СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТАМ, ГДЕ РОССИЯ» 1-2 класс 11 сентября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТАМ, ГДЕ РОССИЯ» 1-2 класс 11 сентября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ТАМ, ГДЕ РОССИЯ» 1-2 класс 11 сентября 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

«ТАМ, ГДЕ РОССИЯ»

1-2 классы

11 сентября 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ТАМ, ГДЕ РОССИЯ»


Цель занятия: развитие у обучающихся интереса к изучению природных и географических объектов России, формирование представлений о ценности путешествий по родному краю как активной форме знакомства с окружающим миром, создание условий для активного познания обучающимися окружающей действительности, участия в различных проектах и акциях, направленных на осознание взаимодействия «природа – человек».


Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою страну.

Основные смыслы: Россия – удивительная страна, самая большая по территории в мире, с уникальным природным и географическим достоянием. Принятие ценности красоты неповторимого природного наследия нашего Отечества и его сохранение являются особой чертой жителей нашей страны. Путешествуя с семьей или друзьями, мы расширяем свой кругозор, обогащаем свой опыт, получаем новые знания и впечатления, благодаря которым мы можем еще больше гордиться нашей страной. Наблюдения за природой являются важной частью формирования научной картины мира и эмоционального интеллекта обучающихся. Важно не только изучать, исследовать великое достояние нашей страны, но и беречь и ценить его.

Планируемые результаты Личностные:
  • осознавать важность сохранения географического, культурного и исторического наследия России, проявлять интерес к изучению окружающего мира;

  • испытывать гордость за природные и географические богатства страны, родного края;

  • стремиться к расширению своих знаний в области окружающего мира, географии; проявлять интерес к фенологическим наблюдениям и исследованиям;

  • проявлять эмоциональный интерес к деятельности людей, связанных с географией, путешествиями.


Метапредметные:
  • проявлять интерес к истории развития географических открытий и путешествий в России;

  • иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; сравнивать её;

  • активно участвовать в формулировании выводов по прочитанному (прослушанному) тексту.


Партнёр занятия:

Русское географическое общество, https://www.rgo.ru/ru

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, занятие также предполагает использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с интерактивными заданиями, анализ текстовой информации и иллюстраций.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/whererussia-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/whererussia-12-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/2903/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2722/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2737/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2739/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/whererussia-12-dop.pdf

  • комплект интерактивных заданий.

Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Обсуждение личного опыта обучающихся, связанного с их путешествиями и поездками с родными. Дискуссионное обсуждение: зачем нужны путешествия? Для чего люди отправляются вокруг света под парусом, поднимаются на горные вершины, пересекают пустыни, шагают к полюсу?

Обращение Федерального спикера.

Просмотр фрагментов видеоролика «Россия. Виртуальное путешествие: от Баренцева до Японского моря за 8 минут», которые позволяют представить интересные и уникальные, природные и географические объекты нашей страны.


Часть 2. Основная

В продолжение разговора звучит мысль о том, что и рядом, вокруг нас много тайн и открытий, надо только быть внимательными и проявлять наблюдательность.

Просмотр видеоролика и выполнение интерактивного задания способствует актуализации знаний о природе, акцентирует внимание на сезонных фенологических наблюдениях, что позволяет организовать последующую познавательную беседу, а также знакомство с проектами Русского географического общества: «Окружающий мир» (фенологические исследования и наблюдения), фотоконкурс «Самая красивая страна».


Часть 3. Заключение

Обобщение обсуждаемого на занятии материала, просмотр фрагмента мультфильма.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.


Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы любите путешествовать? А отгадывать загадки и раскрывать тайны? Вот сегодня мы с вами и отправимся в путешествие по нашей удивительной стране, и поговорим о том, как много интересного и увлекательного вокруг нас, совсем рядом.

А вы уже путешествовали по нашей стране? Какие поездки вам особенно запомнились? Чем? В каких местах вы побывали с родными? А в каких бы местах хотели побывать?

Ответы детей.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему люди отправляются путешествовать? Что движет людьми, которые отправляются вокруг света под парусом, поднимаются на горные вершины, пересекают пустыни, шагают к полюсу?

Ответы детей.

Учитель (в дополнение к ответам обучающихся). Действительно, это и желание увидеть что-то новое, и возможность испытать яркие впечатления и эмоции, но прежде всего путешествие – это новые знания. Посмотрим видеоролик.

Демонстрация выступления федерального спикера.

Учитель. Наш знаменитый соотечественник, путешественник Фёдор Конюхов совершил несколько кругосветных путешествий, и побывал во всех уголках нашей огромной и красивой страны. А вам, ребята, хотелось бы увидеть столько же, сколько видел наш знаменитый российский путешественник? Кто из вас хотел бы стать путешественником? Почему?

Ответы детей.

Учитель. Важно понимать, ребята, что настоящий путешественник должен очень любить своё дело и всё, что его окружает – море и горы, пустыни и снега, любить китов и белых медведей, любить свежий ветер и россыпи звёзд на ночном небе. А главное – любить и всегда помнить о Родине, о крае, где он родился.

Сегодня у нас с вами есть удивительная возможность совершить мини путешествие по нашей удивительной стране.

Просмотр фрагмента видеоролика «Россия. Виртуальное путешествие: от Баренцева до Японского моря за 8 минут».

Методический комментарий: учитель может порекомендовать обучающимся посмотреть полную версию видеоролика (см. дополнительные материалы).

Учитель. Что вам особенно запомнилось или удивило в увиденном? Расскажите, поделитесь своими впечатлениями

Ответы детей.



Часть 2. Основная.


Учитель. А вы знаете, чтобы открывать тайны природы и узнать новое, совсем необязательно отправляться за тридевять земель, в тридесятое царство в поисках нового, ещё никем, нигде не виданного – оно у нас совсем рядом, стоит только внимательно оглядеться вокруг: послушать и понаблюдать.

Давайте проверим вашу наблюдательность, сейчас я вас познакомлю с одной интересной историей, а вы постарайтесь угадать, как заяц узнал правду.

Демонстрация видеоистории (дикторский текст). Сюжет:

Заяц идёт по осеннему лесу вдоль озера, проходит мимо знака, запрещающего разводить костёр, и видит костровище.

Заяц: «Непорядок! Осенью в нашем лесу разводить костёр строго запрещено!

Кто же нарушил правило?»

Заяц стучится в домик Ёжика.

Заяц: «Привет, Ёжик! Не ты ли сегодня разводил костёр на берегу нашего озера?»

Ёжик: «Привет, Заяц! Я сегодня на озере фотографировал отражение осенних листьев в воде. Смотри! А больше никого там не видел!»

Заяц стучится в домик Лисички.

Заяц: «Лисичка, привет! Ты была сегодня на нашем озере?»

Лисичка: «Нет! Весь день собирала в соседнем лесу малину варенье варить буду. Медведь в гости придёт – полакомится!»

Заяц стучится в домик Белочки.

Заяц: «Привет, Белочка! Ты была сегодня на озере?»

Белочка: «Нет, я сегодня готовила запасы грибов на зиму. Смотри, целую корзинку груздей и подосиновиков набрала».

Заяц опять на берегу реки рядом с костровищем. В голове «перебирает» встречу с ёжиком, лисой и белочкой.

Заяц: «Так-так! Следует Лисичке выписать штраф!»


Учитель. Ребята, как заяц догадался, что лиса разводила костёр на берегу озера?

Ответы детей.

Учитель. Правильно! Ребята, вы настоящие следопыты! Действительно, малина заканчивается в конце июля, а в лесу-то уже осень, значит, лисичка сказала неправду!

Заяц смог узнать, кто нарушил правило, потому что он хорошо знал, когда в природе происходят те или иные события. Он хорошо знаком с календарём природы, и отлично ориентируется, какие события могут происходить весной, летом, осенью или зимой, а какие – нет.

Интерактивное задание «Фенологические задачи» (рекомендуется для обучающихся 3–4 классов, однако учитель может выбрать и предложить задания в зависимости от подготовки обучающихся и во 2 классе).

Содержание задания: обучающимся демонстрируются видеоролики, в сюжете которых скрывается ошибка. Просмотрев видео и прослушав текст, ребята должны найти ошибки.

Фенологическая задача №1. Мы отправляемся в поход. Хорош лес в сентябрьскую пору! Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пёстрые листья, а вот дружная семейка опят на старом пне. Слышно в лесу кукование кукушки, поёт, заливается соловей. На небольших кустиках созрела земляника. Хорошо в лесу!

Ошибки: кукушка и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля.

Земляника заканчивается в начале июля.

Фенологическая задача №2. Солнце в сентябре светит по-особому! Смотрите, как оно блестит на листьях колокольчиков, оттеняя его синие цветы. А в небольших водоёмах резвятся на солнышке лягушки.


Ошибки: колокольчики отцветают в июле.

Фенологическая задача №3. Как хорошо в лесу в июне! Зелёной листвой одеты деревья. Пахнет грибами, спелой душистой земляникой. Красные ягоды в сосновом лесу – это брусника, её кисловато-горьковатый вкус бесподобен.

Ошибки: брусника плодоносит позже во второй половине августа и до морозов.

Учитель. Мы сейчас с вами постарались найти ошибки, опираясь на знания о природе. Так и люди, издавна деятельность которых была связана с природой, внимательно наблюдали и подмечали изменения, которые происходят в жизни растений и животных.

С наблюдениями связаны многочисленные народные приметы.

Когда распустятся одуванчики – картошку сажай. Липа зацвела – через десять дней иди за земляникой. Отцветает липа собирай чернику.

А о каких народных приметах вы ещё знаете? Может быть, родители или бабушки, дедушки вам о них рассказывали?

Ответы обучающихся.

Учитель. Наблюдения за погодой, развитием растений и животных чрезвычайно важны. Эти наблюдения можно с пользой применять и в своей жизни, в жизни своей семьи, и для страны в целом.

Демонстрация презентации о значимости наблюдений за природой для человечества.

Сельское хозяйство. Наблюдения за природой помогут определить, в какой местности, какие именно растения лучше всего выращивать для самых высоких урожаев. Позволяют вовремя обрабатывать растения от вредителей, чтобы они не успели размножиться.

Медицина. Благодаря наблюдениям за растениями, мы знаем, когда защищать людей от цветочной пыльцы, если у них аллергия.

Охота и рыболовство. Важно знать, когда охота и рыбалка принесут природе наименьший вред, и как раз наблюдения за животными нам подскажут, что важно это делать после размножения и выращивания потомства.

А ещё наблюдения – это целая наука! Она занимается наблюдением за изменением в живой и неживой природе по сезонам и называется фенология.

Учитель. Наблюдения за природой очень важны. Но наша страна такая большая, что учёные не всегда могут увидеть, какие изменения происходят в разных уголках России. Поэтому мы с вами тоже можем заняться наблюдениями с пользой для науки. Есть проекты Русского географического общества, в которых мы можем принять участие!


Учитель. Проект «Окружающий мир» (https://fenolog.rgo.ru/) включает два направления – это наблюдение за сезонными изменениями природы и сбор полевых материалов для исследований. Оба направления помогают учёным расширить базу данных и в дальнейшем достичь новых успехов в своих исследованиях.

Давайте подумаем, как мы могли бы помочь учёным-фенологам?

При организации беседы важно учитывать особенности региона, личный опыт обучающихся, а также информацию о тех мероприятиях, в которых принимает участие конкретная образовательная организация. Например, здесь можно привлечь внимание к туризму, краеведческой деятельности, различным фенологическим исследованиям и экологическим проектам. Например, 15 сентября желательно, при наличии условий, организовать наблюдения во время экскурсии и прохождения маршрута по экологической тропе.

Учитель. А те из вас, кто любит фотографировать, могут принять участие в конкурсе «Самая красивая страна».

Посмотрите, какую красоту увидели фотографы: https://photo.rgo.ru/gallery/2015

Методические рекомендации: ссылка выше приведена в качестве примера. Учитель сам может выбрать фотографии на сайте конкурса для демонстрации в классе.

Вы тоже можете присылать свои фотографии на конкурс Русского географического общества.

И мы с вами можем организовать в классе свою выставку фотографий!

Учитель. Ребята, какие чувство вызвали у вас фотографии нашей страны? Ребята, вы согласны, что наша страна – самая красивая страна?

Ответы обучающихся.

Учитель. Наша страна удивительно красивая, её природа уникальна и неповторима, ни одна страна в мире не может с ней сравниться. И это наша гордость и достояние! И очень важно, ребята, не только ценить окружающую нас с вами красоту природы, но и беречь её и сохранять! Только от нас с вами зависит, насколько красивой и неповторимой увидят нашу любимую Россию следующие поколения россиян. Согласны? Что мы с вами может сделать для сохранения природы уже сейчас?

Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключение.


Учитель. Можно сказать, что первый шаг к путешествиям мы сегодня сделали – увидели на экране и поговорили об интереснейших местах нашей страны, совершили путешествие в осенний лес. Согласитесь, что надо начинать прокладывать свои маршруты как можно раньше. Иначе не успеешь исследовать не только свою страну, но даже свой край. А ведь это очень важно, уметь видеть и слышать, наблюдать и ценить красоту окружающего нас мира.

В завершение нашего занятия предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма

«Паровозик из Ромашкова».

Демонстрация видео (дикторский текст).

Учитель. Ребята, как вы поняли слова паровозика, что если мы не увидим первых ландышей, то мы опоздаем на всю весну?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие, но мы с вами ещё обязательно вернёмся к теме путешествий и наблюдений на наших уроках «Окружающего мира». Ведь путешествия – это возможность изучать родной край, всё, что нас окружает. А завершить наше занятие, мне бы хотелось словами Фёдора Конюхова, который сказал, что он «побывал в 125 странах, видел многое, но красивее нашей Родины – России ничего нет».

ПОСТРАЗГОВОР

Экскурсия на пришкольный участок или водоём, в лес или парк для организации наблюдения за сезонными изменениями и проведения фенологических исследований.

Просмотр видеороликов на портале Русского географического общества, https://kino.rgo.ru/.

Посещение краеведческих музеев, природных заказников и заповедников.

ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: правила ведения записей в «Дневнике наблюдений».

Литературное чтение: чтение художественных и научно-познавательных произведений. В.В. Бианки «Лесная газета», Н.И. Сладков «Подводная газета», Г.А. Скребицкий «Детский календарь природы», Н.К. Чуковский «Водители фрегатов», В.Т. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина».

Окружающий мир: определение объектов наблюдений для фенологических исследований.

Технология: изготовление «Дневника наблюдения».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Книги Ф.Ф. Конюхова «Как я стал путешественником», «Тихий океан»,

«Антарктида».

Журнал «Юный натуралист», http://unnaturalist.ru/

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность учёным-исследователям, посвятившим свою жизнь изучению географического, культурного и исторического наследия России.




РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

«ТАМ, ГДЕ РОССИЯ»

1-2 классы

11 сентября 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ТАМ, ГДЕ РОССИЯ»


Цель занятия: развитие у обучающихся интереса к изучению природных и культурных объектов России, формирование представлений о ценности путешествий по родному краю как активной форме знакомства с окружающим миром, создание условий для активного познания обучающимися окружающей действительности, участия в различных проектах и акциях, направленных на осознание взаимодействия «природа – человек».


Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине и гордость за свою страну (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п.25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1.


Основные смыслы: Россия – удивительная страна, самая большая по территории в мире, с уникальным природным и географическим достоянием. Ценность красоты неповторимого природного наследия нашего Отечества и его сохранение является особой чертой жителей нашей страны. Путешествуя с семьей или друзьями, мы расширяем свой кругозор, обогащаем свой опыт, получаем новые знания и впечатления, благодаря которым мы можем еще больше гордиться нашей страной. Наблюдения за природой являются важной частью формирования научной картины мира и эмоционального интеллекта обучающихся. Важно не только изучать, исследовать великое достояние нашей страны, но и беречь и ценить его.


Планируемые результаты. Личностные:
  • осознавать важность сохранения географического, культурного и исторического наследия России, проявлять интерес к изучению окружающего мира;

  • испытывать гордость за природные и культурные богатства страны, родного края;

  • стремиться к расширению своих знаний в области окружающего мира, географии; проявлять интерес к фенологическим наблюдениям и исследованиям;

  • проявлять эмоциональный интерес к деятельности людей, связанных с географией, путешествиями.


Метапредметные:
  • проявлять интерес к истории развития географических открытий и путешествий в России;

  • иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; сравнивать её;

  • активно участвовать в формулировании выводов по прочитанному (прослушанному) тексту.


Партнёр занятия:

Русское географическое общество, https://www.rgo.ru/ru


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, занятие также предполагает использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с интерактивными заданиями, анализ текстовой информации и иллюстраций.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • презентация.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.


Мотивационная часть начинается с краткой беседы, ориентированной на актуализацию знаний обучающихся, и позволяет обратиться к личному опыту детей, чтобы они рассказали о своих путешествиях и поездках. И здесь очень важен тот эмоциональный фон, который появляется при обсуждении личного опыта и впечатлений обучающихся. Именно позитивная эмоциональная атмосфера диалога позволит озвучить важную мысль занятия «путешествие по местам нашей необъятной и прекрасной Родины – это увлекательное путешествие и источник вдохновения, это возможность узнать её просторы и увидеть её природный богатства». Продолжает раскрывать эту мысль в своём выступлении и федеральный спикер.

А затем ребятам предлагается просмотреть видеоролик и совершить виртуальное путешествие: от Баренцева до Японского моря. Просмотр видео позволит познакомить обучающихся с удивительными природными объектами нашей страны: Крым, Байкал, Кавказ, Камчатка и другие, а последующая беседа позволит подвести к следующему выводу: наша страна уникальна и неповторима, и сохранение её природных богатств ответственная задача каждого.


Часть 2. Основная.


Целью основной части занятия является знакомство с фенологическими наблюдениями. Обращаем внимание педагога, что фенология – это наука о наблюдениях за изменениями в живой и неживой природе по сезонам. Почему важно об этом говорить? Фенологические наблюдения являются ценным источником для решения важных задач. Например, в практическом плане фенологические наблюдения позволяют повысить продуктивность в различных отраслях сельского хозяйства и содержат данные, позволяющие устанавливать закономерности продуктивности различных сельскохозяйственных культур от хода сезонного развития природы. Современные исследователи также заинтересованы в изучении фенологических сдвигов в связи с климатическими изменениями.

Для практического представления материала, связанного с фенологией, обучающимся предлагается посмотреть игровой сюжет, который иллюстрирует взаимосвязи в осенней природе. Последующая беседа поможет ребят осознать практическую ценность фенологических наблюдений в деятельности людей. С этой же целью демонстрируется презентация о значимости наблюдений за природой в деятельности человека.

Для вовлечения обучающихся в практическую деятельность, направленную на осознание взаимодействия «природа – человек», учитель представляет проекты РГО

«Окружающий мир» (https://fenolog.rgo.ru/) и «Самая красивая страна» (https://photo.rgo.ru/). И в этом случае, безусловно, необходимо учитывать особенности региона, личный опыт обучающихся, а также информацию о тех мероприятиях, в которых принимает участие образовательная организация. Например, учитывая конкретные возможности образовательной организации, можно привлечь внимание к туризму, краеведческой деятельности, различным фенологическим исследованиям и экологическим проектам. Например, 15 сентября желательно, при наличии условий, организовать наблюдения во время экскурсии или прохождение маршрута по экологической тропе.

На заметку учителю. Фенологические наблюдения ведутся по следующим направлениям: метеорологические (температура воздуха, атмосферное давление, осадки, ветер), наблюдения за явлениями природы (листопад, ледоход, установление снежного покрова и др.), наблюдения за животными и растениями. Примеры фенологических изменений в природе:

Весна:

    • набухание почек берёзы, сбор берёзового сока;

    • зеленение травы на лугу/газоне;

    • выращивание рассады помидора;

    • прилёт птиц, брачные песни птиц;

    • выход из спячки и весенняя линька у животных (заяц, кошка).

Лето:

    • цветение берёзы, потом зеленение берёзы, заготовка берёзовых веников;

    • распускание и цветение одуванчика;

    • развитие помидора: рост, цветение, созревание (покраснение) плодов;

    • насиживание птицами яиц, кормление птенцов;

    • забота о детёнышах у млекопитающих (лисы, волки, зайцы).

Осень:

    • пожелтение берёзы, листопад, рассеивание семян берёзы;

    • пожелтение травы на луговине, газоне;

    • сбор урожая, в том числе сбор томатов;

    • отлёт птиц на юг, охота (идея: именно в это время года она целесообразна и наносит наименьший ущерб природе);

    • осенняя линька зайца, кошки, подготовка животных к спячке.

Зима:

    • состояние покоя у берёзы (но продолжают разлетаться семена);

    • луг и газон под снегом, садовые растения голы или укрыты от мороза;

    • оседлые птицы активны (воробьи, вороны, голуби, сороки, глухари),

кочующие птицы перемещаются к югу (появление снегирей, синиц, свиристелей);

    • спячка у животных, активность не впадающих в спячку животных.


Часть 3. Заключение.


В заключение занятия учитель обобщает представленный материал и подчёркивает, что ещё много интересного впереди, путешествия будут продолжены, ведь важно, уметь видеть и слышать, наблюдать и ценить красоту окружающего нас мира. Подводя итог, педагог предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма

«Паровозик из Ромашково» и сделать вывод: путешествуя с семьей или друзьями, мы расширяем свой кругозор, обогащаем свой опыт, получаем новые знания и впечатления, благодаря которым мы можем еще больше гордиться нашей страной.

На заметку учителю. Конечно, разговор о фенологии необходимо продолжить на уроках «Окружающего мира», так как наблюдения за природой являются важной частью формирования научной картины мира и эмоционального интеллекта обучающихся. Это могут быть регулярные экскурсия на пришкольный участок или водоём, в лес или парк для организации наблюдения за сезонными изменениями и проведением фенологических исследований. В этой связи также рекомендуется систематически использовать «Дневник наблюдений за погодой».


ПОСТРАЗГОВОР


Экскурсия на пришкольный участок или водоём, в лес или парк для организации наблюдения за сезонными изменениями и проведения фенологических исследований.

Просмотр видео на портале Русского географического общества, https://kino.rgo.ru/

Посещение краеведческих музеев, природных заказников и заповедников.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ


Русский язык: правила ведения записей в «Дневнике наблюдений».

Литературное чтение: чтение художественных и научно-познавательных произведений. В.В. Бианки «Лесная газета», Н.И. Сладков «Подводная газета», Г.А. Скребицкий «Детский календарь природы», Н.К. Чуковский «Водители фрегатов», В.Т. Коржиков «Весёлое мореплавание Солнышкина».

Окружающий мир: определение объектов наблюдений для фенологических исследований.

Технология: изготовление «Дневника наблюдения».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Книги Ф.Ф. Конюхова «Как я стал путешественником», «Тихий океан»,

«Антарктида».

Журнал «Юный натуралист», http://unnaturalist.ru/


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:


Благодарность учёным-исследователям, посвятившим свою жизнь изучению географического, культурного и исторического наследия России.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!