СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации СИМВОЛЫ РОССИИ. 5-7 классы. "СИМВОЛЫ РОССИИ" 28 ноября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации СИМВОЛЫ РОССИИ. 5-7 классы. "СИМВОЛЫ РОССИИ" 28 ноября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации СИМВОЛЫ РОССИИ. 5-7 классы. "СИМВОЛЫ РОССИИ" 28 ноября 2022 г.»



Разговоры о важном

Сценарий занятия

СИМВОЛЫ РОССИИ

5-7 классы.

Символы России

28 ноября 2022 г.




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«СИМВОЛЫ РОССИИ»


Цель: обеспечить формирование у обучающихся устойчивых представлений об истории отечественного герба, показать воспитательное значение отечественной государственной символики, сформировать чувство уважения к государственному гербу Российской Федерации.


Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.


Продолжительность занятия: 30 минут.



Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/721/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-poster.jpeg

  • иллюстративный материал (фотографии прилагаются)

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-dop1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-dop2.pdf

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiansymbols-57-3/index.html?back_url=/topic/26/grade/57/#/

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово учителя, показ видеоролика, организация беседы по его содержанию.



Часть 2. Основная

Предъявление исторических фактов и выявление причин, по которым происходит замена герба нашей страны (самостоятельный поиск решения); показ видеоролика; предъявление исторических фактов и выявление особенностей использования флага в качестве государственного геральдического символа нашей страны (самостоятельный поиск решения); выполнение интерактивных заданий или групповых заданий (по выбору учителя).



Часть 3. Заключение

Подведение итогов занятия (методика незаконченного предложения); итоговая рефлексия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ



Часть 1. Мотивационная: введение в тему (до 5 минут)



Учитель.

Здравствуйте, ребята! Мы с вами граждане великой страны. Как и каждое государство в мире Российская Федерация имеет свои символы. Каждый гражданин должен знать их и проявлять уважение к государственным символам. Конечно, вы знаете, что герб - важнейший символ любого государства. С сентября этого года мы каждую неделю поднимаем флаг в школе, звучит государственный гимн. Так, мы чтим ещё два самых значимых государственных символа.

Сегодняшнее наше занятие будет посвящено флагу, гербу, гимну России. У нас есть день Государственного флага, который отмечается в августе, а скоро будет День герба Российской Федерации.

Давайте узнаем, почему так важно для государства иметь свои символы, учреждать в их честь праздники? Почему так важно каждому гражданину нужно уважать любой государственный символ? В чем проявляется уважение?



Демонстрация видеоролика (дикторский текст).



Приближается один из самых значимых праздников для российской государственности - День герба.

У России, как и у каждого государства, есть свои государственные символы. Это флаг, гимн, герб.

Изображение государственного герба сопровождает гражданина повсюду: его можно увидеть на флагах, деньгах, печатях, паспорте, пограничных столбах, на зданиях органов власти.

Ежегодно 30 ноября мы празднуем День герба России.

Герб - это часть особой государственной символики, которая отличает нашу страну от других государств, подчёркивает независимость и историческую самобытность российского многонационального народа.

Внешний вид герба, этого государственного символа, закреплён в Конституции Российской Федерации и регулируется Федеральным конституционным законом, подписанным Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 25 декабря 2000 года.

На гербе России изображён золотой двуглавый орёл, который символизирует направленность России и на Запад, и на Восток.

В России города федерального значения имеют также свой герб, герб города. Например, на гербе Москвы, столицы нашей родины, изображён святой Георгий Победоносец в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на серебряном коне. Всадник поражает золотым копьём чёрного змия.

Святой Георгий был небесным покровителем московского князя Юрия Долгорукого. Со времён Дмитрия Донского святой становится покровителем города Москвы.

Каждый символ с особой судьбой,

Будем помнить мы всегда.


Учитель.

  • Назовите самые распространённые символы современной России?

Примерные ответы: гимн, флаг, герб.

  • Назовите здания, которые украшены гербом или флагом с изображением герба Российской Федерации в вашем городе?

Примерные ответы: администрация города, дворец правосудия (городской суд), отдел полиции, военный комиссариат, здания в центре города в период праздничных мероприятий и т. д.

  • Опишите изображение герба вашего региона (области, края, республики) или города (округа, ЗАТО, городского или сельского поселения)?

Примерный ответ: даётся описание соответствующего изображения символа.

  • В каких случаях исполняется гимн Российской Федерации?

Примерные ответы: при подъеме государственного флага в российских школах, на официальных школьных мероприятиях, на спортивных соревнованиях во время вручения наград победителям и т.д.

Учитель благодарит учащихся за ответы, подводит итог краткой беседе, переходя к теме появления государственного герба с примерами из учебного курса отечественной и всеобщей истории.

Спасибо вам за ваши ответы. Тема «Символы России» занимает исключительное место в отечественной истории и культуре. Остаётся она востребованной и в наше время!



Часть 2. Основная.


Учитель кратко (2-3 минуты) рассказывает о создании и существовании герба в качестве государственного символа в различные периоды отечественной истории (подробные материалы см. в методических рекомендациях)

Учитель. История российского герба охватывает несколько веков существования нашего государства. Если у вас есть желание узнать о том, как оно развивалось, то одним из путей его исполнения станет обращение к истории нашего национального символа. Итак, первый раз двуглавый орёл появился на печати великого князя Ивана III в далёком XV веке. До этого орёл использовался в Византии, но наш князь решил сделать его гербом в России. На уроках истории вы подробно познакомитесь с другими славными делами Ивана Великого (так его называли современники), но важно, что в его эпоху государство стало называться Россией и в этот же время стал применяться двуглавый орёл в качестве герба. Подумайте, связаны ли между собой эти события?

В дальнейшем внешний вид герба менялся. Например, у орла крылья стали смотреть вверх, в центре разместили герб с Всадником, поражающим змея. Цвет орла был чёрным, серебряным, а потом золотым.

Величие Российской империи выражал Большой Государственный герб. На крыльях орла располагались гербы царств и земель, которые были присоединены к России и признали над собой власть российских царей и императоров. Они напоминали о героических страницах истории России: взятие Астрахани и присоединение Сибири в XVI веке, Таврической области (Херсона) в XVIII веке и другие события.

В 1993 году двуглавый орёл был восстановлен в качестве государственного символа. Золотой орёл размещён на красном щите, в центре находится герб со Всадником, поражающим змея, вокруг него цепь ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного ещё в правление первого русского императора Петра I.

Сегодня герб символизирует единство нашей истории, связь между прошлым и настоящим российского государства и народа.

В качестве дополнительного материала учитель может рассказать о гербах городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (см. методические материалы); о гербе своего города (республики, края...).


Беседа.

Учитель. Кто имел право на герб в Средние века?

Примерные ответы: феодалы, духовенство, богатые горожане, профессиональные объединения мастеров и ремесленников - цеха и гильдии.

  • Когда двуглавый орёл стал гербом Российского государства?

Примерный ответ: в царствование Ивана III Васильевича (Великого).

  • Подумайте, изменялся ли в ходе исторического развития вид государственного герба в России?

Примерный ответ: Да, вид герба изменялся.

-Почему изображение герба закреплено в законе «О Государственном гербе Российской Федерации»?

Примерный ответ: герб - символ государства, его использование устанавливается государством и поэтому закрепляется в законе нашей страны.


Учитель. Мы уже с вами вспомнили, что вид государственного герба менялся в ходе истории России. То же самое можно сказать и о гимне.

  • Как вы думаете, любая ли песня или музыкальное произведение может стать гимном страны? Почему?

Примерный ответ: гимн тоже символ государства, поэтому и музыка, и текст должны вызывать особые чувства и эмоции у граждан. Такая песня обладает особой торжественностью, выражает мощь страны.

Хочу обратить ваше внимание, что музыка государственного гимна России была написана в суровые годы Великой Отечественной войны. В январе 1944 года он был исполнен по радио. Послушайте о том, какая реакция была на его исполнение: «Взволнованно слушала вся наша великая страна его исполнение по радио. Простая, проникновенная мелодия гимна вдохновенные и мудрые слова его близки сердцу каждого гражданина нашей родины. И нам, советским людям, особенно радостно сознавать то, что гимн великого нашего государства создан именно сейчас, когда победоносное движение доблестной Красной армии и небывалый трудовой подъем всей страны, приближают час окончательного разгрома ненавистного фашизма».

  • Насколько эти слова перекликаются с сегодняшним временем? Какие у вас возникают чувства, когда вы слушаете гимн Российской Федерации?

Примерные ответы: гимн и сегодня вызывает гордость за страну, ее достижения и подвиги.


Учитель. Ребята, ещё раз напомню: государственными символами нашей страны являются её герб, об истории которого мы с вами только что говорили, а также гимн и флаг. Обратимся к государственному флагу. Его поднимают в торжественные моменты, по особо значимым датам. День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа.

Учитель или заранее подготовленные школьники (3-4 человека) рассказывают о создании и существовании флага в качестве государственного символа в различные периоды отечественной истории.



Учитель.

Давайте представим себе, что мы специалисты по геральдике. Сейчас мы проведём интересное исследование геральдических символов нашей страны. По ходу выступлений ребят нам предстоит выявить особенности использования флага в качестве государственного геральдического символа нашей страны.

Изображение флагов с датами начала их функционирования, как государственных символов страны, демонстрируется обучающимся по ходу выступлений школьников с сообщениями.


1668

1693

1712

1858

1883

1914

1918

1922

1991

Штандарт Президента Российской Федерации, 1994

Знамя Победы


Работа с интерактивными заданиями или групповая работа (по выбору учителя)


Групповая работа. Геральдика, роль цвета в геральдике. Смысловое значение флага Российской Федерации.

Класс делится на 4-5 групп. Каждая группа получает цветовой маркер.

Цель: познакомить с цветовыми геральдическими обозначениями, установить по цветовому коду смысловое значение флага Российской Федерации, обучить коммуникации в малой группе.


Вариант 1

Задание: в настоящее время не существует официального толкования цветов государственного флага Российской Федерации. Прочитайте на карточке цветовые геральдические обозначения. Обсудите их. Коллективно составьте смысловую характеристику флага Российской Федерации. Ваша характеристика должна показать, что говорят цвета нашего флага о стране?

Каждая группа получает карточку с описанием геральдических цветовых обозначений:

Символизм белого цвета

Белый цвет означает откровенность и благородство, чистоту, невинность, правдивость.

Символизм синего цвета

Синий цвет в геральдике символизирует преданность, чистоту, целомудрие, верность, набожность, справедливость, красоту, благородство происхождения, силу, бдительность, стремление к победе, настойчивость, упорство, любовь к родине, доброе предзнаменование, гордость, славу и величие.

Символизм красного цвета

Красный в геральдике является самым благородным цветом. Красный цвет олицетворяет любовь, справедливость, смирение, скромность, решительность, мужество, отвагу, храбрость, пролитую кровь, силу, благородство, знатность происхождения, а также власть.

Вариант 2

Задание: в настоящее время не существует официального толкования цветов государственного флага Российской Федерации. На карточке представлена таблица цветовых геральдических обозначений. Обсудите их. Коллективно составьте смысловую характеристику флага Российской Федерации. Ваша характеристика должна показать, что говорят цвета нашего флага о стране?

(таблица заполнена с подсказками для учителя)

Цвета

Название цвета, принятое в геральдике

Символические значения

Явления природы

Качества характера

Философские понятия

Белый

Серебро

Луна, вода, снег

Чистота

Невинность

Синий

Лазурь

Небо

Верность, справедливость

Вера

Красный

Червлень

Огонь

Храбрость, мужество, отвага

Любовь



Участники группы (инициативно) предлагают свою версию значения флага. Трактовки обсуждаются в группе. Для озвучивания всему классу выбираются лучшие из них или производится комбинирование нескольких трактовок в одну. Спикеры всех групп (4-5 человек) поочерёдно озвучивают коллективное мнение каждой группы о смысловой характеристике флага Российской Федерации.

Рефлексия по итогам группового занятия:

  • Подтвердилось ли наше предположение, что флаг выражает дух и характер страны?

  • Каким образом флаг символизирует государственный суверенитет?

  • Как вы поняли выражение «гордо реет над Россией флаг её судьбы»?

  • Что для вас стало поводом для гордости за наш флаг?


В качестве дополнительного задания учитель может предложить ребятам ответить на вопросы интеллектуальной игры (работа с интерактивным заданием №1, см. методические рекомендации).


Учитель. Как вы думаете, как слова филворда связаны с темой сегодняшнего занятия?


Работа с интерактивным заданием №2. Филворд.

Корона, скипетр, держава, символ, герб, гимн, флаг, эмблема, наследие, мощь, мудрость, преемственность.


Часть 3. Заключение (до 5 минут)



Подведение итогов занятия

Учитель.

Ребята, назовите случаи, в которых используются государственные символы нашей страны.

Примерные ответы обучающихся.

(В дни государственных праздников на домах всегда вывешивается государственный флаг. Церемония поднятия государственного флага и исполнения государственного гимна открывает съезды, конференции, форумы. Флаг нашей страны размещён во всех зарубежных посольствах, послы России передвигаются на машинах, на крыле которых устанавливается флаг. Флаг - символ победы российских спортсменов на соревнованиях и символ поддержки со стороны болельщиков на трибунах.


Учитель комментирует ответы обучающихся, приводит свои примеры.

(демонстрация презентации с иллюстрациями, см. в дополнительных материалах)

Флаг - символ освоения пространства. Флаг установлен на дне Северного ледовитого океана в точке северного полюса. Флаг устанавливают российские покорители горных вершин. Флаг размещён на борту космического корабля и пр.


Учитель.

Итак, сегодня мы обратились к истории государственных символов нашей страны. Изменения в гербе, гимне и флаге отражают изменения в государстве, его истории, мы сегодня тоже это увидели.

Мы знаем, что означают в геральдике цвета, и сумеем понять, что символизируют цвета флага государства, о какой истории страны они нам напоминают.

В завершение предлагаю закончить начатые мной предложения:

из услышанной сегодня истории российского герба мне больше всего понравился сюжет о...

я думаю, что двуглавый орёл отражает особый путь развития нашей страны, так как.

когда я вижу герб и флаг нашего государства, слышу гимн Российской Федерации, меня переполняет чувство гордости, потому что...



Разговоры о важном

Методические рекомендации

СИМВОЛЫ РОССИИ

5-7 классы.

Символы России

28 ноября 2022 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5-7 классов по теме
«СИМВОЛЫ РОССИИ»


Цель: обеспечить формирование у обучающихся устойчивых представлений об истории отечественного герба, показать воспитательное значение отечественной государственной символики, сформировать чувство уважения к Государственному гербу Российской Федерации.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).



Продолжительность занятия: 30 минут.



Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеофрагментов, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/721/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-poster.jpeg

  • иллюстративный материал (фотографии прилагаются)

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-dop.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-dop1.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/russiansymbols-57-dop2.pdf

  • интерактивные задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/russiansymbols-57-3/index.html?back_url=/topic/26/grade/57/#/



Структура занятия



Часть 1. Мотивационная: введение в тему.

Занятие начинается со вступительного слова учителя и просмотра тематического видеоматериала. Данный сегмент деятельности стимулирует познавательный интерес, мотивирует школьника на формирование собственной оценки и вызывает эмоциональный отклик, который подводит обучающегося к пониманию места, роли и особого значения Государственного герба в контексте истории и современности. Краткая беседа имеет своей целью сформировать предпосылки для будущего решения поставленной проблемы. Успешная мотивация обучающихся обеспечивает положительные эмоции и настраивает школьников на активную учебную деятельность. Учитель благодарит обучающихся за ответы, подводит итог краткой беседе, переходя к теме появления государственного герба с примерами из истории.


Часть 2. Основная.

В исторической справке учитель рассказывает о создании и функционирования герба в качестве государственного символа в различные периоды отечественной истории.

Историческая справка.

Предшественники герба

Слово герб происходит от немецкого слова Erbe (транскрипция «эрбе») - «наследие». Герб - это опознавательный знак в виде символического изображения, который показывает ведущие историко-культурные традиции государства, региона, города или даже отдельного лица (монарха, аристократа, духовного лица). Гербоподобные эмблемы появились достаточно давно. В эпоху Средневековья гербы стали отражать сословную принадлежность (феодалы), профессиональную сферу или род занятий (духовенство, гильдейские и цеховые мастера). В период образования национальных государств гербы стали официальными символами своих стран наряду с гимном и флагом.



Значение герба

Основной элемент герба нашей страны представляет собой двуглавого орла, который призван символизировать направленность России и на Запад, и на Восток, при этом подразумевается, что сама страна не является ни Западом, ни Востоком, а сочетает в себе их лучшие качества. Расположенный посередине герба всадник на коне, убивающий змея, имеет довольно древнюю историю. Многие князья Древней и Средневековой Руси использовали подобные изображения на своей символике - щитах, эмблемах, знамёнах, печатях, монетах. При этом подразумевалось, что сам всадник - это и есть князь. Лишь значительно позже, уже в царствование Петра Великого, было решено, что данный всадник - это Святой великомученик Георгий Победоносец.

Официально считается, что в варианте, максимально похожем на современный, герб впервые начал фигурировать примерно со времени великого князя Московского и всея Руси Ивана III Васильевича (годы правления 1462-1505 гг.), прозванного «Великим». В разные периоды этот символ постоянно видоизменялся и дополнялся различными элементами и художественным орнаментом. В результате появился самый сложный в мире герб, который был официальным символом Российской Империи вплоть до установления власти Временного правительства в феврале-марте 1917 г. Герб использовался во многих случаях, начиная с личного штандарта государя и заканчивая обозначением государственных компаний и поставщиков императорского двора. В период Временного правительства (февраль-октябрь 1917 г.) герб России лишился символов монархической власти и щита с Георгием Победоносцем, и стал выглядеть как простой двуглавый орёл чёрного цвета с опущенными крыльями.



Государственный герб Советского государства (РСФСР - СССР).

После Октябрьской революции 1917 г. остро встал вопрос о смене государственной символики. Летом 1918 г. советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой дореволюционной России, и согласно принятой 10 июля 1918 г. новой Конституции государственный герб отражал не земельные, а политические и партийные символы: двуглавый орёл был заменён красным щитом, на котором изображались перекрещённый серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращённое название государства - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (сокращённо РСФСР). Щит окаймляли пшеничные колосья, закреплённые красной лентой с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». С образованием в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик был создан герб нового государства. Он представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В верхней части герба помещалась пятиконечная красная звезда с жёлтым ободком. Государственный герб СССР символизировал союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие всех наций и выражал идею солидарности народов СССР с трудящимися всех стран нашей планеты.



Государственный герб Российской Федерации

Окончательное восстановление герба - золотого двуглавого орла на красном щите произошло 30 ноября 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьём дракона («змия»). Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Современный вариант изображения государственного герба (с 2000 г.) был окончательно закреплён 25 декабря 2000 г. в период президентства В. В. Путина. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.



В качестве дополнительного материала.

Учитель обращает внимание на особенности появления государственного праздника «День герба», рассказывает о гербах городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя. Стоит обратить внимание учащихся и на герб своего города (республики, края...) и поговорить о его символике.



Гербы городов федерального значения

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь - являются городами федерального значения и имеют право на собственный герб. У Москвы это всадник на коне, побеждающий змея, аналогичный тому, который расположен на государственном гербе, но всё же несколько отличающийся в некоторых элементах. Существующее на данный момент изображение является максимально приближённым к тому, которое существовало у Москвы со времён Ивана III. У Санкт-Петербурга герб намного более сложный. Утверждён он был в далёком 1730 г. Прообразом данного символа послужил герб Папской области - владения Святого апостола Петра (ныне Ватикан), в честь которого назван город на Неве. Скипетр с орлом и корона символизируют то, что этот город долгое время являлся столицей Российской империи. Два перекрещенных якоря обозначают, что Санкт-Петербург является одновременно и морским, и речным портом, а красный фон символизирует кровь, пролитую во время Северной войны. Официальным гербом города Севастополя является герб советского типа. В верхней части герба на серебряном поле изображена медаль «Золотая звезда», на левой нижней части герба на голубом поле изображён силуэт памятника Затопленным кораблям. Объединяет обе части лавровая ветвь золотистого цвета, символизирующая немеркнущую славу защитников Севастополя.



Историческая справка. Флаги

Перед началом рассмотрения исторического материала учитель доводит до учащихся информацию о понятии «Геральдика». Школьникам предлагается принять позицию исследователей. Для облегчения восприятия незнакомого для них исторического материала, а также более глубокого понимания задачи и метода исследования, им присваивается роль специалистов по геральдике (используется игровой элемент), которым предстоит решить первую (производную от генеральной) поисковую задачу: предстоит выявить особенности использования флага в качестве государственного геральдического символа нашей страны. Подобранный исторический материал не даёт прямого ответа на поисковую задачу, а требует самостоятельного смыслового оценивания его содержания.

Заранее подготовившиеся школьники (3-4 человека) рассказывают о создании и существовании флага в качестве государственного символа в различные периоды отечественной истории. При невозможности заранее подготовить спикеров к занятию, историческую справку озвучивает сам учитель. В процессе сообщений школьников учитель демонстрирует изображение флагов с датами начала их функционирования как государственных символов страны.



Информация для учителя

Флаги и знамёна

Геральдика изучает все виды флагов, знамён (знамя имеет серебряную или золотую бахрому, чего никогда не бывает у флага), стягов, штандартов, хоругвей, бунчуков и вымпелов. Она объясняет их формы, структурные компоненты, геральдические или особые символические знаки, композиции цветов. Особое внимание уделяется установлению происхождения флагов и знамён, их исторической роли. У современных флагов были прообразы - военные знаки, иногда украшенные цветными лентами, выполненные в виде шестов с разнообразными фигурами на вершинах. Такие знаки известны с древнейших времён, их изображения встречались на рельефах Древнего Египта и Ассирии.

История Российского флага

Историческим государственным флагом России считается бело-синекрасное полотнище, которое было поднято на первом русском корабле «Орёл» во время царствования Алексея Михайловича в 1668 году.

В 1693 году триколор стал личным штандартом царя Петра I. Он издал указ 20 января 1705 года, согласно которому «на торговых всяких судах» должны были поднимать бело-сине-красный флаг. Триколор также некоторое время использовали на военных кораблях.

Однако в 1712 году на военном флоте был утверждён новый Андреевский флаг (белое полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест). В XVIII - первой половине XIX века бело-сине-красный флаг использовался не только для коммерческих судов, но и для обозначения принадлежности территорий к Российской империи. В частности, им пользовались русские морские экспедиции и колонисты в Америке.

11 июня 1858 года император Александр II по докладу начальника гербового отделения департамента герольдии Бернгарда Кене утвердил рисунок с расположением гербовых чёрно-жёлто-белого цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах для украшений на улицах при торжественных случаях.

  1. января 1865 года вышел именной указ императора, в котором цвета чёрный, оранжевый (золотой) и белый были прямо названы «государственными цветами России». Чёрно-жёлто-белый флаг разрешалось использовать только государственным учреждениям, обыватели могли вывешивать бело-сине-красные флаги.

28 апреля 1883 года было объявлено повеление императора Александра III, в котором говорилось: «Чтобы в тех торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употреблён исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов». Однако чёрно- жёлто-белый флаг формально отменён не был.

  1. мая 1896 года особое совещание при Министерстве юстиции, созванное императором Николаем II, определило, что для империи флагом должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». В 1914-1917 годах параллельно с триколором существовал «флаг для частного употребления»: бело-сине-красный с чёрным двуглавым орлом в жёлтом квадрате у древка в верхнем углу.

После отречения императора Николая II от престола Временное правительство не стало утверждать новый флаг и герб государства. В октябре 1917 года в стране установилась Советская власть. Советская Россия в 1918 году отказалась от трёхцветного флага и заменила его красным флагом.

Во время событий августа 1991 года в Москве над Белым домом был поднят исторический триколор. 22 августа 1991 года Верховный Совет Российской советской федеративной социалистической республики (так тогда называлась наша страна) принял постановление «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР». 1 ноября 1991 года флаг был утверждён Съездом народных депутатов. Согласно статье 181 конституции, Государственный флаг Российской советской федеративной социалистической республики представлял собой «прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - лазоревого цвета и нижняя - алого цвета». Отношение ширины флага к его длине составляло 1:2. В таком виде флаг сохранился после переименования Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Российскую Федерацию (Россию).

Впоследствии во время подготовки проекта новой Конституции было предложено изменить соотношение сторон флага и заменить цвета флага на те, что соответствовали описанию государственной символики дореволюционной России.

Государственный флаг России

11 декабря 1993 года президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал указ «О Государственном флаге Российской Федерации». Согласно ему, лазоревый цвет средней полосы полотнища был заменён на синий, а алый - на красный. Изменилось также соотношение ширины флага к его длине - 2:3.

25 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал конституционный федеральный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». В нём говорится, что «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета».

Президентский штандарт

Флаги объединяют с гербами многие черты. Они, в большинстве случаев, являются лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но гербы, всё же не следует отождествлять с флагами. оть они и «родственники», но различий как в них самих, так и в их истории, более чем достаточно. Однако есть особый вид стяга, на полотнище которого происходит «встреча» флага и герба, - это штандарт. Он представляет собой персональное знамя знатного человека, где обязательно изображается символ государства - герб. История этого символа началась в Римской империи. Штандарт служил знаком различия командиров воинских формирований. Президент Российской Федерации также имеет свой штандарт.

Знамя Победы

15 апреля 1996 года для увековечения подвига в Великой Отечественной войне, за заслуги воинов Советских Вооружённых Сил перед Отечеством и в знак благодарности победителям над фашистскими захватчиками, был принят Указ Президента Российской Федерации «О знамени Победы», в котором указано, что в дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы России, при проведении воинских ритуалов, и мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, Знамя Победы используется вместе с государственным флагом Российской Федерации. Знамя Победы, водружённое над рейхстагом в мае 1945 года (подлинник), выносится 9 Мая - в День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и 23 Февраля - в День защитника Отечества для возложения венков к могиле Неизвестного солдата, парадов войск и шествий ветеранов Великой Отечественной войны на Красной площади в Москве. В иных случаях используется не подлинник, а символ Знамени Победы. На обеих сторонах символа Знамени Победы расположено изображение пятиконечной звезды.

После исторической справки организуется устная беседа, цель которой подвести обучающихся к пониманию исторического и культурного значения герба.

После беседы можно предложить обучающимся принять участие в выполнении интерактивных или групповых заданий (по выбору учителя).



Групповая работа. Геральдика, роль цвета в геральдике. Смысловое значение флага Российской Федерации.

Форма работы: групповая.

Класс делится на 4-5 групп. Каждая группа получает цветовой маркер.

Цель: познакомить с цветовыми геральдическими обозначениями, установить по цветовому коду смысловое значение флага Российской Федерации, обучить коммуникации в малой группе.

Работа в группах может осуществляться в двух вариантах. В первом варианте школьникам для анализа предлагается работать с текстовым материалом, а во втором варианте предусмотрен анализ таблицы. Учитель сам принимает решение, какой вариант для групповой работы он выбирает или распределяет оба варианта между группами.

Участники группы (инициативно) предлагают свою версию значения флага. Трактовки обсуждаются в группе. Для озвучивания всему классу выбираются лучшие из них или производится комбинирование нескольких трактовок в одну. Спикеры всех групп (4-5 человек) поочерёдно озвучивают коллективное мнение каждой группы о смысловой характеристике флага Российской Федерации. После завершения опроса учителем проводится итоговая рефлексия.

Выполнение интерактивных заданий поможет закрепить полученные на занятии знания.

Как дополнительное задание учитель может предложить обучающимся ответить на вопросы интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»



Работа с интерактивным заданием №1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

  1. Что такое герб?

  • Отличительный знак (символ) города, региона, государства

  • Эмблема на флаге

  1. Какая птица изображена на гербе России?

  • Орёл

  • Грифон

  • Сова

  1. Что держит птица на гербе России в правой лапе?

  • Державу

  • Меч

  • Скипетр

  1. Что держит птица на гербе России в левой лапе?

  • Скипетр

  • Меч

  • Державу

  1. Что за всадник изображён на гербе России?

  • Серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне

  • Юрий Долгорукий

  • Пётр Первый

  1. Кого пронзает копьём всадник на гербе России?

  • Чёрного льва

  • Чёрного волка

  • Чёрного дракона

  1. Какой документ устанавливает описание и порядок использования

10. Герба?

  • Закон «О Государственном гербе Российской Федерации»

  • Конституция Российской Федерации


Слова филворда (интерактивное задание №2) подчеркивают значимость государственной символики в жизни страны.



Часть 3. Заключение.

В заключение внеурочного занятия учитель предлагает обучающимся совместно подвести итог состоявшегося разговора. Здесь можно использовать приём незаконченного предложения: учитель начинает фразу, а кто-то из школьников её продолжает. Такое задание доступно для учащихся почти в любом возрасте, позволяет проявить креативные способности, развить устную речь, освоить первичные навыки публичных выступлений.

Главный вывод: флаг, герб, гимн - незыблемая составляющая страны, неразрывно связаны с её историей, традициями и ментальностью. Важные сакральные элементы государственности. Знать и чтить их - означает уважать себя и свою страну.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!