СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 5-7 классы 23 января 2023г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 5-7 классы 23 января 2023г. 

Видеообращение Н. Касперской

Видеообращение Е. Крида

Видеообращение К. Сидоркова

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации."Кибербезопасность" 5-7 классы 23 января 2023г.»

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

Кибербезопасность

5-7 классы

23 января 2023г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.

Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие

предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, учебную игру и включает в себя анализ информации, групповую работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-57-method_recom.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/media-1/index.html?back_url=/topic/34/grade/57/

  • иллюстративные материалы и инструкции к игре

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf

  • видеоролики

https://razgovor.edsoo.ru/video/1586/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1585/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1587/


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Анонс темы и просмотр мотивационного ролика.

Часть 2. Основная.

Обсуждение с просмотром анимационных фрагментов. Разбор предлагаемых ситуаций и вывод правил безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов. Обсуждение вопросов, связанных с правилами поведения в интернете.

Часть 3. Заключение.

Подведение итогов занятия: фиксация правил, которые узнали обучающиеся, просмотр закрепляющего видеоролика.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (до 5 мин).

Учитель.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, с чем постоянно сталкивается современный человек, — это использование интернета для решения повседневных задач: для учебы, общения, творчества, профессиональной деятельности. Возможности, доступные нам благодаря подключению к сети, могут принести много пользы, но там же можно столкнуться и с разными угрозами. Важно использовать доступ в интернет с умом, эффективно и безопасно. Как и в реальной жизни, в интернете стоит придерживаться некоторых правил, именно их мы сегодня с вами обсудим. О том, почему важно быть внимательными в цифровом мире, вам расскажет Наталья Ивановна Касперская — глава компании InfoWatch [Инфо-вОтч].

Демонстрация видео с Н. И. Касперской.

Учитель.

В продолжение занятия предлагаю вам разобрать несколько ситуаций, которые иногда случаются в сети. Вы выступите в роли сторонних наблюдателей и предложите свои решения.

Часть 2. Основная (до 20 минут).

Методический комментарий. В основной части предлагается комплект интерактивных заданий для групповой работы обучающихся. Учителю рекомендуется выбрать количество заданий с учетом оставшегося времени, и уровня подготовки обучающихся. Тематика интерактивных заданий следующая:

  1. фишинговые ссылки;

  2. социальная инженерия;

  3. защита личной информации;

3) защита профиля.

Избыточный набор заданий позволяет адаптировать работу на занятии под уровень подготовки и интересы обучающихся.

Работа с комплектом интерактивных заданий

Учитель.

Мы посмотрим небольшой ролик, где увидим ситуацию, которая знакома каждому из вас, ведь все мы общаемся с друзьями и заводим новые знакомства. Смотрим первую часть ролика, а затем обсудим, что случилось, и как можно было предотвратить эту ситуацию.

Интерактивное задание № 1. Фишинговые ссылки.

Учитель.

Друзья, давайте подумаем, что Ваня сделал не так?

(Ответы обучающихся и обсуждение.)

Предлагаю вам разделиться на группы и попробовать сформулировать правила, которые можно предложить использовать, чтобы не оказываться в подобных ситуациях.

(Обучающиеся делятся на мини-группы по 4 человека и обсуждают возможные правила. На эту работу отводится 1-2 минуты.)

Учитель. А теперь давайте обсудим получившиеся у вас правила. Думаю, вместе мы сможем составить список, который сможет каждому из вас помочь быть внимательным!

(От каждой группы один обучающийся предлагает одно правило. Учитель фиксирует правила на доске).

Учитель.

Мы с вами обсудили, что пошло не так в ситуации Вани, теперь давайте досмотрим ролик и узнаем, какие цифровые привычки и правила нам предлагают создатели ролика, чтобы не попасться на удочку мошенников. Ничего ли мы с вами не забыли?

Продолжение демонстрации интерактивного задания №1.

Фишинговые ссылки.

Методический комментарий.

Если позволяет уровень подготовки класса, то можно дополнительно в этом кейсе обсудить значение слова «фишинговая» ссылка. Действия мошенников называют «фишингом» из-за английского слова «фиш», что означает «рыба» или «рыбачить», то есть буквально мошенники стараются «выудить» информацию у пользователя.

Учитель.

Есть ещё одна ситуация, которую описывает в своём блоге наш герой из Нижнефорельска. Давайте посмотрим, но будьте внимательны, следите за сюжетом и поведением персонажей.

Интерактивное задание № 2. Социальная инженерия.

Учитель.

Как вы считаете, какую ошибку допустила Кира? Можете ли вы предположить, что с ней произошло дальше? Каких правил надо придерживаться, чтобы не попадать в ловушки, в которые попала Кира? Давайте, как и в предыдущем случае, сначала обсудим это по группам, а потом все вместе.

(Работа по группам, обсуждение и последующие ответы обучающихся)

Учитель.

Вы отлично справились, давайте досмотрим видеоролик и узнаем, какие правила поведения в интернете мы с вами должны запомнить.

Продолжение демонстрации интерактивного задания №2.

Социальная инженерия.

Методический комментарий.

Социальная инженерия — это разные виды манипуляций и обмана, цель которых заставить человека раскрыть личные данные, получить доступ к его личной и финансовой информации.

Учитель.

Я предлагаю вам посмотреть другую ситуацию, которая произошла с любительницей классического искусства Ариной. Как и в прошлый раз, будьте внимательны и отмечайте поведение персонажей, чтобы ответить на мой вопрос. Смотрим.

Интерактивное задание № 3. Защита личной информации.

Учитель. Как думаете, что произойдет дальше? Что в этой ситуации в поведении Арины, вы считаете опасным? Есть ли здесь ошибка? На что мы должны обращать внимание и быть настороже, чтобы не попасть в такие же ситуации, как Арина? Поработайте, пожалуйста, в тех же группах, а потом мы обменяемся с вами мыслями.

(Работа по группам, обсуждение, ответы обучающихся)

Учитель.

Ребята, вы молодцы, сейчас мы посмотрим развязку, узнаем не только, что случилось с Ариной, но и то, как обезопасить свою личную информацию и какие правила в этом помогут.

Продолжение демонстрации интерактивного задания №3. Защита личной информации.

Учитель.

Сейчас мы посмотрим ещё один ролик, где рассказывается история Жанны. Предлагаю узнать, что с ней приключилось, и как друзья смогли прийти ей на помощь. Следите за сюжетом, у меня будет вопрос для вас.

Интерактивное задание № 4. Защита профиля.

Учитель.

Как вы считаете, почему в аккаунте появилась такая информация? Как друзья Жанны поступят дальше? Что важно помнить и соблюдать, чтобы сохранить свой профиль в безопасности? Попробуйте составить правила, которые помогут вам обезопасить ваш профиль в социальной сети.

(Работа по группам, обсуждение, ответы обучающихся).

Учитель.

Вы хорошо справились с заданием. Теперь время узнать, как правильно защищать свой профиль, какие правила для этого нужно знать.

Продолжение демонстрации интерактивного задания №4. Защита профиля.

Учитель.

Ребята, давайте ещё раз назовем правила, которые мы узнали на нашем занятии сегодня? Почему важно их соблюдать, как вы думаете?

(ответы обучающихся и обсуждение)

Часть 3. Заключение (до 5 минут).

Учитель.

Сегодня мы обсудили некоторые случаи, когда пользователи не задумываются о последствиях своих действий в сети. Случаются такие ситуации, безусловно, не специально. Наша ответственность как пользователей цифровых сервисов заключается в том, чтобы быть внимательными и стремиться повышать уровень своей цифровой грамотности.

Обсудите эти важные правила безопасности с родителями, а в заключение давайте послушаем ещё несколько рекомендаций от эксперта компании VK [вэ-кА] Константина Сидоркина и популярного российского певца Егора Крида.

Демонстрация видео с К. Сидорковым. Демонстрация видео с Е. Кридом.



























РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

Кибербезопасность

5-7 классы

23 января 2023г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель занятия: формирование культуры безопасного и эффективного использования цифровых ресурсов и устройств, знакомство с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности.

Формирующиеся ценности: жизнь, права и свободы человека, развитие (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001 ?index=9&ran geSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование видеороликов и анимационных видеофрагментов, учебную игру и включает в себя анализ информации, групповую работу.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-57-method_recom.pdf

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/media-1/index.html?back_url=/topic/34/grade/57/

  • иллюстративные материалы и инструкции к игре

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/media-presentation2.pdf

  • видеоролики

https://razgovor.edsoo.ru/video/1586/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1585/

https://razgovor.edsoo.ru/video/1587/


Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Педагогу следует начать занятие со слов о том, что информационные технологии сейчас проникли во все сферы нашей жизни. У каждого из нас есть мобильный телефон, при помощи которого мы общаемся, играем, учимся и т. п. В дальнейшем следует подвести ребят к мысли о том, что при использовании любых инструментов надо уметь их использовать, соблюдая определенные правила. Если этого не делать, то возможны негативные ситуации, в том числе столкновения с мошенниками, которые могут угрожать безопасности, финансовому состоянию и т. п.

Часть 2. Основная.

Вся основная часть занятия организуется как беседа о различных угрозах, которые возникают в связи с беспечным использованием информационных технологий или ресурсов. Основой для этих бесед становятся мини-видеоролики, которые в форме небольших историй о тех или иных персонажах рассказывают о различных киберугрозах. Представленные в них сюжеты и сопровождающие их вопросы для обсуждения дают возможность педагогу вести с ребятами разговор о ситуациях, в которых каждый из обучающихся может оказаться.

Каждый видеоролик содержит мини-историю, а в дальнейшем - правила, которые надо соблюдать, чтобы не попадать в аналогичные ситуации. Педагогу стоит не предлагать правила обучающимся сразу, а предложить сформулировать их обучающимся самостоятельно. Для этого стоит остановить видеоролик после окончания представления ситуации и предложить ребятам подумать над такими правилами. Результативнее всего сделать это в форме обсуждений в мини-группах. В этом случае ребята смогут занять активную позицию по отношению к обсуждаемым проблемам. После такого группового обсуждения стоит предложить высказаться представителям всех групп, обобщая и объединяя их высказывания. А после этого - показать ребятам продолжение ролика, чтобы дать возможность сравнить сформулированные ими правила с теми, которые предложены создателями ролика.

Задача педагога - организуя беседу, не стремиться манипулировать детьми, подводя их к тому или иному ответу, а дать возможность высказаться всем желающим. Лишь после ответов школьников педагогу важно дополнить их и при необходимости - высказать свое мнение по тем или иным обсуждаемым вопросам.

Часть 3. Заключение.

В заключение педагог предлагает обучающимся обобщить и сформулировать всё, что они узнали сегодня на уроке. Оптимальнее всего это сделать через актуализацию их личного опыта, возможно, предложив им вспомнить схожие ситуации, в которых они оказывались. Важно, чтобы ребята сами озвучивали сформулированные правила, возможно, своими словами.

Будет здорово, если педагог предложит обучающимся не просто запомнить данные правила, но и посоветует поделиться этими правилами со своими товарищами, членами семьи, возможно, пожилыми родственниками. Такая деятельность может стать хорошим способом актуализировать и закрепить полученные в ходе занятия знания.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!