СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА. 115 ЛЕТ КИНО В РОССИИ» 1-2 класс 16 октября 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА. 115 ЛЕТ КИНО В РОССИИ» 1-2 класс 16 октября 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА. 115 ЛЕТ КИНО В РОССИИ» 1-2 класс 16 октября 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

«ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА. 115 ЛЕТ КИНО В РОССИИ»

1-2 классы

16 октября 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме:

«ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА. 115 ЛЕТ КИНО В РОССИИ»


Цель занятия: познакомить обучающихся с историей отечественного кинематографа, развивать интерес к профессиям, связанным c анимацией и киноиндустрией, способствовать осознанию младшими школьниками ценности кинематографа, анимации, как части отечественной культуры, воспитывать уважением к людям, внёсшим вклад в её становление.


Формирующиеся ценности: развитие, самореализация.


Основные смыслы: развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и оказывает большое влияние на становление личности человека, сохраняя и транслируя культурные коды общества. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, учит анализировать и рефлексировать, а анимация является одним из наиболее востребованных и популярных средств визуального представления информации.


Планируемые результаты. Личностные:
  • осознавать ценность отечественных фильмов и мультфильмов, как части российской культуры;

  • стремиться к расширению своих знаний в области кинематографа и мультипликации;

  • иметь общее представление о профессиях людей, связанных с кинематографом и мультипликацией.


Метапредметные:
  • анализировать содержание различных информационных источников;

  • принимать участие в творческой деятельности;

  • активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение.


Основные смыслы: кино и мультфильмы входят в жизнь каждого с самого раннего детства. Российский кинематограф и отечественная анимация имеют давнюю историю и свои уникальные традиции. Многие фильмы и мультфильмы вошли в «золотой фонд» мировой классики и стали неотъемлемой частью русской культуры. А юбилей киностудии (киноконцерна) «Мосфильм» – это повод вспомнить лучшие фильмы, созданные на студии и вошедшие в золотой фонд мировой кинематографии.


Партнёр занятия: киноконцерн «Мосфильм»


Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • комплект интерактивных заданий;

  • дополнительные материалы.



СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ Часть 1. Мотивационная.


Учитель. Ребята, сегодня мы начнём занятие с музыкального вступления.

Послушайте.

Звучит фрагмент песни о кино «Фильм, фильм, фильм» (см. дополнительные материалы):

Фильм, фильм, фильм.

Профессий много, но

Прекрасней всех кино.

Кто в этот мир попал

Навеки счастлив стал.

Фильм, фильм, фильм,

Фильм, фильм, фильм…


Учитель. А вы любите кино, мультфильмы? Чем они вам нравятся? Расскажите.

Ответы обучающихся.


Учитель. А знаете ли вы, когда и как появилось кино? Как называется киностудия, основанная ещё в 1924 году? Как создаются мультфильмы? Об этом мы сегодня с вами и поговорим. И, конечно, вспомним наши любимые детские фильмы и мультфильмы.

Какие кинофильмы вы смотрели в последнее время? Чем они вам запомнились?

Расскажите.

Ответы обучающихся.


Учитель. «Чебурашка», «Приключения Электроника», «Движение вверх», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» и многие другие фильмы, которые вы назвали, славная история нашего отечественного кинематографа продолжается. Но как всё начиналось? Первый русский фильм был снят в 1908 году, а это значит, что в этом году исполняется 115 лет нашему кино, а в 2024 году киностудия «Мосфильм» будет отмечать 100-летний юбилей. И сейчас вы увидите и услышите человека, который почти 25 лет возглавляет эту прославленную киностудию.


Демонстрация выступления федерального спикера: Шахназаров К. Г.


Учитель. Именно на «Мосфильме» были сняты такие фильмы, как «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница», «Москва слезам не верит», «Белое солнце пустыни» и другие известные ленты. Слышали вы эти названия? Кто смотрел эти фильмы? Чем они вам понравились?

Ответы обучающихся.


Часть 2. Основная.

Учитель. За одно занятие, конечно, об истории нашего отечественного кино узнать невозможно. Но мы начнём знакомиться с его историей.

Демонстрация видеоролика «Из истории отечественного кино» (дикторский текст)

Кино… Сейчас каждый хоть раз, но бывал в кинотеатре и точно видел множество фильмов на экране телевизора или компьютера.

А знает ли кто из вас, откуда произошло слово «кино»? Оказывается, от «кинематографа». Так называли изобретение братьев Люмьер, благодаря которому можно было снимать и показывать движущиеся картинки.

Как раз «кино» и использовалось для названия этого аппарата. А уже после так стали называть само искусство, которое и по сей день дарит нам невероятные впечатления и эмоции.

Знаменитое советское кино зародилось в далёкие 20-е годы ХХ века. Тогда же появились и первые национальные киностудии, и выдающиеся режиссёры, которые внесли огромный вклад в мировой кинематограф: приём скрытой камеры, первое цветное изображение.

Режиссёр Сергей Эйзенштейн в своём фильме «Броненосец “Потёмкин”» сумел сделать так, чтобы в его чёрно-белом кино появился красный флаг. И это в то время! В 1958 году в результате опроса киноведов «Броненосец „Потёмкин“» был признан лучшим фильмом всех времён и народов.

Целые поколения российских детей выросли на киносказках режиссёра Александра Роу. И вы наверняка их с удовольствием смотрели: «Морозко», «Кощей Бессмертный», «Королевство кривых зеркал», «Марья-искусница» и многие другие.

Конечно, кинопроизводство за время своего существования серьёзно изменилось: от немого кино до звукового, от чёрно-белого до цветного, но и сегодня оно активно развивается в самых разных жанрах и продолжает будоражить воображение и фантазию.


Учитель. Да, фильмы-сказки вошли в «золотой фонд» детского кино. Кстати, на Мосфильме снимались не только фильмы, но и многие мультфильмы. А насколько хорошо вы знаете наши детские фильмы и мультфильмы, мы узнаем после игры

«Наши любимые фильмы». Свет! Камера! Мотор! Начинаем.

Методический комментарий: учитель может выбрать количество заданий в зависимости от интересов и подготовленности обучающихся.


Выполнение интерактивного задания «Наши любимые фильмы».


  1. раунд. «Узнай героя фильма». На экране появляется фраза, после чего ребятам предлагается отгадать героя и название мультфильма. После отгадки демонстрируется видеофрагмент из мультфильма с этой фраза персонажа.

    • «Спокойствие, только спокойствие» (Карлсон);

    • «Счастье привалило!» (домовёнок Кузя);

    • «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд);

    • «Вот так всегда! На самом интересном месте!» (попугай Кеша).


  1. раунд. «Узнай героя и продолжи песенку». Педагог включает аудиозапись, после чего ребятам предлагается отгадать героя и название мультфильма. После отгадки демонстрируется видеофрагмент из мультфильма.


    • Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу.

Всё лежу и лежу,

И на солнышко гляжу… (Львёнок и Черепаха)


    • Ах, гостинцы хороши.

Будут рады малыши.

Ушастик, Пушистик, Звонок… (Заяц)


    • Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете… (Мамонтёнок)


    • От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе ещё не раз вернётся… (Крошка Енот).


  1. раунд «Стоп-кадр». На экране появляется кадр, после чего ребятам предлагается отгадать героя и название мультфильма. После отгадки демонстрируется видеофрагмент из мультфильма.


«По щучьему велению» – Емеля

«Снежная королева» – Герда

«Приключения Буратино» – Буратино

«Паровозик из Ромашкова» – паровозик из Ромашкова



  1. раунд. «Калейдоскоп». На экране появляются кадры из разных фильмов и мультфильмов, ребята должны их запомнить и после просмотра называть все, которые были показаны.

Подсказка для учителя:
  • мультфильм «Малыш и Карлсон»;

  • мультфильм «Трое из Простоквашино»;

  • фильм «Королевство кривых зеркал»;

  • мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве»;

  • мультфильм «Летучий корабль»;

  • фильм «Старик Хоттабыч»;

  • мультфильм «Маугли»;

  • фильм «Мэри Поппинс, до свидания!»;

  • мультфильм «Котёнок по имени Гав»;

  • фильм «Золушка»;

  • фильм «Снежная королева»;

  • мультфильм «Тайна третьей планеты»;

  • фильм «Морозко»;

  • мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка»;

  • фильм «Новогодние приключения Маши и Вити»

  • мультфильм «38 попугаев».


Учитель. Молодцы! Отгадывать мультфильмы интересно. Посмотрите, сколько замечательных мультфильмов мы вспомнили. А знаете ли вы, как создаются мультфильмы? Кто участвует в их разработке? Расскажите.

Ответы обучающихся.


Учитель. Верно, ребята! Создание мультфильма – это сложная командная работа. Режиссёр, сценарист, композиторы, артисты, которые озвучивают персонажей, художники, которых в студии может быть не меньше 10.


Часть 3. Заключительная.


Учитель. Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного о кино, его истории. А как вы думаете, какое будущее у кино? Какие фильмы и мультфильмы появятся?

Ответы обучающихся.


Учитель. А теперь попробуем себя в роли художника: придумайте и нарисуйте свою эмблему к 115-летию российского кино!

По окончании занятия учитель предлагает организовать выставку эмблем в классе.


ПОСТРАЗГОВОР

Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о лучших российских кинофильмах и мультфильмах последних лет.

Экскурсии на киностудии «Мосфильм», «Ленфильм» «Киностудию имени Горького», посещение мультипликационных студий.

Создание мультфильма «Давайте вместе снимем мультик!». Проект «Киноуроки в школе».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык и изобразительное искусство: работа над созданием киноафиши

«Это стоит посмотреть!» о лучших российских кинофильмах и мультфильмах последних лет.

Литературное чтение: инсценирование художественных произведений.

Технология: изготовление эмблемы киностудии.

Музыка: прослушивание и исполнение песен из мультфильмов.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Киностудия «Мосфильм», https://www.mosfilm.ru;

Киностудия «Ленфильм», https://www.lenfilm.ru;

Сайт Союзмультфильм https://souzmult.ru/;

Подборка фильмов на сайте Культура.РФ. https://www.culture.ru/cinema/themes;

Всероссийский проект РДДМ «КиноДвиж» (https://xn--d1axz.xnp1ai/competition/2810) ;

Международный фестиваль детской авторской анимации «Мульт-Горой», https://www.mult-goroy.tvorigora.ru/category/все-мультики/cartoons-2023/.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность создателям первых российских фильмов, рассказывающих о нашей стране и её народе, художественных и мультипликационных фильмов, поддерживающих традиционные российские ценности, создателям исторических и военных лент, рассказывающих о нашей истории.









РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

«ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА. 115 ЛЕТ КИНО В РОССИИ»

1-2 классы

16 октября 2023 г.



ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 1–2 классов по теме:

«ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНА. 115 ЛЕТ КИНО В РОССИИ»


Цель занятия: познакомить обучающихся с историей отечественного кинематографа, развивать интерес к профессиям, связанным c анимацией и киноиндустрией, способствовать осознанию младшими школьниками ценности кинематографа, анимации, как части отечественной культуры, воспитывать уважением к людям, внёсшим вклад в её становление.


Формирующиеся ценности: развитие, самореализация (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25,

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rangeSize=1)


Основные смыслы: развитие отечественного кино отражает не только основные вехи развития страны, но и оказывает большое влияние на становление личности человека, сохраняя и транслируя культурные коды общества. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, учит анализировать и рефлексировать, а анимация является одним из наиболее востребованных и популярных средств визуального представления информации.


Планируемые результаты. Личностные:
  • осознавать ценность отечественных фильмов и мультфильмов, как части российской культуры;

  • стремиться к расширению своих знаний в области кинематографа и мультипликации;

  • иметь общее представление о профессиях людей, связанных с кинематографом и мультипликацией.


Метапредметные:
  • анализировать содержание различных информационных источников;

  • принимать участие в творческой деятельности;

  • активно участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать своё мнение.


Партнёр занятия: киноконцерн «Мосфильм».

Продолжительность занятия: 30 минут.


Рекомендуемая форма занятия: познавательная беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентации, включает в себя работу с текстовой информацией и иллюстрациями.


Комплект материалов:

  • сценарий,

  • методические рекомендации,

  • видеофрагменты,

  • комплект интерактивных заданий;

  • дополнительные материалы.


Структура занятия


Часть 1. Мотивационная.

Яркие, красочные, динамичные, образные, с одной стороны, и простые, доступные, с другой – всё это мультфильмы и фильмы для детей, которые знакомы и любимы с самого раннего детства, поэтому так важно создать эмоциональный настрой занятия – встреча с любимыми героями и персонажами.

Звучит фрагмент песни о кино «Фильм, фильм, фильм» (см. дополнительные материалы):

Фильм, фильм, фильм.

Профессий много, но

Прекрасней всех кино.

Кто в этот мир попал -

Навеки счастлив стал.

Фильм, фильм, фильм,

Фильм, фильм, фильм…

Дальнейшая беседа позволяет актуализировать знания обучающихся о тех фильмах и анимации, которые ребята смотрели в последнее время. Также важно обратить внимание обучающихся на то, что многие фильмы и мультфильмы вошли в «золотой фонд» мировой классики и стали неотъемлемой частью русской культуры. Например, в список 150 мультфильмов всех времён и народов вошли мультфильмы «Снежная королева» (1957 год), «Чебурашка» (1971 год), «Конёк-горбунок» (1975 год), «Варежка» (1967 год), а мультфильм «Ёжик в тумане» стал лидером рейтинга.

Просмотр видеоролика с выступлением федерального спикера создаёт основу для дальнейшего знакомства с темой занятия: история становления киноиндустрии, её современные направления развития.

Часть 2. Основная.

С целью представления истории отечественного кино, обучающимся демонстрируется видео, а затем проводится интерактивная игра «Наши любимые фильмы», которая состоит из нескольких этапов. Обращаем внимание педагога, что при организации игры важно учитывать уровень подготовки обучающихся. Для 1-2 классов игра может быть проведена при фронтальном участии всего класса.

Первый раунд задания: «Узнай героя фильма». На экране появляется фраза, после чего ребятам предлагается отгадать героя и название мультфильма. После отгадки демонстрируется видеофрагмент из мультфильма с этой фразой персонажа.

  • «Спокойствие, только спокойствие» (Карлсон, мультфильм «Малыш и Карлсон»);

  • «Я не жадный, я домовитый!» (домовёнок Кузя, мультфильм «Дом для Кузьки»);

  • «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд, мультфильмы про кота Леопольда);

  • «Вот так всегда! На самом интересном месте!» (Ворона или попугай Кеша из мультфильма «Попугай Кеша»). Обратите внимание, что данную фразу произносят в мультфильме два персонажа.


Второй раунд называется «Узнай героя и продолжи песенку»: педагог включает аудиозапись, после чего ребятам предлагается отгадать героя и название мультфильма. После отгадки демонстрируется видеофрагмент из мультфильма.

    • Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу.

Всё лежу и лежу,

И на солнышко гляжу… (Львёнок и Черепаха, мультфильм «Как львёнок и черепаха пели песенку»)


    • Ах, гостинцы хороши.

Будут рады малыши.

    • Ушастик, Пушистик, Звонок… (Заяц, мультфильм «Мешок яблок»)


    • Плыву я сквозь волны и ветер

К единственной маме на свете… (Мамонтёнок, мультфильм «Мама для мамонтёнка»)


    • От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся.

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе ещё не раз вернётся… (Крошка Енот, мультфильм «Крошка Енот»).


Третий раунд называется «Стоп-кадр». На экране появляется кадр, после чего ребятам предлагается отгадать героя и название мультфильма. После отгадки демонстрируется видеофрагмент из мультфильма.


«По щучьему велению» – Емеля

«Снежная королева» – Герда

«Приключения Буратино» – Буратино

«Паровозик из Ромашкова» – паровозик из Ромашкова



Четвёртый раунд называется «Калейдоскоп»: на экране появляются кадры из разных фильмов и мультфильмов, ребята должны их запомнить за отведённое время, а после просмотра назвать все, которые были показаны.

  • мультфильм «Малыш и Карлсон»;

  • мультфильм «Трое из Простоквашино»;

  • фильм «Королевство кривых зеркал»;

  • мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве»;

  • мультфильм «Летучий корабль»;

  • фильм «Старик Хоттабыч»;

  • мультфильм «Маугли»;

  • фильм «Мэри Поппинс, до свидания!»;

  • мультфильм «Котёнок по имени Гав»;

  • фильм «Золушка»;

  • фильм «Снежная королева»;

  • мультфильм «Тайна третьей планеты»;

  • фильм «Морозко»;

  • мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка»;

  • фильм «Новогодние приключения Маши и Вити»

  • мультфильм «38 попугаев».


Часть 3. Заключение.

В заключение занятия учитель подводит итог и предлагает принять участие в творческой деятельности: попробовать себя в роли художника и нарисовать свою эмблему к 115-летию кино.

По окончании занятия учитель предлагает организовать выставку эмблем в классе.

ПОСТРАЗГОВОР

Создание рекламной киноафиши «Это стоит посмотреть!» о лучших российских кинофильмах и мультфильмах последних лет.

Экскурсии на киностудии «Мосфильм», «Ленфильм» «Киностудию имени Горького», посещение мультипликационных студий.

Создание мультфильма «Давайте вместе снимем мультик!». Проект «Киноуроки в школе».


ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ

Русский язык и изобразительное искусство: работа над созданием киноафиши «Это стоит посмотреть!» о лучших российских кинофильмах и мультфильмах последних лет.

Литературное чтение: инсценирование художественных произведений.

Технология: изготовление эмблемы киностудии.

Музыка: прослушивание и исполнение песен из мультфильмов.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Киностудия «Мосфильм», https://www.mosfilm.ru;

Киностудия «Ленфильм», https://www.lenfilm.ru;

Сайт Союзмультфильм https://souzmult.ru/;

Подборка фильмов на сайте Культура.РФ. https://www.culture.ru/cinema/themes;

Всероссийский проект РДДМ «КиноДвиж» (https://xn--d1axz.xn-- p1ai/competition/2810);

Международный фестиваль детской авторской анимации «Мульт-Горой», https://www.mult-goroy.tvorigora.ru/category/все-мультики/cartoons-2023/.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ

Благодарность создателям первых российских фильмов, рассказывающих о нашей стране и её народе, художественных и мультипликационных фильмов, поддерживающих традиционные российские ценности, создателям исторических и военных лент, рассказывающих о нашей истории.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!