СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ» 10-11 классы. 20 марта 2023 г.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ» 10-11 классы. 20 марта 2023 г.

Просмотр содержимого документа
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ. Сценарий занятия. Методические рекомендации «ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ» 10-11 классы. 20 марта 2023 г.»


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Сценарий занятия

ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ

10-11 классы

20 марта 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ»
Крымская весна - 9 лет мы вместе

Цель: формирование у обучающихся представлений об истории Крыма как исконно русской территории; понимание причин и исторического значения воссоединения России и Крыма.

Формирующиеся ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеороликов с последующим обсуждением.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-1011-method_recom.pdf

  • видеоролики

https://razgovor.edsoo.ru/video/2222/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2208/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2209/

  • интерактивное задание

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/crimea-1011-1/index.html?back_url=/topic/43/grade/1011/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-1011-presentation.pdf



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вводное слово педагога. Обсуждение вопросов, связанных с историей Крыма как исконно русской территории.

Часть 2. Основная.

Русская весна. Обсуждение причин и исторической значимости присоединения Крыма к России.

Часть 3. Заключительная.

Развитие Крыма в составе Российской Федерации. Подведение итогов занятия.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Добрый день, ребята. Сегодня наш разговор посвящен важному историческому событию - воссоединению Крыма с Россией.

Ребята, кто помнит, когда оно произошло?

Ответы обучающихся.

Учитель. Верно, 18 марта 2014 г. был подписан договор о вхождении в состав России двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополь.

Россия и Крым - 9 лет вместе, точнее даже будет сказать - снова вместе, поскольку Крым с глубины веков связан с историей России.

Блок 1. Крым - исконно русская территория.

Интерактивное задание.

Учитель открывает слой карты «Крым в истории России», на который нанесены три объекта: Херсонес, Черноморский флот и оборона

Севастополя.

.

Учитель. Давайте вспомним историю Крымского полуострова, обратившись к интерактивной карте.

Учитель нажимает на иконку «Херсонес», открывается иллюстрация.

Учитель. На карте отмечен древний город Херсонес. Перенесемся в X век. Чем знаменит этот город? Какую роль он сыграл в истории Руси?

Ответы обучающихся.

Если учащиеся затрудняются с ответом, можно предложить дополнительные вопросы:

  • Какое важное событие на Руси произошло в 988 году?

  • Как связано имя князя Владимира с Херсонесом?

(Именно с Херсонеса начинается история русского Крыма, в 988 году в стенах этого древнего города принял крещения князь Владимир Великий. Приняв крещение сам, Владимир установил христианство на всей Руси. Херсонес можно по праву назвать началом истории православной Руси).

Учитель. Ребята, а что сейчас находится на территории древнего Херсонеса?

(Город Севастополь, строительство которого началось в XVIII веке при Екатерине II. Древние останки города Херсонес в настоящий момент превращены в музей и являются одной из главных достопримечательностей Крыма).

Учитель нажимает на иконку «Черноморский флот», открывается иллюстрация.


Учитель. Какую роль императрица Екатерина II сыграла в развитии Крыма в XVIII веке? (в 1783 году ей был основан город Севастополь и русский Черноморский флот).

Какое значение имел Черноморский флот в истории России? Как победы Черноморского флота повлияли на статус нашей страны в мире?

(на протяжении нескольких веков Черноморский флот под командованием великих русских адмиралов славится многочисленными победами над превосходящими силами противника).

Ответы обучающихся, обсуждение.

Учитель. Крым - это Севастополь, город-легенда, город великой судьбы, город-крепость и родина русского черноморского военного флота. Крым - это Балаклава и Керчь, Малахов курган и Сапун-гора. Это символы славы и доблести нашего народа.

Учитель нажимает на иконку «Оборона Севастополя», открывается иллюстрация.

Учитель. Ребята, давайте перенесемся в годы Великой Отечественной войны и вспомним город-герой Севастополь.

Учитель. Ребята, а что вы знаете о героических страницах Великой Отечественной войны в истории Севастополя и всего Крыма?

Какую роль в Великой Отечественной войне сыграла оборона Севастополя?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняет ответы обучающихся). Героическая оборона Севастополя стала одним из самых ожесточенных сражений Великой Отечественной войны. 250 дней город не сдавался, отбивая яростные атаки немецко-фашистских войск, всеми силами стремясь не допустить врага на нашу родную землю.

Учитель (подводя итог первого блока занятия). Мы с вами видим, что история Крыма неразрывно связана с историей России. Крым - исторически русская земля, олицетворение русской боевой славы.

Часть 2. Основная.

Блок 2. Русская весна.

Учитель. Как получилось, что на протяжении более чем 20 лет Крым не входил в состав Российской Федерации?

Ответы обучающихся.

Если обучающиеся затрудняются с ответом, можно предложить дополнительные вопросы:

  • В состав какой советской республики входил Крым с 1954 по 1991 год и почему? (в результате решения руководства СССР Крым незаконно был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР);

  • Какие события привели к тому, что Крым вошел в состав другого государства? (В 1991 году после развала СССР Украина стала независимым государством).

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему несмотря на распад СССР, тесные и дружеские связи между россиянами и крымчанами сохранялись?

(большая часть населения Крыма ощущала себя россиянами, не теряла связи с Россией, у многих остались родственники на территории России, народ объединяла общая культура и история)

Учитель. Однако со временем политика украинских властей приобрела антироссийский и антирусский характер. Давайте вспомним, в чем она проявлялась?

Учитель обращает внимание на те ответы, в которых обучающиеся отмечают, что шли нападки на русский язык (на законодательном уровне активно обсуждался запрет на использование русского языка в русскоговорящих регионах Украины), подвергалась фальсификации наша общая история (в школьных учебниках по истории русские князья объявлялись украинскими, история Киевской Руси выдавалась за историю Украины и т. п.), началась героизация военных преступников и преступных организаций времен Великой Отечественной войны (военному преступнику, украинскому националисту Степану Бандере устанавливали памятники, проводили марши в его честь).

Учитель. Как мог отнестись к такой политике русскоговорящий Крым?

Жители Севастополя и Крыма почти на протяжении четверти века боролись за свое право вернуться в Россию. Многие отмечали, что после распада СССР неожиданно проснулись «в чужой стране».

Для жителей Севастополя, бережно хранивших память о героях Великой Отечественной войны, своеобразным символом борьбы с антироссийской политикой стали герои 35-й батареи - защитники города в 1942 году.

Именно поэтому борьбу за возвращение в Россию крымчане сравнивали с «третьей обороной Севастополя» (по аналогии с первой - в Крымскую войну и второй - в дни Великой Отечественной войны).


Учитель. Посмотрим видеоролик о прошедших в 2014 году событиях и вспомним, как произошло воссоединение Крыма с Россией?

Интерактивное задание (продолжение).

Учитель открывает слой карты «Русская весна» и запускает видеоролик.

Демонстрация видеоролика (титры на фоне видео).

Ноябрь 2013 г.

На Украине усиливается политический кризис.

Январь 2014 г.

Крымчане начинают формировать отряды самообороны.

Февраль 2014 г.

В Киеве происходит государственный переворот, насильственный захват власти.

Власти Украины отменяют закон, разрешающий официальное использование русского языка на территории Украины.

Бессрочная акция протеста с требованием отделить Крым от Украины.

11 марта 2014 г.

Подписана Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

  1. марта 2014 г.

Общекрымский референдум. По результатам голосования 96,77% граждан в Республике Крым и 95,6% в Севастополе высказались за воссоединение с Россией.

  1. марта 2014 г.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписывает Указ о признании Республики Крым суверенным и независимым государством.

  1. марта 2014 г.

В Москве подписывается договор о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации.

21 марта 2014 г.

Подписан закон о ратификации договора, а также закон о принятии Республики Крым и Севастополя в состав РФ в качестве субъектов Федерации.

Русская весна.


Учитель. Воссоединение Крыма с Россией получило название «Русская весна»? Как вы понимаете это выражение? Что оно означает для жителей Крыма? Какое значение имеет для России?

Ответы обучающихся.

Учитель (дополняя ответы обучающихся). Под «Русской весной» мы понимаем массовое общественно-политическое движение против действий украинских властей, в защиту статуса русского языка, охватившее с конца февраля — начала марта 2014 года Крым и другие регионы исторической Новороссии1 после государственного переворота, ставшего итогом «Евромайдана» в Киеве.

Учитель (обобщая ответы обучающихся и подводя итог второго блока занятия). Возвращение Крыма - восстановление исторической справедливости. Подавляющее большинство россиян считают, что российские власти правильно поступили, поддержав стремление жителей Крыма вернуться в состав Российской Федерации, не дав расколоть Русский мир, уничтожить русский язык и русскую культуру на исконно русской территории.

Часть 3. Заключение.

Блок 3. Крым - 9 лет дома.

Учитель. «Русскую весну» как символ возрождения, возвращения к жизни и начала цветения можно справедливо отнести к жизни крымчан в последние годы.

После воссоединения с Россией на полуострове началось масштабное строительство.

Учитель. Ребята, найдите, пожалуйста, в интернете максимальное количество объектов строительства в Крыму за последние 9 лет.

Обучающиеся находят и называют построенные с 2014 года объекты на территории Крыма.

Справочно. Основные направления развития:

  • введение в эксплуатацию Таврической и Балаклавской ТЭС;

  • решение вопросов с обеспечением водой;

  • открытие нового аэровокзального комплекса в Симферополе;

  • открытие трассы «Таврида» (в 2023 году планируется завершение восьмого и финального этапа трассы «Таврида», соединяющей Севастополь и Керчь);

  • строительство и ввод в эксплуатацию Крымского моста;

  • строительство жилых домов, общественных зданий, школ, больниц (В 2022 году введены более 855 тыс. кв. м. жилья, до 2024 года планируется построить около 2,6 млн кв. м.; в 2022 году было построено 10 новых детских садов и 20 отремонтировано, в 2023 году в Крыму построят и реконструируют 46 детских садов. В марте 2023 г. открывается новейший образовательный кластер в историко-археологическом парке «Херсонес Таврический». Детский центр «Корсунь» (филиал МДЦ «Артек» в Херсонесе) и Детская школа искусств предоставят много возможностей для развития творческого потенциала тысячам школьников со всей России);

  • реконструкция Международного детского центра «Артек»;

  • восстановление санаторно-курортных зон;

  • реконструкция памятников культуры (в 2023 г. будет завершено строительство Соборной мечети в Симферополе, которая сможет вместить более 4000 верующих).

Учитель (подводя итог третьего блока занятия). Прошло уже 9 лет с тех пор, как Крым вернулся домой. Сегодня крымчане уверены в завтрашнем дне, они - часть Великой державы. Воссоединение с Россией задало высокий темп развития Крыма и Севастополя. За это время были реализованы проекты, которые невозможно было осуществить до воссоединения с Россией.

Учитель. Ребята, почему для нас, россиян, важно сохранение Русского мира, восстановление исторической справедливости? Проиллюстрируйте этот тезис современными примерами.

Ответы обучающихся.

Учитель. Крым, наш русский, российский Крым, навсегда с нами. «Русская весна», начавшаяся девять лет назад, вспоминается и празднуется каждый год. Этим праздником мы вспоминаем мужество наших героев, провозглашаем мир и единство России.

Демонстрация видеоролика «Крым в сердце каждого из нас».





РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Методические рекомендации

ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ

10-11 классы

20 марта 2023 г.


ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 10-11 классов по теме
«ДЕНЬ ВОССОЕДИНЕНИЯ КРЫМА С РОССИЕЙ»
Крымская весна - 9 лет мы вместе

Цель: формирование у обучающихся представлений об истории Крыма как исконно русской территории; понимание причин и исторического значения воссоединения России и Крыма.

Формирующие ценности: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, историческая память и преемственность поколений (см. Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, п. 25, http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001?index=9&rageSize=1).

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, демонстрация видеосюжетов с последующим обсуждением.

Комплект материалов:

  • сценарий

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-1011-script.pdf

  • методические рекомендации

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-1011-method_recom.pdf

  • видеоролики

https://razgovor.edsoo.ru/video/2222/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2208/

https://razgovor.edsoo.ru/video/2209/

  • интерактивное задание

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/ie/crimea-1011-1/index.html?back_url=/topic/43/grade/1011/

  • презентационные материалы

https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/crimea-1011-presentation.pdf

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Занятие начинается со вступительного слова учителя, рассказывающего о теме занятия. С помощью системы вопросов и обсуждения актуализируются знания обучающихся о празднике – Дне воссоединения Крыма с Россией.

В Блоке 1 «Крым – исконно русская территория» предусмотрено выполнение интерактивного задания, в котором обучающиеся обсуждают значение древнего города Херсонес для установления христианства на Руси; строительство Черноморского флота в XVIII веке и его роль в истории России; оборону Севастополя в годы Великой Отечественной войны и героизм его защитников. При подведении итогов акцентируется внимание обучающихся на том, что Крым – исконно русская земля.

Часть 2. Основная.

В основной части занятия рассматриваются материалы Блока 2 «Русская весна». Учитель через систему вопросов обсуждает с обучающимися, каким образом русский Крым более чем 20 лет не входил в состав Российской Федерации. Обсуждается понятие «Русская весна» и его значение для жителей Крыма и России. Демонстрация видеоролика, рассказывающего о событиях конца 2013 года – начала 2014 года, позволяет обучающимся при обсуждении сделать выводы о значимости исторических событий, связанных с воссоединением русского Крыма с Россией, для восстановления исторической справедливости, для поддержания единства Русского мира.

Часть 3. Заключительная.

В блоке 3 «Крым – 9 лет мы вместе» обучающиеся самостоятельно находят дополнительную информацию о развитии Крыма за последние 9 лет: масштабное строительство жилых объектов и инфраструктуры, восстановление исторических памятников, реконструкция и строительство в Международном детском центре «Артек» и т. д.


При наличии возможности рекомендуется предусмотреть ведение обучающимися дневника внеурочных занятий «Разговоры о важном».

В таком «дневнике» могут отмечаться:

  • тема занятия;

  • ценности, обсуждаемые в ходе занятия;

  • основные выводы обучающегося, сделанные по итогам занятия;

  • ссылки на полезные медиаресурсы и образовательные проекты по тематике занятия;

  • творческие задания и темы для обсуждения с родственниками и друзьями;

  • любая другая информация по теме занятия.

Структура такого «дневника» и организация его ведения определяются образовательной организацией самостоятельно.
















1 Новороссия — обширный историко-культурный регион, присоединенный к Российской империи в результате русско-турецких войн во второй половине XVIII века. Включает в себя территории нынешних ДНР, ЛНР, Херсонской, Николаевской и Одесской областей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!