СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ» 8-9 класс 22 января 2024 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ» 8-9 класс 22 января 2024 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ» 8-9 класс 22 января 2024 г.»




преемственность поколений


единство народов России









Сценарий занятия





НЕПОКОРЕННЫЕ

80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады





8-9 классы







справедливость



историческая память












0

22 января 2024 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«НЕПОКОРЁННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»


Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного отношения к мужеству, силе воли ленинградцев во время блокады, их стремлению восстановить город и культурные объекты, сохраняя при этом память о подвиге народа во время Великой Отечественной войны.


Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.


Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Знание о жизни жителей блокадного Ленинграда, о судьбах людей, переживших трагические дни, позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • интерактивное задание,

  • презентация.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим историческое путешествие длиной в 80 лет.

Демонстрация видеоролика с видами современного Санкт-Петербурга, затем «возвращение» к историческим документальным кадрам блокадного Ленинграда.

Учитель, на фоне видеоряда современного Санкт-Петербурга. Мы с вами в одном из красивейших городов мира, в архитектурной жемчужине нашей страны – Санкт-Петербурге.

Учитель, на фоне документальных кадров блокадного Ленинграда. А теперь мы на тех же улицах Санкт-Петербурга, но 80 лет назад, перед нами кадры самого страшного отрезка жизни города. Мы в блокадном Ленинграде.

Учитель. Почти год назад мы с вами проводили занятие «Разговоры о важном» по теме «Прорыв блокады Ленинграда».

Вспомните, что вас больше всего поразило? О чём вы думали, узнавая о жизни людей в блокадном Ленинграде?

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, мы с вами узнали о попытке уничтожить огромный город вместе со всем его населением, масштабном геноциде жителей Ленинграда.

Тогда мы узнали действительно не только очень страшные факты о жизни в блокадном городе, но и прочувствовали поразительную волю и стойкость жителей Ленинграда.

Непокорённые… Так начинается название темы нашего разговора. О подвиге непокорённых ленинградцев говорим сегодня с главным героем занятия, почетным гражданином г. Санкт-Петербурга, жительницей блокадного Ленинграда, блокадным учителем Строгоновой Надеждой Васильевной.

Демонстрация видеообращения федерального спикера.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, почему Ленинград не мог быть сдан ни при каких условиях? Почему жители города даже не допускали такой мысли? Почему от их силы духа зависела не только победа нашей страны в Великой Отечественной войне, но и наше с вами настоящее?

Ответы обучающихся.

Часть 2. Основная

Учитель. Для нас с вами события 80-летней давности – это история. Мы читаем о событиях Великой Отечественной войны в учебниках, видим переживания людей, которые передают актёры в художественных фильмах.

Но ничто не сравнится с живыми свидетельствами, которые дошли до нас сквозь годы, бесценными документами, в которых самые разные люди делились со своими друзьями и родными пережитым. Письма ленинградцев. И стихи, написанные поэтами внутри блокадного кольца.

Мы сможем их услышать и даже увидеть.

Методический комментарий: учитель перелистывает страницы интерактивного архива, последовательно демонстрируя обучающимся письма с 1941 года (начало блокады) по 1944 год (снятие блокады Ленинграда). В предшествующих и следующих за каждым письмом беседах обучающиеся открывают для себя черты характера, позволившие людям не только не покориться врагу, выжить в самые тяжёлые времена, но и отстроить, восстановить город и сделать его ещё красивее.


Выполнение интерактивного задания «Письма из Ленинграда».

Видеопредисловие

СТРАНИЦА 1. 1941 ГОД

Учитель. Над Ленинградом нависла смертельная опасность. В конце ноября были установлены самые низкие ежедневные нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерам — 250 г, служащим, иждивенцам и детям — 125 г. Это было уже пятое по счету снижение нормы! В домах не было воды, света, отопления. Люди умирали дома в холодных квартирах, на работе, на улицах, в очередях за хлебом.

Учитель. Откроем первое письмо из блокадного города.

1941 г., Александра Баушева1

Здравствуй, милая моя и дорогая сестрёнка.

Настенька, вот уже больше месяца мы не получали от тебя никаких известий. Настя, нахожусь на работе, и вот надумала тебе написать, так




1 «Письма из Ленинграда» - совместный проект «Парламентской газеты» и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

как очень трудно, сейчас Ленинград переживает особенно трудный период. Настя, больше 3-х месяцев идут бои под нашим городом, мы находимся в осаждённом городе, эти изверги рода человеческого хотят заморить голодом наш город...

Настя... что стало с нами, от меня осталась только половина, а что с мамой, я боюсь тебе... Правда, считаем за счастье, что есть ещё здоровья немного.

Без конца тревоги и артиллерийские обстрелы, стреляют, куда попало не разбирая и не считаясь ни с чем: жилой дом или больница, или военный объект. Им это безразлично, только бы побольше паники, жертв и недовольства в народе — вот чего они хотят. Также и при бомбёжке то же самое: где ни посмотришь, разрушены только жилые дома и мостовые...

купи мануфактуры, если только есть которая покрасивей, можно ситец, сатин, вольта и т. д.... и если есть там продукты, то купи... насуши сухарей, продукты такие: крупы, макароны, вермишель, сахар... если есть возможность, чтобы ты тоже не оказалась в таком положении, как мы.

Настенька, хлеба мы получаем с папой по 300 гр., а мама с девочками по 150 гр., так и остальные продукты только в граммах на весь месяц. Овощей мы в этом году совсем даже не пробовали, забыли какой вкус картошки...абсолютно ничего нет, ни продуктов, ни промтоваров...

Ты не огорчайся, что тебя нет с нами, значит, ты пользы больше там принесёшь. Недалёк тот день, когда мы все соберёмся в небогато убранной комнате и с гордостью расскажем друг другу обо всём….


Беседа по вопросам:

  • Что вы почувствовали во время демонстрации видеоролика?

  • Каков общий эмоциональный настрой письма?

  • Какова позиция автора письма по поводу обстрелов города?

  • Идут первые месяцы блокады, люди действительно ещё не знают, когда она закончится, и всё же – о чём говорит то, что они заботятся в первую очередь о других, родных, друзьях?

  • Вы обратили внимание, что автор письма перечисляет другие нормы распределения хлеба? (Для учителя: письмо было написано 19 ноября, а уже на следующий день, 20 ноября, было проведено последнее снижение норм выдачи хлеба. На рабочую карточку – до 250, на все остальные — по 125 граммов в сутки)

  • Почему автор письма не позволяет себе испытывать негативные чувства и обращается к родственнице с таким же призывом? Какие слова в письме подтверждают глубочайшую веру людей в победу и возврат к мирной жизни?

Ответы обучающихся.


Учитель. Из истории мы знаем, что несмотря на ежедневные обстрелы, бомбёжку, всё же жизнь в Ленинграде не останавливалась. Композитор Дмитрий Шостакович начал писать свою 7 Симфонию осенью 1941 года, её премьера состоялась в 1942 году. Тогда же, в 1942 году, состоялся и первый футбольный матч в осаждённом городе.

О каких личностных качествах жителей Ленинграда говорят эти факты?

Ответы обучающихся.

Учитель. Перевернём следующую страницу – 1942 год.


СТРАНИЦА 2. 1942 ГОД

Учитель. Одной из важнейших причин, по которой город выстоял и победил, было то, что для помощи осаждённому Ленинграду руководство страны предпринимало огромные усилия.

В 1941—1942 гг. были предприняты четыре наступательные операции с целью прорыва блокады, закончившиеся, к сожалению, неудачно. Символом этих попыток стал «Невский пятачок» — небольшой плацдарм на левом берегу Невы шириной 500—800 м и длиной 2,5—3 км, с которого войска Ленинградского фронта несколько раз пытались организовать наступление на восток и прорваться навстречу тем, кто старался пробить коридор извне.

Связь с остальной частью страны, понимание, что их не оставят один на один с врагом – были важнейшей психологической поддержкой, помогавшей жителям Ленинграда не сдаваться ни при каких условиях.

Откроем письмо из блокадного города.

1942 г., Кирилл Козлов2

Родные, милые и дорогие Аличка и Ликочка, стал я чаще получать от вас письма, через день, через два… Последнее письмо от вас я получил сегодня от 18 июля.

Ты просишь написать о Ленинграде. Пожалуйста. Это всё такой же милый и хороший город. Правда есть некоторые дома, изранены осколками



2 «Письма из Ленинграда» - совместный проект «Парламентской газеты» и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

снарядов и авиабомбами, есть и повреждённые дома. Как, например, Мариинский театр, Эрмитаж, некоторые жилые дома. Недалеко от нашего дома упала бомба...

В общем же город хорошо сохранился. Больше всего страдают стёкла. За эти некоторые увечья домов нам, ленинградцам, город ещё дороже. Немцы поплатились под стенами нашего города несколькими сотнями тысяч убитыми и ранеными. Но этого мало, они ещё, ещё больше потеряют своих сволочей, чем дольше будут пытаться прорваться в наш город.

Больно, Аличка, смотреть на изуродованный дом, но эта боль заставляет ещё крепче сжимать кулаки, ещё больше хочется работать.

Нам, строителям, больнее смотреть на разрушенные дома, чем ленинградцам механикам или врачам, дома это наши дети. Поэтому каждый строитель не может простить фашистским варварам этого зла.

Ленинград такой же чистый, как и раньше. Правда, стало меньше магазинов, меньше стало народу...

Все ленинградцы имеют свои огороды, все удобные для огородов земли заняты. Даже все скверы, скверики, городские сады, все под посевами овощами. Так что эта зима обеспечена полностью овощами. Хуже дело с картошкой. У нас не было семян...

С Ликочкой я совершенно согласен, «что фашистским гадам не видать ни Москвы, ни Ленинграда». Мы – ленинградцы лучше все умрём на защите своего города, чем останемся жить вместе с фашистским отребьем


Беседа по вопросам (при обсуждении важно обратить внимание обучающихся на подчёркнутые фразы):

  • Каков настрой автора письма?

  • Какие слова употребляет автор письма по отношению к зданиям города?

  • Как он относится к городу, каким автор видит Ленинград?

  • В чём проявляется стойкость жителей блокадного города? Что позволяет им не сдаваться врагу?


СТРАНИЦА 3. 1943 ГОД

Учитель. Январь 1943 г. Блокада, наконец, прорвана: вдоль южного берега Ладожского озера был пробит коридор шириной 8—11 км, сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. В битве за Ленинград наступил перелом. Замысел врага задушить голодом защитников и жителей города окончательно рухнул.

Ещё одно письмо из города... смотрим!

Анна Степановна Уманская (18 лет, блокадница, школьница). 19 января 1943 года.

Блокада прорвана. Что может быть сильнее этих слов. Никакие слова

не могут выразить радости освобождённого ленинградца. Ровно 17 месяцев мы были окружены сплошным кольцом врагов. Теперь мы соединены с Большой Землёй. Незнакомые люди обнимают и целуют друг друга на улице. Вспоминают всё пережитое, и не верится: 125 граммов хлеба, покойники, валявшиеся на улице, нет, это было очень давно. Это кажется кошмаром, тяжёлым болезненным сном. Но это всё было на самом деле. Было потому, что подлый враг окружил наш город, пытался взять его, всячески пытал нас, думал этим покорить. Ничего не вышло. Такие, как ленинградцы, не сдаются. И это почувствует каждый немец, сунувший свой поганый нос в нашу страну, на своей спине.

Беседа по вопросам:

  • Какие эмоции вы переживали, просматривая видеофрагмент?

  • Какие слова из письма подтверждают решимость ленинградцев не сдаваться врагу и не сдавать город? Что помогало им выстоять?

Учитель. Всегда жители Ленинграда знали, что им старались облегчить жизнь все, кто на фронте пытался прорвать кольцо врага, кто строил Дорогу жизни.

Вы знаете, что собой представляла эта дорога, слышали о ней?

Ответы обучающихся.

Учитель. Это сложное инженерное сооружение, которое инженеры и строители создали на Ладожском озере. Дорога существовала в зимние месяцы 1941–1943 гг., по ней подвозили продовольствие, товары первой необходимости, по ней эвакуировали жителей – и всё это под непрерывным обстрелом, в большой опасности для жизни.

Но главное – эта дорога, а затем и прорыв блокадного кольца, давали надежду жителям города. Они знали, что страна их не оставила один на один с врагом, эта была и важнейшая психологическая поддержка, помогавшая им не сдаваться ни при каких условиях.


СТРАНИЦА 4. 1944 ГОД

Учитель. До полного снятия блокады Ленинграда понадобился ещё целый год.

После знаменитой Курской битвы на всех фронтах произошел перелом:

наши войска везде громили фашистские армии и гнали их на запад, освобождая родную землю.

В январе 1944 г. под Ленинградом началось масштабное наступление Красной Армии, были окончательно освобождены Новгородская и почти вся Ленинградская области.

27 января, когда разбитые немецкие войска в беспорядке отступали, в честь полного освобождения от блокады в Ленинграде прогремел праздничный салют — единственный салют, данный не в Москве.

Демонстрация видеофрагмента – салют в честь снятия блокады Ленинграда.

Учитель. Прорыв блокады в январе 1943 года был праздником для ленинградцев. Из предыдущего письма мы видим, однако, что это был праздник со слезами на глазах. Почему людей охватывали такие противоречивые эмоции?

Ответы обучающихся.

Учитель. В продолжение нашего обсуждения строки ещё одного письма из Ленинграда. Письмо фронтовика.

1944 г., Исаак Немлихер3

На моём пути встречались сотни населённых пунктов, и все они сожжены. Противник, отступая под нашими ударами, превращает Ленинградскую область в зону пустыни. А сколько расстрелянных мирных жителей!

Вот лицо врага. Вот кого мы бьём, с кем мы воюем. Фашизм это нарыв, язва на теле человечества. И до тех пор, пока он будет существовать, до тех пор будут войны и кровопролитие.

Очень рад, что тебе удаётся встречаться, хоть и редко, с нашими общими друзьями...

Беседа по вопросам:

  • Снятие блокады принесло и счастье, и горечь нашим людям. Что подтверждает эту мысль?

  • Как вы думаете, каково было настроение ленинградцев после снятия блокады в 1944 году? Каковы были их планы?

  • Какой ещё подвиг им предстояло совершить?




3 «Письма из Ленинграда» - совместный проект «Парламентской газеты» и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Часть 3. Заключение

Учитель. Да, жители блокадного Ленинграда совершали ежедневный подвиг, не оставляя город, в сложнейших условиях работая на заводах, заботясь друг о друге, не давая замереть в нём культурной жизни. Но не меньше сил пришлось ленинградцам приложить и после снятия блокады и освобождения доступа к городу – как вы полагаете, какую ещё громадную по объёму задачу им предстояло решить?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно! Возвращение к нормальной жизни, восстановление городских зданий, заводов, налаживание производства, реставрация памятников культуры, которые были разрушены фашистами – вот что потребовало сил и времени. Уже в апреле 1944 года ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны. К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители.

Почему было важно сохранить музейные и архитектурные ценности? Что могло быть, если бы памятники культуры попали в руки врага?

Ответы обучающихся.


Учитель. Фашистские солдаты уничтожали, ломали, жгли музеи и дворцы в пригородах Ленинграда, самое ценное эшелонами вывозили в Германию.

Поэтому ещё очень много труда и сил понадобилось после снятия блокады, чтобы вернуть прежнюю красоту. Посмотрим, какое чудо совершили наши люди, восстанавливая разрушенное войной.

Демонстрация видеоролика «Ленинград: тогда и сейчас».

Учитель. Существуют символы, связанные с разными событиями нашей истории, например, Знамя Победы. Подумайте, что для всех людей связано с блокадой Ленинграда?

Ответы обучающихся (метроном, 125 граммов блокадного хлеба, кобальтовая сетка на изделиях из фарфора Ломоносовского фарфорового завода (= газетные полосы на окнах при бомбёжке))

Учитель. Почему эти символы и сейчас для нас так важны? О чём они всегда нам напоминают?

Ответы обучающихся.

Учитель. После прорыва и снятия блокады осаждённого Ленинграда прошло восемь десятилетий. Но почему так важно не забывать нашу историю? Хранить в памяти её уроки?

Ответы обучающихся.

Учитель. В завершение нашего занятия хочу вам напомнить, что в январе на главной выставке страны «Россия» будет проведена специальная неделя, посвящённая блокаде.

Ещё раз мы напомним всему миру, что нацисты и их союзники планировали стереть Ленинград с лица земли вместе со всеми шедеврами российской и мировой культуры, богатейшим наследием. Ещё раз повторим, что попытка уничтожить огромный город вместе со всем его населением – крупнейшее военное преступление в истории человечества, составная часть гитлеровской политики геноцида народов Советского Союза.

Важно знать, что судебным решением блокада Ленинграда признана геноцидом и военным преступлением.

Будем помнить о подвиге нашего народа в дни Великой Отечественной войны! Эту память нельзя уничтожить, она хранится в наших сердцах.

ПОСТРАЗГОВОР
  • Посещение Мемориального комплекса в память о ленинградцах, погибших в годы блокады, всех жителей Ленинградской области, погибших от рук фашистов в годы оккупации в Гатчинском районе Ленинградской области.

  • Разработка эскиза памятной медали к 80-летию снятия блокады Ленинграда, организация в классе, школьном музее или холле выставки разработанных обучающимися эскизов памятных медалей к 80-летию снятия блокады Ленинграда.

  • Посещение сайта проекта «Письма из Ленинграда» http://письмаизленинграда.рф.

  • Разговор с родителями, дедушками и бабушками – остались ли в семье письма времён войны от воевавших родственников, сделать о них сообщение в классе.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание:

8 класс: тема «Культура, её многообразие и формы»;

История:

Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России»: 9 класс: тема «Великая Отечественная война 1941–1945 гг.»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
  1. Начало блокады Ленинграда. Портал История.РФ. Электронный ресурс

// URL: https://histrf.ru/read/articles/nachalo-blokady-lieninghrada-event

  1. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение. Электронный ресурс. // URL: https://militaryarms.ru/voennye- konflikty/blokada-leningrada/

  2. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Электронный ресурс // URL: https://blokadamus.ru/

  3. Музей Тани Савичевой. Блокадный Ленинград. Видео. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=ERyTJ8So97Q


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность людям, чья стойкость, понимание ценности жизни, взаимопомощи, взаимоподдержки, чья любовь к Родине позволили сохранить нашу страну.





















Методические рекомендации ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«НЕПОКОРЕННЫЕ. 80 ЛЕТ СО ДНЯ

ПОЛНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ЛЕНИНГРАДА ОТ ФАШИСТСКОЙ БЛОКАДЫ»


Цель занятия: формирование у обучающихся ценностного отношения к мужеству, силе воли ленинградцев во время блокады, их стремлению восстановить город и культурные объекты, сохраняя при этом память о подвиге народа во время Великой Отечественной войны.


Формирующиеся ценности: сохранение исторической памяти, преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.


Основные смыслы: блокада Ленинграда, которая длилась почти 900 дней, стала одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. Благодаря героизму, мужеству и непоколебимости жителей Ленинграда планам фашистов не суждено было реализоваться. Знание о жизни жителей блокадного Ленинграда, о судьбах людей, переживших трагические дни, позволяет сформировать уважительное отношение к историческому прошлому нашей страны, влияет на выбор поведенческих моделей в наиболее сложных исторических ситуациях (на примере защитников Ленинграда).


Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает использование видеоматериала, включает работу с текстовой и иллюстративной информацией.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • интерактивное задание,

  • презентация.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с краткой беседы с обучающимися по теме, связанной с событиями Великой Отечественной войны, касающихся блокады Ленинграда.

Демонстрация короткого видеоролика, показывающего кадры современного Санкт-Петербурга и документальных кадров блокадного Ленинграда, стимулирует познавательный интерес школьников, мотивирует их на формирование собственной оценки и вызывает эмоциональный отклик, который подводит их к пониманию исторической значимости подвига жителей Ленинграда, чья стойкость и мужество позволили городу выжить, не сдаться врагам.

Беседа со школьниками о внеурочном занятии прошлого года, посвященного прорыву блокады Ленинграда, позволяет обучающимся вспомнить самые эмоциональные моменты, формирует общий эмоциональный настрой занятия.

Демонстрация видеообращения федерального спикера направлена на реализацию цели занятия.

Успешная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает школьников на активную деятельность во время занятия.

Часть 2. Основная.

Форма работы, использующаяся в основной части занятия, – выполнение интерактивного задания. учитель перелистывает страницы интерактивного архива, последовательно демонстрируя обучающимся письма с 1941 года (начало блокады) по 1944 год (снятие блокады Ленинграда). В предшествующих и следующих за каждым письмом беседах обучающиеся открывают для себя черты характера, позволившие людям не только не покориться врагу, выжить в самые тяжелые времена, но и отстроить, восстановить город и сделать его еще красивее.

На «страницах» интерактива собраны письма, иллюстрирующие жизнь горожан в тяжелые времена 1941 и 1942 года, переломный 1943 и год снятия блокады и освобождения города – 1944.

Публикация неизвестных писем участников блокады и их близких представлены в проекте «Письма из Ленинграда», реализованного Государственным мемориальным музеем обороны и блокады Ленинграда и

«Парламентской газетой», при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Справочно для учителя. Музей обороны и блокады Ленинграда зародился в 1943 году, когда кандидат исторических наук, сотрудник Эрмитажа и в будущем - первый директор музея Раков Лев Львович инициировал открытие выставки «Героическая оборона Ленинграда» в Соляном переулке. Торжественное открытие выставки состоялось 30 апреля 1944 года. 5 октября 1945 года распоряжением Совета Народных Комиссаров РСФСР выставка была преобразована в Музей обороны Ленинграда республиканского значения. Это был единственный в мире военный музей, созданный в период боевых действий Второй мировой войны. Но в 1952 году был закрыт и возрожден только после 1989 года по решению Ленгорисполкома и при личном участии Ходырева Владимира Яковлевича. Начиная с 1990-х годов он стал пополняться не только образцами военных орудий и находками поисковиков. Дети, внуки и правнуки стали приносить письма и документы времен блокады Ленинграда. Тысячи писем как переживших осаду города, так и умерших от болезней и голода, как вернувшихся с фронта ленинградских бойцов, так и воинов, пропавших без вести, пополнили коллекцию музея. Десятки из них «ожили» при реализации проекта «Письма из Ленинграда»1.

Беседа продолжается обсуждением стойкости и мужества. Которые помогли ленинградцам выжить и сохранить город в годы войны.

Часть 3. Заключительная.

Итоговая рефлексия.

Заключительная часть занятия посвящена трудовому подвигу ленинградцев – восстановлению родного города, реставрации музейных и архитектурных ценностей.

Демонстрация видеоролика «Тогда и сейчас» еще раз подтверждает ту мысль, что жителям города было необходимо совершить еще один героический подвиг: восстановить свой любимый город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить, чтобы город на Неве стала таким, каким мы его знаем и любим сейчас.

В завершение занятия учитель объясняет обучающимся, что важно хранить историческую память, передавать ее следующим поколениям для того, чтобы ничего подобного больше не повторилось.






1 «Письма из Ленинграда» - совместный проект «Парламентской газеты» и Государственного мемориального музея

обороны и блокады Ленинграда, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

ПОСТРАЗГОВОР
  • Посещение Мемориального комплекса в память о ленинградцах, погибших в годы блокады, всех жителей Ленинградской области, погибших от рук фашистов в годы оккупации в Гатчинском районе Ленинградской области.

  • Разработка эскиза памятной медали к 80-летию снятия блокады Ленинграда, организация в классе, школьном музее или холле выставки разработанных обучающимися эскизов памятных медалей к 80-летию снятия блокады Ленинграда.

  • Посещение сайта проекта «Письма из Ленинграда» http://письмаизленинграда.рф

  • Разговор с родителями, дедушками и бабушками - остались ли в семье письма времен войны от воевавших родственников, сделать о них сообщение в классе.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Обществознание:

  1. класс: Тема «Деятельность человека. Учебная деятельность школьника»;

  2. класс: Тема: «Социальные ценности», «Мораль и моральный выбор.

Право и мораль».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
  1. Начало блокады Ленинграда. Портал История.РФ. Электронный ресурс

// URL: https://histrf.ru/read/articles/nachalo-blokady-lieninghrada-event

  1. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение. Электронный ресурс. // URL: https://militaryarms.ru/voennye- konflikty/blokada-leningrada/

  2. Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда. Электронный ресурс // URL: https://blokadamus.ru/

  3. Музей Тани Савичевой. Блокадный Ленинград. Видео. // URL: https://www.youtube.com/watch?v=ERyTJ8So97Q


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность людям, чья стойкость, понимание ценности жизни, взаимопомощи, взаимоподдержки, чья любовь к Родине позволили сохранить нашу страну.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение

обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия,

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и

друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!