СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. 8-9 классы. "Какие качества необходимы учителю?" 3 октября 2022 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. 8-9 классы. "Какие качества необходимы учителю?" 3 октября 2022 г.

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном. Сценарий занятия/Методические рекомендации ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ. 8-9 классы. "Какие качества необходимы учителю?" 3 октября 2022 г.»

Разговоры о важном

Сценарий занятия

ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ

8-9 классы. Какие качества необходимы учителю?

3 октября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8−9 классов по теме

«КАКИЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ УЧИТЕЛЮ?»



Цель занятия: пробуждение интереса обучающихся к профессии учителя, воспитание уважения к учителю, наставнику, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека.

Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.

Комплект материалов:

− сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-89-script.pdf

− методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-89-method_recom.pdf

− видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/401/

− презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-89-presentation.pdf

− комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teachersday-89-1/index.html?back_url=/topic/8/grade/89/#choose



Содержательные блоки занятия

Часть 1.

Мотивационная

Вступительное слово учителя.

Часть 2.

Основная

Просмотр видеоролика, обсуждение. Аналитическая работа в группах. Представление результатов работы групп, выполнение интерактивных заданий.

Часть 3.

Заключительная

Рефлексия. Творческое задание.

Подведение итогов занятия, краткие выводы о роли и значимости деятельности учителя в школе и в жизни каждого человека, о самых важных качествах личности, необходимых учителю.



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1.

Мотивационная (5 минут)

Сегодня мы с вами поговорим о празднике – Дне Учителя.

Учитель. Предлагаю начать наше занятие словами из стихотворения Роберта Рождественского, посвященное одному из главных людей в жизни каждого человека, Учителю:

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что, если останется жить Земля,

высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

Учитель. Согласны ли вы с утверждением поэта, что учитель – это главная профессия на Земле? Назовите главного учителя в вашей школьной жизни.

Ребята высказывают свое суждение.

Учитель. Поговорим о подвиге учителя, о его самоотверженном труде.

Часть 2.

Основная (20 минут)

Учитель. Мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны большинство педагогов сражались на фронте. Совсем еще молодыми они уходили на войну из школ вместе со своими учениками и их родителями. Как и в мирной жизни, они учили младших товарищей сражаться за Родину и выживать.

Демонстрация видео (дикторский текст)

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

что, если останется жить Земля,

высшим достоинством человечества

станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

которая завтрашней жизни под стать.

Учителем надо будет родиться

и только после этого – стать.

Эти строки поэта Роберта Рождественского – о тех, кто выбрал непростую профессию учителя.

Когда мы говорим об учителе, мы вспоминаем и своего первого учителя, и других учителей. Есть учителя, которых знает всё человечество, независимо от страны и национальности. Таким великим человеком был польский педагог Януш Корчак.

Оказавшись вместе с воспитанниками Дома сирот в 1940-м году в Варшавском гетто, Корчак отклонил все предложения о его переводе в другое место, не стал прятаться, готов был разделить судьбу своих учеников.

Одна из самых известных педагогов блокадного Ленинграда Ксения Владимировна Ползикова-Рубец открывала новый учебный 1941-й год словами: «Мы начинаем занятия в необыкновенной обстановке: страна наша ведет тяжелую, упорную войну с сильным врагом; город наш окружен со всех сторон огромным числом фашистских дивизий; он стал фронтом.

В такой обстановке не приходилось учиться ни одному поколению русских школьников. В самом факте, что вы сегодня начинаете учиться, смелый вызов врагу».

После войны Ксения Владимировна написала книгу о школьниках блокадного города «Они учились в Ленинграде», в которой рассказала о подвиге блокадной школы.

Часть №2 рассказывает о положении школы в годы и после Великой Отечественной войны.

Дикторский текст

Как только Красная Армия освобождала какой-либо населённый пункт от немецко-фашистских захватчиков, практически сразу же там открывались школы.

В 1942/43 учебном году в Москве работало около 300 школ, к концу войны были открыты 453 школы. Условия были крайне тяжелыми: не хватало оборудования и учебных пособий, письменных принадлежностей, топлива. Из-за нехватки помещений большинство школ работало в две, а то и в три смены.

Несмотря на трудности военного периода, дети очень ответственно относились к учебе: успеваемость достигала 92%! В год Великой Победы 276 выпускников окончили школы с золотыми и серебряными медалями. В этом основная заслуга учителей.

В 1944 году более пяти тысяч лучших учителей были награждены медалями и орденами за самоотверженную работу в школе.

Подвиг учителя – ежедневный, оттого и не заметный всем....

Учитель – профессия дальнего действия, Главная на Земле!

Учитель. В 1943 году издаётся приказ Верховного Главнокомандующего, по которому из армии демобилизовались учителя и студенты. Советское правительство думало о будущем страны, о науке, культуре и воспитании молодого поколения, несмотря на тяжёлую обстановку на фронтах войны.

Учитель. Память о погибших в годы Великой Отечественной войны учителях и учениках осталась в наших сердцах, о чем свидетельствуют памятники, обелиски и памятные доски, установленные во многих школах Российской Федерации.

Учитель. Среди российских писателей и поэтов-фронтовиков и детей войны есть такие, кто не понаслышке знает о профессии учителя. Их педагогический опыт, воспоминания о своих школьных годах были положены авторами в основу художественных произведений.

Задание для аналитического чтения

Предлагаю разделиться на две группы, одна получит сведения о писателе и подготовит краткое сообщение о его педагогической деятельности. Вторая группа получит фрагменты произведений, и после сообщений первой группы соотнесет с полученными сведениями фрагменты произведений, определив автора того или иного фрагмента, аргументирует свой выбор.

После проведения групповой работы – этап подведения итогов выполнения задания. Краткая беседа по прочитанному.

Учитель. Старшее поколение учителей воспитало достойных учеников, продолжателей традиций отечественной педагогики. Примером лучших учителей служат участники и победители Всероссийского конкурса «Учитель года», символом которого является пеликан, олицетворяющий самоотверженную, родительскую любовь. Всероссийский конкурс «Учитель года России» был и остаётся одним из самых масштабных и значимых событий в сфере педагогики.

Девиз конкурса «Учитель года России» − «Учить и учиться» − отражает главные задачи современного образования: непрерывный профессиональный и личностный рост учителя, трансляцию лучших образцов педагогической практики, распространение инновационных идей и достижений педагогики.

В конкурсе «Учитель года России−2021» принимало участие 85 учителей из всех регионов нашей страны. Победителем конкурса стала учитель физики из г. Тюмени Екатерина Сергеевна Костылева. Именно поэтому конкурс «Учитель года России – 2022» проходит в г. Тюмени, и 5 октября 2022 года мы узнаем имя нового победителя.

Учитель. О школе, которой отдают свою любовь, свое время, свою жизнь победители конкурса, сложено немало историй, легенд. Все ли они правдивы? Хорошо ли мы знаем школу и всё, что имеет к ней отношение?



Работа с интерактивным заданием.

Интеллектуальная игра «Своя игра»

1. Что означает слово «педагогика» в переводе с греческого?

Выберите ответ.

«детоведение»

«наука о ребенке»

«обучение человека»

2. Во всех странах учителя ставят оценки от 1 до 5? Выберите ответ.

Верно, во всех странах учителя ставят оценки по Болонской системе от 1 до 5

Неверно, во всех странах учителя ставят числовые оценки (от 1 до 5 или от 1 до 20)

Неверно, в разных странах учителя используют разные системы оценки (буквы, числа)

(Нет, неверно: в США учеников оценивают, используя буквы (A, B, C, D), во Франции – 20-бальная система оценивания)

3. Где и когда появились первые школы? Выберите ответ.

в странах Востока в IV тысячелетии до н. э.

в странах Азии в IV тысячелетии н.э.

в странах Европы в II тысячелетии н.э.

(Да, верно: учитель – одна из самых древних профессий в мире)

4. Что означало древнегреческое слово «школа»? Выберите ответ.

«отдых», «досуг»

«мудрость», «обучение»

«беседа», «общение»

5. Когда на Руси появились первые школы? Выберите ответ.

в XIII веке, при Александре Невском

после Крещения Руси, при Владимире I

в XVII веке, при Петре I

6. Продолжите предложение

В России праздник «День Учителя» официально отмечали…

начиная с эпохи Просвещения, при Екатерине II

праздник начали официально отмечать в Советском Союзе, с 1965 года

праздник отмечают с 1991 года, когда была основана Российская Федерация

7. День Учителя имеет статус международного праздника? Выберите ответ.

Нет, День Учителя отмечается только в России с 1965 года

День Учителя отмечается 5 октября в странах, входящих в состав СНГ

День Учителя отмечают во всем мире с 1994 года

8. Во всех странах учителей-женщин больше, чем учителей-мужчин? Выберите ответ.

Верно, процентное соотношение женщин в этой профессии больше во всем мире

Неверно, в Японии процент женщин-преподавателей составляет 32%

9. Продолжите предложение В XVIII – начале XIX века дворянские дети получали домашнее образование от русских преподавателей…

от русских преподавателей

от русских преподавателей и французских гувернанток

от гувернеров немцев, англичан, итальянцев

от гувернеров немцев, англичан, итальянцев, французов

(Нет, неверно: среди гувернёров было много немцев, англичан, итальянцев, но уже в 1750-х годах наиболее востребованы оказались французы)

10. Как называли учителя арифметики в Древнем Риме? Выберите ответ.

«калькулятором»

«мудрым»

«вычисляющим»

«арифметосом»

(Да, верно: Calculus на латыни означает небольшой камень. Маленькие камушки использовали для счета)

Часть 3. Рефлексия (5 мин)

Учитель. О чем бы вы хотели спросить победителей конкурса «Учитель года России»? Задумывались ли вы над выбором профессии Учитель? Подумайте, каким должен быть учитель XXI века, учитель, который вместе со своими учениками будет строить будущее нашей страны.

Помнят ли в современной школе о погибших в годы Великой Отечественной войны учителях и учениках? Предлагаю посетить школьный музей, памятники в вашей школе или соседних школах, узнать как можно больше информации об учителях-фронтовиках, возможно, подготовить проект на эту тему.

Учитель. Важно помнить своих учителей, помнить, что «без него бы Пушкин Пушкиным не стал».

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

(Вероника Тушнова)





Разговоры о важном

Методические рекомендации

ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ

8-9 классы. Какие качества необходимы учителю?

3 октября 2022 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8−9 классов по теме

«КАКИЕ КАЧЕСТВА НЕОБХОДИМЫ УЧИТЕЛЮ?»


Цель: пробуждение интереса обучающихся к профессии учителя, воспитание уважения к учителю, наставнику, формирование представления о роли учителя в становлении личности каждого человека.

Формирующиеся ценности: социальное служение, самореализация, развитие (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Продолжительность занятия – 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение. Занятие предполагает использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации и предполагает групповую работу с текстом.

Комплект материалов:

− сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-89-script.pdf

− методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-89-method_recom.pdf

− видеоролик

https://razgovor.edsoo.ru/video/401/

− презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/teachersday-89-presentation.pdf

− комплект интерактивных заданий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/teachersday-89-1/index.html?back_url=/topic/8/grade/89/#choose





Содержательные блоки занятие

Часть 1.

Мотивационная

Задача – подготовить учащихся к восприятию темы, акцентировать внимание учащихся на значимости профессии учителя и роли педагогов страны в жизни общества. Занятие начинается со вступительного слова учителя, чтения стихотворения Р. Рождественского «Вы знаете, мне по-прежнему верится…». Поэтические строки становятся основой для беседы со старшеклассниками о значимости профессии учителя. Ребятам предлагается назвать главного учителя в их жизни.

Часть 2.

Основная

Задача – на примере ежедневного подвига учителей в годы Великой Отечественной войны поговорить об ответственности людей этой профессии, о роли учителя в прошлом и настоящем России.

Часть 2 включает три темы обсуждения. Первая тема посвящена подвигам учителей на фронте и в тылу во время Великой Отечественной войны. Вторая тема связана с рассказом об учителям-писателях и представляет собой групповую работу с текстами учителей, занимавшихся и литературным творчеством. Третья тема нацеливает на беседу о современных учителях, победителях Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021».

Идет разговор о роли учителя в жизни общества и каждого человека, о гуманности учительской профессии, о подвиге учителей в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу.

Беседу предваряет показ видеоролика, в котором рассказывается о подвиге учителей во время Второй мировой войны (Януш Корчак, Ксения Владимировна Ползикова-Рубец и др.). Ребятам предлагается назвать известных им учителей, погибших в годы Великой Отечественной войны. Возможно, такой материал имеется в школьном музее или имена погибших учителей представлены на мемориальной доске и др.

О необходимости образования детей в тяжелейшие для страны годы свидетельствует Приказ Верховного Главнокомандующего 1943 года, по которому из армии демобилизовались учителя и студенты.

По завершении видеоролика звучит стихотворение Владимира Фирсова «Первый учитель». Это может быть выразительное чтение с листа учителя или подготовленного заранее обучающегося.

Я помню сожжённые сёла

И после победного дня

Пустую,

Холодную школу,

Где четверо, кроме меня.

Где нам однорукий учитель

Рассказывал про Сталинград…

Я помню

Поношенный китель

И пятна - следы от наград.

Он жил одиноко при школе.

И в класс приходил налегке.

И медленно

Левой рукою

Слова

Выводил

На доске.

Мелок под рукою крошился.

Учитель не мог нам сказать,

Что заново с нами

Учился

Умению ровно писать.

Ему мы во всём подражали –

Таков был ребячий закон.

И пусть мы неровно писали,

Зато мы писали, как он.

Учитель!

Тебе я обязан

Всем чистым,

Всем светлым,

Что есть на земле,

И думой о судьбах Отчизны,

Что нёс ты на светлом челе!

Далее следует разговор о сохранении памяти погибших в годы Великой Отечественной войны учителей и школьников. Практически в каждой школе страны имеется памятник, обелиск или мемориальная доска с именами не вернувшихся с фронта.

Дополнительное задание можно сделать с использованием географической карты.

Дополнительное задание: на карте нужно найти населенные пункты, в которых установлены памятники учителям и ученикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Важно обратить внимание школьников на географию поставленных памятников – это вся страна.

Карта памяти

Задание: на карте найти некоторые населенные пункты, в которых установлены памятники учителям и ученикам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

1. Ученикам и учителям школы № 201, погибшим за Родину в годы Великой Отечественной войны, г. Москва.

2. Ученикам и учителям, ушедшим на фронт, село Александровское, Томская область, Россия.

3. Учителям и десятиклассникам, ушедшим и не вернувшимся с фронта, школа №9 в Нижнем Тагиле, Свердловская обл., Россия.

4. Учителям и ученикам школы, погибшим на фронтах войны, школа №7 в Первоуральске, Свердловская обл., Россия.

5. Ученикам и учителям, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, школа №3 в Лысьве, Пермский край, Россия.

6. Памяти учителей и учеников, погибших в годы Великой Отечественной войны, школа №1, г. Череповец, Россия.

7. Учителям и ученикам поселка Любытино, погибшим в годы Великой Отечественной войны, Новгородская область. На каждом каменном валуне фамилия погибших учителей и учеников.

8. Ученикам и учителям школы № 83, погибшим за Родину, г. Бузулук, Оренбургская область.

Учитель может продолжить тему на примере своей школы, района, города.

Задание для аналитического чтения

Выполнение небольшого группового задания связано с творчеством писателей – бывших учителей. Описание хода работы представлено в сценарии. Можно также разделить класс на четыре группы: три из них получают информацию о биографии А.И. Солженицына, Б.Ш. Окуджавы и Ю.И. Коваля и готовят краткое сообщение об их педагогической деятельности; четвертая группа готовит выразительное чтение фрагментов из произведений этих авторов. Задача – соотнести фрагмент с именем автора, его написавшим. Ответы учащихся зависят от полноты изложения биографий писателей, подготовленных ребятами первых трех групп.

1. Александр Исаевич Солженицын (1918 − 2008) − русский писатель, драматург, эссеист-публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Участник Великой Отечественной войны, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Многие его произведения («Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича» и др.) стали знаковыми в русской литературе и популярны до сих пор. Помимо художественных сочинений, затрагивающих, как правило, острые общественно-политические вопросы, А.И. Солженицын получил широкую известность своими художественно публицистическими произведениями, связанными с историей России XIX— XX веков.

В 1941 году А. И. Солженицын с отличием окончил физико-математический факультет Ростовского государственного университета. За свою жизнь он работал учителем математики и физики в пяти школах: в г. Морозовске Ростовской области; в ауле Кок-Терек Джамбульской области Казахской ССР; в поселке Мезиновский Курловского района Владимирской области; в Рязани; в домашней школе в г. Кавендиш (штат Вермонт, США). «Педагогом надо родиться, − считал А.И. Солженицын. − Надо, чтоб учителю урок никогда не был в тягость, никогда не утомлял, − а с первым признаком того, что урок перестал приносить радость, − надо бросить школу и уйти. И ведь многие обладают этим счастливым даром…» Один из его учеников в школе Кок-Терека спустя 56 лет писал ему в письме: «Я учился у Вас три года… Мне, Вашему ученику, который получал тройки и четвёрки по математике, удалось получить отличные оценки при поступлении в Новосибирский институт торговли и с отличием его окончить. Ваш труд, затраченный на нас, не пропал даром, и мы до сих пор вспоминаем Вас с благодарностью…».

2. Булат Шалвович Окуджава (1924 − 1997) − советский и российский поэт, прозаик, сценарист, бард, композитор, один из наиболее ярких представителей жанра «авторской песни» в 1960−1980 годы; лауреат Государственной премии СССР. Член Союза писателей СССР. Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации вернулся в Тбилиси. В 1944 году получил аттестат о среднем образовании. В 1945 году поступил на филологический факультет Тбилисского университета.

Получив в 1950 году диплом, два с половиной года работал учителем в Калужской области − в селах Шамордино и Высокиничи. В 1952 − 1953 годах Окуджава работал учителем русского языка и литературы в калужской мужской школе № 5. Позже Булат Окуджава несколько раз приезжал в калужскую школу, передавал в дар школьному музею книги, грампластинки с записью своих песен. Окуджава проработал учителем всего пять лет. Этот период подарил ему сюжеты для автобиографической прозы: повести «Новенький, как с иголочки», рассказов «Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова», «Отдельные неудачи на фоне сплошных удач», «Искусство кройки и житья». «Школу, честно говоря, я не любил – за консерватизм, да и учителем был плохим», – признавался Окуджава впоследствии. Но время менялось, школа становилась более демократичной. За два года до смерти поэт написал в «Литературной газете»: «Если бы не возраст и не состояние здоровья – а они мешают это осуществить, – мне бы очень хотелось без всякой платы вести класс в какой-нибудь хорошей московской школе. Допустим, раз в неделю я приходил бы к старшеклассникам на урок. Пофантазировали бы вместе…».

3. Юрий Иосифович Коваль (1938−1995) − советский русский детский писатель и поэт, а также сценарист мультфильмов и фильмов для детей, художник и скульптор, автор-исполнитель песен. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей, Почётного диплома им. А. П. Гайдара, «Андерсеновского диплома» — Почётного диплома Международного совета по детской и юношеской литературе, премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу и др. Его рассказ о пограничной собаке – «Алый» (в 1979 году по нему был снят фильм «Пограничный пёс Алый»), детектив «Приключения Васи Куролесова», повесть «Недопёсок» и др. и сегодня с интересом читают подростки. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы.

Ю.И. Коваль окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина, получив диплом учителя русского языка, литературы и истории, а также диплом учителя рисования. Работал учителем в сельской школе в Татарии до 1963 года. Преподавал там русский язык и литературу, географию, историю, пение и ряд других предметов. Иногда составлял для учеников диктанты в стихотворной форме, например, четверостишие на правописание шипящих. По возвращении в Москву с 1963 по 1966 год работал учителем в школе рабочей молодежи № 114.

Фрагменты из произведений:

1. Школа была маленькая, неказистая... Место было глухое, отделённое от крупных посёлков. Время было трудное: года четыре, как закончилась война. Дипломированных учителей не хватало. Лишь у двоих были дипломы пединститутов, да и то периферийных...

И вот в эту школу, в такую-то школу, приехал человек, окончивший столичный университет, фи-ло-лог!.. …

Заведующий облоно пригласил своего зама, и они вместе принялись обсуждать судьбу замечательного гостя. Гость предполагал, что ему поручат по меньшей мере заведование кафедрой в маленьком пединституте этого захудалого городка… Он ждал, что ему предложат быть хотя бы директором самой показательной школы города… Вместо всего этого заведующий облоно сказал, что самое замечательное, если уважаемый филолог отправится в далёкую сельскую школу и поработает там учителем, неся свет в массы и приобщая местных учителей к большой университетской науке.

Тут я возмутился и заявил, что лишь в городе моё место, ибо мне… предстоит серьёзная работа над диссертацией …

Должен вам сказать, что мысль о диссертации пришла мне в голову именно в этот трагический момент… Я посмотрел на моих собеседников с торжеством, но они не отказались от своего намерения…

…Они: Какая же тема вашей диссертации?

Я (не колеблясь): Именительный падеж в творчестве Лермонтова!.. …

И вот наконец прибыл я в ту самую школу.

Подумать только, учитель с университетским дипломом, фи-ло-лог!

(Б. Окуджава «Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова».)

2. На полу сидела мышь.

Вдруг вбегает грозный муж

И, схватив огромный нож,

К мыши он ползёт, как уж. (Ю. Коваль)

3. Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад − просто в Россию…

…Даже электриком на порядочное строительство меня бы не взяли. А меня тянуло − учительствовать…

…Я подошел к окошечку робко, поклонился и попросил:

— Скажите, не нужны ли вам математики где-нибудь подальше от железной дороги? Я хочу поселиться там навсегда.

Каждую букву в моих документах перещупали, походили из комнаты в комнату и куда-то звонили. Тоже и для них редкость была − все день просятся в город, да покрупней. И вдруг-таки дали мне местечко − Высокое Поле. От одного названия веселела душа…

Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города.

Я вернулся в отдел кадров и взмолился перед окошечком. Сперва и разговаривать со мной не хотели. Потом все ж походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали мне в приказе: «Торфопродукт».

Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое! (А.И. Соженицын «Матренин двор»)

Далее учитель рассказывает о конкурсе «Учитель года России – 2021» и его победителях.

Часть 3.

Заключительная

Рефлексия.

Творческое задание.

Учитель. Предлагаю ответить на вопросы:

• О чем бы вы хотели спросить победителей конкурса «Учитель года России -2021»?

• Задумывались ли вы над выбором профессии учителя?

• Подумайте, каким должен быть учитель XXI века, учитель, который вместе с учениками будет определять будущее нашей страны.

• Помнят ли в современной школе об учителях и учениках, погибших в годы Великой Отечественной войны? В качестве творческого задания предлагаем школьникам посетить школьный музей, если таковой имеется, памятник в школе или в соседних школах, собрать информацию об учителях-фронтовиках, возможно, подготовить проект на эту тему.

Итоговое слово учителя

В качестве итогового слова может прозвучать, например, выразительное чтение фрагмента стихотворения Вероники Тушновой «Если б не было учителя». Чтение может быть с листа. Можно предложить ребятам послушать песню Дениса Майданова «Учитель».

Результаты занятия: понимание учащимися ценности социального служения, важности наставничества, уважения к профессии учителя.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном». В таком «дневнике» могут отмечаться:

− тема занятия;

− ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

− основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

− ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

− творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

− любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!