СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ МАТЕРИ. 5-7 классы. "МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ" 21 ноября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ МАТЕРИ. 5-7 классы. "МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ" 21 ноября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ МАТЕРИ. 5-7 классы. "МАМА – ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ" 21 ноября 2022 г.»



Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ МАТЕРИ

5-7 классы.

Мама - главное слово в каждой судьбе

21 ноября 2022 г.




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«МАМА - ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ»




Цель занятия: показать обучающимся определяющую роль матери в жизни любого человека, в воспитании детей; показать важность того, чтобы в традиционной семье было много детей; продемонстрировать поддержку материнства в нашей стране.


Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, преемственность поколений, любовь к матери, понимание ценности семьи и ответственности за её благополучие.


Продолжительность занятия: 30 минут.



Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, презентационных материалов, включает анализ информации, групповую работу, творческое задание.



Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/706/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-poster.png

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mothersday-57-3/index.html?back_url=/topic/25/grade/57/#choose

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mothersday-57-4/index.html?back_url=/topic/25/grade/57/#/



Часть 1. Мотивационная.

Учитель подводит обучающихся к теме занятия, напоминает о прошедших праздниках - Дне пожилых людей, Дне отца, предлагает разгадать филворд, посвящённый празднику «День матери».

Часть 2. Основная.

Раскрывается основная тема занятия - роль матери в жизни каждого человека. В эвристической беседе по фразе, вынесенной в название урока, формируется представление о роли матери в жизни человека. При составлении кластера «Наши мамы» выражается личностное отношение к матери. Видеоролик знакомит обучающихся с некоторыми формами поддержки государством материнства в нашей стране. Для организации беседы предлагаются вопросы, на основе которых строится диалог. Организуется встреча с мамами обучающихся класса, которым школьники задают важные для себя вопросы.



Часть 3. Заключение.

Итоговая рефлексия. Варианты творческого задания.

1. Творческое задание «Создание открытки ко Дню матери» - создание синквейна или четверостишия позволяет проявить учащимся творческие способности.

2. «Открытка любимому человеку».



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя (до 5 минут).

Учитель.

  • Сегодня мы поговорим о самых дорогих нам людях - мамах, и о празднике в их честь - о «Дне матери». Мамы ваших мам тоже мамы - они ваши бабушки. Возможно, мамы - ваши тети или сестры. Может быть, кто-то из ваших родных или знакомых ждет ребенка сейчас, и, значит, тоже скоро станет мамой. Этот праздник международный, в нашей стране он отмечается не первый год в последнее воскресенье ноября. Мы уже знаем, что есть праздник, посвященный бабушкам и дедушкам (пожилым людям), есть День отца. А сегодня поговорим о мамах, о празднике, который им посвящен, о символах и традициях, связанных с этим днем. Первое задание - филворд - поможет нам настроиться на разговор и назвать главные слова этого праздника.



Работа с интерактивным заданием №1. Филворд «День матери»

Учитель.

  • Напомню, что слова в филворде могут читаться по прямой линии: слева направо или сверху вниз. Также слово можно прочитать по изогнутой под прямым углом линии. Необходимо найти и отметить все слова, связанные с темой нашего занятия.

Слова по теме: незабудка, мама, постоянство, преданность, нежность, бескорыстие, любовь, семья, дети, бабушка, доверие.

(Когда дети назовут слово «незабудка», педагог может пояснить, что этот цветок - символ праздника.)


Часть 2. Основная.

Беседа о роли матери в жизни каждого человека.

Учитель.

  • В заглавие занятия вынесена фраза «Мама - главное слово в каждой судьбе». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ поясните.

Предполагаемые ответы обучающихся. Мама - самый важный человек в нашей жизни, она даёт нам жизнь, воспитывает, заботится о нас, готова всегда помочь и т. д.

Создание кластера «Наши мамы».

Учитель.

  • А какие наши мамы? Давайте составим коллективный портрет мам нашего класса.

Подберите эпитет к словосочетанию «моя мама» и запишите его.

Предполагаемые ответы: обучающиеся напишут эпитеты - добрая, мудрая, любящая, заботливая и т. д.

  1. вариант. Обучающиеся пишут по очереди на доске, лучше разноцветными мелками или маркерами.

  2. вариант. Обучающиеся пишут на листах бумаги (например, на листе А4, разрезанном на 3 части вдоль) разноцветными маркерами, фломастерами, и по мере готовности прикрепляют листочки к доске.

  3. вариант. Учитель сам записывает на доске эпитеты, которые называют обучающиеся, а затем наклеивают к этим словам разноцветные стикеры (1-3 шт.).

Учитель.

  • Каждый из нас любит и уважает маму, хорошо к ней относится. А государство поддерживает матерей? В чём проявляется эта поддержка?

Предполагаемые ответы может подсказать учитель: у мам маленьких детей есть длинный отпуск. Мамам выплачивается специальное пособие, мамам двух и более детей - материнский капитал.

  • Существуют ли награды для мам в нашей стране? В каком случае маму могут наградить медалью или даже орденом только за то, что она мама?

Предполагаемые ответы может подсказать учитель: обучающиеся могут вспомнить, что существуют ордена и медали для многодетных мам, что многодетным семьям выплачиваются пособия и т. д.

Учитель.

- Посмотрим небольшой видеоролик. Из него мы узнаем, что существуют разные способы поддержки семей, где воспитывается много детей.



Демонстрация видеоролика (дикторский текст)


В нашей стране к женщине-матери всегда относились с уважением, благодарностью.

Мудро наставляют нас народные пословицы:

Нет друга нежнее матери.

При солнце тепло, а при матери добро.

Сердце матери лучше солнца греет.

Задумывались ли мы когда-нибудь над тем, что мама совершает ежедневный подвиг? Конечно - нет. Ведь мы воспримем как само собой разумеющееся, что утром готов завтрак, в гардеробе висит чистая одежда, в доме порядок и уют. На самом деле, всё это сделано руками наших мам!

Современные мамы занимаются не только домашним хозяйством. У них самые разнообразные интересы: они любят путешествовать и прыгать с парашютом, шить и читать книги, ходить в театр и кино, заниматься спортом и прекрасно фотографировать или рисовать картины.

Многие мамы ещё и работают. Мама-врач ежедневно спасает жизни людей, мама-учитель помогает каждому ребёнку освоить школьный предмет, мама-учёный совершает научные открытия.

Наше государство поддерживает мам на самом высоком уровне! В России учреждён орден «Родительская слава» и медаль ордена «Родительская слава» для многодетных родителей, а также звание «Мать-героиня» для женщин, воспитавших более десяти детей.

День матери - особый праздник! В этот день мы поздравляем самых близких и родных людей - наших мам.

О матерях написаны поэмы и рассказы, стихотворения и романы. Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:

По-русски «мама», по-грузински «нана»,

А по-аварски — ласково «баба».

Из тысяч слов земли и океана

У этого — особая судьба.


Учитель.

  • Продолжим наш разговор. Праздники случаются нечасто. Не всегда в доме ровное настроение, не всегда звучит смех и шутки. Всякое случается. А почему? Варианты вопросов для продолжения беседы:

  • Из-за чего случаются размолвки с мамой или с бабушкой?

  • Такие размолвки - обычное недопонимание людей разного возраста?

  • Требования мамы к вам - это, скорее, проявление заботы о вас?

  • Какая, на ваш взгляд, причина того, что не всегда получается сохранить в семье доброжелательную, спокойную, уютную атмосферу?

(В процессе разговора педагогу важно показать, что в основе многих конфликтов лежит желание взрослых членов семьи сделать для ребёнка лучше. Правда, это «лучше» все понимают часто по-разному... Учителю важно показать школьникам, что никогда не допустимо оскорблять, унижать своих близких. Они очень близко от нас, и мы точно не промахнёмся. Важно постараться понять друг друга, откровенно рассказать друг другу о своих переживаниях и проблемах, поддержать друг друга в любой ситуации).

Учитель.

  • Многие мамы работают, потом занимаются домашними делами. Устают ли они? Конечно! А можете ли вы помочь своей маме с работой по дому?

А часто ли вы ей помогаете?

(Ответы ребят)

Любая ваша помощь очень нужна маме - погулять с собакой или покормить кота, помочь ей приготовить ужин или сходить в магазин.

Какую обязанность вы можете взять на себя и помогать вашей маме ежедневно, не только после этого занятия? Подумайте!

Учитель.

  • Сегодня нас с вами ждёт сюрприз. В этот ранний час к нам заглянули мамы, мамы ваших одноклассников. И у нас есть уникальная возможность почувствовать себя репортёром, работающим в жанре «Интервью», и задать свой самый важный вопрос мамам.

(Учитель может пригласить одну-две мамы на этот разговор, если ситуация это позволяет. Вопросы могут появиться экспромтом, а могут быть заранее подготовлены школьниками. Свой вопрос может задать и учитель).

Возможные вопросы:

  • Трудно ли быть мамой?

  • Ваш самый счастливый день?

  • Ваша самая большая трудность?

• Вы помните себя ребёнком, какой Вы были девочкой?

В качестве дополнительного задания можно порекомендовать выполнить интерактивное задание.



Работа с интерактивным заданием №2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

  1. Каков статус праздника «День матери»?

Варианты ответов:

а) Всероссийский

б) Международный

в) Общегородской

г) Региональный

Правильный ответ: б.


  1. Каким орденом награждают многодетных родителей, воспитывающих достойных граждан, в современной России?

Варианты ответов:

а) Знак отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги

б) Орден «Материнская слава»

в) Орден «Родительская слава»

г) Орден «Мать-героиня»

Правильный ответ: в.


  1. Какое звание для мам учреждено в 2022 году?

Варианты ответов:

а) Мать-героиня

б) Материнская гордость

в) Лучшая мама

г) Материнская слава

Правильный ответ: а.


  1. Когда отмечают в России День матери?

Варианты ответов:

а) 8 марта

б) Первое воскресенье июля

в) Первое воскресенье октября

г) Последнее воскресенье ноября

Правильный ответ: г.


  1. Какой цветок является символом Дня матери в России?

Варианты ответов:

а) Незабудка

б) Роза

в) Ромашка

г) Сирень

Правильный ответ: а.


Часть 3. Заключение (до 5 минут). Варианты творческого задания

Учитель.

- Итак, что же собой представляет мамин труд? Можно ли узнать его объём, количество часов, которые мама тратит на семью и детей? И как её можно поблагодарить?

(Ответы обучающихся)

Да, самому любимому, близкому для каждого из нас человеку - маме нужно говорить «спасибо» каждый день. Но сегодня мы говорим об особенном дне - празднике в честь мамы. Все любят сюрпризы. И мы можем постараться сделать сегодня небольшой сюрприз нашим близким - мамам, бабушкам, тётям. Попробуем словами, рисунками передать нашу любовь к самым дорогим людям.

Вариант 1. Учитель.

- Напишите синквейн «Моя мама». Запишите его в свободное место на открытке. (Педагог может приготовить листочки из цветного картона и положить карандаши и фломастеры на столы, может распечатать шаблоны открыток). При желании прочитайте его вслух в классе. (Читают синквейны в классе желающие).

Схема синквейна.

1 строка. Имя существительное. - Кто? Что? - Тема синквейна (В данном случае - мама);

2 строка. Два определения (прилаг./причаст./местоим.) - Какая? Чья? - Определение, в котором выражается личностное отношение к теме;

3 строка. Три действия-ассоциации (глаголы) - Что делает? - Действия- ассоциации к теме;

4 строка. Предложение, где выражено отношение к теме;

5 строка. Слово-итог к теме. Примерные варианты:

  1. Мама

  1. Любовь

  1. Добрая, моя

  1. Моя

  1. Любит, заботится, прощает

  1. Дрожит, кипит и светит

  1. Мама, я тебя люблю!

  1. Я ею дорожу

  1. Любовь

  1. И это моя мама


Вариант 2. Учитель.

- Напишите четверостишие или стихотворение в прозе, можно нарисовать какой-то символ, понятный только вашим близким, или рисунок. Кто-то может прочитать своё произведение сейчас вслух или показать свой рисунок всем. Не забудем свой сюрприз дома подарить любимому человеку.










Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ МАТЕРИ

5-7 классы.

Мама – главное слово в каждой судьбе

21 ноября 2022 г.




ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«МАМА - ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ»


Цель занятия: формировать у учащихся российской гражданской идентичности; представить важность роли матери в жизни любого человека, в воспитании детей; показать, как государством поддерживается материнство в нашей стране.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности,

историческая память и преемственность поколений, любовь к матери, понимание ценности семьи (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу, творческое задание.



Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-method_recom.pdf

  • видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/706/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-presentation.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-poster.png

  • комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mothersday-57-3/index.html?back_url=/topic/25/grade/57/#choose

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mothersday-57-4/index.html?back_url=/topic/25/grade/57/#/



Часть 1. Мотивационная.

Задача - подготовить обучающихся к восприятию темы, акцентировать внимание школьников на роли матери в жизни каждого человека.

Занятие начинается со вступительного слова учителя о роли матери в жизни каждого человека, о значении слова «Мама». Учитель подводит обучающихся к теме занятия, предлагает разгадать филворд, посвящённый празднику «День матери».




Часть 2. Основная.

Задача - познакомить обучающихся с историей учреждения праздника День матери в Российской Федерации, с учреждением звания «Мать-героиня» в СССР и в современной России; формировать уважительное отношение к каждодневному материнскому труду по воспитанию подрастающего поколения.

Раскрывается основная тема занятия - роль матери в жизни каждого человека. В эвристической беседе по фразе, вынесенной в название урока, формируется представление о роли матери в жизни человека. При составлении кластера «Наши мамы» выражается личностное отношение к матери. Видеоролик знакомит обучающихся с некоторыми формами поддержки государством материнства в нашей стране. Для нацеливания обучающихся на восприятие информации видеоролика предусмотрены вопросы, которые учитель задает перед показом видео.

Если есть возможность, хорошо заранее договориться и пригласить на занятие одну-двух мам школьников. Интервью с мамами позволит ребятам прочувствовать, какими мамы были в детстве, как они воспринимают жизнь своих детей.

В интерактивной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» актуализируются знания учащихся о Дне матери.

Часть 3. Заключение.

Подводятся итоги занятия. Учитель призывает ребят внимательнее и бережнее относиться к своим мамам. Составляется синквейн «Моя мама», когда каждый из сидящих в классе учеников по особой форме составляет слова благодарности и любви, обращённые к маме. Эти слова можно записать на открытке, которую обучающиеся сделают для мамы своими руками.

Можно предложить ребятам написать четверостишие о маме или стихотворение в прозе. Прочитать их в классе можно по желанию.

Итоговое слово учителя.

Занятие можно завершить итоговым словом учителя о Матери, прослушиванием песни, посвящённой маме. Приветствуется исполнение песни о матери самими учащимися, прослушивание или исполнение песни на родном языке.

Главный вывод: материнский труд ежедневный и не всегда заметный. Оба родителя равноправны и несут равную ответственность за детей. Традиционные семьи России - это союз мужчины и женщины. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные и многодетные семьи, что позволит обеспечить рост демографии и успешное будущее России.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!