоняемыми бывают фамилии женского рода, оканчивающиеся -о, -их, -ых или согласную (Коваленко, Белых, Войнич), сложносокращённые слова и аббревиатуры (ЮНЕСКО, США).

4. Закрепление материала

Задание А.

Поставьте разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах.

Бремя — _________________________________________

Племя — _________________________________________

Вымя — __________________________________________

Имя — ___________________________________________

Семя — __________________________________________

Стремя — ________________________________________

Путь — __________________________________________

Задание Б

Работа с упражнениями в учебнике

5. Итог урока

Работа в парах с тестом.

1. Найдите правильный ответ:

1) Несклоняемые имена существительные имеют окончания.

2) Несклоняемые имена существительные для всех падежей имеют одну и ту же форму.

3) Несклоняемые имена существительные относятся только к среднему роду.

2. Укажите "лишнее слово":

1) домино;

2) окно;

3) пальто;

4) трико.

3. Укажите существительное женского рода:

1) авеню;

2) какаду;

3) кофе;

4) кашне.

4. У какого несклоняемого существительного правильно определен падеж?

1) в ателье – Д.п.

2) без пальто – Р.п.

3) по радио – П.п.

4) у табло – Д.п.

- Давайте проверим тестовую работу.

На обратной стороне теста напишите крупно правильные номера ответов. У вас должно получиться следующее число - 2212

- В чем различие неизменяемых и изменяемых существительных? (Изменяемые существительные склоняются, а неизменяемые имена существительные во всех падежах имеют одну и ту же форму.)

- Как можно определить число, падеж неизменяемых существительных? (Составить словосочетания.)

- А род таких имен существительных определяется по словарю и запоминается.

- К какому склонению мы отнесем неизменяемые существительные? (Ни к какому, так как не изменяются.)

- В заключение хочу сказать, что таких слов в русском языке немного, около 1000. Эти слова иноязычного происхождения. Их состав в настоящее время активно пополняется (евро – м.р.)

Домашнее задание: упражнение из учебника






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!