СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО. 8-9 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра» 19 сентября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО. 8-9 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра» 19 сентября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО. 8-9 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра» 19 сентября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

8-9 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра»

19 сентября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме:

«Невозможное сегодня станет возможным завтра»



Цель: формирование ценностного отношения к человеческой жизни, к творческим людям, интереса к открытиям и изобретениям на благо страны, воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину и ее будущее.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений, мечты.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом биографии К.Э. Циолковского.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/381/

  • распечатанный текст с биографией К.Э. Циолковского для групповой работы (см. методические рекомендации),

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-89-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/89/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-89-2/index.html?back_url=/topic/6/grade/89/#/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-presentation.pdf

  • плакат

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-poster.jpg

  • инструкция

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-instruction.pdf

  • дополнительные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/tsiolkovsky_qr-code_59.pdf



Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вступительное слово учителя о мечтах и фантазиях человека о звездном небе и космических полетах. Видеоролик и интерактивное задание представляют материал о планетах Солнечной системы.

Часть 2. Основная.

Слово учителя о великом ученом и изобретателе К.Э. Циолковском. Видеоролик об отдельных эпизодах жизни и творчества ученого.

Групповая работа с текстом биографии Циолковского. Интерактивное задание закрепляет полученную информацию.

Часть 3. Заключение.

Включает рефлексию, творческое задание и заключительное слово учителя.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (до 9 минут).

Учитель: Ребята, кто из вас не любит фантазировать? Думаю, что таковых нет. Человеку свойственно думать, надеяться, мечтать о чем-то высоком, порой несбыточном. Особую тайну для человечества заключает в себе небосвод с яркими, порой угасающими и падающим звездами. Тайна звезд всегда волновала людей, вот как об этом писал Сергей Есенин:

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Не одно поколение задавало себе вопросы:

Как они загораются,

Стужу гоня с планет?

Чем они остужаются?

Как погасить их свет?

Задавались ли вы такими вопросами? Выскажите свое суждение.

Учитель: Как называется наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел (планет, звёзд, астероидов и т. д.) и систем?

Видеоролик (часть №1, длительность до 0:55).

Демонстрация видео (дикторский текст)

Астрономия - это наука, которая занимается изучением Вселенной, а точнее всеми процессами, происходящими в ней.

Ее название состоит из двух греческих слов - «астрон» - светило (звезда) и «номос» - закон.

Астрономия является одной из древнейших наук во всем мире. Она возникла несколько тысячелетий назад в результате практических потребностей человечества.

Уже в древнем Вавилоне, Китае и Египте использовали первые знания науки для ориентирования по сторонам света и для измерения времени.

Сам термин «астрономия» появился благодаря таким ученым, как Пифагор и Гиппарх еще в III-II в. до н.э.

Учитель: Ребята, вспомните планеты солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Подумайте, почему они так названы.

Школьники предлагают свой вариант ответа.

Учитель: Действительно, кроме планеты Земля, названия планет Солнечной системы имеют мифологическое происхождение, что естественно, так как первые шесть планет нашей звездной системы изучались еще астрономами античности, и особенно в этом преуспели древние греки и римляне. Они-то и давали имена небесным телам в честь своих богов. Открытые уже в Новое время шестую и седьмую планеты было решено назвать, не изменяя традициям. При выполнении следующего задания нам понадобится знание мифологии.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ №1

Установление соответствий: необходимо соединить название планеты с ее характерным видом. Ответ должен соответствовать представленной таблице. Для успешного выполнения задания вспоминаем богов древнеримского пантеона (см. методические рекомендации). Соединяем в тройку:

Фото планеты, название, описание

Меркурий

Бог торговли, атрибутами которого являются крылатые шлем и сандалии, поэтому одноимённая планета самая быстрая.

Венера


Богиня любви и красоты, поэтому самая яркая и красивая планета названа этим именем.

Марс

Бог жестокой войны, олицетворение крови и жестокости, поэтому красная планета названа его именем.


Юпитер

Главный бог римского пантеона богов, праотец всех богов. В связи с этим самая крупная планета Солнечной системы названа его именем.


Сатурн

Божественный покровитель земледельцев, который зачастую изображался с серпом, поэтому планета с яркими крупными кольцами в виде серпа названа именем этого бога.

Уран

Отец титанов, покровитель неба. Голубая планета названа в его честь.

Нептун

Бог пресной воды и моря, которое бывает синего цвета. Синяя планета получила свое название в честь морского бога.



Часть 2. Основная (до 17 минут).

Учитель: Увлечение звездами, космосом становилось смыслом жизни многих людей, которые могли сказать о себе: Фантазия? Пусть! Я знаю! - и продолжать свое дело. Одним из них был Константин Эдуардович Циолковский - основоположник ракетодинамики и теоретической космонавтики, человек, опередивший свое время.

Видеоролик (часть2, начало с 0:56) рассказывает об отдельных эпизодах жизни и творчества К.Э. Циолковского.

Демонстрация видео (дикторский текст).

Русский учёный-самоучка, разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики, мыслитель, занимавшийся философскими проблемами освоения космоса, пламенный пропагандист, педагог, персональный пенсионер Советского Союза и орденоносец - и все это о нем, о Константине Эдуардовиче Циолковском. С детства, на протяжении своих 78 лет ученый болел космосом, идеей освоения космического пространства. Циолковский опубликовал за свою жизнь 148 работ (большей частью статей и небольших брошюр), в архиве сохранилось более 600 неопубликованных рукописей. Несмотря на то, что Циолковский жил в Калуге, вдали от научных центров, не владел ни одним иностранным языком, он вел большую переписку с зарубежными учеными, стремился распространять свои труды, заботясь не столько о своем приоритете, сколько о приоритете своей Родины. В 1909 - 1911 гг. ученому удалось запатентовать изобретение дирижабля в девяти странах: России, Германии, Франции, Бельгии, Австрии, Италии, Швеции, США и Великобритании.

Групповая работа с текстом

Учитель: Циолковский был разностороннее одаренной личностью. Работая в группах, необходимо подготовить короткие сообщения на 1-2 минуты по отдельным направлениям творчества ученого, а именно:

Циолковский - учитель.

Циолковский - философ.

Циолковский - изобретатель.

Циолковский - фантаст.

(Текст, по которому школьникам предстоит работать, дается в методических рекомендациях).

Учитель: Талантливый изобретатель Циолковский сделал ряд научных открытий в области ракетостроения и полетов в космос. Благодаря открытиям ученого через 22 года после его ухода из жизни был запущен первый советский спутник.

Давайте обсудим те выводы, к которым вы пришли, работая в группах.

Пожалуйста, представьте всем нам достижения Константина Эдуардовича в самых различных областях его творческой деятельности.

ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ №2

Игра «Что? Где? Когда?». К каждому утверждению даны четыре ответа. Задача - выбрать правильный ответ (ответы - их может быть несколько) (см. методические рекомендации).

Циолковский предложил

использовать старт ракет с наклонного уровня

новый способ вязания

теорию реактивного движения

новый способ крепления коньков

Циолковский создал изобретения

в своей квартире первую в России аэродинамическую лабораторию прототип первой аэродинамической трубы

холодильник

модель дирижабля

Циолковский предвосхитил появление

летательного аппарата

подводной лодки

многоступенчатой ракеты

кораблей на воздушной подушке

Циолковский написал

«Человек-амфибия»

«На Луне»

«Грёзы о Земле и небе»

«Вне Земли»

В каком городе жил Циолковский?

Москва

Королёв

Калуга

Самара

Какое изобретение Циолковскому удалось запатентовать в 9 странах?

Дирижабль

Подводную лодку

Космический корабль

Холодильник

Что именно Циолковский считал своим главным достижением?

космическую философию

модель дирижабля

участие в создании фильма

аэродинамическую лабораторию


Часть 3. Заключение (до 4 минут).

Рефлексия. Творческое задание.

Учитель: Согласны ли вы, что слова К.Э. Циолковского стали пророческими: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Насколько сбылись предсказания ученого?

По итогам занятия вам предлагается по выбору:

Ответить письменно на вопрос: «Реализовались ли грёзы о Земле и небе в жизни К.Э. Циолковского?»

Познакомиться с проектами, посвященными 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского, на сайте Государственного музея истории космонавтики в Калуге и рассказать о них своим одноклассникам. Можно сделать презентацию по проектам.

Итоговое слово учителя

Великие мечтатели! Ими движется мир и эволюция. Без таких людей, как К.Э. Циолковский, возможно, и освоение космоса не было бы столь успешным. Поэтические строки Михаила Дудина в полной мере можно отнести к жизненному подвигу нашего соотечественника и великого мечтателя Циолковского.

Икары гибнут на лету,

Но через гибели удары

Всё дальше дерзкую мечту

Несут крылатые Икары.

Встречая гибель грудью в грудь

И презирая пораженья,

Они прокладывают путь

Через земное притяженье.

Их души подвигом живут

До предпоследнего усилья,

И к звёздам мужество зовут

Пространством сломанные крылья.

Как звёзды, светят имена

Героев, чьи пути прекрасны.

Глухой Вселенной времена

Над дерзким мужеством не властны.










Разговоры о важном

Методические рекомендации

165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО

8-9 классы. «Невозможное сегодня станет возможным завтра»

19 сентября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме:

«Невозможное сегодня станет возможным завтра»

Цель: формирование ценностного отношения к человеческой жизни, к творческим людям, интереса к открытиям и изобретениям на благо страны, воспитание чувства патриотизма, ответственности за свою Родину и ее будущее.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений, мечты (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом биографии К.Э. Циолковского.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/381/

  • распечатанный текст с биографией К.Э. Циолковского для групповой работы (см. методические рекомендации),

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-89-1/index.html?back_url=/topic/6/grade/89/#/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/tsiolkovsky-89-2/index.html?back_url=/topic/6/grade/89/#/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-presentation.pdf

  • плакат

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-poster.jpg

  • инструкция

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-instruction.pdf

  • дополнительные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/tsiolkovsky-89-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/qr_code/tsiolkovsky_qr-code_59.pdf




Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Задача - подготовить учащихся к восприятию темы, акцентировать внимание школьников на роли мечты и ее реализации в жизни человека.

Занятие начинается со слов учителя о мечтах и фантазиях. Отправной точкой к беседе становятся строки Сергея Есенина о звездах и вопросы, заданные в стихотворении Эдуардом Асадовым. Ребятам предлагается поразмышлять над этими вопросами, высказать свое суждение.

С астрономией учащимся 8-9 классах еще только предстоит

познакомиться, однако некоторыми знаниями по астрономии, а также по истории и литературе они обладают. Учитель предлагает назвать науку о Вселенной, которая изучает небесные тела (астрономия). В подтверждение сказанного показывается видеоролик о звездах и планетах. Если в школе нет возможности его показать, можно предложить посмотреть карту звездного неба.

Видеоролик (часть №1, длительность до 0:55) рассказывает о небесном своде, о звездах и планетах.

Следующий этап работы связан со знанием основ мифологии. Учитель предлагает учащимся назвать планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. А также подумать, почему они так названы. Здесь будут задействованы знания ребят по астрономии (базовые), древней истории, литературе (мифы Древней Греции и Рима). Подводя итоги ответам учащихся, учитель делает вывод о мифологическом происхождении названий всех планет, кроме Земли. Все планеты названы именами римских богов.

Для выполнения интерактивного задания необходимо помнить, что названия планет непосредственно связаны с функциями богов, в честь которых они названы, и с их характерными чертами. Итак:

Меркурий - бог торговли, атрибутами которого являются крылатые шлем и сандалии, поэтому одноимённая планета самая быстрая.

Венера - богиня любви и красоты, поэтому самая яркая и красивая планета названа этим именем.

Марс - бог жестокой войны, олицетворение крови и жестокости, поэтому красная планета названа его именем.

Юпитер - главный бог римского пантеона богов, праотец всех богов. В связи с эти самая крупная планета Солнечной системы названа его именем.

Сатурн (отец Юпитера) - божественный покровитель земледельцев, который зачастую изображался с серпом, поэтому планета с яркими крупными кольцами в виде серпа названа именем этого бога.

Нептун - бог пресной воды и моря, которое бывает синего цвета. Синяя планета получила свое название в честь морского бога.

Уран - отец титанов, покровитель неба. Голубая планета названа в его честь.


Часть 2. Основная.

Задача - представить жизнь и деятельность К.Э. Циолковского как пример развития и самореализации человека, стремящегося к претворению в жизнь своей мечты во имя блага страны и последующих поколений.

Разговор о звездах и планетах, о мечтах и фантазиях подводит учащихся к знакомству с основоположником ракетодинамики и теоретической космонавтики, человеком, опередившим свое время, К.Э. Циолковским.

Видеоролик (часть № 2, начало с 0:56) рассказывает об отдельных эпизодах жизни и творчества К.Э. Циолковского. Если в школе отсутствует возможность продемонстрировать видеоролик, можно показать ребятам альбом, портрет и др. ученого.

Важным этапом занятия должна стать групповая работа с текстом, содержащим биографию ученого. Учащимся, распределившимся на четыре группы, предлагается единый текст, распечатанный по одному экземпляру на парту. Задача каждой группы: вычленить в данном тексте материал по одной их выбранных тем:

Циолковский - учитель.

Циолковский - философ.

Циолковский - изобретатель.

Циолковский - фантаст.

Группа должна в течение одной-двух минут выбрать из текста информацию по своей теме, составить свой микротекст и представить его классу. В этой работе решаются несколько задач: учащиеся, чтобы найти нужные сведения, должны прочитать весь текст; реализуется метапредметное умение анализировать и выделять главное; формируется умение работать в группе; отрабатываются речевые навыки.

ТЕКСТ

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — русский и советский учёный-самоучка, разрабатывавший теоретические

вопросы космонавтики, и занимавшийся философскими проблемами освоения космоса. Циолковский не получил системного образования (проучился четыре года в Вятской гимназии и три года занимался самообразованием). В 1879 году сдал экзамен на звание народного учителя и до 1921 года преподавал математику и физику в училищах Боровска и Калуги, параллельно пытаясь заинтересовать научное сообщество своими проектами аэропланов и цельнометаллического дирижабля, а впоследствии — и ракетной техники.

Циолковский за учительские успехи был награждён орденом Св. Станислава третьей степени (1906). В 1920 году был принят членом Русского общества любителей мироведения, удостоился персональной пенсии советского правительства, а в 1932 году — ордена Трудового Красного Знамени.

Циолковский охотно приглашал к себе любопытствующих, демонстрировал свои модели дирижаблей и распространял брошюры. Ученый опубликовал за свою жизнь 148 работ (большей частью статей и небольших брошюр), в архиве сохранилось более 600 неопубликованных рукописей.

Среди теоретических трудов изобретателя: «К вопросу о летании посредством крыльев» (1890—1891); статья «Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина» увидела свет в журнале «Наука и жизнь» в 1894 году, «Возможен ли металлический аэростат?» - в 1893 году, «Второе начало термодинамики» - в 1914 году.

Главным своим достижением Циолковский считал разработанную им космическую философию, которую определял как раскрытие смысла жизни и цели человечества на пути к «совершенному и прекрасному» будущему. В своей основе его космическая философия была вариантом религиозной доктрины спасения, которую сам автор считал более оптимистической, нежели предшествующие религиозные варианты. Среди философских работ Циолковского «Горе и гений» (1916) и «Будущее Земли и человечества» (1928), которые были опубликованы при жизни ученого, а «Идеальный строй жизни» (1917) увидел свет лишь в 2001 году.

Циолковский рассуждал, что, поскольку счастье человечества зависит от количества гениев, необходимость максимального увеличения народонаселения диктует необходимость освоения не только суши, гидросферы и атмосферы Земли, но и космического пространства

Циолковский писал научно-популярную фантастику. Ещё в 1887 году он написал большой рассказ или маленькую повесть «На Луне», повести «Грёзы о Земле и небе» (1895), «Вне Земли», научно-фантастической зарисовки «На Весте» (1930).

Среди научных открытий ученого: предложение использовать старт ракет с наклонного уровня; создание первой в стране модели аэродинамической трубы; разработка теории реактивного движения; опыт разработки кораблей на воздушной подушке; опыт создания космического лифта и многоступенчатые ракеты.

Талантливый изобретатель, сделавший ряд научных открытии в области ракетостроения, посвятил всю свою жизнь на создание летательного аппарата, позволяющего достигнуть космических пространств. До запуска первого советского спутника оставалось 22 года.

Интерактивное задание №2 «Что? Где? Когда?» является логическим продолжением групповой работы, своеобразным тестом. К каждому утверждению даны четыре ответа, из них нужно выбрать правильный или правильные. Правильных ответов может быть один или несколько. Задание также может быть подготовлено на карточках или записано на доске.


Часть 3. Заключение.

Рефлексия. Творческое задание.

Учитель подводит итоги занятия, предлагает поразмышлять над словами К.Э. Циолковского, подумать над вопросом: насколько сбылись предсказания ученого? По итогам занятия предлагается выполнить задания по выбору и по желанию:

Ответить письменно на вопрос: «Реализовались ли грёзы о Земле и небе в жизни К.Э. Циолковского?»

Познакомиться с проектами на сайте Государственного музея истории космонавтики в Калуге, посвященными 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского.


Итоговое слово учителя.

Завершается занятие на эмоциональной ноте, звучит стихотворение Михаила Дудина. Это может быть выразительное чтение с листа заранее подготовленного ученика.


Результаты занятия: понимание учащимися того, что Россия является одной из ведущих космических держав, была ею и остается. Именно К.Э. Циолковский обосновал возможность покорения космоса, и без его открытий не было бы современной космонавтики - это повод для гордости.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

- тема занятия;

- ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

- основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

- ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

- творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

- любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!