СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» 5-7 класс 13 ноября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» 5-7 класс 13 ноября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ» 5-7 класс 13 ноября 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

5-7 классы

13 ноября 2023 г


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме:

«РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»


Цели занятия:

  • Знакомство школьников с понятиями «технологический суверенитет», «профессии будущего».

  • Формирование ценностного отношения к знаниям в сфере инновационных технологий, к их постоянному углублению и расширению.

  • Получение представлений об особенностях профессий будущего и связанных с ними компетенциях человека.


Формирующиеся ценности: развитие, самореализация.


Основные смыслы: будущее страны невозможно без суверенитета. Технологический суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего страны, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, викторина, мастерская. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.


Комплект материалов:

– сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/prospection-57-script.pdf

– методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/prospection-57-method_recom.pdf

– видеоматериалы

https://razgovor.edsoo.ru/video/3295/

https://razgovor.edsoo.ru/video/3266/

https://razgovor.edsoo.ru/video/3267/

https://razgovor.edsoo.ru/video/3268/

– интерактивные/игровые задания,

– презентация

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/prospection-511-presentation3.pdf

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/prospection-511-presentation.pdf


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ


Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Ребята, хочу начать наше занятие с неожиданного вопроса. Каким вы представляете своё будущее? Свою самостоятельную взрослую жизнь?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Самостоятельная жизнь – это всегда принятие решений и ответственность за них. Так, в своём доме, в своей семье мы сами принимаем решения – например, куда поехать отдохнуть, какие покупки сделать. Но вашим родителям наверняка не понравится, если кто-то из соседей придёт и начнёт двигать мебель в вашей квартире.

Никто не может препятствовать или указывать тебе, что нужно делать, когда ты независим в своих действиях, самостоятельно принимаешь решения и определяешь своё будущее.

То, о чём мы сейчас с вами говорим, относится не только к жизни семей. Как вы полагаете, что (или кто) ещё может вести независимое существование?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, ребята, целая страна может быть независимой, и тогда её народ самостоятельно определяет, как ему жить и развиваться. По вашему мнению, почему для государства важно быть независимым, самостоятельным, автономным?

Ответы обучающихся.


Учитель (дополняя ответы обучающихся). Независимое государство вправе устанавливать собственные законы, принимать решения и управлять территорией и народом без внешнего вмешательства, обладает независимостью от других государств в принятии решений, связанных с внутренними и внешними делами, всё это объединяется в понятие – «суверенитет страны».

В главном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации, в статьях 3 и 4 сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию.

Учитель. Представляя будущее нашей страны, мы часто говорим о её технологическом суверенитете. Как вы понимаете это выражение, и почему оно неразрывно связано с будущим страны?

Ответы обучающихся.


Методический комментарий: учитель подводит обучающихся к пониманию, что технологический суверенитет – это способность государства обеспечить развитие экономики для создания и поддержания на своей территории собственных технологий и инфраструктуры, чтобы гарантировать независимость своей политики, экономики и обороноспособности в жизненно важных сферах.


Учитель. Как вы полагаете, а надо ли защищать суверенитет так же, как, например, границы страны? Чем грозит стране потеря технологического суверенитета?

Ответы обучающихся.


Учитель. Как вы думаете, что может произойти, если какое-нибудь государство окажется единственным обладателем очень важной и ценной для человечества технологии? Можете предположить такую ситуацию и привести примеры возможных последствий?

Ответы обучающихся, обмен мнениями.


Учитель. В продолжение нашего обсуждения предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет.


Демонстрация видеоролика «Технологический суверенитет»

(дикторский текст).

В ситуации «технологической монополии» страна в одночасье может лишиться доступа к важным технологиям, если их производит государство- монополист.

Именно такую модель пытались навязать России западные страны в последние тридцать лет, на этом построена политика санкций. Однако потенциал российских технологий позволил продолжить развитие страны, быть независимыми во многих жизненно важных областях и добиваться поставленных целей.

И сейчас Россия добивается технологического суверенитета. То есть создаёт собственные технологические решения для разных сфер экономики, которые выступают альтернативой и не должны проигрывать по ключевым характеристикам уже существующим технологиям в мире.

Как обеспечивается технологический суверенитет?

Приведём пример. Гражданский самолёт Sukhoi Superjet 100 создавался в кооперации с иностранными партнёрами, использовались двигатели SaM-146 совместно российско-французского производства. После того как французская сторона отказалась участвовать в производстве, Россия нашла решение и начала готовить к серийному производству полностью отечественный двигатель ПД-8. На тот момент этот двигатель уже был создан у нас как опытный образец, и в критический момент мы уже были готовы к его запуску в серию.


Учитель. Ребята, как вы думаете, предполагает ли достижение технологического суверенитета отказ от сотрудничества и выстраивание взаимоотношений с другими странами?

Ответы обучающихся.


Учитель (подводя итоги обсуждения). Достижение суверенитета не означает полный отказ от международного сотрудничества. Важно поддерживать дружеские и взаимовыгодные отношения с другими странами, поскольку это влияет и на развитие туризма, культуры, науки, искусства и т. д.


Часть 2. Основная.


Учитель. О будущем нашей страны и особенностях её технологического суверенитета сегодня с нами говорит Герман Оскарович Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка.


Демонстрация видеообращения федерального спикера.


Учитель. Ребята, нужно добавить, что Сбербанк - это один из примеров компании, которая обеспечивает технологический суверенитет России, а также широко применяет цифровые технологии. Так, использование инновационных программ и решений позволило команде Сбера создать «Стартап-акселератор

для молодёжи», одна из задач которого – познакомить ребят из разных уголков страны с современными технологиями.


Демонстрация слайда:


Учитель. Участники школьного и студенческого акселераторов проходят курс по основам предпринимательства: генерации идей, проверки гипотез, инструментов для создания и монетизации цифровых продуктов. А ещё они могут дополнительно выбрать один из четырёх треков по направлениям: искусственный интеллект, технологии для метавселенной, концепции Web 3.0, технологии в медицине.


Методический комментарий: дополнительно учитель может продемонстрировать видеоролик о школьном и студенческом акселераторе от Сбера «Выпускники» (см. дополнительные материалы).


Учитель. Герман Греф в своём выступлении подчеркнул важность создания цифровой экономики в нашей стране. А что ещё необходимо развивать в России для достижения технологического суверенитета? Развитие каких отраслей экономики обеспечит независимость страны и стабильность её будущего? Аргументируйте свои ответы.

Ответы обучающихся.


Учитель выводит на экран слайд с перечнем приоритетных отраслей экономики, выделенных на данном этапе государством для формирования технологического суверенитета России:

  • авиационная промышленность,

  • автомобилестроение,

  • медицинская и фармацевтическая промышленность,

  • железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное, тяжёлое машиностроение и станко-инструментальная промышленность,


  • судостроение,

  • химическая промышленность,

  • пищевая промышленность,

  • сельское хозяйство,

  • электронная и электротехническая промышленность,

  • энергетическая промышленность,

  • информационные технологии.


Учитель. Почему именно эти отрасли промышленности должны способствовать формированию суверенитета страны?

Ответы обучающихся.


Методический комментарий: при обсуждении важно обратить внимание на то, что выбранные отрасли обеспечивают производство самого необходимого для здоровья людей, заботятся о безопасности жизни граждан России: продовольственной, транспортной, обеспечивают возможности для строительства и получения энергии.

Можно поразмышлять с детьми на тему, что произойдёт со страной, если она «по щелчку» может лишиться, например, программного обеспечения, гражданской авиации, производства автомобилей, продуктов питания, электричества и т. п.

Учитель. Уже сейчас развитие производства и технологий в России идёт так быстро, что некоторые отечественные разработки опережают своё время, выводя нашу страну на первое место в мире! Давайте с ними познакомимся.

Демонстрация видеоролика «КАЛЕЙДОСКОП ДОСТИЖЕНИЙ РОССИИ» (дикторский текст).

Строительство школ: Россия побила рекорд СССР

Россия впервые превзошла рекорд СССР по темпам строительства общеобразовательных учреждений. Только с 2019 по 2022 год построено около 900 новых школ. К концу 2024 года эта цифра достигнет 1300. Помимо строительства, проводится ещё и капитальный ремонт уже построенных школ их насчитывается 7300, преимущественно в сельской местности.

Сердечный клапан нового поколения разработан и имплантирован в России

Именно российские кардиологи из Центра сердечно-сосудистой хирургии впервые в мире провели имплантацию аортального клапана. Клапан из специального материала не отторгается организмом и имеет минимальную силу трения. За счёт того, что установка клапана проводится малоинвазивным способом, хирурги сократили время операции с 5 часов до 30 минут.

Кольская ветроэлектростанция, самая мощная в мире ветроэлектростанция за Полярным кругом

Ветроэлектростанция начала работу в 2022 году. Её установленная мощность составляет 202 МВт. Кольская ВЭС вырабатывает свыше 750 ГВт ч в год. Совокупная мощность 57 ветроустановок, расположенных на территории 257 га, позволяет полностью обеспечить электроэнергией города с населением более ста тысяч человек.

Космодром «Восточный», новый центр космической отрасли России

«Восточный» первый российский гражданский космодром, предназначенный для подготовки и запуска космических аппаратов научного, социально-экономического и коммерческого назначения. Первый запуск ракеты-носителя «Союз» с космодрома «Восточный» состоялся в апреле 2016 года. Сейчас здесь возводят вторую очередь — инфраструктуру для тяжёлых ракет семейства «Ангара». «Восточный» — не только стартовая площадка для запуска ракет, это центр управления МКС, спутниками российской орбитальной группировки, космическими кораблями.

Опытный образец российского широкофюзеляжного дальне-магистрального самолета Ил-96-400М впервые поднялся в воздух

Программа испытаний прошла в штатном режиме, была подтверждена стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями Ростеха. Воздушное судно является модернизированной версией Ил-96-300 и отличается удлиненным фюзеляжем, а также более мощным двигателем. В самолет может вмещаться до 370 пассажиров.

Учитель. Добавлю, что на наших глазах изменяется наша страна! Если в 2000 году Россия занимала 12-е место в рейтинге экономик мира, то в прошлом году наша страна вышла на пятое место, обойдя многие европейские страны, в том числе, Францию, Италию, Германию.

Растет производство электроэнергии – это значит, что электричества производится столько, сколько необходимо промышленности, сельскому хозяйству и населению. Мы больше используем «зеленые», безвредные источники энергии, так, Россия лидирует в области атомной энергетики.

Увеличилось количество автомобилей на 1000 человек: со 131 в 2000 году до 327 в 2022г. Просто увеличение числа автомобилей невозможно без хороших дорог. А дорожная сеть в нашей стране стала быстро развиваться особенно в последние 3-4 года.

Развитие авиасообщения также отражает экономический рост: в 2000 году российские авиакомпании перевезли 23 млн пассажиров, а в 2023 – 106 млн.

Эти показатели свидетельствуют о заметных изменениях в российской экономике и повышении качества жизни граждан.


Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, что вы уже сейчас, будучи школьниками, можете сделать для будущего страны, достижения её технологического суверенитета?

Ответы обучающихся.


Учитель (дополняя ответы обучающихся). Уже сейчас вы можете начинать знакомиться с профессиями, связанными с приоритетными для нашей страны направлениями развития. Обращать внимание на те знания и навыки, которые для них нужны, интересоваться и знакомиться с предприятиями нашего региона. Качественные знания, полученные вами сейчас – это и есть ваш вклад в будущее нашей страны.


Методический комментарий: дополнительно учителю рекомендуется подготовить информацию, касающуюся особенностей своего региона: какие в данной области есть предприятия, связанные с сектором экономики, направленным на формирование суверенитета, для этого можно обратиться к разделу «Достижения регионов» сайта достижения.рф.

Также рекомендуется пригласить одного-двух родителей, работающих в высокотехнологичной сфере, для краткой беседы с обучающимися.


Учитель (подводя итоги занятия). Сегодня мы с вами пришли к выводу, что технологический суверенитет страны означает её независимость. Но это не значит, что страна закрыта от мира, наоборот, это значит, что сильная страна с развитой устойчивой экономикой может отстаивать свою политику. Несмотря на введение санкций, экономика России продолжает развиваться.

Учитель. Мы познакомились сегодня только с некоторыми примерами наших успехов в формировании технологического суверенитета. Вам предстоят новые достижения в самых разных областях. Давайте строить будущее нашей страны вместе!

4 ноября 2023 года на территории ВДНХ открылась Международная выставка-форум «Россия». Её участниками стали все 89 субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, крупнейшие корпорации, общественные организации и зарубежные страны.

На весь период проведения выставки запланированы культурно- развлекательная, образовательная и деловая программы. Выставка является площадкой крупнейших мероприятий страны.

В Дни регионов каждый субъект Российской Федерации презентует свои достижения в различных сферах, продемонстрирует выступления творческих коллективов и свои гастрономические особенности.

Методический комментарий: учитель может подобрать на сайте выставки-форума «Россия» (https://russia.ru/about) конкретные мероприятия, связанные со своим регионом, и рассказать о них обучающимся, а также при возможности запланировать посещение выставки всем классом.


ПОСТРАЗГОВОР:
  • Участие школьников в олимпиаде по программированию.

  • Участие во Всероссийском направлении «Наука и технологии» РДДМ.

  • Участие обучающихся 8–11 классов в исследовательских проектных работах, связанных с разработкой новых цифровых сервисов, программ, сайтов и т. д.

  • Помощь своим сверстникам и более младшим обучающимся в выполнении заданий по информационным технологиям, математическим и естественным наукам.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ:
  • Физика. Темы, связанные с достижениями российской науки.

  • Информатика. Темы, связанные с цифровыми технологиями.

  • Обществознание. Темы, связанные с развитием общества.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
  1. Сайт «Атлас профессий будущего» (http://www.sberbank.ru/atlas#/).

  2. Сайт «Атлас новых профессий» (https://atlas100.ru/catalog/).

  3. Сайт проекта «Россия – страна достижений» (достижения.рф).

  4. Сайт Образовательного центра «Сириус» (https://sochisirius.ru/).

  5. Сайт детских технопарков «Кванториум» (http://kvantorium.ru/1/tehnopark/).

  6. Сайт центров цифрового образования детей «IT-Куб» (айтикуб.рф).


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:


Благодарность:

  • Специалистам, задействованным в высокотехнологичных отраслях экономики, за вклад в развитие нашей страны.

























РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

5-7 классы

13 ноября 2023 г


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5–7 классов по теме:

«РОССИЯ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»


Цели занятия:

  • Знакомство школьников с понятиями «технологический суверенитет», «профессии будущего».

  • Формирование ценностного отношения к знаниям в сфере инновационных технологий, к их постоянному углублению и расширению.

  • Получение представлений об особенностях профессий будущего и связанных с ними компетенциях человека.


Формирующиеся ценности: развитие, самореализация (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1).

Основные смыслы: будущее страны невозможно без суверенитета. Технологический суверенитет необходимо защищать так же, как границы государства. Развитие сферы информационных технологий сегодня стратегически важно для будущего страны, профессии в этой сфере очень перспективны и востребованы.


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа, викторина, мастерская. Занятие предполагает использование видеофрагментов, игровых элементов и дополнительных материалов.


Комплект материалов:

    • сценарий,

    • методические рекомендации,

    • комплект видеоматериалов,

    • презентация.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Беседа со школьниками начинается с обсуждения понятий «самостоятельность» и «независимость». На простых и понятных примерах учитель поясняет обучающимся, что означает самостоятельность для семьи, для страны.

Понятие суверенитета закреплено в Конституции Российской Федерации, ст. 3 и 4, учитель напоминает об этом обучающимся.

Обсуждение понятия «технологический суверенитет» позволяет обучающимся ознакомиться с ролью суверенитета в жизни страны, необходимостью его защиты так же, как и границ страны. Видеоролик

«Технологический суверенитет» поддерживает необходимость формирования технологического суверенитета на примере производства гражданского самолёта Sukhoi Superjet 100.


Часть 2. Основная часть.

Основная часть занятия продолжается демонстрацией видеообращения федерального спикера и обсуждением проектов, которые разрабатывает команда Сбера. Среди них – «Стартап-акселератор для молодёжи», знакомящий ребят из разных уголков страны с современными технологиями.

Беседа продолжается обсуждением отраслей производства, которые выделены государством в качестве приоритетных для формирования технологического суверенитета страны (список отраслей приведён на презентационном слайде, см. дополнительные материалы).

При обсуждении важно обратить внимание на то, что выбранные отрасли обеспечивают производство самого необходимого для здоровья людей, заботятся о безопасности жизни граждан России: продовольственной, транспортной, обеспечивают возможности для строительства и получения энергии.

Демонстрация видеоролика «Калейдоскоп достижений России» знакомит обучающихся с некоторыми наиболее передовыми российскими разработками и технологиями, применяющимися в самых разных отраслях экономики страны.


Часть 3. Заключительная.

В заключительной части учитель вместе с обучающимися подводят итоги, учителю рекомендуется подготовить информацию, касающуюся особенностей своего региона: какие в данной области есть предприятия, связанные с сектором экономики, направленным на формирование суверенитета, для этого можно обратиться к разделу «Достижения регионов» сайта достижения.рф

Также рекомендуется пригласить одного-двух родителей, работающих в высокотехнологичной сфере, для краткой беседы с обучающимися.


Учитель может подобрать на сайте выставки-форума «Россия» (https://russia.ru/about) конкретные мероприятия, связанные со своим регионом, и рассказать о них обучающимся, а также при возможности обсудить и запланировать посещение выставки всем классом.


ПОСТРАЗГОВОР:

  • Участие школьников в олимпиаде по программированию.

  • Участие во Всероссийском направлении «Наука и технологии» РДДМ.

  • Участие обучающихся 8–11 классов в исследовательских проектных работах, связанных с разработкой новых цифровых сервисов, программ, сайтов и т. д.

  • Помощь своим сверстникам и более младшим обучающимся в выполнении заданий по информационным технологиям, математическим и естественным наукам.


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ:
  • Физика. Темы, связанные с достижениями российской науки.

  • Информатика. Темы, связанные с цифровыми технологиями.

  • Обществознание. Темы, связанные с развитием общества.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
  1. Сайт «Атлас профессий будущего» (http://www.sberbank.ru/atlas#/).

  2. Сайт «Атлас новых профессий» (https://atlas100.ru/catalog/).

  3. Сайт проекта «Россия – страна достижений» (достижения.рф).

  4. Сайт Образовательного центра «Сириус» (https://sochisirius.ru/).

  5. Сайт детских технопарков «Кванториум» (http://kvantorium.ru/1/tehnopark/).

  6. Сайт центров цифрового образования детей «IT-Куб» (айтикуб.рф).


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ:


Благодарность:

  • Специалистам, задействованным в высокотехнологичных отраслях экономики, за вклад в развитие нашей страны.



При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!