СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ» 1-2 класс 11 декабря 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ» 1-2 класс 11 декабря 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ» 1-2 класс 11 декабря 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

«ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»

1-2 классы

11 декабря 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»


Цель занятия: подвести обучающихся к пониманию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, способствовать формированию основ правовой культуры младших школьников, расширять их представления о правах и обязанностях гражданина в современном обществе, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.


Формирующиеся ценности: гражданственность, патриотизм, любовь к Родине.

Основные смыслы: 12 декабря – государственный праздник – День Конституции. Это значимая дата связана с документом, который определяет и закрепляет главные принципы нашего государства, общества, человека в нём. Конституция – основной закон России, отражающий демократизм и справедливость российского государства, обеспечивающий достойное будущее общества и благополучие каждого его гражданина.


Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о Конституции, о правах и обязанностях граждан;

  • положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;

  • осознавать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его гражданина.


Метапредметные:
  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;

  • работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;

  • высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, проявлять умения сотрудничать в совместной деятельности.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя обсуждение различных ситуаций и выполнение интерактивных/игровых заданий.


Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mainlawcountry-12-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mainlawcountry-12-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

https://razgovor.edsoo.ru/video/3471/

  • интерактивные/игровые задания

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/mainlawcountry-12-1/index.html?back_url=/topic/74/grade/12/

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/mainlawcountry-12-presentation.pdf


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить принятие обучающимися мотива активного участия в обсуждении темы, которая непосредственно касается каждого гражданина России, независимо от возраста, социального статуса и места проживания.

Часть 2. Основная

В основной части педагог предлагает задания, целью которых является ознакомление обучающихся с правами и обязанностями граждан России, обсуждение, по вопросам учителя, интерактивное задание, работа с видео и иллюстративным материалом подводят детей к пониманию: что такое права гражданина, что кроме прав у всех есть и обязанности.

Часть 3. Заключение

В заключение занятия подводится итог разговора о значении Конституции в жизни каждого гражданина.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Учитель. Ребята, завтра на календаре 12 декабря, и это не просто дата. Это праздничный день, и связан он с основным законом страны. А знаете ли вы, как он называется?

Ответы обучающихся.


Учитель. Это – Конституция.

Конституция – документ особый, Главный для страны и для людей.

И сегодня мы с вами обсудим: что такое Конституция? В чём её важность для всех жителей страны. Послушаем спикера нашего занятия.


Демонстрация выступления федерального спикера.


Учитель. Конституция Российской Федерации – это основной закон государства, то есть список главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. А зачем нам, гражданам страны, нужны правила?

Ответы обучающихся.


Учитель. В каждой семье, даже если в ней два или три человека, есть свои правила и договорённости, позволяющие избежать ссор и споров. А сколько у нас ребят в школе? Что надо делать, чтобы всем ребятам и взрослым было хорошо в школе, чтобы все учились и не мешали друг другу?

Ответы обучающихся.


Учитель. Верно, для этого в нашей школе есть положения и правила поведения. А вы знаете, сколько жителей в нашем городе (селе)? А сколько людей в нашей стране?

В России живут представители почти 200 разных народов, и у каждого своя культура, обычаи и традиции, но все должны вместе жить дружно, уважая друг друга. Поэтому так важна Конституция, в ней определено устройство государства и записаны главные правила жизни всех граждан страны, обязательные для всех.


Часть 2. Основная

Учитель. Вы, ещё младшие школьники, но уже граждане нашей страны. Гражданин – это житель страны, который знает и соблюдает законы государства, а также наделён правами и обязанностями в рамках действующих законов. Конституции Российской Федерации в 2023 году исполняется 30 лет. Её положения были приняты на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Приглашаю вас, ребята, отправиться в путешествие по страницам Конституции. Посмотрим видео.


Демонстрация видео «Конституция Российской Федерации» (дикторский текст).

12 декабря в нашей стране отмечается День Конституции. В мире много разных стран, и каждая из них живёт по своим законам. Когда-то, очень давно, когда не было законов, всегда оказывался прав тот, кто сильнее. Для того чтобы этого не происходило, были придуманы законы.

«Русская Правда» – первый составленный свод законов на Руси. Он был принят в период правления князя Ярослава Мудрого. Задачей Ярослава Мудрого было сохранение единства, процветание государства и его жителей, защита русских земель от вторжений.

Главный закон нашей страны сегодня это Конституция, которая содержит список самых главных правил. Их должны соблюдать все жители нашей страны. В Конституции записаны основные права и обязанности россиян:

защищать Родину;

родителям заботиться о детях, а выросшие дети должны заботиться о своих родителях;

право на охрану здоровья;

обязанность сохранять природу, беречь памятники истории и культуры; право учиться в школе и получать образование.

Запомните главное никогда нельзя нарушать права других людей!


Учитель. Мы с вами услышали о правах и обязанностях. А теперь выполним задание. Рассмотрите фотографии, какие из них говорят о правах, а какие об обязанностях? Распределите на две группы.


Интерактивное задание №1.

Содержание задания. На экране демонстрируются фотографии (в свободном порядке), которые необходимо распределить (перетаскиванием) в две группы: права и обязанности. свободном порядке), которые необходимо распределить (перетаскиванием) в две группы: права и обязанности.


Соотнеси фотографии с правами и обязанностями гражданина

Права: право на образование, право на охрану здоровья, право на жизнь. Обязанности: сохранять природу, нести службу по защите Отечества, беречь памятники истории и культуры.


Учитель. Ребята, сейчас мы с вами услышали о правах, которые есть у нас. А точно ли мы понимаем слово ПРАВА? Как вы понимаете выражение «это моё право»?

Ответы обучающихся.


Учитель. Я вам расскажу ситуацию, которая произошла с ребятами одного класса.

Анализ воображаемой ситуации.

В кабинет перед уроком вбежали первоклассники, и два мальчика одновременно подбежали к последней парте, чтобы её занять. А надо сказать, что парты в этом классе были только для одного ученика. И каждый из мальчиков хотел её занять: «Это моё право!» кричал один.

«Нет, это моё право!» – отвечал другой. Толкая друг друга, каждый хотел занять место за партой.

Учитель. Как вы думаете, правы ли мальчики, используя выражение «моё право»? Какие советы вы дали бы мальчикам? Предложите свой вариант разрешения конфликта.

Ответы обучающихся.

Учитель. Спасибо вам за ваши ответы. Вы верно ответили, что нельзя думать только о себе и исполнять своё желание за счёт другого. И мальчики неправильно использовали слова «моё право», так как нельзя смешивать свои желания и права. Конечно, у каждого из вас есть право занять место за партой, право на получение образования, но ни одна парта не закреплена за кем-то конкретным. Иметь право – это возможность совершать какие-то действия, например, учиться, трудиться, высказывать своё мнение, ходить к врачам, но пользуясь своими правами, мы должны уважать других людей, не нарушать их прав. Выполним ещё одно задание.


Игровое задание №1 «Наши обязанности».

Содержание задания. На доске записаны слова. Обучающимся нужно, опираясь на карточки, сформулировать обязанности школьников.

  1. Аккуратно, одежда.

  2. Поведение на уроке.

  3. Бережно, школьное имущество.

Учитель. Молодцы! Права взрослого человека и ребёнка, безусловно, важно знать каждому. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у каждого из нас есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.


Часть 3. Заключительная

Учитель. Вот и подходит к завершению наше занятие. Что нового вы узнали для себя? Что такое Конституция? Для чего нужно соблюдать правила в жизни людей?

Ответы обучающихся.

Учитель. Проведём игру: я передаю вам мяч, а при передаче мяча надо назвать наши школьные правила. Начнём.


Игровое задание №2 «Мои права и обязанности».

Содержание задания: обучающиеся получают мяч и передают его друг другу, называя школьные правила. Желательно, начать учителю, чтобы продемонстрировать пример высказывания: «Во время перемены необходимо подготовиться к следующему уроку» и т. д.


Учитель. Ребята, вот и завершили мы сегодня наше путешествие по страницам Конституции, поговорили о правах и обязанностях, которые неразрывно связаны друг с другом. Уверена, что это поможет правильно себя вести как со взрослыми, так со своими сверстниками. Это была наша первая встреча с Конституций, и поэтому нам удалось познакомиться только с частью прав и обязанностей. Другие страницы откроются для вас позже, когда вы станете старше, но путешествие обязательно будет продолжено.


ПОСТРАЗГОВОР

Выставка рисунков «Моя Конституция».

Составление коллажа «Моё свободное время и досуг».

Составление буклета «Азбука гражданина».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарём, определение лексического значения слов: право, обязанность.

Литературное чтение: чтение стихотворений и рассказов о Родине, родном крае.

Окружающий мир: знакомство со статьями Конституции о правах и обязанностях гражданина РФ.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Сайт «Президент России - гражданам школьного возраста»: http://kids.kremlin.ru/lessons/president-elections/

Моя Конституция: 1–4 классы: учебное пособие / О. Н. Журавлева, С. В. Александрова. – Москва: Просвещение, 2023.

Азбука молодого гражданина / Под общ. ред. И. С. Фатова – Калуга: Изд-во «Полисервис», 2021.

Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Первый этап – начальная школа / Под общ. ред. Н. И. Элиасберг. – Спб: СпецЛит, 2001.

Конвенция «О правах ребёнка».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность государству за проявление заботы о мирной жизни страны и обеспечение благосостояния её граждан.






















РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

«ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»

1-2 классы

11 декабря 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1-2 классов по теме

«ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»

Цель занятия: подвести обучающихся к пониманию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, способствовать формированию основ правовой культуры младших школьников, расширять их представления о правах и обязанностях гражданина в современном обществе, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.


Формирующиеся ценности: гражданственность, патриотизм, любовь к Родине.


Основные смыслы: 12 декабря – государственный праздник – День Конституции. Это значимая дата связана с документом, который определяет и закрепляет главные принципы нашего государства, общества, человека в нём. Конституция – основной закон России, отражающий демократизм и справедливость российского государства, обеспечивающий достойное будущее общества и благополучие каждого его гражданина.


Планируемые результаты.

Личностные:

  • проявлять заинтересованность в получении новых знаний о законах нашего государства, о Конституции, о правах и обязанностях граждан;

  • положительно оценивать роль государства в охране прав российских граждан;

  • осознавать необходимость выполнения законов страны для благополучной жизни общества и каждого его гражданина.


Метапредметные:
  • проявлять активность в познавательной деятельности, интерес к обсуждаемым вопросам;

  • работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль;

  • высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, проявлять умения сотрудничать в совместной деятельности.

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагмента, презентации, включает в себя обсуждение различных ситуаций и выполнение интерактивных/игровых заданий.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагмент,

  • интерактивные/игровые задания,

  • презентация.


Структура занятия Часть 1. Мотивационная

Цель первой части занятия – обеспечить принятие обучающимися мотива активного участия в обсуждении темы, которая непосредственно касается каждого гражданина России, независимо от возраста, социального статуса и места проживания.

Конституция документ особый, Главный для страны и для людей.

При этом необходимо обратить внимание на то, что обсуждаемая тема для обучающихся в 1–2 классах достаточно сложная, так как вводятся понятия, содержание которых не актуально для детей этого возраста (права, обязанности, основной закон страны).

Вместе с тем социальное развитие и правовая культура младших школьников требует, чтобы дети ориентировались в том, что Конституция России есть собрание прав и обязанностей граждан России. Уроки «Окружающего мира», а также внеурочные занятия «Разговоры о важном» позволяют заложить необходимые социальные представления о нашей стране. Таким образом у обучающихся будет воспитываться уважение к законам родной страны, появятся желание и потребность их выполнять. Планируемые результаты отражают те реальные достижения детей, которые учитель планирует получить на данном занятии: это конкретные представления, учебные действия, высказывания, результаты обсуждения, эмоциональное состояние, вызванное занятием. Учитывая контекст темы занятия - это не только понимание важности основного закона страны, но и осознание того, что права тесно связаны с обязанностями, и пользуясь своими правами, нельзя нарушать права другого человека.


Часть 2. Основная

Основная часть занятия начинается с демонстрации видео о Конституции.


Демонстрация видео «Конституция Российской Федерации» (дикторский текст).

12 декабря в нашей стране отмечается День Конституции. В мире много разных стран, и каждая из них живёт по своим законам. Когда-то, очень давно, когда не было законов, всегда оказывался прав тот, кто сильнее. Для того чтобы этого не происходило, были придуманы законы.

«Русская Правда» – первый составленный свод законов на Руси. Он был принят в период правления князя Ярослава Мудрого. Задачей Ярослава Мудрого было сохранение единства, процветание государства и его жителей, защита русских земель от вторжений.

Главный закон нашей страны сегодня – это Конституция, которая содержит список самых главных правил. Их должны соблюдать все жители нашей страны. В Конституции записаны основные права и обязанности россиян:

защищать Родину;

родителям заботиться о детях, а выросшие дети должны заботиться о своих родителях;

право на охрану здоровья;

обязанность сохранять природу, беречь памятники истории и культуры;

право учиться в школе и получать образование.

Запомните главное никогда нельзя нарушать права других людей!


На основе полученной информации, для закрепления первичных знаний предлагается выполнить интерактивное задание №1, которое позволяет доступно объяснить права и обязанности, закреплённые в Конституции.


Интерактивное задание №1.

Содержание задания. На экране демонстрируются фотографии (в свободном порядке), которые необходимо распределить (перетаскиванием) в две группы: права и обязанности.

Права: право на образование, право на охрану здоровья, право на жизнь.

Обязанности: сохранять природу, нести службу по защите Отечества, беречь памятники истории и культуры.


В ходе выполнения интерактивного задания желательно обсудить упомянутые в нём права и получить от детей обратную связь: как они понимают это право? Считают ли они это право важным? Почему это право включено в Конституцию?

Последующий анализ воображаемой ситуации позволяет педагогу подвести обучающихся к выводу, что «иметь право» – это возможность совершать какие-то действия, например, учиться, трудиться, высказывать своё мнение, ходить к врачам, но пользуясь своими правами, мы должны уважать других людей, не нарушать их прав. Для закрепления понимания взаимосвязи права-обязанности предлагается игровое задание, раскрывающее обязанности школьника.


Игровое задание №1 «Наши обязанности».

Содержание задания. На доске записаны слова. Обучающимся нужно, опираясь на карточки, сформулировать обязанности школьников.

  1. Аккуратно, одежда.

  2. Поведение на уроке.

  3. Бережно, школьное имущество.


Выполнение задания подводит детей к пониманию, что жизнь в обществе немыслима без соблюдения общих правил (законов), без наличия у каждого гражданина ответственности за своё поведение, что кроме прав у всех есть и обязанности.

Часть 3. Заключение

В заключение занятия используется игровое задание №2. Обучающимся предлагается вспомнить и назвать школьные правила.


Игровое задание №2 «Мои права и обязанности».

Содержание задания: обучающиеся получают мяч и передают его друг другу, называя школьные правила. Желательно, начать учителю, чтобы продемонстрировать пример высказывания: «Во время перемены необходимо подготовиться к следующему уроку» и т. д.

Обобщающая беседа, завершающая занятие, позволяет помочь обучающимся сформулировать следующие позиции: Конституция является главным законом Российской Федерации, всем гражданам страны необходимо соблюдать законы.


ПОСТРАЗГОВОР

Выставка рисунков «Моя Конституция».

Составление коллажа «Моё свободное время и досуг».

Составление буклета «Азбука гражданина».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык: работа со словарём, определение лексического значения слов: право, обязанность.

Литературное чтение: чтение стихотворений и рассказов о Родине, родном крае.

Окружающий мир: знакомство со статьями Конституции о правах и обязанностях гражданина РФ.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Конвенция «О правах ребёнка».

Сайт «Президент России – гражданам школьного возраста»:

http://kids.kremlin.ru/lessons/president-elections/

Моя Конституция: 1–4 классы: учебное пособие / О. Н. Журавлева, С. В. Александрова. – Москва: Просвещение, 2023.

Азбука молодого гражданина / Под общ. ред. И. С. Фатова – Калуга: Изд- во «Полисервис», 2021.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность государству за проявление заботы о мирной жизни страны и обеспечение благосостояния её граждан.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!