РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Сценарий занятия
Кибербезопасность
8-9 классы
23 января
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»
Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.
Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, учебную игру и включает в себя анализ информации, групповую работу.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-89-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-89-method_recom.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/media-1/index.html?back_url=/topic/34/grade/89/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation3.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation4.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-89-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-89-dop1.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1597/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1596/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1598/
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Анонс темы и просмотр мотивационного ролика.
Часть 2. Основная.
Обсуждение с просмотром анимационных фрагментов. Разбор предлагаемых ситуаций и вывод правил безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов. Обсуждение вопросов, связанных с правилами поведения в интернете.
Часть 3. Заключение.
Подведение итогов занятия: фиксация правил, которые узнали обучающиеся, просмотр закрепляющего видеоролика.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная (до 5 минут).
Учитель.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, с чем постоянно сталкивается современный человек — это использование Интернета для решения повседневных задач: для учебы, общения, творчества, профессиональной деятельности. Возможности, доступные нам благодаря подключению к сети, могут принести много пользы, но там же можно столкнуться и с разными угрозами. Важно использовать доступ в Интернет с умом, эффективно и безопасно. Как и в реальной жизни, в Интернете стоит придерживаться некоторых правил, именно их мы сегодня с вами обсудим. О том, почему важно быть внимательными в цифровом мире, вам расскажет Наталья Ивановна Касперская — глава компании InfoWatch [Инфо-вОтч].
Демонстрация видео с Н. И. Касперской.
Учитель.
В продолжение занятия предлагаю вам разобрать несколько ситуаций, которые иногда случаются в сети. Вы выступите в роли сторонних наблюдателей и предложите свои решения.
Часть 2. Основная (до 20 минут).
Методический комментарий. В основной части представлено два вида заданий.
Интерактивное задание в форме анимационных фрагментов.
Рекомендуется групповой вариант работы, но возможен и фронтальный.
Порядок работы с каждой ситуацией-кейсом строится по следующему алгоритму:
просмотр первой части видеофрагмента;
обсуждение ситуации в группе и формулировка правил-выводов безопасного поведения;
обсуждение правил-выводов безопасного поведения;
проверка правила-вывода на основе просмотра второй части ролика.
Работа с заданиями-карточками, описывающими конкретные ситуации, с которыми обучающиеся могут столкнуться в реальной жизни.
Предложена следующая тематика ситуаций-кейсов:
фишинговые ссылки;
социальная инженерия;
защита личной информации;
защита профиля.
Количество заданий учитель определяет самостоятельно.
Работа с интерактивным заданием
Учитель.
Мы посмотрим небольшой ролик с ситуацией, которая знакома каждому из вас, ведь все мы общаемся с друзьями и заводим новые знакомства. Смотрим первую часть ролика и думаем, что случилось и как можно было предотвратить эту ситуацию.
Видео-кейс № 1. Фишинговые ссылки.
Учитель.
Друзья, предлагаю вам поделиться на группы и попробовать сформулировать правила, которые можно предложить использовать, чтобы не оказываться в подобных ситуациях.
(Ребята делятся на мини-группы по 4 человека и обсуждают возможные правила. На эту работу отводится 1-2 минуты.)
А теперь обсудим получившиеся у вас правила. Что вы можете посоветовать делать в подобных ситуациях?
(От каждой группы один обучающийся предлагает одно правило. Учитель фиксирует на доске.)
Учитель.
Мы с вами обсудили, что пошло не так в ситуации Вани, теперь давайте досмотрим ролик и узнаем, какие цифровые привычки и правила нам предлагают создатели ролика, чтобы не попасться на удочку мошенников.
Продолжение демонстрации видео-кейса № 1. Фишинговые ссылки.
Методический комментарий.
Дополнительно в этом кейсе можно обсудить значение слова «фишинговая» ссылка. Действия мошенников называют «фишингом» из-за английского слова «фиш», что означает «рыба» или «рыбачить», то есть буквально мошенники стараются «выудить» информацию у пользователя.
Учитель.
Есть ещё одна ситуация, которую описывает в своем блоге герой мультфильма. Давайте посмотрим его, следите за сюжетом и поведением персонажей.
Видео-кейс № 2. Социальная инженерия.
Учитель.
Как вы считаете, какую ошибку допустил герой мультфильма? Каких правил надо придерживаться, чтобы не попадать в ловушки, в которые попала Кира? Давайте, как и в предыдущем случае, сначала обсудим это по группам, а потом все вместе.
(Работа по группам, обсуждение и последующие ответы обучающихся.)
Учитель.
Вы отлично справились, давайте досмотрим видео и узнаем, какие правила поведения в интернете мы с вами должны запомнить.
Продолжение демонстрации видео-кейса №2. Социальная инженерия.
Методический комментарий.
Социальная инженерия — разные виды манипуляций и обмана, цель которых заставить человека раскрыть личные данные, получить доступ к его личной и финансовой информации.
Учитель.
Я предлагаю вам посмотреть другую ситуацию, которая произошла с любительницей классического искусства Ариной. Как и в прошлый раз, будьте внимательны и отмечайте поведение персонажей, чтобы ответить на мой вопрос. Смотрим.
Видео-кейс № 3. Защита личной информации.
Учитель. Как думаете, что произойдет дальше? Что в этой ситуации в поведении Арины вы считаете опасным? Есть ли здесь ошибка? На что мы должны обращать внимание и быть настороже, чтобы не попасть в такие же ситуации, как Арина? Поработайте, пожалуйста, в тех же группах, а потом обсудим ваши предложения.
(Работа по группам, обсуждение, ответы обучающихся.)
Учитель.
Ребята, вы молодцы, сейчас мы посмотрим развязку, узнаем не только, что случилось с Ариной, но и то, как обезопасить свою личную информацию и какие правила в этом помогут.
Продолжение демонстрации видео-кейса № 3. Защита личной информации.
Учитель.
Сейчас мы посмотрим ещё один ролик, где рассказывается история Жанны. Предлагаю узнать, что с ней приключилось и как друзья смогли прийти на помощь. Следите за сюжетом, у меня будет вопрос для вас.
Видео-кейс № 4. Защита профиля.
Учитель.
Как вы считаете, почему в аккаунте появилась такая информация? Как друзья Жанны поступят дальше? Что важно помнить и соблюдать, чтобы сохранить свой профиль в безопасности? Попробуйте составить правила, которые помогут вам обезопасить ваш профиль в социальной сети.
(Работа по группам, обсуждение, ответы обучающихся.)
Учитель.
Вы хорошо справились с заданием. Теперь время узнать, как правильно защищать свой профиль, какие правила для этого нужно знать.
Продолжение демонстрации видео-кейса № 4. Защита профиля.
Учитель.
Ребята, давайте ещё раз назовем правила, которые мы узнали на нашем занятии сегодня? Почему важно их соблюдать, как вы думаете?
(Ответы обучающихся, обсуждение.)
Работа с заданиями-карточками
Учитель.
Ребята, предлагаю вам посмотреть на знакомые действия и ситуации со стороны. Сыграем в игру и проверим, как хорошо вы умеете пользоваться цифровыми сервисами и приложениями.
Методический комментарий.
Учитель делит обучающихся на команды (3-4 команды). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, дополнительно карточка выводится на экран (при наличии технических условий). Также возможен и фронтальный формат работы.
Командам необходимо ответить на два вопроса:
Какую ошибку герой или герои ситуации допустили?
Какие правила для пользователя можно вывести из этой ситуации?
На обсуждение каждой ситуации дается 3 минуты. Дальше каждая группа представляет результаты обсуждения.
Учитель сверяет полученные результаты с ключом к заданию.
Карточка-задание №1
Ваша одноклассница Катя ведет видеоблог про образ жизни, увлечения, учебу. Она делится всем тем, чем живет современный школьник. Катя выкладывает на свой канал рассказы о своей жизни, увлечениях, занятиях. В очередном выпуске своего блога Катя решает попробовать один из популярных форматов — прямой эфир с обзором комнаты.
В начале эфира Катя сообщает, что сегодняшнюю встречу она ведет из дома, называя свой адрес.
В одном из кадров она показывает, что есть у неё в комнате, как она все украсила к Новому году, где делает уроки, какие у неё хобби, заходит в комнату к брату, который с друзьями разучивает на гитаре новую песню.
Во время эфира в кадр попадает фамильная реликвия — шкатулка с уникальными украшениями.
Учитель.
Подумайте, в чем могли быть ошибки Кати? Что она сделала не так, и о чем нужно помнить, когда что-то выкладываешь в сеть?
Работа обучающихся в группах.
Учитель.
Время для обсуждения закончилось, давайте обсудим, какие ошибки совершила Катя, и что можно ей посоветовать?
Ответы обучающихся (по одному пункту поочерёдно от каждой группы), комментарии и дополнения учителя в соответствии с ключом к заданию.
Ключ к заданию.
доступе: домашний адрес, телефоны, номер школы, свой возраст,
геолокации;
в прямом эфире, где у вас нет заранее подготовленного текста и сценария вы говорите все, что придет в голову и ненамеренно можете сообщить информацию потенциально опасную для вашей безопасности;
не размещайте фото или видео, на которых видно обстановку вашей квартиры, все то, что может притягивать мошенников;
не выкладывайте фото или видео с участием ваших родственников, друзей без их разрешения;
используйте настройку «для близких друзей», чтобы контролировать доступ к своему профилю и информации о себе.
Учитель.
Отлично, спасибо за ваши ответы! На данном примере стало понятно, что даже в таких знакомых ситуациях могут быть подводные камни.
Дополнительно к этому заданию обучающимся можно предложить набор фотографий и обсудить, стоит ли размещать их в социальных сетях, и объяснить почему.
Примеры фотографий (полный набор и ключ к заданию представлены в дополнительных материалах).
Карточка-задание №2.1 (команды получают разные варианты карточек).
Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик.
Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, т. к. старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает:
persik1234
ANNall
A!-2na1234
Аня останавливается на первом варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона.
Карточка-задание №2.2
Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик.
Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, т. к. старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает:
Jack4321
ANNall
A!-7n9aj234
Аня останавливается на втором варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона.
Карточка-задание №2.3
Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик.
Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, т. к. старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает:
123456789
ANNA_JACK
A!-2na1234
Аня останавливается на первом варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона.
Карточка-задание №2.4
Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик.
Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, т. к. старая была захвачена злоумышленниками. Она выбирает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает:
123456789
ANNAPERSIK
A!-7n9aj234
Аня останавливается на втором варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона.
Учитель.
Обсудите, какие из вариантов паролей надежные, какие нет, и почему? Надёжный ли пароль выбрала Аня? Сформулируйте правила, о которых нужно помнить при создании паролей.
Работа обучающихся в группах.
Учитель.
Время для обсуждения закончилось, давайте обсудим надежность паролей, представленных на карточках, и выбор Ани.
Ответы обучающихся, комментарии и дополнения учителя в соответствии с ключом к заданию.
Ключ к заданию.
на всех карточках последний пароль подходит под критерии надежного пароля: содержит специальные знаки, заглавные буквы, цифры, при этом комбинация не связана с пользователем;
не следует использовать общеизвестные факты для создания паролей (ваши имя, возраст, дату рождения, клички животных, имена близких родственников и т. п.);
легко взломать пароли, состоящие только из цифр или букв;
не следует использовать элементарные пароли типа 123456..., абвгд...;
подключайте дополнительное подтверждение входа — двухфакторную аутентификацию.
Учитель. Проверить надежность пароля можно на сайте 2ip.ru/passcheck. Предлагаю проверить, за какой период можно взломать пароли, которые были представлены у вас на карточках.
Обучающиеся проверяют надежность паролей persik1234
- ненадежный, возможно взломать за 254 часа ANNal 1
- ненадежный, возможно взломать за 14 секунд Jack4321
- ненадежный, возможно взломать за 910 минут 123456789
- ненадежный, возможно взломать за 0 секунд ANNA_JACK
- ненадежный, возможно взломать за 1889 часов ANNAPERSIK
- ненадежный, возможно взломать за 588 минут A!-2na1234
- надежный, может быть взломан за 6810 лет A!-7n9aj234
- надежный, может быть взломан за 544770 лет
Дополнительно к этому заданию учитель может предложить ребятам проверить на надежность свои пароли от социальных сетей.
Часть 3. Заключение (до 5 минут).
Учитель.
Сегодня мы обсудили некоторые случаи, когда пользователи не задумываются о последствиях своих действий в сети. Случаются такие ситуации, безусловно, не специально. Наша ответственность как пользователей цифровых сервисов быть внимательными и стремиться повышать уровень своей цифровой грамотности. Теперь, когда мы знаем об угрозах, то можем соблюдать простые правила и оставаться в безопасности. Давайте закрепим результат занятия и послушаем ещё несколько рекомендаций от эксперта компании VK [вэ-кА] Константина Сидоркина и популярного российского певца Егора Крида.
Демонстрация видео с К. Сидорковым.
Демонстрация видео с Е. Кридом.
К арточка-задание № 1 Ваша одноклассница Катя ведет видеоблог про образ жизни, увлечения, учебу. Она делится всем тем, чем живет современный школьник. Катя выкладывает на свой канал рассказы о своей жизни, увлечениях, занятиях. В очередном выпуске своего блога Катя решает попробовать один из популярных форматов — прямой эфир с обзором комнаты. В начале эфира Катя сообщает, что сегодняшнюю встречу она ведет из дома, называя свой адрес. В одном из кадров она показывает, что есть у неё в комнате, как она все украсила к Новому году, где делает уроки, какие у неё хобби, заходит в комнату к брату, который с друзьями разучивает на гитаре новую песню. Во время эфира в кадр попадает фамильная реликвия — шкатулка с уникальными украшениями. |
Карточка-задание № 2.1 Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик. Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, так как старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает: 1. persik1234 2. ANNa11 3. A!-2na1234 Аня останавливается на первом варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона. |
Карточка-задание № 2.2 Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик. Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, так как старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает: 1. Jack4321 2. ANNa11 3. A!-7n9aj234 Аня останавливается на втором варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона. |
Карточка-задание № 2.3 Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик. Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, так как старая была захвачена злоумышленниками. Она решает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает: 1. 123456789 2. ANNA_JACK 3. A!-2na1234 Аня останавливается на первом варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона. |
Карточка-задание № 2.4 Аня, ученица 6 класса, недавно ей исполнилось 11 лет. У Ани есть любимый пес Джек и кот Персик. Аня регистрирует новую страничку в социальной сети, так как. старая была захвачена злоумышленниками. Она выбирает, какой пароль поставить для своего нового аккаунта в этой социальной сети. Вот варианты, из которых она выбирает: 1. 123456789 2. ANNAPERSIK 3. A!-7n9aj234 Аня останавливается на втором варианте пароля и отказывается от опции установить дополнительное подтверждение входа по почте или номеру телефона. |
РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ
Методические рекомендации
Кибербезопасность
8-9 классы
23 января
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 8-9 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»
Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.
Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, учебную игру и включает в себя анализ информации, групповую работу.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-89-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-89-method_recom.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/media-1/index.html?back_url=/topic/34/grade/89/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation3.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation4.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-89-dop.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-89-dop1.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/1597/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1596/
https://razgovor.edsoo.ru/video/1598/
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная.
Педагогу следует начать занятие со слов о том, что информационные технологии сейчас проникли во все сферы нашей жизни. У каждого из нас есть мобильный телефон, при помощи которого мы общаемся, играем, учимся и т. п. В дальнейшем следует подвести ребят к мысли о том, что при использовании любых инструментов надо уметь их использовать, соблюдая определенные правила. Если этого не делать, то возможны негативные ситуации, в том числе столкновения с мошенниками, которые могут угрожать безопасности, финансовому состоянию и т. п.
Часть 2. Основная.
Первая часть занятия организуется как беседа о различных угрозах, которые возникают в связи с беспечным использованием информационных технологий или ресурсов. Основой для этих бесед становятся минивидеоролики, которые в форме небольших историй о тех или иных персонажах рассказывают о различных киберугрозах. Представленные в них сюжеты и сопровождающие их вопросы для обсуждения дают возможность педагогу вести с ребятами разговор о ситуациях, в которых каждый из учащихся может оказаться.
Каждый видеоролик содержит мини-историю, а в дальнейшем - правила, которые надо соблюдать, чтобы не попадать в аналогичные ситуации. Педагогу стоит не предлагать правила учащимся сразу, а предложить сформулировать их учащимся самостоятельно. Для этого стоит остановить видеоролик после окончания представления ситуации и предложить ребятам подумать над такими правилами. Результативнее всего сделать это в форме обсуждений в мини-группах. В этом случае ребята смогут занять активную позицию по отношению к обсуждаемым проблемам. После такого группового обсуждения стоит предложить высказаться представителям всех групп, обобщая и объединяя их высказывания. А после этого - показать ребятам продолжение ролика, чтобы дать возможность сравнить сформулированные ими правила с теми, которые предложены создателями ролика.
Вторая часть занятия - игра, в рамках которой ребята делятся на несколько групп. Каждая группа получает карточку с описанием ситуации, дополнительно карточка выводится на экран (при наличии технических условий). Также возможен и фронтальный формат работы.
Командам необходимо ответить на два вопроса:
Какую ошибку герой или герои ситуации допустили?
Какие правила для пользователя можно вывести из этой ситуации?
На обсуждение каждой ситуации дается 3 минуты. Дальше каждая группа представляет результаты обсуждения.
Учитель сверяет полученные результаты с ключом к заданию.
Задача педагога - организуя беседу, не стремиться манипулировать детьми, подводя их к тому или иному ответу, а дать возможность высказаться всем желающим. Лишь после ответов школьников педагогу важно дополнить их и при необходимости - высказать свое мнение по тем или иным обсуждаемым вопросам.
Количество используемых карточек, как и количество обсуждаемых ситуаций возможно варьировать исходя из особенностей класса, темпа работы обучающихся и имеющегося временного ресурса.
Часть 3. Заключение.
В заключение педагог предлагает обучающимся обобщить и сформулировать все, что они узнали сегодня на уроке. Оптимальнее всего это сделать через актуализацию их личного опыта, возможно, предложив им вспомнить схожие ситуации, в которых они оказывались. Важно, чтобы ребята сами озвучивали сформулированные правила, возможно, своими словами.
Будет здорово, если педагог предложит ребятам не просто запомнить данные правила, но и посоветует поделиться этими правилами со своими товарищами, членами семьи, возможно, пожилыми родственниками. Такая деятельность может стать хорошим способом актуализировать и закрепить полученные в ходе занятия знания.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.