СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 10-11 классы 23 января 2023г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 10-11 классы 23 января 2023г.

Видеообращение Н. Касперской

 

 

Видеообращение Е. Крида

 

 

Видеообращение Р. Газизова

 

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 10-11 классы 23 января 2023г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

Кибербезопасность

10-11 классы

23 января

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.

Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов, учебную игру и включает в себя анализ информации, групповую работу.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-method_recom.pdf

  • иллюстративные материалы и инструкции к игре

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop2.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop3.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop4.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop5.pdf

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation3.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation4.pdf

  • видеоролики

https://razgovor.edsoo.ru/video/1612/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1611/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1613/

  • интерактивный элемент

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/media-1/index.html?back_url=/topic/34/grade/1011/


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Анонс темы и просмотр мотивационного ролика.

Часть 2. Основная. ДВА ВАРИАНТА.

Вариант первый (для педагогов и обучающихся, обладающих повышенным уровнем компетенций в области ИТ).

Игра на тему кибербезопасности в группах. Разбор и обсуждение предлагаемых ситуаций и вывод правил безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов. Обсуждение вопросов, связанных с правилами информационной безопасности.

Вариант второй.

Игра в группах на тему безопасного поведения в Интернете. Разбор и обсуждение предлагаемых ситуаций и вывод правил безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов. Обсуждение вопросов, связанных с правилами поведения в интернете.

Часть 3. Заключение.

Подведение итогов занятия: фиксация правил, которые узнали

обучающиеся, просмотр закрепляющего видеоролика от эксперта информационной безопасности.

Сценарий занятия. ВАРИАНТ №1.

Часть 1. Мотивационная (до 5 минут).

Педагог.

Ребята, сегодня наше занятие посвящено кибербезопасности. Жизнь современного человека трудно представить без цифровых сервисов и приложений. Мы используем их для решения самых разных повседневных задач. При этом онлайн-среда связана не только с массой полезных возможностей, но и с рисками для безопасности пользователя. Именно поэтому так важно развивать собственную цифровую грамотность, знать о возможных рисках и владеть разными методами защиты, в том числе и технологическими. Также сфера кибербезопасности активно развивается, поэтому это ещё и перспективное направление для профессионального развития. О том, почему важно быть внимательными в цифровом мире, вам расскажет Наталья Ивановна Касперская — глава компании InfoWatch [Инфо-вОтч].

Демонстрация видео с Н. И. Касперской.

Педагог.

В продолжение занятия предлагаю вам погрузиться в настоящее состязание кибермошенников и специалистов по информационной безопасности. Мы проведем командную игру и научимся противостоять киберугрозам, разберём типичные сценарии атак и узнаем, как пользователи могут себя защищать.

Часть 2. Основная (до 20 минут).

Описание игры «Кибербезопасность».

Класс делится на две команды - «Кибермошенники» и «Специалисты по информационной безопасности» (как вариант, можно предложить разделить класс на несколько команд - специалистов по информационной безопасности; в этом варианте педагог сам озвучивает все карточки с киберугрозами).

Каждая команда получает набор карточек с возможными действиями (см. дополнительные материалы).

Механика игры:

  1. Педагог выбирает одну из карточек-угроз (в любой последовательности) и озвучивает её.

  2. Задача команды «Кибермошенники» — подобрать из набора карточек с действиями те, что злоумышленники типично используют в такой ситуации.

  3. Задача команды «Специалисты по информационной безопасности» - оставить план защиты из своего набора карточек-действий и описать модель поведения пользователя.

На обсуждение отводится 3-5 минут.

  1. «Кибермошенники» презентуют свой вариант плана «нападения», а «специалисты по информационной безопасности» - план защиты.

  2. Педагог оценивает, отражена ли атака (при необходимости используя ключи к ситуациям, в которых представлены примерные планы атаки и защиты), если да, то присваивает балл команде «специалистов по ИБ».

Возможен вариант выбора команды экспертов из числа детей, которые будут качественно оценивать планы действий команд и при необходимости дополнять их.

Тематики заданий из сферы кибербезопасности, которые встречаются в игре:

  • фишинговые ссылки;

  • социальная инженерия;

  • защита личной информации;

  • защита профиля.

Карточки-угрозы, карточки-действия для команды «Кибермошенники» и «Специалисты по информационной безопасности», ключи к ситуациям представлены в Приложении к сценарию и дополнительных материалах.

Пример проведения одного тура игры «Кибербезопасность».

Педагог.

Итак, герой нашей истории молодой ученый Алексей, который давно ведёт свой профиль, у него много подписчиков, интересные и полезные научно-популярные публикации — потерять аккаунт для него будет обидно.

Первая угроза: кибермошенники пытаются совершить кражу профиля Алексея через взлом логина/пароля.

Педагог.

Команда «Кибермошенников» из своих карточек-действий составляет план атаки. Вам нужно отобрать те действия, которые злоумышленники

типично используют в такой ситуации (можете добавить свои варианты действий).

Команда «Специалистов по информационной безопасности» составляет из своих карточек план защиты. Ваша задача - собрать эффективную при такой угрозе модель поведения для пользователя (можете добавить свои варианты действий).

Работа в группе 3-5 минут.

Педагог.

Время для обсуждения закончилось, давайте дадим слово каждой группе и узнаем, какие планы получились у команд. Слово команде «кибермошенников».

(Ответ представителей команды «кибермошенников».)

Педагог.

Теперь время ответить на атаку, вторая команда, вам слово.

(Ответ представителей команды «специалистов по информационной безопасности».)

Педагог.

С учетом планов команд я могу объявить победителей этого тура

(Педагог комментирует ответы команд, при необходимости используя ключ с примерными планами атак и защиты, и называет команду-победителя первого тура.).

Следующие туры проходят по такой же схеме. Количество туров педагог определяет самостоятельно.

Методический комментарий.

Игра может проходить и в формате, когда все обучающиеся играют роль специалистов по информационной безопасности.

В таком варианте педагог озвучивает угрозу и выводит на экран примерный план атаки кибермошенников (из ключа к ситуациям, представленным в приложении).

Задача - всем вместе найти вариант отражения атаки и обезопасить профиль молодого ученого Алексея.

Педагог.

Теперь вы знаете чуть больше о том, как действуют мошенники онлайн и как можно предусмотреть риски. Это была отличная тренировка для вас.

Предлагаю вам из тех полезных правил для пользователя, что мы сегодня услышали и из тех, что вы можете назвать самостоятельно, составить список - топ-5 полезных привычек кибербезопасности, которые каждый из нас может начать придерживаться с сегодняшнего дня.

Обучающиеся предлагают полезные привычки кибербезопасности, педагог модерирует составление списка.

Педагог.

Спасибо вам за ваши идеи и комментарии, предлагаю подвести итоги занятия.

Часть 3. Заключение (до 5 минут).

Педагог.

Сегодня мы рассмотрели ситуации, когда пользователи не задумываются о последствиях своих действий и сами ставят себя под угрозу. Наша ответственность как пользователей цифровых сервисов — быть внимательными и стремиться повышать уровень своей цифровой грамотности. Теперь мы можем соблюдать простые правила и внедрять в свою жизнь полезные привычки кибербезопасности. Чтобы узнать больше о том, как с технической стороны обеспечивается наша с вами информационная безопасность, послушаем рекомендации от эксперта компании VK [вэ-кА] и популярного российского певца Егора Крида.

Демонстрация видео с Р. Газизовым.

Демонстрация видео с Е. Кридом.

Сценарий занятия. ВАРИАНТ №2.

Часть 1. Мотивационная (до 5 минут).

Педагог. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, с чем постоянно сталкивается современный человек — это использование Интернета для решения повседневных задач: для учебы, общения, творчества, профессиональной деятельности. Возможности, доступные нам благодаря подключению к сети, могут принести много пользы, но там же можно столкнуться и с разными угрозами. Важно использовать доступ в Интернет с умом, эффективно и безопасно. Как и в реальной жизни, в Интернете стоит придерживаться некоторых правил, именно их мы сегодня с вами обсудим. О том, почему важно быть внимательными в цифровом мире, вам расскажет Наталья Ивановна Касперская — глава компании InfoWatch [Инфо-вОтч].

Демонстрация видео с Н. И. Касперской.

Педагог.

В продолжение занятия предлагаю вам разобрать несколько ситуаций, которые иногда случаются в сети. Вы выступите в роли сторонних наблюдателей и предложите свои решения.

Часть 2. Основная (до 20 минут).

Методический комментарий. В основной части представлено два вида заданий.

  1. Интерактивное задание в форме анимационных фрагментов.

Рекомендуется групповой вариант работы, но возможен и фронтальный.

Порядок работы с каждой ситуацией-кейсом строится по следующему алгоритму:

  • просмотр первой части видеофрагмента;

  • обсуждение ситуации в группе и формулировка правил-выводов безопасного поведения;

  • обсуждение правил-выводов безопасного поведения;

  • проверка правила-вывода на основе просмотра второй части ролика.

  1. Работа с заданиями-карточками, описывающими конкретные ситуации, с которыми обучающиеся могут столкнуться в реальной жизни.

Предложена следующая тематика ситуаций-кейсов:

  1. фишинговые ссылки;

  2. социальная инженерия;

  3. защита личной информации;

  4. защита профиля.

Количество заданий педагог определяет самостоятельно.

Работа с интерактивным заданием.

Педагог.

Мы посмотрим небольшой ролик с ситуацией, которая знакома каждому из вас, ведь все мы общаемся с друзьями и заводим новые знакомства. Смотрим первую часть ролика, думаем, что случилось и как можно было бы предотвратить эту ситуацию.

Видео-кейс № 1. Фишинговые ссылки.

Педагог.

Друзья, предлагаю вам разделиться на группы и попробовать сформулировать правила, при соблюдении которых можно было бы избежать подобной ситуации.

(Ребята делятся на мини-группы по 4 человека и обсуждают возможные правила. На эту работу отводится 1-2 минуты.)

А теперь давайте обсудим получившиеся у вас правила. Что вы можете посоветовать делать в подобных ситуациях?

(От каждой группы один обучающийся предлагает одно правило. Педагог фиксирует на доске.)

Педагог.

Мы с вами обсудили, что пошло не так в ситуации Вани, теперь давайте досмотрим ролик и узнаем, какие цифровые привычки и правила нам предлагают создатели ролика, чтобы не попасться на удочку мошенников.

Продолжение демонстрации видео-кейса № 1. Фишинговые ссылки.

Методический комментарий.

Дополнительно в этом кейсе можно обсудить значение слова «фишинговая» ссылка. Действия мошенников называют «фишингом» из-за английского слова «фиш», что означает «рыба» или «рыбачить», то есть буквально мошенники стараются «выудить» информацию у пользователя.

Педагог.

Есть ещё одна ситуация, которую описывает в своем блоге герой мультфильма. Давайте посмотрим его, следите за сюжетом и поведением персонажей.

Видео-кейс № 2. Социальная инженерия.

Педагог.

Как вы считаете, какую ошибку допустил герой мультфильма? Каких правил надо придерживаться, чтобы не попадать в ловушки, в которые попала Кира? Давайте, как и в предыдущем случае, сначала обсудим это в группах, а потом все вместе.

(Работа в группах, обсуждение и последующие ответы обучающихся.)

Педагог.

Вы отлично справились, давайте досмотрим видео и узнаем, какие правила поведения в интернете мы с вами должны запомнить.

Продолжение демонстрации видео-кейса №2. Социальная инженерия.

Методический комментарий.

Социальная инженерия — разные виды манипуляций и обмана, цель которых заставить человека раскрыть личные данные, получить доступ к его личной и финансовой информации.

Педагог.

Я предлагаю вам посмотреть другую ситуацию, которая произошла с любительницей классического искусства Ариной. Как и в прошлый раз, будьте внимательны и отмечайте поведение персонажей, чтобы ответить на мой вопрос. Смотрим.

Видео-кейс № 3. Защита личной информации.

Педагог.

Как думаете, что произойдет дальше? Что в этой ситуации в поведении Арины вы считаете опасным? Есть ли здесь ошибка? На что мы должны обращать внимание, чтобы не попасть в такие же ситуации, как Арина? Поработайте, пожалуйста, в тех же группах, а потом мы обменяемся с вами мыслями.

(Работа в группах, обсуждение, ответы обучающихся.)

Педагог.

Ребята, вы молодцы, сейчас мы посмотрим развязку, узнаем не только, что случилось с Ариной, но и то, как обезопасить свою личную информацию и какие правила в этом помогут.

Продолжение демонстрации видео-кейса № 3. Защита личной информации.

Педагог.

Сейчас мы посмотрим ещё один ролик, где рассказывается история Жанны. Предлагаю узнать, что с ней приключилось и как друзья смогли прийти на помощь. Следите за сюжетом, у меня будет вопрос для вас.

Видео-кейс № 4. Защита профиля.

Педагог.

Как вы считаете, почему в аккаунте появилась такая информация? Как друзья Жанны поступят дальше? Что важно помнить и соблюдать, чтобы сохранить свой профиль в безопасности? Попробуйте составить правила, которые помогут вам обезопасить ваш профиль в социальной сети.

Педагог.

Вы хорошо справились с заданием. Теперь время узнать, как правильно защищать свой профиль, какие правила для этого нужно знать.

Продолжение демонстрации видео-кейса № 4. Защита профиля.

Педагог.

Ребята, давайте ещё раз назовем правила, которые мы узнали на нашем занятии сегодня? Почему важно их соблюдать, как вы думаете?

(Ответы обучающихся, обсуждение.)

Работа с заданиями-карточками

Педагог.

Ребята, предлагаю вам посмотреть на знакомые действия и ситуации со стороны. Сыграем в игру и проверим, как хорошо вы умеете пользоваться цифровыми сервисами и приложениями.

Методический комментарий.

Педагог делит обучающихся на команды (3-4 команды). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, дополнительно карточка выводится на экран (при наличии технических условий). Также возможен и фронтальный формат работы.

Командам необходимо ответить на два вопроса:

  1. Какую ошибку герой или герои ситуации допустили?

  2. Какие правила для пользователя можно вывести из этой ситуации?

На обсуждение каждой ситуации дается 3 минуты. Дальше каждая группа представляет результаты обсуждения.

Педагог сверяет полученные результаты с ключом к заданию.

Карточка-задание №1

Ваша одноклассница Катя ведет видеоблог про образ жизни, увлечения, учебу. Она делится всем тем, чем живет современный школьник. Катя выкладывает на свой канал рассказы о своей жизни, увлечениях, занятиях. В очередном выпуске своего блога Катя решает попробовать один из популярных форматов — прямой эфир с обзором комнаты.

В начале эфира Катя сообщает, что сегодняшнюю встречу она ведет из дома, называя свой адрес.

В одном из кадров она показывает, что есть у неё в комнате, как она всё украсила к Новому году, где делает уроки, какие у неё хобби, заходит в комнату к брату, который с друзьями разучивает на гитаре новую песню.

Во время эфира в кадр попадает фамильная реликвия — шкатулка с уникальными украшениями.

Педагог.

Подумайте, в чем могли быть ошибки Кати? Что она сделала не так, и о чем нужно помнить, когда что-то выкладываешь в сеть?

Работа обучающихся в группах.

Педагог.

Время для обсуждения закончилось, давайте обсудим, какие ошибки совершила Катя и что можно ей посоветовать?

Ответы обучающихся (по одному пункту поочерёдно от каждой группы), комментарии и дополнения педагога в соответствии с ключом к заданию.

Ключ к заданию.

  • не оставляйте информацию о себе и родственниках в открытом доступе: домашний адрес, телефоны, номер школы, свой возраст, геолокации;

  • в прямом эфире, где у вас нет заранее подготовленного текста и сценария вы говорите все, что придет в голову и ненамеренно можете сообщить информацию потенциально опасную;

  • не размещайте фото или видео, на которых видно обстановку вашей квартиры, все то, что может притягивать мошенников;

  • не выкладывайте фото или видео с участием ваших родственников, друзей без их разрешения;

  • используйте настройку «для близких друзей», чтобы контролировать доступ к своему профилю и информации о себе.

Педагог.

Отлично, спасибо за ваши ответы! На данном примере стало понятно, что даже в таких знакомых ситуациях могут быть подводные камни.



Дополнительно к этому заданию обучающимся можно предложить набор фотографий и обсудить, стоит ли размещать их в социальных сетях, и объяснить почему.

Примеры фотографий (полный набор и ключ к заданию представлены в дополнительных материалах).


Карточка-задание №2.1 (команды получают разные варианты карточек).

Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик.

Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, т. к. старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает:

  1. persik1234

  2. ANNall

  3. A!-2na1234

Аня останавливается на первом варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона.

Карточка-задание №2.2

Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик.

Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, т. к. старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает:

  1. Jack4321

  2. ANNall

  3. A!-7n9aj234

Аня останавливается на втором варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона.

Карточка-задание №2.3

Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик.

Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, т. к. старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает:

  1. 123456789

  2. ANNA_JACK

  3. A!-2na1234

Аня останавливается на первом варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона.

Карточка-задание №2.4

Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик.

Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, т. к. старая была захвачена злоумышленниками. Она выбирает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает:

  1. 123456789

  2. ANNAPERSIK

  3. A!-7n9aj234

Аня останавливается на втором варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона.

Педагог.

Обсудите, какие из вариантов паролей надежные, какие нет, и почему? Надёжный ли пароль выбрала Аня? Сформулируйте правила, о которых нужно помнить при создании паролей.

Работа обучающихся в группах.

Педагог.

Время для обсуждения закончилось, давайте обсудим надежность паролей, представленных на карточках, и выбор Ани.

Ответы обучающихся, комментарии и дополнения учителя в соответствии с ключом к заданию.

Ключ к заданию.

  • на всех карточках последний пароль подходит под критерии надежного пароля: содержит специальные знаки, заглавные буквы, цифры, при этом комбинация не связана с пользователем;

  • не следует использовать общеизвестные факты для создания паролей (ваши имя, возраст, дату рождения, клички животных, имена близких родственников и т. п.);

  • легко взломать пароли, состоящие только из цифр или букв;

  • не следует использовать элементарные пароли типа 123456..., абвгд...;

  • подключайте дополнительное подтверждение входа — двухфакторную аутентификацию.

Педагог. Проверить надежность пароля можно на сайте 2ip.ru/passcheck. Предлагаю проверить, за какой период можно взломать пароли, которые были представлены у вас на карточках.

Обучающиеся проверяют надежность паролей persik1234 - ненадежный, возможно взломать за 254 часа ANNal 1 - ненадежный, возможно взломать за 14 секунд Jack4321 - ненадежный, возможно взломать за 910 минут 123456789 - ненадежный, возможно взломать за 0 секунд ANNA_JACK - ненадежный, возможно взломать за 1889 часов ANNAPERSIK - ненадежный, возможно взломать за 588 минут A!-2na1234 - надежный, может быть взломан за 6810 лет A!-7n9aj234 - надежный, может быть взломан за 544770 лет

Дополнительно к этому заданию учитель может предложить ребятам проверить на надежность свои пароли от социальных сетей.

Часть 3. Заключение (до 5 минут).

Педагог. Сегодня мы рассмотрели ситуации, когда пользователи не задумываются о последствиях своих действий и сами ставят себя под угрозу. Наша ответственность как пользователей цифровых сервисов — быть внимательными и стремиться повышать уровень своей цифровой грамотности. Теперь мы можем соблюдать простые правила и внедрять в свою жизнь полезные привычки кибербезопасности. Чтобы узнать больше о том, как с технической стороны обеспечивается наша с вами информационная безопасность, послушаем рекомендации от эксперта компании VK [вэ-кА] и популярного российского певца Егора Крида.

Демонстрация видео с Р. Газизовым.

Демонстрация видео с Е. Кридом.


Приложение


Карточки-угрозы

 кража профиля пользователя через взлом логина/пароля

 манипуляция, чтобы пользователь самостоятельно передал свои данные

 получение доступа к сохраненным личным данным/данным банковской карты

 продуманное мошенничество на основе доступной информации о человеке

 мошенничество через подменные/анонимные профили

 мошенничество на основе утечки данных пользователя на сторонних ресурсах


Набор карточек для группы «Специалисты по информационной

безопасности»

  • Проверьте профиль, человека, действительно ли такой человек существует? Попросите незнакомца поподробнее рассказать о себе.

  • Запросите больше информации о том, что вам предлагают. Проверьте официальный сайт компании, от лица которой вам пишут и уточните информацию о контактах службы поддержки.

  • Воспользуйтесь функцией «Пожаловаться» на комментарий, человека, пост в службу модерации в социальной сети или «Добавить в спам» в своем почтовом ящике.

  • Авторизуйтесь через свои аккаунты и вводите данные только на официальных сайтах.

  • Прежде чем знакомиться в социальных сетях, внимательно изучите страницу пользователя. Есть ли у него друзья, посты, отметки на странице? Или аккаунт выглядит подозрительно?

  • Не переходите по ссылкам от малознакомых людей.

  • Проверьте адресную строку сайта. Внимательно изучайте любой сайт, на котором вам предлагается ввести какие-либо конфиденциальные данные.

  • Сравните предлагаемую цену с другими сайтами: обычно цены на поддельных сайтах подозрительно низкие.

  • Не публикуйте персональные данные — например, домашний адрес, телефон, геолокации.

  • Используйте разные пароли на различных сервисах. Выбирайте сложные пароли, не используйте ваши имя и дату рождения при создании пароля.

  • Не поддавайтесь агрессии и не ведитесь на провокации.

  • Настройте двухфакторную аутентификацию в соцсетях, чтобы аккаунт не перешел в руки недоброжелателей. Привяжите актуальный номер вашего телефона к профилю, а также укажите ваши настоящие имя, фамилию, установите реальное фото: так восстановить профиль в случае взлома будет проще.

  • Выделите время и разберитесь в настройках приватности своего профиля во всех соцсетях.

  • Защищайте всю информацию, даже если думаете, что она не важна.

  • Делясь важной или личной информацией, используйте фильтр «Только для друзей». Не делитесь в интернете важной информацией: фото паспорта и других документов, билетов, посадочных талонов и др.

Набор карточек для группы «Кибермошенники»

  • Проследить за открытой информацией в профиле, изучить подробности жизни человека.

  • Спровоцировать на эмоции, вызвать интерес у пользователя, использовать приём ограниченного времени.

  • Начать торопить пользователя, чтобы не дать разобраться в происходящем.

  • Разослать спам-сообщение друзьям пользователя.

  • Создать и оформить сайт так, чтобы он был очень похож на официальный, где пользователю предлагается оплатить штраф или просто купить какой-то товар или услугу.

  • Создать копию хорошо известного официального сайта, но в адресной строке использовать буквы, схожие по написанию с настоящим адресом.

  • Создать профиль, похожий на официальный профиль администрации сайта. Выдать себя за администраторов и модераторов сайта, чтобы получить данные или пароль пользователя.

  • Отправить человеку сообщение якобы от лица организации (создать копию профиля этой организации) о серьезной проблеме: например, сообщить о штрафе или о том, что родственник попал в беду.

  • Представиться сотрудником технической поддержки и выманить конфиденциальные данные или склонить к выполнению сомнительных действий.

  • Предложить продолжить знакомство офлайн и отправить ссылку для покупки билетов на мероприятие — например, в кино.

  • Поставить на поддельном сайте низкую заманчивую цену на популярный товар, чтобы побудить ввести данные банковской карты.

  • Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).

Ключи к ситуациям угрозы (примерные планы атаки и защиты) Угроза: кража профиля пользователя через взлом логина/пароля.

Пример атаки:

  1. Создать профиль, похожий на официальный профиль администрации сайта. Выдать себя за администраторов и модераторов сайта, чтобы получить данные или пароль пользователя.

  2. Начать торопить пользователя, чтобы не дать разобраться в происходящем.

  3. Спровоцировать на эмоции, вызвать интерес у пользователя, использовать прием ограниченного времени.

  4. Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).

Пример защиты:

  1. Запросите больше информации о том, что вам предлагают. Проверьте официальный сайт компании, от лица которой вам пишут и уточните информацию о контактах службы поддержки.

  2. Воспользуйтесь функцией «Пожаловаться» на комментарий, человека, пост в службу модерации в социальной сети или «Добавить в спам» в своем почтовом ящике.

  3. Используйте разные пароли на различных сервисах. Выбирайте сложные пароли, не используйте ваши имя и дату рождения при создании пароля.

  4. Настройте двухфакторную аутентификацию в соцсетях, чтобы аккаунт не перешел в руки недоброжелателей. Привяжите актуальный номер вашего

телефона к профилю, а также укажите ваши настоящие имя, фамилию, установите реальное фото: так восстановить профиль в случае взлома будет проще.

Угроза: манипуляция, чтобы пользователь самостоятельно передал свои данные.

Пример атаки:

  1. Создать и оформить сайт так, чтобы он был очень похож на официальный, где пользователю предлагается оплатить штраф или просто купить какой-то товар или услугу.

  2. Поставить на поддельном сайте низкую заманчивую цену на популярный товар, чтобы побудить ввести данные банковской карты.

  3. Спровоцировать на эмоции, вызвать интерес у пользователя, использовать прием ограниченного времени.

Пример защиты:

  1. Проверьте адресную строку сайта. Внимательно изучайте любой сайт, на котором вам предлагается ввести какие-либо конфиденциальные данные.

  2. Сравните предлагаемую цену с другими сайтами: обычно цены на поддельных сайтах подозрительно низкие.

  3. Авторизуйтесь через свои аккаунты и вводите данные только на официальных сайтах.

Угроза: получение доступа к сохраненным личным данным/данным

банковской карты.

Пример атаки:

  1. Предложить продолжить знакомство офлайн и отправить ссылку для покупки билетов на мероприятие — например, в кино.

  2. Создать копию хорошо известного официального сайта, но в адресной строке использовать буквы, схожие по написанию с настоящим адресом.

  3. Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).

Пример защиты:

  1. Прежде чем знакомиться в социальных сетях, внимательно изучите страницу пользователя. Есть ли у него друзья, посты, отметки на странице? Или аккаунт выглядит подозрительно?

  2. Проверьте профиль, человека, действительно ли такой человек существует? Попросите незнакомца поподробнее рассказать о себе.

  3. Не переходите по ссылкам от малознакомых людей.

  4. Защищайте всю информацию, даже если думаете, что она не важна.

Угроза: продуманное мошенничество на основе доступной информации о человеке.

Пример атаки:

  1. Создать профиль, похожий на официальный профиль администрации сайта. Выдать себя за администраторов и модераторов сайта, чтобы получить данные или пароль пользователя.

  2. Проследить за открытой информацией в профиле, изучить подробности жизни человека.

  3. Разослать спам-сообщение друзьям пользователя.

Пример защиты:

  1. Не публикуйте персональные данные — например, домашний адрес, телефон, геолокации.

  2. Делясь важной или личной информацией, используйте фильтр «Только для друзей». Не делитесь в интернете важной информацией: фото паспорта и других документов, билетов, посадочных талонов и др.

  3. Настройте двухфакторную аутентификацию в соцсетях, чтобы аккаунт не перешел в руки недоброжелателей. Привяжите актуальный номер вашего телефона к профилю, а также укажите ваши настоящие имя, фамилию, установите реальное фото: так восстановить профиль в случае взлома будет проще.

  4. Не поддавайтесь агрессии и не ведитесь на провокации.

Угроза: мошенничество через подменные/анонимные профили.

Пример атаки:

  1. Проследить за открытой информацией в профиле, изучить подробности жизни человека.

  2. Отправить человеку сообщение якобы от лица организации (создать копию профиля этой организации) о серьезной проблеме: например, сообщить о штрафе или о том, что родственник попал в беду.

  3. Создать и оформить сайт так, чтобы он был очень похож на официальный, где пользователю предлагается оплатить штраф или просто купить какой-то товар или услугу.

  4. Начать торопить пользователя, чтобы не дать разобраться в происходящем.

Пример защиты:

  1. Запросите больше информации о том, что вам предлагают. Проверьте официальный сайт компании, от лица которой вам пишут и уточните информацию о контактах службы поддержки.

  2. Не поддавайтесь агрессии и не ведитесь на провокации.

  3. Делясь важной или личной информацией, используйте фильтр «Только для друзей». Не делитесь в интернете важной информацией: фото паспорта и других документов, билетов, посадочных талонов и др.

  4. Выделите время и разберитесь в настройках приватности своего профиля во всех соцсетях.

  5. Воспользуйтесь функцией «Пожаловаться» на комментарий, человека, пост в службу модерации в социальной сети или «Добавить в спам» в своем почтовом ящике.

Угроза: мошенничество на основе утечки данных пользователя на сторонних ресурсах.

Пример атаки:

  1. Совершить покупки с аккаунта пользователя, если данные банковской карты сохранены в профиле и не требуют дополнительного подтверждения (двухфакторной аутентификации).

  2. Разослать спам-сообщение по друзьям пользователя.

Пример защиты:

  1. Авторизуйтесь через свои аккаунты и вводите данные только на официальных сайтах.

  2. Не переходите по ссылкам от малознакомых людей.

  3. Проверьте адресную строку сайта. Внимательно изучайте любой сайт, на котором вам предлагается ввести какие-либо конфиденциальные данные.

  4. Используйте разные пароли на различных сервисах. Выбирайте сложные пароли, не используйте ваши имя и дату рождения при создании пароля.

  5. Защищайте всю информацию, даже если думаете, что она не важна.



РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

Кибербезопасность

10-11 классы

23 января

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.

Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, учебную игру и включает в себя анализ информации, групповую работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-method_recom.pdf

  • иллюстративные материалы и инструкции к игре

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop2.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop3.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop4.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-1011-dop5.pdf

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation3.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation4.pdf

  • видеоролики

https://razgovor.edsoo.ru/video/1612/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1611/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1613/

  • интерактивный элемент

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/media-1/index.html?back_url=/topic/34/grade/1011/

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная.

Педагогу следует начать занятие со слов о том, что информационные технологии сейчас проникли во все сферы нашей жизни. У каждого из нас есть мобильный телефон, при помощи которого мы общаемся, играем, учимся и т. п. В дальнейшем следует подвести ребят к мысли о том, что при использовании любых инструментов надо уметь их использовать, соблюдая определенные правила. Если этого не делать, то возможны негативные ситуации, в том числе столкновения с мошенниками, которые могут угрожать безопасности, финансовому состоянию и т. п.



Часть 2. Основная.

Предлагаются два варианта проведения основной части занятия.

Вариант первый (для педагогов и обучающихся, обладающих повышенным уровнем компетенций в области ИТ).

Игра на тему кибербезопасности в группах. Разбор и обсуждение предлагаемых ситуаций и выведение правил безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов. Обсуждение вопросов, связанных с правилами информационной безопасности.

Вариант второй.

Игра на тему безопасного поведения в Интернете в группах. Разбор и обсуждение предлагаемых ситуаций и выведение правил безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов. Обсуждение вопросов, связанных с правилами поведения в Интернете.

Часть 2. Основная. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ.

В этом случае основная часть занятия представляет собой игру, в рамках которой обучающиеся играют роль специалистов по информационной безопасности, которые противостоят кибермошенникам (их роли тоже играют ребята).

Педагог делит класс на две команды - «Кибермошенники» и «Специалисты по информационной безопасности».

Как вариант, педагог может предложить ребятам сыграть роль специалистов по информационной безопасности, также разделив класс на несколько групп. В этом случае педагог сам зачитывает карточки с предлагаемыми угрозами, а команды обучающихся предлагают свои варианты решений.

Каждая команда получает набор карточек с возможными действиями (см. дополнительные материалы).

Механика игры:

  1. Педагог выбирает одну из карточек-угроз (в любой последовательности) и озвучивает её.

  2. Задача команды «Кибермошенники» — подобрать из набора карточек с действиями те, что типично в такой ситуации используют злоумышленники.

  3. Задача команды «Специалисты по информационной

безопасности» составить план защиты из своего набора карточек-действий и описать модель поведения пользователя.

На обсуждение отводится 3-5 минут.

  1. «Кибермошенники» презентуют свой вариант плана «нападения», а «специалисты по информационной безопасности» - план защиты.

  2. Педагог оценивает, отражена ли атака (при необходимости используя ключи к ситуациям, в которых представлены примерные планы атаки и защиты), и если да, то присваивает балл команде «специалистов по ИБ».

Возможен вариант выбора команды экспертов из числа обучающихся, которые будут качественно оценивать планы действий команд и при необходимости дополнять их.

Тематики заданий из сферы кибербезопасности, которые встречаются в игре:

  • фишинговые ссылки;

  • социальная инженерия;

  • защита личной информации;

  • защита профиля.

В ходе игры педагог может самостоятельно определить число туров игры исходя из имеющегося временного ресурса и темпа работы обучающихся в процессе игры.

Часть 2. Основная. ВТОРОЙ ВАРИАНТ.

Первая часть занятия организуется как беседа о различных угрозах, которые возникают в связи с беспечным использованием информационных технологий или ресурсов. Основой для этих бесед становятся минивидеоролики, которые в форме небольших историй о тех или иных персонажах, рассказывают о различных киберугрозах. Представленные в них сюжеты и сопровождающие их вопросы для обсуждения дают возможность педагогу вести с ребятами разговор о ситуациях, в которых каждый из обучающихся может оказаться.

Каждый видеоролик содержит мини-историю, а в дальнейшем - правила, которые надо соблюдать, чтобы не попадать в аналогичные ситуации. Педагогу стоит не предлагать правила обучающимся сразу, а предложить сформулировать их обучающимся самостоятельно. Для этого стоит остановить видеоролик после окончания представления ситуации и предложить ребятам подумать над такими правилами. Результативнее всего сделать это в форме обсуждений в мини-группах. В этом случае ребята смогут занять активную позицию по отношению к обсуждаемым проблемам. После группового обсуждения стоит предложить высказаться представителям всех групп, обобщая и объединяя их высказывания. А после этого - показать ребятам продолжение ролика, чтобы дать возможность сравнить сформулированные ими правила с теми, которые предложены создателями ролика.

Вторая часть занятия - игра, в рамках которой ребята делятся на несколько групп. Каждая группа получает карточку с описанием ситуации, дополнительно карточка выводится на экран (при наличии технических условий). Также возможен и фронтальный формат работы.

Командам необходимо ответить на два вопроса:

  1. Какую ошибку герой или герои ситуации допустили?

  2. Какие правила для пользователя можно вывести из этой ситуации?

На обсуждение каждой ситуации дается 3 минуты. Дальше каждая группа представляет результаты обсуждения.

Педагог сверяет полученные результаты с ключом к заданию.

Задача педагога - организуя беседу, не стремиться манипулировать детьми, подводя их к тому или иному ответу, а дать возможность высказаться всем желающим. Лишь после ответов школьников педагогу важно дополнить их и при необходимости - высказать свое мнение по тем или иным обсуждаемым вопросам.

Количество используемых карточек, как и количество обсуждаемых ситуаций возможно варьировать исходя из особенностей класса, темпа работы обучающихся и имеющегося временного ресурса.

Часть 3. Заключение.

В заключение педагог предлагает обучающимся обобщить и сформулировать всё, что они узнали сегодня на уроке. Оптимальнее всего это сделать через актуализацию их личного опыта, возможно, предложив им вспомнить схожие ситуации, в которых они оказывались. Важно, чтобы ребята сами озвучивали сформулированные правила, возможно, своими словами.

Будет здорово, если педагог предложит ребятам не просто запомнить данные правила, но и посоветует поделиться этими правилами со своими товарищами, членами семьи, возможно, пожилыми родственниками. Такая деятельность может стать хорошим способом актуализировать и закрепить полученные в ходе занятия знания.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

- тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!