патриотизм
любовь к Родине
Сценарий занятия
День Защитника Отечества
1–2 классы
служение Отечеству
19 февраля 2024 г.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1–2 классов по теме
«День защитника Отечества»
Цель занятия: расширить представление обучающихся о празднике День защитника Отечества, воспитывать уважение к людям, служащим в вооружённых силах РФ, формировать чувство благодарности защитникам Отечества и гордости за российскую армию, обеспечивающую сохранение мира.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, сохранение исторической памяти.
Основные смыслы: День защитника Отечества – это всенародный праздник, который воплощает чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.
Планируемые результаты. Личностные:
понимать особую роль вооружённых сил России в сохранении мира и спокойствия, благополучия и независимости государства, всего общества и каждого гражданина;
проявлять интерес к изучению отечественной истории;
испытывать чувства уважения и благодарности к защитникам Отечества.
Метапредметные:
проявлять умения успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных учебных и жизненных ситуациях;
работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
сценарий,
методические рекомендации,
видеоматериалы,
интерактивное задание,
презентация.
Структура занятия Часть 1. Мотивационная
Вводная беседа – знакомство со смыслом праздника. Постановка
проблемы, просмотр обращений федеральных спикеров.
Часть 2. Основная
Выполнение интерактивного и игрового заданий, эвристические беседы, рассматривание иллюстративного материала, работа с воображаемыми ситуациями по сюжету занятия о Дне защитника Отечества.
Часть 3. Заключительная
Обобщающая беседа, подведение итогов занятия.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель. Рассмотрите фотографии. Знаете ли вы, какое торжественное событие в жизни военных представлено на фотографиях?
Ответы обучающихся.
Учитель. Военная присяга – торжественное обещание, клятва, которую даёт гражданин, вступающий в ряды Вооружённых Сил. Принимая присягу, военнослужащий берёт на себя высокие обязательства. Познакомимся с текстом присяги.
Учитель предлагает одному из обучающихся прочитать первые строчки Присяги: «Я торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации».
Учитель. Выскажите своё мнение, как вы понимаете слова «присягаю на верность».
Ответы обучающихся.
Учитель. Воин клянётся (искренне обещает) исполнять свой воинский
долг – всегда и везде защищать свою Родину, мирную жизнь граждан.
Как вы думаете, почему на плакатах об армии художники часто изображают детей и женщин?
Ответы обучающихся.
Учитель. Родину всегда сравнивают с самым близким и дорогим человеком – матерью. Защита родного дома, женщин и детей – является священным долгом каждого воина, потому что с семьи начинается родной дом, родная земля и страна, где каждый из нас родился и живёт.
Наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить в мире и согласии. Праздник День защитника Отечества – символ мужества и преданности Отечеству, отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, прежде всего к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России. Послушаем спикеров нашего занятия.
Демонстрация выступлений федеральных спикеров.
Часть 2. Основная
Учитель. Праздник 23 Февраля является также Днём воинской славы, и имеет долгую и героическую историю. Вспомним страницы истории праздника.
Демонстрация видео «День защитника Отечества».
23 Февраля – праздник мужества и отваги, стойкости и патриотизма! История праздника начинается в далёком 1918 году, когда создавалась Рабоче-Крестьянская Красная армия. Но официальная дата празднования –
23 февраля – появилась в 1922 году и получила название День Красной Армии и Флота.
Особенно значимым этот день стал в годы Великой Отечественной войны. Выступления бригад артистов, письма из дома и подарки, сделанные своими руками, – всё это укрепляло боевой дух армии и поддерживало солдат на передовой.
После окончания войны праздник получил новое название – День Советской Армии и Военно-Морского Флота. И отмечать его стали торжественно: проходили тематические фестивали, конкурсы, соревнования, играли военные оркестры, а вечером запускался салют.
Традиция чествовать наших мужественных защитников сохраняется и в наши дни, когда 23 февраля мы отмечаем – День защитника Отечества. Так он стал называться с 1995 года.
В любые времена защита Отечества была, есть и будет священным долгом и обязанностью каждого гражданина России. В этот день мы поздравляем и благодарим тех, кто защищал, защищает и будет защищать нашу Родину. С праздником! С Днём защитника Отечества!
Учитель. Рассмотрите картину группы художников «Рождение Красной армии». Обратите внимание на поведение героев картины: их движения, эмоции, выражение лица. Какие детали картины рассказывают о том, что события происходят давно. Кто изображён в центре картины? Почему в атаку солдаты идут под красным флагом?
Выберите одного из героев и опишите его: как он выглядит, как одет, что делает.
Ответы обучающихся.
|
В. Дмитриевский, И. Евстегнеев, Г. Прокопинский. Рождение Красной Армии или Первый бой с немцами под Псковом 23 февраля 1918 г. (фрагмент картины) |
Учитель, обобщая высказывания детей. Эта картина – страничка истории рождения Красной армии. На ней изображён первый бой Красной армии с немецким войском под городом Псков 23 февраля 1918 года. В центре картины знаменосец. Красное знамя всегда помогало воинам быть в бою смелым, решительным, ничего не бояться. Моряки и пехотинцы, люди разного возраста устремились вперёд на врага. Их винтовки готовы к бою. Все уверены: они остановят врага.
Учитель. А теперь побываем на фронтовой дороге в годы Великой Отечественной войны. Рассмотрите картину «Фронтовая дорога»: какую дорогу называют фронтовой? О чём она может рассказать? Какие машины движутся по фронтовой дороге? Куда они едут?
Ответы обучающихся.
|
Ю. Пименова «Фронтовая дорога» |
Учитель. Совсем недавно здесь шли бои. Об этом рассказывают подбитые фашистские танки, разрушенные здания, ещё горящие постройки. Воины советской армии переезжают ближе к фронту. В кузове грузовиков солдаты, к машинам прицеплены орудия. Опять впереди бои и новые победы над фашистами! А на этой дороге будет мир и тишина!
Военные защищают Родину, исполняя свою службу, охраняют границы нашего Отечества. Это праздник разных поколений защитников нашей Родины.
Учитель. Наша армия бережно хранит свои славные традиции: самоотверженность ради достижения общей победы, взаимная выручка и поддержка военного братства. Честь, верность Отечеству, отвага и мужество – вот главные черты, которые отличают российских воинов самых разных времён. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. А
если сейчас кто-то мечтает стать военным человеком, выбрать профессию военного, где он может начать своё образование?
Ответы обучающихся.
Учитель знакомит обучающихся с кадетскими классами, нахимовскими или суворовскими училищами.
Учитель. Армия – очень важная школа для молодого человека. Во время службы закаляется воля юноши, он овладевает умениями пользоваться оружием, различными техническими средствами, прыгать с парашютом, решать военные задачи в сложных ситуациях. Многие из ребят остаются на сверхсрочную службу, овладевают военной профессией. Про них говорят:
«Есть такая профессия – Родину защищать!».
Часть 3. Заключительная
Учитель. Для того чтобы наша армия была сильной, ей необходима поддержка обычных, мирных жителей страны. Они работают на заводах и предприятиях, на которых производят технику, оружие и обмундирование, необходимое для военных. Вклад каждого человека очень важен.
Есть в нашей стране и специальные организации, поддерживающие
военнослужащих и их семьи.
Учитель. Неравнодушные, добрые люди в этих организациях помогают военным, их родным и близким в разных жизненных ситуациях, порой очень трудных.
23 февраля – день единства всех поколений вооружённых защитников России против тех, кто посягает на территорию нашей Родины и ценности её граждан. Это праздник тех, кто верен воинской присяге. Это День воинской славы!
Прослушивание песни «Наша армия» (музыка Э. Ханок, И. Резник).
Стройные ряды под небом чистым – Это наши славные полки.
С вами я, танкисты и артиллеристы, Лётчики, стрелки и моряки.
Припев:
Моя армия сильная-сильная, Моя армия смелая-смелая, Моя армия гордая-гордая, Эта песня об армии моей.
Наша армия самая сильная, Наша армия самая смелая, Наша армия самая гордая
И святая защитница детей!
Яростной была ты и бесстрашной, И горела под тобой земля,
Билась ты отважно, и знамёна вражьи Падали под стенами Кремля.
Припев:
Стала ты мечтою сокровенной, Дорогая армия моя.
Подрасту и стану я военным, Сильным, смелым, гордым буду я!
ПОСТРАЗГОВОР
Знакомство с музеями Вооружённых сил, учебными заведениями, секциями и спортивными клубами, которые есть в населённом пункте и помогают подготовиться к военной службе.
Выставка рисунков «Горжусь своими защитниками!». Проведение фестивалей и конкурсов военной песни.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарями, анализ пословиц «Русский солдат не знает преград», «Воюют не числом, а уменьем», «Важна смелость, да нужна и умелость», «Сражайся смело за родное дело».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С. П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Рассказы из истории Великой Отечественной войны», С. А. Баруздина «Шёл по улице солдат», Б. С. Житкова «Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Всем парадам парад», «Дорогие мои мальчишки».
Окружающий мир: изучение тем разделов «Героические страницы истории России», «Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Всероссийский проект РДДМ «Служи Отечеству».
Сайт военно-патриотического парка «Патриот», https://parkpatriot.ru.
Сайт «Музея Победы», https://victorymuseum.ru.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Мы благодарны людям, которые своим служением, мужеством, храбростью, профессионализмом и героизмом сохраняют мир, покой и единство народа нашей страны, и её территориальную целостность.
Мы выражаем благодарность армии за мирную жизнь, за проявление патриотических чувств, защиту Родины, охрану её рубежей.
Методические рекомендации
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 1-2 классов по теме
«День защитника Отечества»
Цель занятия: расширить представление обучающихся о празднике День защитника Отечества, воспитывать уважение к людям, служащим в вооруженных силах РФ, формировать чувство благодарности защитникам Отечества и гордости за российскую армию, обеспечивающую сохранение мира.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, служение Отечеству, сохранение исторической памяти.
Основные смыслы: День защитника Отечества - это всенародный праздник, который воплощает чувства уважения наших граждан к своим доблестным защитникам, гордости за всех, кто служил и служит в армии и на флоте, признания их героических заслуг перед Родиной в отстаивании её национальных интересов, суверенитета и независимости, всеми, кто по заветам предков «Отчизну мужеством прославил». Люди, искренне любящие свою Родину и трудящиеся на её благо – являются защитниками Отечества.
Планируемые результаты.
Личностные:
понимать особую роль вооружённых сил России в сохранении мира и спокойствия, благополучия и независимости государства, всего общества и каждого гражданина;
проявлять интерес к изучению отечественной истории;
испытывать чувства уважения и благодарности к защитникам Отечества.
Метапредметные:
проявлять умения успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных учебных и жизненных ситуациях;
работать с информацией: сравнивать информацию, представленную в текстовом и иллюстративном виде.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование презентации и выполнение интерактивного задания.
Комплект материалов:
сценарий,
методические рекомендации,
видеоматериалы;
интерактивное задание;
презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная
Занятие начинается с мотивационной беседы, подготавливающей эмоциональный фон занятия. Ребята, рассматривая фотографии военных, дающих присягу, при обсуждении выясняют, что такое присяга. Это торжественное обещание исполнять свой воинский долг по защите Родины и её граждан.
Эмоциональным элементом беседы становится предложение обучающимся прочитать первые строчки Присяги: «Я торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации».
Во время дальнейшего совместного обсуждения сюжетов серии плакатов дети подводятся к мысли, что защита Родины, родного дома, семьи - священный долг каждого воина, гражданина. Ребята рассматривают плакаты об армии, её бойцах, обсуждают, почему на плакатах о защите Родины изображаются женщины и дети, почему образ Родины связывают с матерью.
В продолжение обсуждения дети смотрят выступления федеральных
спикеров занятия.
Часть 2. Основная
Основная часть занятия посвящена формированию представлений обучающихся о событиях, посвященных истории и традициям доблестной армии нашей Родины. Сначала предлагается продемонстрировать видео, материалы которого рассказывают о страницах истории праздника 23
февраля: как он назывался раньше и как отмечался в разные годы, с какого времени он носит современное название.
Дальнейшее рассматривание репродукции картины В. Дмитриевского, И. Евстигнеева, Г. Прокопинского "Рождение Красной армии" помогает детям совершить более глубокий исторический экскурс и погрузиться во времена создания российской армии. Педагог предлагает обратить внимание на героев картины, описать их движения, эмоции и выражение лиц. Выполняя задание по описанию одного из героев, ребята становятся причастными к событиям, изображенным на картине. Это позволяет им эмоционально прочувствовать важность этих событий, «прожить» их. Педагог, обобщая высказывания обучающихся, рассказывает, что данная картина – страница истории рождения нашей армии, сюжет картины отражает уверенность в победе наших воинов даже в самых трудных боях: «…изображен первый бой Красной армии с немецким войском под городом Псковом 23 февраля 1918 года. В центре картины знаменосец. Красное знамя всегда помогало воинам быть в бою смелым, решительным, ничего не бояться. Моряки и пехотинцы, люди разного возраста устремились вперед на врага. Их винтовки готовы к бою. Все уверены: они остановят врага».
При выполнении следующего задания, по рассматриванию репродукции картины Ю. Пименовой "Фронтовая дорога", дети погружаются в другой важный период нашей истории – Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Предлагая обучающимся поразмышлять над вопросом: о чем может рассказать фронтовая дорога, учитель помогает детям вспомнить о боевых подвигах нашей армии во время Великой Отечественной войны, и акцентирует внимание на том, что праздник 23 февраля - это праздник разных поколений защитников нашей Родины.
Часть 3. Заключительная
В заключительной части занятия учитель напоминает детям о важности вклада каждого человека в общее дело защиты Родины, например, это труд граждан страны на заводах и предприятиях, которые обеспечивают военнослужащих всем необходимым. И в этом, конечно, проявляется поддержка армии, единство армии и народа. Кратко дети знакомятся с организациями, поддерживающими военнослужащих и их семьи:
государственным фондом "Защитники Отечества" и общественной организацией "Комитетом семей воинов Отечества" (для визуальной фиксации демонстрируются их эмблемы).
Подводя итог занятия, педагог подчёркивает, что наша армия, прежде всего, защищает возможность каждого гражданина России жить в мире и согласии. Праздник День защитника Отечества – символ мужества и преданности Отечеству, он отмечается с гордостью, с уважением ко всем защитникам родной страны, к тем, кто сегодня стоит на страже рубежей России.
Прослушивание песни "Наша армия" в конце занятия позволяет закончить его на эмоциональном подъеме, обобщая все впечатления, полученные на занятии.
При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном». В таком «дневнике» могут отмечаться:
тема занятия;
ценности, обсуждаемые в ходе занятия;
основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;
ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по
тематике занятия;
творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и
друзьями;
любая другая информация по теме занятия.
Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
ПОСТ-РАЗГОВОР
Знакомство с музеями Вооруженных сил, учебными заведениями, секциями и спортивными клубами, которые есть в населённом пункте и помогают подготовиться к военной службе.
Выставка рисунков «Горжусь своими защитниками!» Проведение фестивалей и конкурсов военной песни.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Русский язык: работа со словарями, анализ пословиц «Русский солдат не знает преград», «Воюют не числом, а уменьем», «Важна смелость, да нужна и умелость», «Сражайся смело за родное дело».
Литературное чтение: чтение и обсуждение произведений С.П. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах», «Рассказы из истории Великой Отечественной войны», С.А. Баруздина «Шел по улице солдат», Б.С. Житкова «Рассказы о храбрости», Л. Кассиля «Всем парадам парад», «Дорогие мои мальчишки».
Окружающий мир: изучение тем разделов «Героические страницы истории России», «Праздники в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Всероссийский проект РДДМ «Служи Отечеству».
Сайт военно-патриотического парка «Патриот», https://parkpatriot.ru
Сайт «Музея Победы», https://victorymuseum.ru
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:
Мы благодарны людям, которые своим служением, мужеством, храбростью, профессионализмом и героизмом сохраняют мир, покой и единство народа нашей страны, и ее территориальную целостность.
Мы выражаем благодарность армии за мирную жизнь, за проявление патриотических чувств, защиту Родины, охрану ее рубежей.