Разговоры о важном
Сценарий занятия
ДЕНЬ МАТЕРИ
5-7 классы.
Мама - главное слово в каждой судьбе
21 ноября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме
«МАМА - ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ»
Цель занятия: показать обучающимся определяющую роль матери в жизни любого человека, в воспитании детей; показать важность того, чтобы в традиционной семье было много детей; продемонстрировать поддержку материнства в нашей стране.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, преемственность поколений, любовь к матери, понимание ценности семьи и ответственности за её благополучие.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, презентационных материалов, включает анализ информации, групповую работу, творческое задание.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/706/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-poster.png
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mothersday-57-3/index.html?back_url=/topic/25/grade/57/#choose
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mothersday-57-4/index.html?back_url=/topic/25/grade/57/#/
Часть 1. Мотивационная.
Учитель подводит обучающихся к теме занятия, напоминает о прошедших праздниках - Дне пожилых людей, Дне отца, предлагает разгадать филворд, посвящённый празднику «День матери».
Часть 2. Основная.
Раскрывается основная тема занятия - роль матери в жизни каждого человека. В эвристической беседе по фразе, вынесенной в название урока, формируется представление о роли матери в жизни человека. При составлении кластера «Наши мамы» выражается личностное отношение к матери. Видеоролик знакомит обучающихся с некоторыми формами поддержки государством материнства в нашей стране. Для организации беседы предлагаются вопросы, на основе которых строится диалог. Организуется встреча с мамами обучающихся класса, которым школьники задают важные для себя вопросы.
Часть 3. Заключение.
Итоговая рефлексия. Варианты творческого задания.
1. Творческое задание «Создание открытки ко Дню матери» - создание синквейна или четверостишия позволяет проявить учащимся творческие способности.
2. «Открытка любимому человеку».
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная часть, вводное слово учителя (до 5 минут).
Учитель.
Сегодня мы поговорим о самых дорогих нам людях - мамах, и о празднике в их честь - о «Дне матери». Мамы ваших мам тоже мамы - они ваши бабушки. Возможно, мамы - ваши тети или сестры. Может быть, кто-то из ваших родных или знакомых ждет ребенка сейчас, и, значит, тоже скоро станет мамой. Этот праздник международный, в нашей стране он отмечается не первый год в последнее воскресенье ноября. Мы уже знаем, что есть праздник, посвященный бабушкам и дедушкам (пожилым людям), есть День отца. А сегодня поговорим о мамах, о празднике, который им посвящен, о символах и традициях, связанных с этим днем. Первое задание - филворд - поможет нам настроиться на разговор и назвать главные слова этого праздника.
Работа с интерактивным заданием №1. Филворд «День матери»
Учитель.
Напомню, что слова в филворде могут читаться по прямой линии: слева направо или сверху вниз. Также слово можно прочитать по изогнутой под прямым углом линии. Необходимо найти и отметить все слова, связанные с темой нашего занятия.
Слова по теме: незабудка, мама, постоянство, преданность, нежность, бескорыстие, любовь, семья, дети, бабушка, доверие.
(Когда дети назовут слово «незабудка», педагог может пояснить, что этот цветок - символ праздника.)
Часть 2. Основная.
Беседа о роли матери в жизни каждого человека.
Учитель.
В заглавие занятия вынесена фраза «Мама - главное слово в каждой судьбе». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ поясните.
Предполагаемые ответы обучающихся. Мама - самый важный человек в нашей жизни, она даёт нам жизнь, воспитывает, заботится о нас, готова всегда помочь и т. д.
Создание кластера «Наши мамы».
Учитель.
Подберите эпитет к словосочетанию «моя мама» и запишите его.
Предполагаемые ответы: обучающиеся напишут эпитеты - добрая, мудрая, любящая, заботливая и т. д.
вариант. Обучающиеся пишут по очереди на доске, лучше разноцветными мелками или маркерами.
вариант. Обучающиеся пишут на листах бумаги (например, на листе А4, разрезанном на 3 части вдоль) разноцветными маркерами, фломастерами, и по мере готовности прикрепляют листочки к доске.
вариант. Учитель сам записывает на доске эпитеты, которые называют обучающиеся, а затем наклеивают к этим словам разноцветные стикеры (1-3 шт.).
Учитель.
Каждый из нас любит и уважает маму, хорошо к ней относится. А государство поддерживает матерей? В чём проявляется эта поддержка?
Предполагаемые ответы может подсказать учитель: у мам маленьких детей есть длинный отпуск. Мамам выплачивается специальное пособие, мамам двух и более детей - материнский капитал.
Существуют ли награды для мам в нашей стране? В каком случае маму могут наградить медалью или даже орденом только за то, что она мама?
Предполагаемые ответы может подсказать учитель: обучающиеся могут вспомнить, что существуют ордена и медали для многодетных мам, что многодетным семьям выплачиваются пособия и т. д.
Учитель.
- Посмотрим небольшой видеоролик. Из него мы узнаем, что существуют разные способы поддержки семей, где воспитывается много детей.
Демонстрация видеоролика (дикторский текст)
В нашей стране к женщине-матери всегда относились с уважением, благодарностью.
Мудро наставляют нас народные пословицы:
Нет друга нежнее матери.
При солнце тепло, а при матери добро.
Сердце матери лучше солнца греет.
Задумывались ли мы когда-нибудь над тем, что мама совершает ежедневный подвиг? Конечно - нет. Ведь мы воспримем как само собой разумеющееся, что утром готов завтрак, в гардеробе висит чистая одежда, в доме порядок и уют. На самом деле, всё это сделано руками наших мам!
Современные мамы занимаются не только домашним хозяйством. У них самые разнообразные интересы: они любят путешествовать и прыгать с парашютом, шить и читать книги, ходить в театр и кино, заниматься спортом и прекрасно фотографировать или рисовать картины.
Многие мамы ещё и работают. Мама-врач ежедневно спасает жизни людей, мама-учитель помогает каждому ребёнку освоить школьный предмет, мама-учёный совершает научные открытия.
Наше государство поддерживает мам на самом высоком уровне! В России учреждён орден «Родительская слава» и медаль ордена «Родительская слава» для многодетных родителей, а также звание «Мать-героиня» для женщин, воспитавших более десяти детей.
День матери - особый праздник! В этот день мы поздравляем самых близких и родных людей - наших мам.
О матерях написаны поэмы и рассказы, стихотворения и романы. Дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого — особая судьба.
Учитель.
Продолжим наш разговор. Праздники случаются нечасто. Не всегда в доме ровное настроение, не всегда звучит смех и шутки. Всякое случается. А почему? Варианты вопросов для продолжения беседы:
Из-за чего случаются размолвки с мамой или с бабушкой?
Такие размолвки - обычное недопонимание людей разного возраста?
Требования мамы к вам - это, скорее, проявление заботы о вас?
Какая, на ваш взгляд, причина того, что не всегда получается сохранить в семье доброжелательную, спокойную, уютную атмосферу?
(В процессе разговора педагогу важно показать, что в основе многих конфликтов лежит желание взрослых членов семьи сделать для ребёнка лучше. Правда, это «лучше» все понимают часто по-разному... Учителю важно показать школьникам, что никогда не допустимо оскорблять, унижать своих близких. Они очень близко от нас, и мы точно не промахнёмся. Важно постараться понять друг друга, откровенно рассказать друг другу о своих переживаниях и проблемах, поддержать друг друга в любой ситуации).
Учитель.
Многие мамы работают, потом занимаются домашними делами. Устают ли они? Конечно! А можете ли вы помочь своей маме с работой по дому?
А часто ли вы ей помогаете?
(Ответы ребят)
Любая ваша помощь очень нужна маме - погулять с собакой или покормить кота, помочь ей приготовить ужин или сходить в магазин.
Какую обязанность вы можете взять на себя и помогать вашей маме ежедневно, не только после этого занятия? Подумайте!
Учитель.
Сегодня нас с вами ждёт сюрприз. В этот ранний час к нам заглянули мамы, мамы ваших одноклассников. И у нас есть уникальная возможность почувствовать себя репортёром, работающим в жанре «Интервью», и задать свой самый важный вопрос мамам.
(Учитель может пригласить одну-две мамы на этот разговор, если ситуация это позволяет. Вопросы могут появиться экспромтом, а могут быть заранее подготовлены школьниками. Свой вопрос может задать и учитель).
Возможные вопросы:
Трудно ли быть мамой?
Ваш самый счастливый день?
Ваша самая большая трудность?
• Вы помните себя ребёнком, какой Вы были девочкой?
В качестве дополнительного задания можно порекомендовать выполнить интерактивное задание.
Работа с интерактивным заданием №2. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Каков статус праздника «День матери»?
Варианты ответов:
а) Всероссийский
б) Международный
в) Общегородской
г) Региональный
Правильный ответ: б.
Каким орденом награждают многодетных родителей, воспитывающих достойных граждан, в современной России?
Варианты ответов:
а) Знак отличия Святой Равноапостольной Княгини Ольги
б) Орден «Материнская слава»
в) Орден «Родительская слава»
г) Орден «Мать-героиня»
Правильный ответ: в.
Какое звание для мам учреждено в 2022 году?
Варианты ответов:
а) Мать-героиня
б) Материнская гордость
в) Лучшая мама
г) Материнская слава
Правильный ответ: а.
Когда отмечают в России День матери?
Варианты ответов:
а) 8 марта
б) Первое воскресенье июля
в) Первое воскресенье октября
г) Последнее воскресенье ноября
Правильный ответ: г.
Какой цветок является символом Дня матери в России?
Варианты ответов:
а) Незабудка
б) Роза
в) Ромашка
г) Сирень
Правильный ответ: а.
Часть 3. Заключение (до 5 минут). Варианты творческого задания
Учитель.
- Итак, что же собой представляет мамин труд? Можно ли узнать его объём, количество часов, которые мама тратит на семью и детей? И как её можно поблагодарить?
(Ответы обучающихся)
Да, самому любимому, близкому для каждого из нас человеку - маме нужно говорить «спасибо» каждый день. Но сегодня мы говорим об особенном дне - празднике в честь мамы. Все любят сюрпризы. И мы можем постараться сделать сегодня небольшой сюрприз нашим близким - мамам, бабушкам, тётям. Попробуем словами, рисунками передать нашу любовь к самым дорогим людям.
Вариант 1. Учитель.
- Напишите синквейн «Моя мама». Запишите его в свободное место на открытке. (Педагог может приготовить листочки из цветного картона и положить карандаши и фломастеры на столы, может распечатать шаблоны открыток). При желании прочитайте его вслух в классе. (Читают синквейны в классе желающие).
Схема синквейна.
1 строка. Имя существительное. - Кто? Что? - Тема синквейна (В данном случае - мама);
2 строка. Два определения (прилаг./причаст./местоим.) - Какая? Чья? - Определение, в котором выражается личностное отношение к теме;
3 строка. Три действия-ассоциации (глаголы) - Что делает? - Действия- ассоциации к теме;
4 строка. Предложение, где выражено отношение к теме;
5 строка. Слово-итог к теме. Примерные варианты:
Мама | Любовь |
Добрая, моя | Моя |
Любит, заботится, прощает | Дрожит, кипит и светит |
Мама, я тебя люблю! | Я ею дорожу |
Любовь | И это моя мама |
Вариант 2. Учитель.
- Напишите четверостишие или стихотворение в прозе, можно нарисовать какой-то символ, понятный только вашим близким, или рисунок. Кто-то может прочитать своё произведение сейчас вслух или показать свой рисунок всем. Не забудем свой сюрприз дома подарить любимому человеку.
Разговоры о важном
Методические рекомендации
ДЕНЬ МАТЕРИ
5-7 классы.
Мама – главное слово в каждой судьбе
21 ноября 2022 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме
«МАМА - ГЛАВНОЕ СЛОВО В КАЖДОЙ СУДЬБЕ»
Цель занятия: формировать у учащихся российской гражданской идентичности; представить важность роли матери в жизни любого человека, в воспитании детей; показать, как государством поддерживается материнство в нашей стране.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности,
историческая память и преемственность поколений, любовь к матери, понимание ценности семьи (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает также использование видеоролика, интерактивных заданий, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу, творческое задание.
Комплект материалов:
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-script.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-method_recom.pdf
https://razgovor.edsoo.ru/video/706/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-57-presentation.pdf
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mothersday-poster.png
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mothersday-57-3/index.html?back_url=/topic/25/grade/57/#choose
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mothersday-57-4/index.html?back_url=/topic/25/grade/57/#/
Часть 1. Мотивационная.
Задача - подготовить обучающихся к восприятию темы, акцентировать внимание школьников на роли матери в жизни каждого человека.
Занятие начинается со вступительного слова учителя о роли матери в жизни каждого человека, о значении слова «Мама». Учитель подводит обучающихся к теме занятия, предлагает разгадать филворд, посвящённый празднику «День матери».
Часть 2. Основная.
Задача - познакомить обучающихся с историей учреждения праздника День матери в Российской Федерации, с учреждением звания «Мать-героиня» в СССР и в современной России; формировать уважительное отношение к каждодневному материнскому труду по воспитанию подрастающего поколения.
Раскрывается основная тема занятия - роль матери в жизни каждого человека. В эвристической беседе по фразе, вынесенной в название урока, формируется представление о роли матери в жизни человека. При составлении кластера «Наши мамы» выражается личностное отношение к матери. Видеоролик знакомит обучающихся с некоторыми формами поддержки государством материнства в нашей стране. Для нацеливания обучающихся на восприятие информации видеоролика предусмотрены вопросы, которые учитель задает перед показом видео.
Если есть возможность, хорошо заранее договориться и пригласить на занятие одну-двух мам школьников. Интервью с мамами позволит ребятам прочувствовать, какими мамы были в детстве, как они воспринимают жизнь своих детей.
В интерактивной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» актуализируются знания учащихся о Дне матери.
Часть 3. Заключение.
Подводятся итоги занятия. Учитель призывает ребят внимательнее и бережнее относиться к своим мамам. Составляется синквейн «Моя мама», когда каждый из сидящих в классе учеников по особой форме составляет слова благодарности и любви, обращённые к маме. Эти слова можно записать на открытке, которую обучающиеся сделают для мамы своими руками.
Можно предложить ребятам написать четверостишие о маме или стихотворение в прозе. Прочитать их в классе можно по желанию.
Итоговое слово учителя.
Занятие можно завершить итоговым словом учителя о Матери, прослушиванием песни, посвящённой маме. Приветствуется исполнение песни о матери самими учащимися, прослушивание или исполнение песни на родном языке.
Главный вывод: материнский труд ежедневный и не всегда заметный. Оба родителя равноправны и несут равную ответственность за детей. Традиционные семьи России - это союз мужчины и женщины. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные и многодетные семьи, что позволит обеспечить рост демографии и успешное будущее России.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».
В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.