СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ» 5-7 класс 20 ноября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ» 5-7 класс 20 ноября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ» 5-7 класс 20 ноября 2023 г.»


Сценарий занятия

О взаимоотношениях

В СЕМЬЕ

5-7 классы

20 ноября 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ»


Цель занятия: формирование у обучающихся понимания традиционных российских семейных ценностей; преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье, важности семейных традиций.


Формирующиеся ценности: крепкая семья.


Основные смыслы: семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные семьи. Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с интерактивными заданиями и групповую работу.


Комплект материалов:
  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyrelationships-57-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyrelationships-57-method_recom.pdf

  • видеофрагмент

  • https://razgovor.edsoo.ru/video/3347/

  • https://razgovor.edsoo.ru/video/3319/

  • https://razgovor.edsoo.ru/video/3341/

  • интерактивное задание

  • презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyrelationships-57-presentation.pdf

  • набор карточек «Семейные традиции»

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyrelationships-57-dop.pdf


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается с демонстрации видеоролика «Семья»

(дикторский текст)

Семья – словечко странное, хотя не иностранное. Как слово получилось, не ясно нам совсем.

Ну, «Я» мы понимаем, а почему их семь?

Не надо думать и гадать, а надо просто сосчитать: Два дедушки, две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек, Семь «Я»!

А если есть сестренка? Выходит восемь «Я»? Нет, если есть сестренка, Выходит Во! семья.

Учитель. Ребята, как вы уже, наверное, догадались, тема нашего сегодняшнего разговора посвящена семье. Мы сейчас с вами увидели ролик по мотивам стихотворения Марка Шварца.

- Что представляет собой семья в представлении поэта?

- Сколько поколений она включает? Как думаете почему?

Ответы обучающихся

Учитель (обобщая ответы детей). Действительно, семья – это не только дети и родители, но и бабушки, и дедушки, тети и дяди, двоюродные братья и сестры, а в широком смысле – весь род, все семейное древо.

В прошлом учебном году мы с вами говорили о важности знания истории своего рода, о составлении семейного древа, семейной летописи.

- Ребята, расскажите, пожалуйста, у кого в семье есть такая летопись? До какого поколения составлено ваше семейное древо?

- Кто планирует начать изучать свой род, составлять семейное древо? Какую информацию вы планируете включить в семейную летопись?

Ответы обучающихся

Учитель. Ребята, а почему, по почему по мнению Марка Шварца, когда в семье больше одного ребенка, то она из просто семьи превращается в Во!- семью?

Ответы обучающихся.

Учитель. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос – что такое семья?

Чем для вас является семья? Почему семья – самое дорогое и ценное, что у нас есть?

Ответы обучающихся

Учитель. Как вы думаете, на каких ценностях строится семья? Какие чувства связывают живущих вместе близких родственников?

Ответы обучающихся

Методический комментарий: учитель акцентирует внимание детей на следующих основах семьи – ответственность друг за друга; чувство взаимопомощи; уважение; любовь; нежность; взаимопонимание и т.п.

Учитель. Действительно, семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Семья – это наше место силы, наша опора, наш тыл, в семье мы чувствуем себя любимее, сильнее, увереннее, защищеннее.

Учитель. С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Все мы хорошо знаем пословицы и поговорки о семье и доме. Давайте их вспомним.

Демонстрация презентации, учитель показывает начало пословицы или поговорки, обучающиеся продолжают, после чего учитель обсуждает с детьми, о какой семейной ценности идет речь в том или ином высказывании.

      1. В гостях хорошо, а … (дома лучше)

      2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами)

      3. В семье разлад, так и дому … (не рад)

      4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно)

      5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте)

      6. Семья – ключ к … (счастью)

      7. Гость на пороге – счастье в … (доме)

      8. Дом без хозяйки … (сиротка)

Учитель. Ребята, а вы знаете, что в русском языке более 30 слов для обозначения родственных связей.

Как вы думаете, почему существует так много слов, обозначающих родственников?

Ответы обучающихся

Учитель. Верно. Этот факт означает, что сами по себе семейные связи, родственные связи всегда были очень значимыми в жизни людей. Люди всегда стремились поддерживать добрые отношения со всей родней, это считалось доброй традицией. В большой семье легче было и дом построить кому-то из родни, и помочь собрать урожай.

Учитель. Знаете ли вы, например, как называется брат мужа (деверь)

или сестра жены (свояченица)?

А кто такая золовка (сестра мужа)? А тесть (отец жены)? А свекровь (мать мужа)?

Ответы обучающихся

Учитель. А раньше существовали даже специальные слова для наименования «дядя по отцу» и «дядя по матери», и все члены семьи легко в них ориентировались.

Сейчас наш словарный запас родственных связей, как правило, ограничивается самым ближним кругом – родители, бабушки-дедушки, дяди и тети. Почему так происходит, как вы думаете?

Ответы обучающихся

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Действительно, раньше люди жили большими семьями, поэтому для каждого родственника использовались специальные слова. Сегодня семьи значительно меньше, родственные связи не такие тесные, поэтому и очень многие названия родственников, к сожалению, уходят в историю.


Часть 2. Основная

Учитель. Ребята, давайте поговорим о том, какую роль в жизни человека играют взаимоотношения в его семье. Поделитесь своим мнением.

- Почему добрые, дружеские, любящие взаимоотношения в семье очень важны для каждого из нас?

- Как вы думаете, существует ли связь между эмоциональным состоянием человека и взаимоотношениями в семье?

- В какой семье человек чувствует себя защищенным, уверенным в себе, успешным?

Ответы обучающихся


Учитель. Ребята, вот еще такой вопрос: почему, как вы полагаете, в большой многодетной семье обычно такие тесные, крепкие, дружеские отношения?

Ответы обучающихся

Учитель, подводя итоги. Верно, ребята, в большой семье дети учатся сотрудничать и делиться, налаживая близкие отношения. Так и выходит, что каждый ребенок получает больше заботы и любви – не только от родителей, но и от братьев и сестер. Старшие дети делятся знаниями с младшими, а выполнение обязанностей воспитывает у каждого чувство ответственности.

Методический комментарий: при обсуждении учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что традиционная семья, состоящая из родителей и нескольких детей, является основой нашего общества. Многодетность поощряется государством, в нашей стране реализуется множество программ поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Учитель. Взаимоотношения в семье – это фундамент, на котором семья держится. Если в семье царит любовь, уважение, взаимопомощь, то все в ней счастливы, а если в семье каждый сам по себе, думает только о своих интересах и т.д., то в такой семье ссоры и разногласия частое явление.

О том, как сохранить крепкую семью, расскажет семья Стриженовых. Екатерина Стриженова, актриса, телеведущая, и Александр Стриженов, актер, режиссер, их семейный стаж насчитывает более 35 лет.

Демонстрация видеообращения федеральных спикеров

Учитель. Ученые доказали, что крепкие взаимоотношения в семье во многом зависят от наличия семейных традиций, особенно тех, которые передаются из поколения в поколения.

Как вы думаете, почему?

Ответы обучающихся

Кейс «Семья Ивановых».

Учитель. Ребята, хочу познакомить вас с семьей Ивановых.

В ней царит полное непонимание. Каждый занят своим делом, преследуя личные интересы, и никто не намерен уступать другому. Родители заняты работой, старшие дети увлечены компьютерными играми и социальными сетями, младшая сестренка большую часть времени проводит с мамой. Общение сводится исключительно к бытовым вопросам. Единственная семейная традиция Ивановых поездка к бабушке и дедушке в

деревню на Новый год, но и то после того, как куранты пробью двенадцать, все «сидят» в своих телефонах.

Учитель. Ребята, нам нужно с вами помочь семье Ивановых и создать в их семье традиции, которые улучшили бы их взаимоотношения в семье.

Задание выполняется по группам, возможны два варианта – обучающиеся сами придумывают семейные традиции (не менее семи), либо учитель раздает карточки с описанием семейных традиций и обучающиеся опираются на них, при этом могут дополнить их своими вариантами.

После выполнения задания каждая группа презентует свои варианты и аргументирует свой выбор.

Набор карточек «Семейные традиции»

  • Каждый день писать короткие записки с приятными словами, которые можно прикрепить на зеркало в ванной или прихожей, или на холодильник, оставить на столе рядом с завтраком, или положить в ланч-бокс с обедом.

  • Каждую субботу печь блины всей семьей

  • Запускать в небо воздушный шар с желанием в День рождения

  • Каждый новый год делать елочную игрушку в виде отпечатков ладошки младшей сестренки, и каждый год сравнивать и вспоминать приятные события прошлого года.

  • Таинственная поездка – раз в год папа выбирает тайный пункт назначения и везет туда всю семью. Это может быть пикник у реки или близлежащий город. По дороге все члены семьи пытаются угадать, куда они отправляются.

  • За неделю до нового года на елку вешаются новогодние носки с вышитым именем члена семьи, и каждый незаметно друг от друга каждый день подкладывает туда небольшой подарочек: конфетку, открытку, сделанную своими руками, рисунок, записку с приятными словами и т.д. Аналогичная традиция может быть использована за неделю до дня рождения каждого члена семьи.

  • На Пасху родители прячут в разных местах шоколадные яйца, а дети их ищут, выигрывает тот, кто нашел больше яиц.

  • Вся семья пишет на небольших бумажках идеи того, что они хотели бы сделать в выходные. Каждую субботу достается одна бумажка с идеей, которую нужно непременно реализовать.

  • Копилка семейных достижений – записываются и складываются в копилку достижения всех членов семьи за год, а на новый год копилка вскрывается, и семья вспоминает свои достижения.

  • Создание книги семейных рецептов.

  • Капсула времени - каждый новый год семья записывает яркие совместные события, складывает эти записи, а также какие-то фото, рисунки и т.д. в небольшую баночку и убирает подальше для “будущих поколений”

  • Совместный ужин, когда все члены семьи отключают телефоны

  • Когда кто-то из членов семьи уходит из дома (даже просто в магазин на 5 минут), те, кто остаются дома машут ему из окна, а когда возвращается – встречают в прихожей.

  • Раз в месяц готовить всей семьей какое-то традиционное блюдо – манты, пельмени, печенья и потом всем вместе съедать.

  • В день свадьбы родителей ходить в кино, или в театр, или на концерт, или в поход.

  • Сделать семейный фотоальбом, начав его с фотографий, которые сохранились еще у бабушек с дедушками, и дополнять его в день рождения каждого члена семьи.

  • В один и тот же день в году и на одном и том же месте делать семейное фото.

  • Смотреть один и тоже фильм всей семьей каждый новый год

  • Раз в месяц приглашать в гости всех родственников и играть в настольные игры

  • Писать список обещаний и желаний на будущий год. Читать его в следующем году и отмечать, что удалось реализовать.

  • Дарить на новый год подарки всем домашним питомцам, будь то собака, хомячок или аквариумная рыбка.

  • На день рождения не просто дарить подарок, а сделать квест для именинника, пройдя который он найдет подарок.

  • Каждое 1 июня родители учат детей игре из своего детства и играют все вместе.

Учитель. Спасибо за очень интересный подбор семейных традиций, я думаю, что мы существенно помогли семье Ивановых улучшить их взаимоотношения, поскольку все, что вы предложили, однозначно поможет всем членам семьи лучше узнать и понять друг друга, сделает их семейное общение интересным и насыщенным.

Я уверена, что некоторые семейные традиции вы возьмете и себе на, а если вам захочется узнать еще больше об интересных традициях разных семей, то обратитесь к материалам конкурса «Это у нас семейное», о котором мы с вами говорили на прошлых занятиях, знакомьтесь с разными семейными традициями и забирайте понравившиеся себе в копилочку.


Часть 3. Заключительная

Учитель. Наше занятие сегодня неслучайно посвящено семье, в это воскресенье (последнее воскресенье ноября) в России отмечается особый праздник – День матери.

Мама! Это слово звучит на всех языках мира одинаково нежно. Мама

— это самый родной и близкий человек в нашей жизни, который подарил нам жизнь, научил делать первые шаги в этом мире. Это человек, который любит и принимает нас такими, какие мы есть, несмотря ни на что.

И мне кажется, что очень важно, чтобы это день имел какую-то особорую семейную традицию.

Может у кого-то в семье такая традиция уже есть, поделитесь с нами!

Учитель. Ребята, давайте сгенерируем идеи семейных традиций для этого особого праздника.

Обмен идеями.

Методический комментарий: важно при обсуждении идей не забыть про бабушек, теть, старших сестёр, если у них есть дети.

В завершении занятия учитель предлагает детям составить облако слов

«Счастливая семья», каждый учащийся предлагает одно слово, ассоциирующееся у него со счастливой семьей.

Методический комментарий: важно акцентировать внимание обучающихся на таких характеристиках, как любовь, уважение, забота, поддержка, дружба, взаимовыручка, совместный досуг, связь поколений, семейные традиции.


ПОСТРАЗГОВОР
  • Организация фотовыставки в школе или классе «Детство взрослых» /

  • «Детство моих родителей».

  • Создание силами класса «Музея забытых вещей» об артефактах, находившихся на пике популярности в годы детства мам и пап нынешних школьников.

  • Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о кинофильмах и мультфильмах, которыми увлекались в детстве родители школьников.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
  • Обществознание. Темы «Семья и семейные отношения», «Семейные ценности и традиции», «Экономика семьи», «Семья и брак».

  • Литература. Темы «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»,

  • «И.С. Тургенев «Отцы и дети», «А.П. Чехов «Три сестры» и т.д.

  • История. Темы «Культура России XVI века. Домострой», «Семья и быт в России XIX века».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Всероссийский спортивный проект РДДМ «Семейная команда» РДДМ «Движение Первых» (xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai)

  • Всероссийский партнерский проект «Семья – основа мира», направленный на защиту и продвижение традиционных семейных ценностей (авторы проекта: Ассоциация организаций по защите семьи, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защите материнства и детства и компания

  • «БЛАГО-Медиа») https://aozs.ru/deyatelnost/infrastrukturnyie-proektyi- aozs/proekt-semya-osnova-mira.html


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность

  • Мамам, папам, бабушкам и дедушкам за жизнь, подаренную детям и внукам, за заложенные ими семейные традиции.






Сценарий занятия

О взаимоотношениях

В СЕМЬЕ

5-7 классы

20 ноября 2023 г.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме

«О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СЕМЬЕ»



Цель: формирование у обучающихся понимания традиционных российских семейных ценностей; преемственности поколений, взаимоуважения и взаимопомощи в семье, важности семейных традиций.


Формирующие ценности: крепкая семья (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&ran geSize=1).


Основные смыслы: семья – это пространство любви, уважения, заботы и взаимной поддержки. Важно, чтобы дети стремились создавать полноценные многодетные семьи. Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с интерактивными заданиями и групповую работу.


Комплект материалов:
  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагмент,

  • презентация,

  • набор карточек «Семейные традиции».


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.


Занятие начинается с демонстрации видеоролика «Семья» и беседы с обучающимися, которая стимулирует познавательный интерес школьников, позволяет им задуматься о том, для чего нужно знать историю своей семьи.

Учитель акцентирует внимание детей на следующих основах семьи - ответственность друг за друга; чувство взаимопомощи; уважение; любовь; нежность; взаимопонимание и т. д.

Демонстрация презентации «Пословицы» продолжает тему занятия, учитель показывает начало пословицы или поговорки, обучающиеся ее заканчивают, что позволяет учителю обсудить с детьми, о какой семейной ценности идет речь в том или ином высказывании.

Успешная мотивация обучающихся обеспечивает необходимые эмоции и настраивает их на активную деятельность во время занятия.


Часть 2. Основная.


Учитель обсуждает с обучающимися значение семьи для человека, связь его эмоционального и физического состояния с его семейным статусом.

При обсуждении учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что традиционная семья, состоящая из родителей и нескольких детей, является основой нашего общества. Многодетность поощряется государством, в нашей стране реализуется множество программ поддержки на федеральном и региональном уровнях.

Разговор о крепкой семье продолжает демонстрация видеообращения федеральных спикеров Екатерины и Александра Стриженовых.

Решение кейса «Семья Ивановых» и групповое занятие, в котором обучающиеся либо сами придумывают семейные традиции (не менее семи), либо используют карточки с описанием семейных традиций и опираются на них, при этом дополняя их своими вариантами, способствует реализации цели занятия - формирование у обучающихся понимания традиционных российских семейных ценностей.


Часть 3. Заключительная.


Подводя итоги занятия, учитель напоминает обучающимся об особом празднике – Дне матери. При обсуждении идей для поздравления важно не забыть про бабушек, теть, старших сестёр, если у них есть дети.

Обучающимся предлагается составить облако слов «Счастливая семья», каждый учащийся предлагает одно слово, ассоциирующееся у него со счастливой семьей.

Важно акцентировать внимание обучающихся на таких характеристиках как любовь, уважение, забота, поддержка, дружба, взаимовыручка, совместный досуг, связь поколений, семейные традиции.


ПОСТРАЗГОВОР
  • Организация фотовыставки в школе или классе «Детство взрослых» / «Детство моих родителей».

  • Создание силами класса «Музея забытых вещей» об артефактах, находившихся на пике популярности в годы детства мам и пап нынешних школьников.

  • Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о кинофильмах и мультфильмах, которыми увлекались в детстве родители школьников.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
  • Обществознание. Темы «Семья и семейные отношения»,

  • «Семейные ценности и традиции», «Экономика семьи», «Семья и брак».

  • Литература. Темы «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»,

  • «И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Три сестры» и т.д.

  • История. Темы «Культура России XVI века. Домострой», «Семья и быт в России XIX века».


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Всероссийский спортивный проект РДДМ «Семейная команда» РДДМ «Движение Первых» (xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai)

  • Всероссийский партнерский проект «Семья – основа мира», направленный на защиту и продвижение традиционных семейных ценностей (авторы проекта: Ассоциация организаций по защите семьи, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защите материнства и детства и компания

  • «БЛАГО-Медиа») https://aozs.ru/deyatelnost/infrastrukturnyie-proektyi- aozs/proekt-semya-osnova-mira.html



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность

Мамам, папам, бабушкам и дедушкам за жизнь, подаренную детям и внукам, за заложенные ими семейные традиции.

При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися «дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!