СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «День российской науки» 1-2 классы. 6 февраля 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «День российской науки» 1-2 классы. 6 февраля 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «День российской науки» 1-2 классы. 6 февраля 2023 г.»




РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

День российской науки

1-2 классы

6 февраля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ»

Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, самореализация и развитие.

Планируемые результаты.

Личностные:

испытывать гордость за успехи своей страны в области научных открытий;

- стремиться к расширению своих знаний о достижениях в различных областях науки;

- проявлять эмоциональный интерес к деятельности людей разных научных профессий.

Метапредметные:

  • проявлять интерес к истории развития научных открытий и изобретений в России;

  • иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; сравнивать её;

  • активно участвовать в формулировании выводов по прочитанному (прослушанному) тексту.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с интерактивными заданиями, анализ текстовой информации и иллюстраций.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/science-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/science-12-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/1782/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/science-12-dop2.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/science-12-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/science-12-1/index.html?back_url=/topic/36/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/science-12-2/index.html?back_url=/topic/36/grade/12/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

В начале занятия организуется беседа о празднике «День российской науки», важности изобретений и открытий в жизни каждого человека.

Часть 2. Основная

В основной части обучающиеся знакомятся с государственным праздником - Днём российской науки, его историей: открытием в Санкт- Петербурге первой в России Академии наук, с изобретениями И. П. Кулибина, с открытиями российских учёных в современном мире. С целью активизации деятельности обучающихся предлагается выполнить несколько интерактивных заданий. Важным моментом основной части станет обсуждение личного опыта обучающихся, связанного с их интересами и предпочтениями в области различных наук.

Часть 3. Заключение

Обобщение материалов занятия, подведение его итогов.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель.

Почему пингвины не летают? Почему голуби всегда могут найти дорогу домой? Сколько раз можно сложить обычный лист бумаги? А вы знаете ответы на эти вопросы?

(Ответы детей).

Учитель.

Нас окружали и окружают сто тысяч «почему?», и всегда находится человек или группа людей, которые первыми находят ответы на эти вопросы.

Это учёные. Именно открытия учёных изменяют нашу жизнь: появляется новый транспорт, мы больше узнаём о космосе, о человеке, обо всём, что нас окружает.

Учитель.

Без науки не может развиваться наше общество. Это учёные создают проекты зданий, конструируют разнообразные машины, разрабатывают различные материалы, изобретают новые лекарства от болезней, пишут учебники, по которым вы учитесь.

Часть 2. Основная

Учитель.

И 8 февраля в нашей стране отмечают праздник - День российской науки. Это праздник людей разных профессий, которые связали свою жизнь с исследованиями и наукой.

Давайте посмотрим видеоматериал об учёных.

Демонстрация видео (дикторский текст).

С давних времён человек пытался ответить на вопросы: как устроен мир? Почему день сменяет ночь? Почему плавятся металлы? Почему идёт дождь, и летают птицы?

И со временем, отвечая на множество вопросов, люди построили корабли, автомобили и паровозы, посмотрели в небо сквозь линзы телескопов.

А сейчас мы уже привыкли, что книги стали электронными, телескопы отправляются в далёкий космос, а операции делает лазер.

И всё это стало возможным благодаря учёным.

Кто же такие учёные? Учёные - это люди, изучающие явления и объекты в области какой-то науки: физики, химии, астрономии,

математики, медицины, истории и многих других.

Цель их работы - узнавать новое и изучать неизвестное в окружающем нас мире. И использовать эти знания на благо людей.

Так, например, изучая строение кожи акулы, учёные создали костюмы для пловцов с целью увеличения их скорости.

Благодаря химикам, были изобретены новые материалы, различного рода пластики.

В конце XX века российские учёные в Антарктиде обнаружили большое озеро подо льдом. Озеро назвали «Восток», по названию полярной станции, которая находится над ним.

Всё озеро находится под слоем льда толщиной около 4 километров, и было изолировано от внешнего мира более миллиона лет назад.

Пробы, собранные нашими учёными, помогут определить, какие живые организмы приспособились к жизни в таких суровых условиях.

Ещё одно научное открытие российских учёных - самый большой космический радиотелескоп. Он позволяет эффективно изучать всё, что происходит в космосе.

И в наше время наука и технологии продолжают стремительно развиваться. Множество открытий ещё впереди. И, возможно, какие-то открытия сделаете именно вы!

Учитель.

Часто говорят «учёные задумались». В чём же основная цель работы учёных?

(Ответы детей).

Учитель.

А почему День российской науки отмечают именно 8 февраля? Это дата связана с решением Петра I. Именно 8 февраля 1724 года Пётр I подписал Указ об основании Академии наук. Академия отличалась тем, что в ней могли учиться все желающие, независимо от их финансового положения. Главное, чтобы они стремились к знаниям.



Учитель.

Одним из членов Академии наук был Иван Петрович Кулибин. Рассмотрите его портрет. Как он выглядит? Какие предметы его окружают?

(Ответы детей: Кулибин нарисован совсем старым, с седой бородой, он сидит у стола. На столе мы видим перо, листы бумаги, чертежи, телескоп).

Учитель.

Почему именно эти предметы изобразил художник?

(Ответы детей: они связаны с его деятельностью).

Учитель.

Познакомимся с деятельностью Ивана Петровича Кулибина. Родился он в апреле 1735 года в Нижегородской области в семье купца. Воспитывали его строго, и к труду мальчика приучился с раннего детства. Ему нравилось читать, конструировать механические игрушки. В 23 года Кулибин стал владельцем собственной часовой мастерской.

Учитель.

Вот такие чудесные часы-яйцо придумал и изготовил Иван Кулибин, чтобы подарить их российской императрице Екатерине II. Часы имеют форму гусиного яйца, сделаны из металла, позолочены. Часы умеют отбивать время: час, полчаса и четверть часа, а в полдень часы играют гимн, который Иван Кулибин сочинил в честь императрицы. Подарок так понравился императрице, что она предложила талантливому мастеру переехать в Петербург и возглавить механические мастерские Академии наук.


Учитель.

Кулибин был знаменитым мастером технических устройств, прекрасно владел слесарным и токарным делом. Работая в мастерских, изобрёл фонарь- прожектор, создал модель моста через Неву, конструировал речные суда.

Учитель.

А как вы думаете, почему Кулибин всю жизнь что-то изобретал? Какими качествами он обладал?

(Ответы детей).


Учитель.

Сделаем вывод: для чего необходим труд учёных, их исследования, опыты, изобретения?

(Ответы детей: любое новое изобретение развивает общество).

Учитель.

Многие открытия учёным подсказала сама природа.

Интерактивное задание №1. Чему человек научился?

Содержание задания: на экране появляются фотографии с несколькими объектами: вертолёт, застёжка-липучка, водоотталкивающие материалы, Останкинская башня. Исходя из уровня подготовленности класса, учитель выбирает для показа 1-2 ролика, чтобы продемонстрировать, что многие открытия учёным подсказали объекты живой природы.

материалы

Вертолёт (дикторский текст).

Идея спроектировать первый вертолёт появилась у конструктора Игоря Ивановича Сикорского, когда он наблюдал за стрекозой. Машина повторяла удивительные свойства насекомого: она взлетала с места без разбега, зависала в воздухе, обладала высокой манёвренностью и без пробега садилась.

Застёжка-липучка (дикторский текст).

Идея создания застёжки-липучки появилась благодаря репейнику. Если рассмотреть головки репейника вблизи, то можно увидеть крохотные крючки. За счёт них репейник цепляется к ткани и шерсти животных. Этот принцип был взят за основу при создании застёжки-липучки. Сначала такие застежки использовались в снаряжении космонавтов, аквалангистов и горнолыжников, а затем стали обычной деталью повседневной одежды и обуви.

Останкинская телебашня (дикторский текст).

Прообразом Останкинской телебашни послужила перевёрнутая лилия: цветок с крепкими лепестками и толстым основательным стеблем. Такой вид конусообразного основания выступает в качестве прочной опоры. В основании башни десять лепестков.

Водоотталкивающие материалы (дикторский текст).

Листья и лепестки лотоса устроены так, что вода, которая на них попадает, не растекается и не впитывается, а сворачивается в шарообразные капли. Эти капли стекают вниз, очищая растение от пыли. Такая особенность, крайне низкая смачиваемость поверхности, называется эффект лотоса. Он был взят учёными за основу при создании водоотталкивающих материалов.

Учитель.

Многие открытия уже сделаны, а значит ли это, что в нашей жизни они уже не случаются? Как вы думаете? Объясните.

(Ответы детей).

Учитель.

Конечно, открытия происходят и в наши дни. И мы с вами уже познакомились с некоторыми примерами на нашем занятии. Давайте узнаем и о других открытиях, сделанных российскими учёными.

Интерактивное задание №2 «Открытия XXI века».

Содержание задания: на экране появляются фотографии с научными открытиями и карточки со словами-названиями. Обучающимся необходимо правильно соединить фото со словами: география, медицина, археология, космос. При правильном соединении появляется дополнительная информация


Учитель.

Вот такие интересные открытия были сделаны российскими учёными. А почему мы говорим о важности открытий? Как они изменяют нашу жизнь? Порассуждаем.

(Ответы детей).

Учитель.

Сделаем вывод: открытие вакцины от коронавируса остановило

распространение болезни, помогло и ещё поможет спасти жизни многих людей. Открытие учёными озера, которое было скрыто в Антарктиде подо льдом, может помочь изучению жизни микроорганизмов в таких суровых условиях. Изучение космоса - это возможность шагнуть на другие планеты, а открытия археологии - это вклад в изучении не только истории нашей планеты, но и возможность лучшего понимания развития нас, как человека.

Учитель.

Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать учёный?

(Ответы детей: любознательность, терпение, усидчивость, целеустремленность, уметь работать с другими людьми).

Учитель.

А в школе вы занимаетесь наукой? Какие уроки, темы, внеклассные и внешкольные занятия вам интересны?

(Ответы детей: мы получаем знания, которые помогут решать новые задачи и проблемы. Мы на экскурсиях наблюдаем жизнь природы, проводим опыты, учимся объяснять их результаты. Мы предполагаем, что будет, если так сделать..., учимся доказывать своё мнение, своё решение).

Методический комментарий.

При организации беседы важно учитывать личный опыт обучающихся, и информацию о тех мероприятиях, в которых принимает участие конкретная образовательная организация. Например, здесь можно привлечь внимание к проектной деятельности, участию в олимпиадах, предметных неделях и так далее.

Часть 3. Заключительная

Учитель.

Вот и подходит к концу наше занятие, но мы с вами ещё обязательно вернёмся к теме научных достижений. Подумайте, почему так важно было открытие Академии наук? В чём было её назначение?

(Ответы детей).

Учитель.

На протяжении многих лет Академия наук меняла своё название, но сохраняла своё основное назначение - способствовать научным достижениям во всех областях жизни человека. В настоящее время Академия включает большое количество лабораторий, центров, научных институтов, библиотек для различных исследований.

Учитель.

О каких открытиях вы узнали? Какие из них вас удивили или заинтересовали? Расскажите.

(Ответы детей).

Учитель.

Если у вас есть мечта заниматься наукой в области математики или биологии, искусства или литературы, астрономии или языка, или каким-то другим направлением, то вы должны воспитывать у себя качества, которые мы называли: любознательность, наблюдательность, трудолюбие и целеустремлённость.

В нашей стране созданы все условия для того, чтобы заинтересовать вас наукой, поддержать стремление ею заниматься. Созданы детские технопарки и центры, и вот уже несколько лет проводится Всероссийский фестиваль науки «Nauka 0+», на котором каждый находит что- то для себя интересное.

Думаю, что достижения российской науки интересны не только вам, но и вашим родным, поэтому можно вместе с ними посмотреть сайт наука.рф, на котором вы можете узнать много интересного, найти ответы на вопросы, которые прозвучали в начале нашего занятия: почему пингвины не летают? Как голуби находят дорогу домой? Как роботы улучшают нашу жизнь?

Я желаю вам много интересных открытий!

Методический комментарий.

Ссылки на материал сайта наука.рф размещены в дополнительном материале.


























РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

День российской науки

1-2 классы

6 февраля 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ НАУКИ»



Цель занятия: воспитание у обучающихся интереса к науке, уважения к людям науки и их достижениям, формирование понимания значимости труда людей разных профессий для развития российской науки и улучшения качества жизни людей.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, самореализация и развитие.

Планируемые результаты.

Личностные:

испытывать гордость за успехи своей страны в области научных открытий;

- стремиться к расширению своих знаний о достижениях в различных областях науки;

- проявлять эмоциональный интерес к деятельности людей разных научных профессий.

Метапредметные:

  • проявлять интерес к истории развития научных открытий и изобретений в России;

  • иметь общее представление об анализе текстовой и видеоинформации; сравнивать её;

  • активно участвовать в формулировании выводов по прочитанному (прослушанному) тексту.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя работу с интерактивными заданиями, анализ текстовой информации и иллюстраций.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/science-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/science-12-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/1782/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/science-12-dop2.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/science-12-presentation.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/science-12-1/index.html?back_url=/topic/36/grade/12/

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/science-12-2/index.html?back_url=/topic/36/grade/12/


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с краткой беседы, ориентированной на актуализацию знаний обучающихся, и позволяет обратиться к личному опыту детей. В продолжение разговора подчёркивается значимость государственного праздника - Дня российской науки. Сегодня Россия занимает лидирующие позиции во многих научных направлениях, от которых будет зависеть прогресс в биотехнологиях, астрофизике, материаловедении и других областях науки. Поэтому наряду с беседой об учёных прошлого важно на занятии поговорить и о современных открытиях, представив их на доступном детям языке.

Часть 2. Основная

Основная часть занятия начинается с просмотра видеоматериала, на основе которого потом строится беседа о важности изобретений и открытий в жизни каждого человека. В продолжение разговора о Дне российской науки обучающиеся знакомятся с его историей: открытием в Санкт-Петербурге первой в России Академии наук.

Делая переход от создания Академии к личности учёного, учитель предлагает обучающимся рассмотреть портрет И. П. Кулибина, члена Академии наук, и высказать предположения о том, что в портрете указывает на изобретателя, над чем он работает. Например, так: «Ребята, давайте подумаем, что могло быть в руках у учёного? Чертёжный или измерительный инструмент, перо, карандаш. На картине Иван Кулибин измеряет расстояние. Чем он может проводить измерение? Линейкой или циркулем». Если позволит время, то учитель может обратить внимание детей на особенность циркуля. Он предназначен для измерений (у него на обеих ножках иголки), с его помощью не получится нарисовать окружность (нет карандаша). Другое название такого циркуля - кронциркуль.

Затем следует рассказ об И. П. Кулибине. Так как обучающиеся уже с первого класса выступают у доски с ответами, то можно поручить первокласснику или второкласснику выступить в роли рассказчика о детстве И. П. Кулибина или о часах, подаренных Екатерине II.

Следующий этап основной части - обсуждение современных изобретений и открытий, их важности для жизни людей. Это поможет подвести обучающихся к выводу о необходимости труда учёных, их изобретений и опытов. С этой целью предлагается выполнить ряд интерактивных заданий. Они подобраны так, чтобы с ними могли справиться обучающиеся с разным уровнем подготовки и познавательной активности.

Интерактивное задание №1. Чему человек научился?

Содержание задания: на экране появляются фотографии с несколькими объектами: вертолёт, застёжка-липучка, водоотталкивающие материалы, Останкинская башня. Исходя из уровня подготовленности класса, учитель выбирает для показа 1-2 ролика, чтобы продемонстрировать, что многие открытия учёным подсказали объекты живой природы.



Вертолёт (дикторский текст).

Идея спроектировать первый вертолёт появилась у конструктора Игоря Ивановича Сикорского, когда он наблюдал за стрекозой. Машина повторяла удивительные свойства насекомого: она взлетала с места без разбега, зависала в воздухе, обладала высокой манёвренностью и без пробега садилась.

Застёжка-липучка (дикторский текст).

Идея создания застёжки-липучки появилась благодаря репейнику. Если рассмотреть головки репейника вблизи, то можно увидеть крохотные крючки. За счёт них репейник цепляется к ткани и шерсти животных. Этот принцип был взят за основу при создании застёжки-липучки. Сначала такие застёжки использовались в снаряжении космонавтов, аквалангистов и горнолыжников, а затем стали обычной деталью повседневной одежды и обуви.

Останкинская телебашня (дикторский текст).

Прообразом Останкинской телебашни послужила перевёрнутая лилия: цветок с крепкими лепестками и толстым основательным стеблем. Такой вид конусообразного основания выступает в качестве прочной опоры. В основании башни десять лепестков.

Водоотталкивающие материалы (дикторский текст).

Листья и лепестки лотоса устроены так, что вода, которая на них попадает, не растекается и не впитывается, а сворачивается в шарообразные капли. Эти капли стекают вниз, очищая растение от пыли. Такая особенность, крайне низкая смачиваемость поверхности, называется эффект лотоса. Он был взят учёными за основу при создании водоотталкивающих материалов.

Интерактивное задание №2 «Открытия ХХ1 века».

Содержание задания: на экране появляются фотографии и карточки со словами-названиями. Обучающимся необходимо правильно соединить фото со словами: география, медицина, археология, космос. При правильном соединении появляется дополнительная информация о современных открытиях российских учёных.



После работы с интерактивным заданием важно сделать вывод о важности современных российских открытий: открытие вакцины от коронавируса остановило распространение болезни, помогло и ещё поможет спасти жизни многих людей. Открытие учёными озера, которое было скрыто в Антарктиде подо льдом, может помочь изучению жизни микроорганизмов в таких суровых условиях. Изучение космоса - это возможность шагнуть на другие планеты, а открытия археологии - это вклад в изучении не только истории нашей планеты, но и возможность лучшего понимания развития нас, как человека.

При недостатке времени, особенно в первом классе, педагог может ограничиться 1-2 открытиями из 4 предложенных в интерактивном задании.

В ходе дальнейшего обсуждения педагог подводит школьников к мысли о важности школьных знаний для них, так как они дают возможность в перспективе выбрать ту область наук, которая наиболее интересна обучающимся. При организации беседы важно учитывать личный опыт обучающихся, а также те мероприятия, в которых принимает участие конкретная образовательная организация. Например, здесь можно привлечь внимание к проектной деятельности, участию в олимпиадах, предметных неделях и так далее. В случае необходимости учитель может помочь ребятам сделать выводы.

Часть 3. Заключение

В заключение занятия учитель обобщает представленный материал и подводит итоги: школьники узнали о Дне российской науки, об открытиях российских учёных в XXI веке, о качествах, которые нужны учёному, изобретателю (любознательность, терпение, усидчивость и целеустремленность, умение работать с другими людьми).

Обучающиеся также отвечают на вопрос: какие открытия вас заинтересовали? Это могут быть открытия из видеоролика или беседы. Для некоторых ребят слово «заинтересовали» будет означать, что они готовы поинтересоваться открытием более детально, узнать о его применении, направлениях совершенствования. С этой целью учитель может предложить познакомиться с дополнительной информацией, представленной на сайте наука.рф. Ссылки на материал сайта наука.рф размещены в дополнительном материале.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!